Факторы экологической опасности (стр. 2 из 3)

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Биосфера и охрана ОС » Потенциальные экологические опасности

Вопросы защиты естественных основ жизни от опасностей стали в последнее время узловыми, ключом к будущему. Потенциальными экологическими опасностями являются технологический и экологический кризисы, в которых оказалась Россия.

Экологическая опасность – вероятность разрушения среды обитания человека, растений и животных в результате неконтролируемых развитий экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф, вследствие чего нарушается приспособленность живых систем к условиям существования.

Рассмотрим источники и последствия этих кризисов (опасностей).

Технологический кризис.

Со вступлением человечества в эпоху научно-технического прогресса, стремительного роста техносферы частота и масштабы ущерба от технологических катастроф стали сопоставимы с аналогичными показателями стихийных бедствий либо с потенциалом военных арсеналов. Эти катастрофы могут вызвать далеко идущие негативные последствия, затрагивающие территории соседних стран и даже распространяясь по всей планете. Потенциально наиболее опасными считаются атомные объекты, химическая промышленность, нефтепереработка, трубопроводы, транспорт. Но и в повседневной жизни, изо дня в день имеют место тысячи «тихих» технологических катастроф, порождаемых выбросами в атмосферу и водоемы, захоронением в землю различных вредных отходов. Их коварность состоит в том, что, подобно накоплению радиоактивности, токсическое воздействие на человека и живые организмы происходит постепенно и до определенного уровня незаметно. Кумулятивный же эффект, однако, с каждым годом растет и в итоге грозит неотвратимым умерщвлением, как природы, так и человека.

О губительном воздействии на здоровье человека техногенных загрязнений неоднократно предупреждали видные ученые. Так, в 70-х годах было высказано предположение, что если в среде обитания возникает резко увеличенный тон мутагенных факторов, таких, как радиация, влияние химических соединений, то генетическая информация человека может быть нарушена. Тем самым встанет реальная опасность разрушения генетических основ человека. Это, в конечном счете, грозит человечеству деградацией и вырождением. Подтверждением служит тот факт, что за последние 30 лет в развитых странах резко увеличилось количество детей с патологическими отклонениями и уже пострадали миллионы людей, чьи дети появились на свет с генетическими аномалиями.

В Российской Федерации есть города и промышленные центры, где уровни загрязнения выше 10 ПДК.

В зоне производств йодорганического и фторорганического синтеза г.Перми наблюдаются массовые заболевания детей. Так, в возрасте 12 – 17 лет у 57% мальчиков и 82% девочек выявлены гиперплазия щитовидной железы, дисфункция надпочечников, которая проявляется дисгармоничным формированием вторичных половых признаков, нарушением менструального цикла у девушек, нарушением нейроэндокринной системы, в наибольшей степени проявляющимся в период полового созревания.

В « алюминиевых городах и других крупных индустриальных центрах патология зубов (изменение эмали зубов) сопровождается изменением всего опорно-двигательного аппарата детей. Загрязнения окружающей среды оказывают воздействие на общее физическое развитие. Так, в Москве вес новорожденных, родившихся у матерей, проживающих в зоне выбросов автозавода им. Лихачева, на 400 г меньше, чем в районе метро Юго-Западная.

В Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре наблюдается четкая картина астенизации (у детей первых 3 лет жизни) – узкая грудь, минимизация массы тела при сохранности минимальной нормы роста

Величина риска заболеваний нервной системы в зонах экологического неблагополучия превышает 60%. Ведущее место в структуре причин детской инвалидности занимают поражения центральной нервной системы, болезни мозга (умственная отсталость, психические болезни) – у 30%, болезни нервно-мышечной системы, в том числе церебральный паралич – у 20% от общего числа детей-инвалидов.

Перейти на страницу: 1 

Рекомендованная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. — 8-е изд. — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. — 13-е изд. — СПб.-Москва-Краснодар: Лань, 2010. — 672 с.: ил.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. — Изд.12-е, перераб., доп. — М.: «Дашков и К», 2007. — 420 с.

  4. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

  5. Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Высшая школа, 2007. — 382 с: ил.

  6. Девисилов, В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ, 2009. — 496 с.: ил.

  7. Кукин, П.П. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.

  8. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков — Изд. 5-е, пере-раб. — М.: Академия, 2008. — 334 с.: ил.

Разрушение озонового слоя и озоновые дыры

В течение почти полувека отмечается значительное снижение содержания озона в атмосфере в регионе Южного полюса. Это явление называется озоновой дырой. Избыточное ультрафиолетовое излучение является результатом недостатка озона, который может привести к дисбалансу экосистемы. 

Сильное ультрафиолетовое излучение также отрицательно влияет на иммунную систему человека, тем самым повышая восприимчивость к инфекциям и болезням. В настоящее время в России и многих других странах запрещено производить и импортировать продукты с вредными для озонового слоя веществами.

Озоновые дыры: причины и последствия

Разрушение озонового слоя: причины и последствия

Вариант №2

Экологическая безопасность – состояние приемлемого вредного воздействия антропогенных и естественных факторов на состояние окружающей среды и здоровье человека. Данное состояние осуществляется благодаря рациональному потреблению природных ресурсов и гармоничному взаимодействию человека с природными экосистемами. Эти принципы изложены в концепции устойчивого развития.

Вред природе и населению могут наносить различные химические, биологические и шумовые загрязнения, уровень которых должен тщательно контролироваться.

Экологическая безопасность является системой, включающей в себя различные меры, позволяющие прогнозировать, предотвращать и устранять чрезвычайные ситуации, угрожающие живой природе и здоровью населения. Регуляция осуществляется на законодательном уровне. В межгосударственных отношениях контроль осуществляется международными организациями: ЮНЕСКО, ООН ЮНЕП.

Промышленные предприятия должны придерживаться экологической политики, диктуемой государством, и осуществлять контроль на местном уровне. Предприятия и производственные комплексы, нарушающие экологическое законодательство обязаны выплачивать штрафы и устранять выявленные специальной комиссией нарушения.

Главной целью политики экологической безопасности, проводимой государством, является формирование благоприятных условий для жизни населения и поддержания биологического разнообразия в природе.

Данная политика осуществляется благодаря внедрению инновационных технологий производства, характеризующихся меньшей отходностью, и разработке новых способов очистки и утилизации выбросов и стоков. Наиболее перспективным направлением являются технологии переработки вторичного сырья, в том числе биотехнологическими методами.

для 3, 8 класса окружающий мир. ОБЖ

Результаты обучения

После обучения студенту следует быть способным к:

  • различению основных природных и техносферных опасностей, их свойств и характеристик;

  • пониманию характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду и применению методов защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

  • идентификации основных опасностей среды обитания человека, оценке
    рисков их реализации;

  • выбору методов защиты от опасностей, в том числе и в сфере своей профессиональной деятельности, и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

  • ориентированию в области законодательных и правовых основ обеспечения безопасности и охраны окружающей среды;

  • выполнению требований безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

  • правильному поведению в чрезвычайных ситуациях;

  • владению понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

  • осуществлению рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Результат с точки зрения государственного стандарта РФ

Изучив курс, студент будет способен:

  • владеть культурой мышления, будет способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке практической цели и выбору путей её достижения;
  • понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное развитие в будущем;
  • понимать проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;* к ответственному и целеустремлённому решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнёрами;
  • к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций;
  • к проявлению гражданственности, толерантности и высокой общей культуры в общении с людьми и в обращении с объектами окружающей среды;
  • к рационализации жизнедеятельности, ориентации на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
  • к проявлениям культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированному мышлению, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
  • к проявлениям культуры профессиональной безопасности, к идентифицированию опасности и оцениванию рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
  • к применению профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечению безопасности и улучшению условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
  • к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированности на это;
  • к оцениванию вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
  • к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности.

Природа экологических кризисов

Среди главных причин уже начавшихся изменений, следует назвать деградацию качества окружающей среды, ее изменения, приводящие к осложнению выживания растительного и животного мира. Это, к примеру, резкое уменьшение объемов осадков на определенных территориях, увеличение температуры воздуха. В не меньшей степени влияют на окружающую среду и прямые последствия человеческой деятельности. К ним относятся загрязнение водоемов промышленными отходами, загрязнения воздуха из-за выбросов ядовитых веществ, повышение радиоактивного фона из-за выбросов при авариях на таких объектах или из-за нарушений при хранении опасных веществ.

В прошлом веке началось бурное развитие энергетики, химии, других направлений. Деятельность людей достигла таких значений, что стала сопоставимой с естественными природными процессами. Это сопровождалось экологическими кризисами на определенных территориях. Шли годы, воздействие человека на природу усиливалось. Локальные и региональные кризисы охватывали все большие площади. В настоящее время изменения достигли такого уровня, что речь идет о глобальном экологическом кризисе.

В последнем определяют четыре составляющих:

О курсе

Курс знакомит с основополагающими принципами ноксологической культуры (культуры безопасности), способствует формированию умений: определять настоящие или потенциальные угрозы, риски и опасности для жизни и здоровья человека и окружающих его людей в условиях его жизнедеятельности; при необходимости применять элементарные методы защиты от них или организовывать превентивные мероприятия; оказывать само- и взаимопомощь; ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.

Изучение материалов курса “Безопасность жизнедеятельности” поможет вам выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасного осуществления своих профессиональных и социальных функций.

Цели и намерения

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование:

    • культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

    • культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков, а также улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

    • готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий от результатов взаимодействия с объектами окружающей среды;

    • мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

    • способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

    • способностей к саморефлексии собственной безопасной жизнедеятельности для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Пути решения экологических проблем

Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек — техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);

  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).

Загрязнение мирового океана и сокращение биоразнообразия

В мировом океане уже сформировались плавучие острова из пластикового мусора.

На мировой океан человечество воздействует по-разному. Например, через сброс отходов, которые формируют новый материк, как указано выше. Но более разрушительное воздействие на него оказывает парниковый эффект.

Планета Земля, как стеклянная теплица, также полна растений! Растения могут помочь сбалансировать парниковый эффект на Земле. Все растения – от гигантских деревьев до крошечного фитопланктона в океане –  поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Океан также поглощает много лишнего углекислого газа в воздухе. К сожалению, увеличение содержания углекислого газа в океане меняет воду, делая ее более кислой. Это называется подкислением океана.

Более кислая вода может быть вредна для многих морских существ, таких как некоторые моллюски и кораллы, планктон, которые являются пищей для других обитателей океана. Потепление океанов от слишком большого количества парниковых газов в атмосфере также может быть вредным для этих организмов. Теплые воды являются, например, основной причиной обесцвечивания кораллов.

Загрязнение мирового океана: причины и последствия

Загрязнение воды

Растущая промышленность также оказывает влияние на качество воды. Посредством неподходящих методов очистки сточных вод все виды веществ, которые не относятся к природной водной среде, направляются в водохранилища. Снижение качества воды вызвано, среди прочего, использованием слишком большого количества удобрений сельскохозяйственной промышленностью и выбросом выхлопных газов наземным и водным транспортом. 

Для справки! Эта проблема актуальна как для морской воды и океана, так и для внутренних пресноводных источников.

Для устранения этой проблемы, прежде всего, необходимо повысить эффективность очистки сточных вод, что, к сожалению, связано с высокими затратами. По мере роста спроса на них следует строить новые объекты такого типа и модернизировать существующие. Контроль за качеством воды и постоянное стремление улучшить уже внедренные решения в будущем могут привести к систематическому улучшению.

Загрязнение воды: причины, источники и последствия

Проблема пресной воды

Водоснабжение в мире становится все более дефицитным. Согласно Совместной программе ВОЗ / ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии (СПМ), 2,5 миллиарда человек (примерно 36% населения мира) по- прежнему не имеют доступа к улучшенным санитарно-техническим средствам. В 2012 году 748 миллионов человек продолжали получать питьевую воду из небезопасных источников. Всемирный фонд дикой природы предупреждает, что к 2025 году дефицит воды затронет около двух третей населения мира.

Некоторые из этих недостатков могут быть связаны с изменением климата. Например, засуха, от которой в течение 5 лет страдают сельскохозяйственные предприятия в США, вызвана повышением температуры и изменением атмосферных условий, способствующих уменьшению количества дождей. Тот же климат Калифорнии обычно характеризуется концентрированным дождливым сезоном, за которым следует длительный и умеренный сухой период. Но в период с 2011 по 2018 год на протяжении 376 недель здесь наблюдалась засуха: дожди не шли, а уровень осадков составлял всего 5% от среднего исторического.

Такая нехватка воды оказывает пагубное влияние на сельское хозяйство. Фермы зависят от воды для орошения, поэтому снижение подачи воды кардинально повлияет на их продуктивность. У фермерских хозяйств будет меньшая урожайность, а это значит, что у производителей также будет меньше сырья для производства продуктов и услуг. 

Если водоснабжение в определенном районе становится критически низким, предприятия в этом районе могут быть вынуждены перенести свои производственные мощности туда, где достаточное водоснабжение. Вода необходима почти во всех аспектах деловых операций, от работающих машин до поддержания чистоты офисных помещений. Переселение вынуждает предприятия тратить средства на новые объекты и оборудование, а также на наем и обучение нового персонала.

Проблема пресной воды: причины дефицита и последствия

Экологические проблемы отходов

По мере роста населения и промышленности растет проблема правильного удаления отходов. Сообщества накапливают столько мусора, что правильно утилизировать его становится все труднее. Например, твердый мусор обычно закапывают на свалках или сжигают, что крайне вредно для окружающей среды. Разлагающийся мусор может привлекать паразитов, вызывать неприятный запах или вымываться в грунтовые воды. Дым, выделяемый при сжигании мусора, способствует загрязнению воздуха.

Некоторые побочные продукты производственного процесса, опасные и токсичные для человека и окружающей среды, усиливают необходимость в улучшенной утилизации отходов. Эффективность иногда достигается за счет экологической устойчивости.  Отходы используются для получения вторичного сырья, из-за этого снижается необходимость в большом количестве вредного производства, конечная продукция удешевляется.

Проблема мусора и отходов в современном мире

Заключение

Жизнь на Земле подвергается различным опасностям. Безопасность жизнедеятельности рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по происхождению на 6 групп: природные, антропогенные, биологические, техногенные, социальные, экологические.

Перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.

Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух, вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища, шум, вибрации, электромагнитные поля от бытовых приборов и телевизоров, ионизирующие излучения медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Опасности реализуясь в пространстве и времени, в зависимости от их природы, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, причиняют вред здоровью человека и могут оказывать на него отрицательное воздействие, такое как нервное потрясение, чувство дискомфорта, усталость, острые и хронические профессиональные заболевания, травмы различной тяжести, летальный исход. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.

Условия окружающей среды и образ жизни (труд, быт, отдых питание), а также факторы окружающей среды (физические, химические, биологические и психологические) воздействуют на здоровье человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector