Политический терроризм: предыстория современности

Борьба с терроризмом

См. также Национальный антитеррористический комитет, Режим контртеррористической операции

26 февраля Госдума приняла закон «О противодействии терроризму». Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.

В июле в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.

Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.

Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается:

  • право президента РФ единолично принимать решение об использовании спецподразделений ФСБ за пределами России,
  • возможность заочного судебного разбирательства и вынесения заочного приговора в отношении лиц, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях и недостижимых для правоохранительных органов,
  • разрешение спецслужбам пренебрегать тайной переписки, телефонных переговоров и неприкосновенностью жилища,
  • запрет средствам массовой информации не только заниматься публичным оправданием терроризма, но и разглашать информацию о средствах, методах и других подробностях проведения спецопераций.

1.

Теракт на Бали. 202 погибших
Это страшное событие, которое повлекло за собой смерть 202 людей, в числе которых 164 иностранца, произошло 12 октября 2002 года.
На популярном курорте Кута-Бич на острове Бали, прогремело два мощнейших взрыва. Оба были в общественных местах, где находилось много народу. Первая бомба взорвалась в пабе “Пэддиз”, ее привел в действие смертник. Через небольшой промежуток времени на соседней улице взорвалась машина, начиненная взрывчатыми веществами.
Из-за огромного пожара от взрыва пламя охватило более двадцати домов. 21 октября 2002 года виновник был задержан. Им оказался Абдул Азиз. Это самый крупный теракт за всю историю Индонезии.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград — религиозных, идеологических, политических и любых других, — между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное — организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 6 марта 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Базовые определения, закрепленные в Законе РФ

В России правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основные положения по противодействию терроризму сформулированы в Законе N 35-ФЗ и Указе Президента РФ от 15.02.2006 N 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.09.2012).

Кроме понятия «терроризм» Закон N 35-ФЗ закрепляет следующие определения.

  1. Террористическая деятельность — это деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

  1. Террористический акт — это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
  2. Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьбе с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

  1. Контртеррористическая операция — это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).

Иностранные террористы в России

См. также: Иностранные боевики в Чечне и на Северном Кавказе

Незаконные вооружённые формирования в России зачастую действуют под руководством либо при активном участии иностранных граждан, прошедших подготовку за рубежом и финансируемых из источников, связанных с международными террористическими организациями. По данным спецслужб России, только в 2000 году на территории Чечни насчитывалось 2,5-3 тысячи иностранных боевиков, а в ходе боевых действий в 1999—2001 гг. было уничтожено около 1 тыс. иностранцев, в основном из арабских стран: Палестины, Ливана, ОАЭ, Египта, Йемена, Иордании, Афганистана, Саудовской Аравии, Кувейта, Туниса, Турции, Таджикистана, Алжира, Сирии.

Идейная основа терроризма в России — территориально-религиозная доктрина. Обращение к национальным чувствам людей, их религиозным верованиям зачастую используется террористическими организациями и их лидерами.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996г.; одобрен Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05 июня 1996г.: в ред. Федер. закона от 31.12.2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. О безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07 декабря 2010 г.; одобрен Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 декабря 2010г.: в ред. Федер. закона от 05 октября 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 1, ст. 2; 2015. — № 41 (ч. 2), ст. 5639.
  3. О противодействии терроризму: Федер. закон Рос. Федерации от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февраля 2006 г.; одобрен Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 01 марта 2006 г.: в ред. Федер. закона от 06 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 11, ст. 1146; 2016. — № 28, ст. 4558.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / Алексеев С.С., Архипов С.И. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
  2. Бельский В.Ю., Сацута А.И. Терроризм как социально – политическое явление. Противодействие в современных условиях: монография. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 367 с.
  3. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени образовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008. – 55 с.
  4. Пуховский В.И. Глобальный терроризм и роль международного сообщества в борьбе с ним / В.И. Пуховский // Юридический журнал. – 2006. — №1. – 10 с.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. – 4–е изд., переаб. И доп. – М: Проспект, 2015. – 528 с.
  6. Жалилов М. Терроризм как угроза стабильности в мире, актуальность борьбы с терроризмом // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 281-282.
  7. Мохаддам Фатали М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. – М.: Форум, 2011. – 288 с.
  8. Пиджаков А.Ю. Международно – правовое регулирование борьбы с современным терроризмом. – СПб.: Нестор, 2001. – 188 с.
  9. Организация Объединенных Наций. Основные факты. – М.: Весь мир, 2000. – 450 с.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики — борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций — террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока — активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector