Модальность (психология)

Как определить, кто ведет

Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:

Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?

Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:

  • Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
  • Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
  • А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.

Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:

  • Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
  • Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
  • Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
  • Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
  • Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.

На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.

В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.

Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Виды алетической модальности

Они представлены следующими сужениями:

  1. Проблематические (суждение касаемо возможности наступления события). Теперь вышерассмотренный пример принимает следующий вид: В России могут быть проведены реформы в отношении Вооруженных Сил. Ассерторические (суждения о реально существующем факте). К примеру: В России в настоящее время действительно проходит реформирование Вооруженных Сил. Как видно из примера, отсутствует выражение модальности, а констатируется лишь непосредственно факт происходящего.
  2. Аподиктические (суждения касательно необходимости свершения события). Пример: В России необходимо провести ряд реформ в отношении Вооруженных Сил.

Основные виды модальностей

Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.

Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.

Визуалы

Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:

  • соблюдение дистанции в общении;
  • установка зрительного контакта.

Их отличает:

  • красивый, аккуратный почерк;
  • стремление к порядку везде и во всем.

Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:

  • «на первый взгляд»;
  • «казалось бы»;
  • «как видите»;
  • «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
  • «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».

На заметку. Зрительная память визуалов почти безупречна – они запоминают «картинами, образами», славятся умением быстро и точно решать задачи.

Аудиалы

Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.

Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:

  • Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
  • Прекрасно умеют декламировать.
  • Отвлекаются на шум.
  • Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
  • У них хорошо развита слуховая память.
  • Взгляд во время общения направлен посередине.
  • Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».

Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.

Кинестетики

Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:

  • При общении они часто касаются другого человека.
  • Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
  • У них живая мимика.
  • Не обращают внимания на беспорядок.
  • Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
  • Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
  • У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
  • Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
  • Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.

Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного

Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.

Типы и виды модальных суждений. Ассерторические и модальные суждения.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

В любом суждении утверждается наличие или отсутствие той или иной ситуации. Однако некоторые ситуации в жизни не просто наличествуют или отсутствуют, но наличествуют или отсутствуют случайно или необходимо. Если же мы говорим о будущем, то можем характеризовать отдельные ситуации как возможные или необходимые, или как невозможные и т.п. Одни действия и поступки людей в обществе разрешены, другие даже обязательны, а некоторые – запрещены. Что касается суждений о наших знаниях, то знания, о которых идет речь в суждении, могут быть доказанными или недоказанными, достоверными или нет и т.п.

В зависимости от того, содержат ли суждения подобные характеристики явлений, событий, процессов и т.д., они подразделяются на ассерторические и модальные.

Ассерторические — это суждения, которые содержат только некоторую информацию и не содержат оценки этой информации.

Пример. «Человек – мыслящее существо»; «Некоторые лебеди белые».

Модальные — это суждения, которые содержат оценку заключенной в них информации.

Пример. «На Марсе, возможно, есть жизнь»; «Каждый человек обязан соблюдать закон»; «Возможно, что существуют внеземные цивилизации»; «Обыск обязательно производится в присутствии понятых»; «Иногда отличные оценки студенты получают на экзаменах случайно».

Модальными являются все суждения, выражающие законы конкретных наук. Утверждая наличие какой-либо связи в формулировках законов науки, мы утверждаем необходимый характер этой связи.

В некоторых случаях в модальных суждениях характеристика ситуаций, о которых в них говорится, не выражается явно, но подразумевается.

Примеры: «Ни один человек не может жить без пищи»; «Некоторые люди не могут лгать».

Выделяют несколько типов модальностей, а внутри каждого типа – несколько видов. Виды модальностей соответствуют так называемым модальным операторам – специальным словам, с помощью которых и осуществляется оценка (характеристика) заключенной в суждении информации.

Алетическая модальность. Ее виды: «необходимо», «возможно», «невозможно», «случайно».

Пример. «Завтра возможен дождь».

Между операторами этой модальности существуют следующие соотношения:

«Необходимо А» ~ «Невозможно не-А».

«Возможно А» ~ «Не необходимо не-А».

«Случайно А» ~ «Возможно А и возможно не-А».

Алетические модальности имеют особую значимость в науке. Науку, прежде всего, интересуют закономерные связи между явлениями, причинная обусловленность явлений, возможность или невозможность некоторых явлений при тех или иных обстоятельствах. Вообще когда говорят о науке, то имеют в виду систему необходимого знания.

Вопросы о том, что значит необходимость некоторой связи явлений или некоторого события, какой смысл имеет утверждение о возможности чего-либо, какие нужны основания для признания истинности утверждений о необходимости или возможности каких-то ситуаций, не являются в сколько-нибудь достаточной степени выясненными ни в философии, ни в логике. В философии обычно ограничиваются некоторыми метафорами вроде того, что необходимое – это «прочное, устойчивое в явлениях».

Деонтическая модальность – это характеристики действий и поступков людей в обществе. Ее виды: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично».

Пример. «Посторонним вход запрещен».

Между операторами этой модальности существуют такие соотношения:

«Обязательно А» ~ «Не разрешено не-А».

«Разрешено А» ~ «Не обязательно не-А».

«Запрещено А» ~ «Не разрешено А» или «Обязательно не-А».

Эпистемическая модальность указывает на научную достоверность содержащейся в суждении информации, т.е. это – характеристики наших знаний. Виды эпистемической модальности: «доказано», «опровергнуто», «возможно» (допустить, что истинно некоторое высказывание), «знает», «верит», «убежден», «сомневается».

Пример. «Доказано, что Земля вращается вокруг Солнца».

Взаимосвязи между операторами этой модальности следующие:

«Доказано А» ~ «Опровержимо не-А».

«Доказано не-А» ~ «Опровержимо А».

Кроме названных, довольно часто встречаются аксиологическая модальность («хорошо», «плохо») и временная модальность («всегда», «иногда», «никогда» и т.д.).

Для записи модальных высказываний приняты следующие обозначения:

Алетическая модальность: ð (N) — необходимость; à (M) — возможность; ∆ (S) — случайность.

Деонтическая модальность: О – обязательно; Р – разрешено; З – запрещено.

Эпистемическая модальность: Д – доказано; Оп – опровергнуто; К – знает.

Пример. «КА» означает: «Некто знает, что имеет место ситуация А».

Модус и модальность

Актуализационные категории модуса

Актуализационные категории модуса выражают отношение сообщения (пропозитивного содержания) к действительности. К ним относятся:

  • модальность — с точки зрения реальности / нереальности;

    • Модальность действительности означает, что содержание высказывания, с точки зрения говорящего лица, соответствует объективной реальности: субъект излагает сообщаемое как реальный и достоверный факт.
    • Модальность недействительности наоборот означает, что говорящий излагает сообщаемое как возможное, желаемое, предположительное, сомнительное и т. д., то есть как не реальное. Модальность недействительности подразделяется на следующие семантические виды:

      • модальность необходимости и долженствования (дебитивная модальность)
      • модальность возможности и невозможности (потенциальная модальность)
      • предположительная (гипотетическая) модальность
      • побудительная (императивная) модальность
      • модальность намерения (интенциональная модальность)
      • желательная (оптативная) модальность
  • персонализация — отношение действия, признака к субъекту ситуации, которым может быть говорящий (1-е лицо), адресат (2-е лицо) и не участвующий в акте коммуникации (3-е лицо).
  • временная локализация — фиксация события на временной оси или отсутствие такой фиксации. Точка отсчета — момент речи. Временная локализация проявляется в противопоставлении: сейчас — до — после.
  • пространственная локализация — фиксация события в пространстве общения или за его пределами, которая выражается в оппозициях здесь—там, сюда—туда, отсюда—оттуда, вверху-внизу, внутри-снаружи, далеко-близко….

Квалификативные категории модуса

Квалификативные категории модуса выражают отношение говорящего к событиям и информации о них. К квалификативным категориям относятся:

  • авторизация — это квалификация информации с точки зрения источников её сообщения. Она проявляется в оппозиции «свое/чужое».
  • персуазивность — (от лат. persuasio — уговаривание, мнение) — это квалификация информации с точки зрения степени её достоверности, проявляется в оппозиции «достоверно/недостоверно».
  • оценочность — выражение положительного или отрицательного отношения говорящего к пропозитивному содержанию; oбщая оценка ситуации, лица, предмета по параметрам «хорошо/плохо» (качественная оценка), «много/мало» (количественная оценка).

Социальные категории модуса

Социальные категории модуса — выражение отношения говорящего к собеседнику: почтительное — фамильярное, официальное — дружеское. В зависимости от отношения к собеседнику различаются ситуации равенства, «сверху вниз», «снизу вверх». К проявлениям социальных категорий относятся всевозможные оговорки, пометы, используемые для введения необычных выражений.

Модальность в психологии

Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В — определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.

Модальности восприятия

Существуют следующие модальности восприятия в психологии:

  • рациональная модальность (мыслительные операции);
  • кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, );
  • слуховая (аудиальная);
  • зрительная (визуальная).

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность — получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал
    – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал
    – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик
    – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».

Модальность мышления

Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:

  1. Рациональная модальность
    – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
  2. Эстетическая модальность
    — художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
  3. Инструментальная модальность
    – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
  4. Магическая модальность
    – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
  5. Этическая модальность
    – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».

Модальность эмоций

Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:

  • радость – позитивное отношение к миру и себе;
  • интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
  • удивление – внезапные изменения;
  • печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
  • отвращение – эмоция отвержения;
  • гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
  • презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
  • стыд – переживание человеком неполноценности;
  • страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
  • вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная
    – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая
    — запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая
    – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная
    – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная
    – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная
    – память на запахи.
  7. Эмоциональная
    – запоминаются все пережитые .

Модальность и наклонение

Иногда термин модальность выступает как синоним термина наклонение, но чаще эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение — грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностью, как, например, конъюнктив в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами).

Дискуссии о модальности в смысле грамматической категории ведутся в нескольких проблемных направлениях по вопросам о:

  • О способах выражения модальных значений;
  • О составе модальных значений (включать или нет в состав модальных значений утверждение/отрицание, повествовательность, вопросительность, побудительность);
  • О том, насколько «модально» повелительное наклонение.

В отечественной синтаксической науке сложились две основные точки зрения на модальность:

  1. Модальность считается грамматической категорией, характеризующей содержание предложения с позиции реальности/ирреальности;
  2. Модальность означает грамматикализованное отношение говорящего к действительности.

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные)
    – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные)
    – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные)
    – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая — запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная – память на запахи.
  7. Эмоциональная – запоминаются все пережитые чувства и эмоции.

Способы выражения

Модальность может выражаться различными грамматическими и лексическими средствами:

  • специальными формами наклонений
    • в русском языке — изъявительное, повелительное и сослагательное (условное), а также независимый инфинитив (Отдохнуть бы!)
    • в английском — Imperative и Subjunctive Mood и т. д.;
  • модальными словами:
    • вводными и наречиями — кажется, пожалуй, возможно англ. perhaps, likely, maybe, probably;
    • модальными глаголами:
      • в английском — dare, can, may, must, should и ought,
      • в немецком — dürfen и können (мочь), mögen и wollen (желать), müssen и sollen (быть должным),
      • в русском — хочу, могу, должен, обязан (словами состояния: надо, можно и т. п.).
      • во французском модальные глаголы имеют окончание -oir: vouloir (хотеть), pouvoir (мочь), devoir (быть должным), savoir (знать, уметь);
  • интонационными средствами.

Виды

Итак, наиболее распространёнными являются такие виды:

Алетический

Алетическая модальность представляет собой закономерную связь между какими-то явлениями. Она ценна для науки и использует такие слова, как: возможно, случайно, может быть и прочее.

Разновидности:

  • Аподиктические суждения – то есть истина. Это такие утверждения, которые совершенно бессмысленно подвергать сомнениям. Допустим, каждый знает, что два плюс два четыре, и как не пытаться посчитать, даже подставив разные формулы, другого результата не получить.
  • Ассерторические – отображают реальность, только, как говорится, здесь и сейчас. Модальность в таком случае не выражается, а происходит лишь констатация факта. Например, «чай вкусно пить с печеньем» – через какое-то время человек может разлюбить печенье, поэтому эта фраза будет совершенно неактуальна. Либо «по рецепту в салат оливье добавляется докторская колбаса» – да, так было раньше, но на данный момент вариантов ингредиентов намного больше.
  • Проблематические – представляют собой предположения о чём-то. Примеры: «эта сфера деятельности, возможно, принесёт мне успех и хороший доход», «обувать зимой босоножки, вероятно, плохая идея, так как я быстрее замерзну и заболею в итоге», «новый коллега, скорее всего, подлый человек и необходимо быть с ним настороже».

Деонтический

Её ещё называют нормативной. А всё потому, что распространяется она лишь на правовые, либо нравственные нормы поведения личности в социуме. Употребляются такие слова, как, «разрешено», «запрещено», «обязательно», «не обязательно» и прочие синонимы.

Разновидности:

  • Суждения о правах. То есть, об их наличии, или наоборот, отсутствии.
  • Суждения об обязанностях. Точно такая же ситуация, как и в предыдущем пункте.

Эпистемическая

Отображает степень достоверности какой-либо информации. Используются слова: доказано, опровергнуто, не доказано…

Разновидности:

  • Проблематичные – вызывают сомнения. Их сложно доказать, обосновать и, соответственно, опереться на них, строя дальнейшие предположения.
  • Достоверные – опять-таки, которые представляют собой истину. В их обоснованности присутствует логика и здравый смысл.

Аксиологическая

Или оценочная, так как является чем-то вроде характеристики, указывая на отношения личности к тому, что её окружает. Включает в себя такие слова: нравится, не нравится, хорошо, ужасно, приятно, отвратительно и прочее.

Благодаря этой форме мыслей мы можем понимать, каким образом строить отношения с другим человеком, его и свои границы, предпочтения, ценности и вообще, сущность, характер.

Кстати, если желаете получить больше информации о том, что такое границы, личное пространство и как его отстаивать, не нарушая при этом чужое – нажимайте сюда.

Слышим, видим, осязаем?

Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?

Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:

  • слуха;
  • зрения;
  • обоняния;
  • осязания;
  • вкуса.

Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.

Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.

Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию

Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность ощущений в психологии — получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. Жесты и мимика таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».

«Я милого узнаю по походке»

Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!

Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.

Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:

  • Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
  • Насколько напряжены его мышцы;
  • Что подсказывает ему его интуиция;
  • Сидит ли он, стоит или идет.

Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А

Для того, чтобы принять важное решение, вы

  • часто обращаетесь к своей интуиции;
  • должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
  • должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
  • сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
  • должны доверять тому, кто это решение предлагает.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
  • вы испытываете доверие;
  • нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
  • вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
  • если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.

На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.

Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности. Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия

Что такое модальность?

Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.

Виды модальности

Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.

Выделяют следующие виды модальности:

  1. Визуальная – зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
  2. Аудиальная – слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
  3. Кинестетическая – тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
  4. Логическая — смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).

Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность – использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.

По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность — это вторая сигнальная система. Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.

Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.


сенсорного голода,

Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой – проговаривая их вслух, третий – подключит подручные предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector