Наука и образование
Содержание:
Восемь сотен подчиненных брандмайора
Поскольку между двумя «пожарными» указами прошло более полугода, у городских властей Санкт-Петербурга хватило времени на подготовку к их выполнению. И уже к осени 1803 года в городе появились первые одиннадцать пожарных частей, служить в которые отрядили отставных солдат петербургского гарнизона. Надо заметить, что из перечисления пожарных команд становится понятно: их постарались расположить так, чтобы получить возможность в любое время обеспечить пожарной охраной любую часть города. Вот список этих частей: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я Адмиралтейские, Московская, Каретная, Рождественская, Литейная, Петербургская, Васильевская, Выборгская. По мере того, как рос город, росло и число команд: так, в 1811 году к ним прибавилась Нарвская часть, а в 1828 году — Охтинская.
Единственное, в чем санкт-петербургские власти не выполнили царского повеления, это в численности первых городских пожарных. Набрать полторы тысячи отставников, которые при этом годились бы по состоянию здоровья к тяжелой службе в пожарной охране, не удалось: собралось лишь 786 человек. Так что средняя численность каждой пожарной команды колебалась в пределах шести десятков служащих, из которых 50 человек состояли в должностях собственно пожарных, и человек 10-12 — в должностях фурманов, то есть возчиков.
«Пожар Апраксина двора 28 мая 1862. Вид с Садовой улицы». Литография неизвестного автора, 1860-е гг.
Поначалу никаких отдельных зданий типа пожарных депо, знакомых нам по фотоснимкам конца XIX века, у петербургских огнеборцев не было. Команды размещались при полицейских частях, где для них строили скромные помещения (здесь же хранилось и противопожарное оборудование) и небольшие конюшни. Никакого единого пожарного транспорта в то время тоже не существовало: использовались обычные телеги и им подобные гужевые повозки, на которых пожарные вместе со своим нехитрым инвентарем — ведрами, топорами и баграми — под непременный бой колокола ехали к месту возгорания.
Впрочем, такое положение сохранялось недолго: городские власти хорошо понимали, что от степени оснащенности пожарных напрямую зависит благополучие и безопасность не только простых горожан, но и их самих. А поскольку власти предпочитали жить в домах, имевших более одного этажа, то очень скоро у пожарной команды появилось и первое высотное оборудование. Это была пятиколенная механическая пожарная лестница, поднимавшаяся на высоту 17 метров, то есть гарантированно достававшая до верха практически любого здания в Петербурге, кроме разве что шпилей. Двумя годами позже в Санкт-Петербурге учредили пожарное депо и мастерские при нем. Теперь все именовавшееся «огнегасительными средствами» необходимое оборудование, которое можно было произвести своими силами, делалось здесь, в пожарных мастерских, и они же отвечали за содержание пожарного обоза.
23 мая 1892 года в Санкт-Петербурге в помещении Михайловского манежа была открыта первая в стране Пожарная выставка
Тогда же завелась в городе и практика постройки каланчей, с которых круглосуточно наблюдали за пожарной обстановкой по два, как сказали бы сегодня, бойца пожарной охраны. В случае необходимости они поднимали специальные сигналы, пользуясь флагами или шарами (а ночью — фонарями). Иногда сигнальщики передавали требования о помощи, и в подмогу одной части спешила другая, а то и несколько. Именно для руководства тушением таких трудных пожаров, когда требовалось совокупное участие нескольких частей, отряжался брандмайор, который раньше был всего лишь начальником над выделявшимися из горожан пожарных служителей. А в особо тяжелых случаях на место крупного пожара выезжал и городской обер-полицмейстер: пожарные долгое время оставались в подчинении именно у него. Кстати, первый штатный брандмайор в Петербурге появился только в 1827 году: им стал полковник (позднее — генерал-майор) Иосиф Орловский, прослуживший в этой должности десять лет.
Технические музеи Москвы и Московской области:
Технические музеи Краснодара и Краснодарского края:
Музей военной техники краснодар
Музей военной техники «Оружие Победы»
Расположение: Краснодар, ул. Красина, 2 (парк 30-летия Победы)
Тематика: БТТ и артиллерия Советского Союза периода Великой Отечественной Войны
Музей военной техники под открытым небом, единственный в Краснодаре. Стандартный набор советских военных и послевоенных танков и пушек. Из интересного – есть подводная лодка.
Музей ретро-автомобилей Краснодар
Музей ретро-автомобилей
Расположение: г. Краснодар, Воронежская улица, 124
Тематика: автомобили мира
Частный автомобильный музей, принадлежащий сервису по замене автостекол. Музей бесплатный, вход свободный. Около двадцати старинных автомобилей (самый старый экспонат – 1908 года). Есть американский автопром и российская классика. Фотографировать нельзя!
Группа Вконтакте Фотообзор
Музей ретро-автомобилей в архипо-осиповке
Музей ретро-автомобилей
Расположение: с. Архипо-Осиповка, Набережная
Тематика: автомобили мира
Маленький музейчик для отдыхающих. В коллекции 15 автомобилей – в основном советский автопром
Музей космонавтики архипо-осиповка
Музей космонавтики
Расположение: с. Архипо-Осиповка, Набережная
Тематика: космос
Достаточно крупный для столь неподобающего места музей. В коллекции более 1 000 экспонатов. Живой техники нет – только макеты ракет и космических аппаратов.
Видеоролик
Военная горка Темрюк
Музей военной техники «Военная горка»
Расположение: Краснодарский край, городской округ Анапа, Витязево с., ул. Пролетарская
Тематика: авиация и БТТ Советского Союза
Своеобразный музей под открытым небом, в составе – несколько десятков единиц бронетехники, авиации, артиллерии, поездов и даже флота. Экспонаты не в лучшем состоянии, нелепо покрашены (например, колеса выкрашены в белый цвет). Каких-то совсем уникальных машин нет.
Музей истории боевой техники Новороссийск
Музей истории боевой техники
Расположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, улица Суджукская коса, 1А
Тематика: БТТ Советского Союза периода Великой Отечественной Войны
Выставка техники под открытым небом, входит в состав мемориального комплекса «Малая Земля». В составе преобладает отечественная бронетехника (Т-34, ИС-2, ИС-3 и пр.) и артиллерия, есть немецкая противотанковая пушка PAK-40. Коллекция немногочисленная, состояние техники плачевное.
Технические музеи Саратова и Саратовской области:
Музей дальней авиации (г. Энгельс)
Музей дальней авиации (г. Энгельс)
Расположение: Саратовская область, г. Энгельс-1 в/ч 42152
Тематика: Авиация
Сравнительно молодой (открыт в 2000 году) музей стратегической авиации на соответствующей авиабазе. Представлены практически все самолеты этого класса, начиная с пятидесятых годов XX века. Есть и очень редкие машины (например, самолет-заправщик 3МС-2 или учебный Ту-134УБЛ). Также есть несколько реактивных истребителей (МиГ-15, МиГ-29) и вертолетов.
Музей, безусловно, достоин посещения.
Музей военной техники (г. Вольск)
Музей военной техники (г. Вольск)
Расположение: Саратовская область, г. Вольск, Городской парк
Тематика: Бронетехника, артиллерия
Ну, «музей» – это, если честно, громко сказано. Просто в городском парке стоит пяток единиц бронетехники и артиллерии. БРДМ-2, танк Т-44, «Катюша» на базе ЗиЛ-157 и три пушки. Совсем не густо. На безрыбье, конечно… – но если пропустить, то ничего не потеряете.
Технические музеи Ярославля и Ярославской области
- Переславский железнодорожный музей (музей паровозов)
- Музей боевой славы (г. Ярославль)
- Музей уникальной техники Мышкинский СамоходЪ
- Музей-усадьба Ботик Петра I
- музей рыбинского «ОДК-Сатурн».
- Музей «Космос» в Никульском
- Клуб-музей ретро-техники “Экипаж”
comments powered by HyperComments
«От содержания пожарных служителей отныне освободить»
Формальным основанием для создания санкт-петербургской пожарной команды стали два императорских указа. Первый из них был издан 29 ноября (11 декабря по н. ст.) 1802 года и назывался «Об учреждении при полиции особенной пожарной команды», а второй – 24 июня (6 июля по н. ст.) 1803 года, он носил название «О повинностях обывателей города Санкт-Петербурга».
Казалось бы, раз о создании пожарной команды говорится в первом указе, то его дату и следует считать днем основания пожарной охраны в Петербурге. Но в действительности он лишь определял факт создания команды, не отменяя еще пожарной повинности горожан, то есть необходимости выделять специальных людей из числа жителей того или иного района для борьбы с огнем.
Текст указа 1802 года гласил (орфография подлинника сохранена): «В облегчение обывателей здешней Столицы от поставки пожарных работников натурою, приказал Я учредить при Полиции особенную для исправления сей повинности, так как и для содержания ночной стражи команду, из 1602 человек состоящую, составив оную из солдат неспособных к фронтовой службе. По исчислению, от Обер-Полицмейстера мне представленному и при сем в списках прилагаемому, потребно на содержание сих людей в год 129 293 рубля».
«Пожар в Зимнем дворе 17 декабря 1837 года». Картина художника Пьера Мари Жозефа Верне, 1838 год
Второй указ касался отмены или изменения многих повинностей, лежащих на жителях Санкт-Петербурга, но в пункте II этого указа говорилось, что отныне нужно:
«1. Всех обывателей Столицы от содержания пожарных служителей отныне освободить, и как ночных стражей, так и пожарных служителей ни от кого не требовать и никого не наряжать (то есть не отправлять в наряд — Прим. авт.). 3. Для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду, на содержание коей по сделанным в Комитете штатам и положению производить ежегодно из городских доходов по 131.131 рублю 32 ½ копейки. Каким же образом команда сия должна быть составлена, и каким порядком службу свою отправлять она должна, здешний Военный Губернатор вместе с сим получит подробно обо всем положение».
Из документов видно, что лишь второй указ полностью освобождал горожан от выделения пожарных служителей и достаточно подробно рассматривал в приложении штаты и условия содержания «особенной пожарной команды». Именно поэтому его и принято считать отправной точкой истории пожарной охраны Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургские достопримечательные здания и сигналы для пожарных команд. Открытка 1858 года