Игра 5 секунд
Череда размышлений, навеянных просмотром (минутка пафоса)
В сердце каждого человека живет болезнь, называемая страхом. Я еще не встречал в своей жизни бесстрашных людей. Кто-то боится быть отвергнутым, кто-то боится покинуть свою зону комфорта, кто-то боится совершить ошибку и показаться глупым. Все эти страхи накладываются друг на друга, и делают человека глубоко несчастным. Нет, сам он может считать себя счастливейшим человеком на свете, будучи загнанным в свой уютный ограниченный мирок. Дом-работа, работа-дом — многие довольствуются такой жизнью. И лишь немногие способны перебороть свой страх, способны заглянуть за таинственную завесу несуществующих ограничений, и ворваться в незнакомый, но бескрайний и прекрасный мир. Те, у кого это получается, могут назвать себя по-настоящему счастливыми. А кто-то так и будет довольствоваться немногим, даже не догадываясь, чего он мог бы достигнуть, покинь он свою зону комфорта. Но тяжелее всего тем, кто догадывается, и хочет преодолеть границы, но не может побороть свой страх.
Герои аниме столкнулись со схожими проблемами. Кто знает, что бы произошло, не потеряй Такаги своё письмо, или же отдай Акари ему своё. Кто знает, как сложилась бы жизнь Канаэ, если бы она поговорила с Такаги по душам. Мы сами загоняем себя в рамки, при этом всячески оправдываясь. «Я не достойна его. Его взгляд направлен далеко в небо, а я всего лишь хожу по земле» — ну не глупая ли отмазка? Если ты не попробуешь, то так и не узнаешь чувства человека. И тебе останется лишь утешаться своими придуманными оправданиями, и с теплотой вспоминать прошлое, живя при этом в сером настоящем.
Сюжет
Аниме рассказывает три отдельные, но в то же время связанные друг с другом истории. Если вы попросите охарактеризовать «Пять сантиметров в секунду» одним предложением, то я отвечу не задумываясь, ведь ответ нам дан в расширенном названии аниме: «Цепь историй об их отдаленности».
1). Отрывок о цветущей сакуре — Okasho. Это история про двух учеников начальной школы: Такаки Тоно и Акари Шинохара. Их семьи часто меняют места жительства, и ребятам приходится часто переходить из одной школы в другую. Поэтому, когда Акари перевели в класс, в котором учился Такаки, они быстро нашли общий язык и подружились. Они проводили вместе почти всё свободное время, читали в библиотеке или гуляли по любимым местами. Такаки и Акари стали очень близки, поэтому новость о том, что Акари должна будет снова переехать, оказалась для них шоком. С тех пор единственным средством связи для них остались письма. Простые бумажные письма. Они встретились однажды, когда учились в средней школе: Такаки приехал к Акари на поезде. «В то мгновение я ясно ощутил, что значит вечность… Что значит сердце… Что значит душа… Я словно бы осознал всё то, что случилось со мной за тринадцать лет. Но мгновение прошло, и мне стало невыносимо грустно».
Первая история на самом деле самая грустная. История про то, как родственные души, оказавшиеся в детях, были разлучены чередой обстоятельств, с которыми они, в силу своего юного возраста, не смогли совладать. Они так и не сказали друг другу все то, о чем думали, и о чем должны были поговорить. Так и не обменялись друг с другом последними письмами. Кто в этом виноват? Я думаю оба. А возможно, что никто. Никогда не знаешь, как изменится твоя жизнь от одного единственного решения.
2). Космонавт — Cosmonaut. Такаги учится в старшей школе. Ходит на уроки, секцию стрельбы из лука, и пустым взглядом смотрит куда-то вдаль. А тем временем в него влюбляется его одноклассница Канаэ Сумида — скромная, неуверенная в себе девушка. Проходят годы, до выпуска из старшей школы остается совсем немного, и Канаэ решает признаться Такаги в своих чувствах…
Макото Синкай называет эту часть истории своей любимой, и я с ним согласен. Эти двадцать минут принесли мне наибольшее удовольствие. Вот только есть тут небольшая нелогичность, или умышленное умолчание — называйте как хотите. Я так и не понял, что помешало Такаги узнать номер мобильного телефона у Акари, просто отослав ей бумажное письмо, и получив ответ. Единственное разумное объяснение — они потеряли контакты друг друга из-за постоянных переездов, и при всем желании не смогли друг с другом связаться.
3). 5 сантиметров в секунду — Byosoku 5 Senchimetoru. Прошли годы. Такаги закончил университет, и поступил в крупную компанию на должность программиста. Дни проносятся один за другим, серые и безжизненные. И ему постоянно снится один и тот же сон — как они с Акари сидят в поле, и вместе любуются раскинувшимися перед ними просторами. «Когда живешь обычной жизнью, тоска пропитывает всё
Желтеющие страницы книг, зубную щетку в ванной, сообщения в мобильном телефоне… Все эти годы я бежал вперед, пытался поймать что-то важное, что-то недостижимое. И кажется, что в конце концов остался ни с чем»
Он расстается со своей девушкой, с которой встречался последние три года, бросает работу, и на железнодорожном переходе проходит мимо девушки, в которой он узнает Акари. В тот момент, когда их взгляды почти пересеклись, по путям проезжает поезд, за ним еще один, а затем Такаги видит, что Акари уже ушла. Он улыбается, и с улыбкой отправляется на встречу своему будущему, оставив прошлое за собой.
Да, именно так я трактую последнюю историю. Кто-то может с моим видением не согласиться, однако я все равно уверен в том, что улыбка Такаги в последние секунды фильма означает его окончательное признание того, что прошлое должно остаться в прошлом, и что пора прекратить терзать себя утешающими, но оттого не менее горькими воспоминаниями.
Краткие сведения
Пять сантиметров в секунду — выпущенное в 2007 году полнометражное аниме за авторством известного режиссера Макото Синкая длиной чуть больше часа. Как и большинство других его творений, это аниме было выпущено студией CoMix Wave Films. В основе лежит оригинальный сценарий, написанный самим Макото Синкаем. В последствие по мотивам аниме были выпущены ранобэ и манга. Отличительной особенностью Макото Синкая можно назвать его желание делать всю работу над аниме самостоятельно — он прикладывает руку и к анимации, и к музыке, и к написанию сценария, и к режиссуре. Удивительно, насколько это разносторонний человек, и насколько глубокие и проникновенные вещи ему раз за разом удается создавать.
Как сейчас помню: впервые я увидел «Пять сантиметров в секунду» по телевизору, его тогда показывали по телеканалу 2×2. Я просто щелкал пультом, и вдруг наткнулся на нечто необычное: историю про то, как совсем еще юные парень и девушка обмениваются друг с другом письмами. Безумно красивые картинки с закадровым голосом. Посмотрел десять, пятнадцать минут… и переключил на другой канал. Что я могу сказать — глупый был, малой был. «Пять сантиметров в секунду» поймут и воспримут должным образом далеко не все. Это аниме необходимо смотреть, соответствующе морально себя подготовив. Творения Макото Синкая не смотрятся с попкорном или чипсами для того, чтобы посмеяться и приятно провести пару вечеров за просмотром. Нет, они предназначены совсем для другого. Они заставляют задуматься на теми вещами, над которыми обычный среднестатистический человек боится думать вообще или не способен думать в принципе.
Заключение
Это исключительно взрослое аниме. Пожалуй, самое взрослое из всех, что я видел. И именно поэтому юные зрители его попросту не поймут, и вероятнее всего разочаруются в потраченном времени. Знаю это на собственном примере. Для того, чтобы познать всю глубину и красоту «Пяти сантиметров в секунду», необходимо обладать определенным жизненным опытом, и попытаться спроецировать рассказанную историю на собственную жизнь. Да, это может оказаться болезненным процессом, так как история далеко не жизнеутверждающая, скорее даже гнетущая. Но именно принятие действительности может послужить тем необходимым толчком, который может поменять жизнь к лучшему. Возможно, надо перестать жить прошлым, и пришла пора заняться своим настоящим? Вот именно за поднятие подобных вопросов я и полюбил это невероятное творение Макото Синкая, чего и вам желаю!