Раскраска вертолёт

Модели пожарных самолетов

Авиация МЧС постоянно развивается. Под ее нужды используются переоборудован-ные военные судна. Модернизируется и пополняется существующий парк.

Детальная информация видна на видео:

Бе-12 П

Был разработан в 1960 г. на основе противолодочной летающей амфибии Бе-12 в ТАНТК им. Г. М. Бериева.

При разработке этого самолета для тушения пожаров использовалась способность его аналога глиссировать по поверхности воды. С Бе-12 сняли бомбовооружение, установили в грузовом отделении цистерну на 4,5 т жидкости. Еще две емкости объемом по полторы тонны разместили в носовом отсеке.

Бе-200

Как и предыдущая модификация, этот новый летательный аппарат самостоятельно набирает воду в естественных водоемах. Самолеты для тушения пожаров Бе-200 впервые приняли участие в уничтожении возгорания в 1998 г. С тех пор на его базе были разработаны поисковый, патрульно-спасательный летательные аппараты.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 ЧС выпускается серийно и активно используется в авиаотряде МЧС.

Это уникальное по своим характеристикам летательное средство. Он может производить взлет и посадку на землю и на воду. Остальные параметры разместим в таблице:

Летно-тактические характеристики Параметры
Кол-во членов экипажа, человек 2
Разрешенное к перевозке число пассажиров, человек 43
Размеры, метры

Длина

Высота

32,05

8,90

Крыло

Размах, метры

Площадь, квадратные метры

32,70

117,44

Вес самолета без загрузки, тонны 28
Разрешенная одновременная нагрузка

Груз, тонны

Вода в 8 резервуарах, тонны

5

12

Взлетная масса, тонны

С воды

С суши

С глиссирования

37,9

41

43

Тяга, килограмм в секунду 2*7500
Скорость, километры в час

Максимальная (высота 7 км)

Крейсерская

При взлете

При посадке

При наборе воды

700

550–610

220

195

180

Максимальная высота подъема, метры 8 100
Скорость подъема, метры в секунду 8

Бе-200 может производить забор воды из природного источника при высоте волн до 1,2 метра.

Детальная информация видна на видео:

Ил-76 ТДП

Это самый известный российский пожарный самолет. Он может преодолевать рас-стояния до 6 500 км. Дальность полета зависит от того, сколько тонн груза на борту. Его максимальная загрузка составляет 60 т.

Особенность этого летающего средства в том, что он может перевозить одномомент-но 42 тонны воды. Самолет тушит пожар, сливая всю огнегасящую жидкость из резервуаров на очаг возгорания 6–8 секунд, благодаря установленной на нем системе ВАП (выливной авиационный прибор). Подобных показателей не смогли добиться разработчики ни одной страны мира.

ИЛ-76 ТДП принимал участие в различных авиашоу, салонах. Вылетал на испытания в Великобританию. На его счету множество потушенных пожаров. В сети можно посмотреть видео и фото с участием водного бомбардировщика на гашении возгораний в Чили, Боливии, Греции, Турции.

Ан-32 П

Ан-32 П.

Этот самолет был переоборудован из серий-ного АН-32 в 1992 году. Он был оснащен двумя баками, вмещающими по 4 тонны жидкости каждый.

Отличается точностью сброса воды – до десяти метров, скорость – до 10 секунд.

Перегоночная дальность полета – 1 700 км. При тушении пожаров под нагрузкой пролетает до 330 километров. На одном баке совершает 10–15 заходов на объект.

В 2005 году получил международный сертификат, после чего 4 самолета были проданы в Ливию.

Данное летательное средство используется пожарными службами Украины.

Martin Mars

Это патрульный четырехмоторный самолет США дальнего радиуса действия. Он может производить посадку на воду.

В 70-х годах прошлого века «Марсы» были оборудованы более сильным двигателем. На них установили системы сброса воды.

Летающая лодка может поднять в воздух 27 750 литров жидкости и 2 270 л пенообра-зующего концентрата.

Последний раз самолет Martin Mars принимал участие в тушении пожара в 2013 году. Сейчас один оставшийся «Марс» стоит в ангаре американской компании-владельца.

Bombardier (Canadairs CL-415)

Используется пожарными службами Канады, Франции, США. Сейчас в эксплуатации находится около 70 машин из произведенных 88 экземпляров.

Это противопожарная амфибия с двумя турбовинтовыми двигателями. Он может взять на борт 6,12 т воды.

Максимальная дальность полета 2 425 км.

Его легко переоборудовать из транспортного в пожарный и обратно. Может производить забор воды из естественных водоемов.

Модернизированный Ми-26

Одной из самых востребованных вариаций вертолета Halo (американская кодификация) является Ми-26Т. Это пассажирская транспортная тяжеловесная модель, которая занимает особое место в ВС МЧС. Вертолет Ми-26 был модернизирован неоднократно, однако именно версия с литерой «Т» стала определяющей и наиболее эффективной на практике. На сегодняшний день выпуск модели продолжается.

Вертолеты МЧС Ми-26Т оборудованы специальными навигационными и радиоэлектронными приборами, позволяющими выполнять любые аварийно-спасательные задачи даже в сложных климатических условиях. В комплекс устройств входят локаторная система «Веер-М» и модифицированный аппарат командного пилотирования ПКП-77.

Вертолет способен поднимать в воздух до 28 тонн груза. При этом главный отсек может вместить до 80 человек. Экипаж воздушного судна состоит из 3 пилотов. Мощность каждого двигателя – около 11 тысяч л. с. Максимальный скоростной порог – 295 км/ч.

Вертолет Ми-8

Данное многоцелевое воздушное судно было разработано еще в начале 1960-х. По международной кодификации эти вертолеты МЧС России известны, как Hip или В-8. На сегодняшний день являются самыми распространенными 2-двигательными спасательными аппаратами в мире.

Нередко эти вертолеты используются для военных нужд. Впервые они были применены в бою в 1967 году в ударной операции египетской авиации против Израиля. Затем Ми-8 были задействованы в войнах в Сомали, Эфиопии, Афганистане, Абхазии, Ираке, Чечне, Югославии, Осетии, Сирии, Украине. На балансе у РФ находится более 500 единиц, включая модификации.

Вертолеты МЧС модели Ми-8 способны вместить 3 человека экипажа и около 20 пассажиров. Максимальная нагрузка (с учетом номинала) – более 12 тонн. Суммарная мощность двигателей – около 4200 л. с. Средняя скорость – до 250 км/ч.

Летно технические характеристики

  1. Основные геометрические данные

    • Длина вертолета 18374 мм;
    • Высота вертолета 5332 мм;
    • Диаметр несущего винта 21294 мм;
    • Диаметр рулевого винта 3908 мм.
  2. Весовые и центровочные данные

    Взлетная масса:

    • Нормальная 13000 кг;
    • Максимальная 14000 кг.
  3. Предельно-допустимые центровки относительно оси вала несущего винта:

    • передняя +300 мм (впереди оси вала НВ);
    • задняя +30 мм (впереди оси вала НВ).
  4. Емкость топливных баков

    • Расходного, л/кг: 445/346;
    • Лодочных, л/кг: 3350/2600.
  5. Основные летно-технические данные вертолета
  1. Максимальная приборная скорость:
    • G норм. = 13000 кг — 230 км/час;
    • G макс. = 14000 кг — 220 км/час.
  2. Крейсерская скорость полета:
    • G норм. = 13000 кг — 210 км/час;
    • G макс. = 14000 кг — 205 км/час.
  3. Экономическая приборная скорость при G норм., G макс. — 130 км/час
  4. Практический потолок:
    • G норм. = 13000 кг — 3600 м;
    • G макс. = 14000 кг — 3100 м.
  5. Практическая дальность полета:
    • G норм. = 13000 кг — 970 км;
    • G макс. = 14000 кг — 930 км.

Примечание: Основные летно-технические характеристики изменятся в сторону улучшения при установке двигателей ТВ3-117ВМ или ТВ3-117ВМА-СБМ1В

Панель приборов пожарного вертолет Ми-14 ПЖ

Авиационный комплекс тушения наземных пожаров на базе вертолета МИ-14ПЖ

Особенности конструкции вертолета

Вариант 1: Внутри фюзеляжа вертолета установлен резервуар емкостью на 4000 литров, заполнение которого производится с режима висения с помощью двух электроприводных насосов, расположенных на конце рукавов. Конструкция насосного агрегата позволяет производить забор воды с водоемов или горных ручьев глубиной не менее 0,4 метра. Сброс воды из емкости производится открытием створок, расположенных в нижней части резервуара для воды. Часть конструкции резервуара расположена в специальном отсеке вертолета между кессон-баками под полом грузовой кабины фюзеляжа. Опускание и подъем насосного агрегата с рукавами в водоем для забора воды производится с помощью электролебедки ЛПГ-150 или ручной лебедкой БЛ-47. Забор воды производится с режима висения на высоте 1,5-2 метра от поверхности водоема.

Вариант 2: При установке внешней подвески возможно использование внешнего сливного устройства ВСУ – аналогично Ми-8 МТВ. Забор воды производится опусканием ВСУ в водоем на режиме висения.

Основные летно-технические данные вертолета

  • Масса пустого вертолета — 8000 кг;
  • Максимальная взлетная масса — 14000 кг;
  • Емкость резервуара для воды — 4000 л;
  • Минимальная глубина водоема для забора воды — 0,4 м;
  • Время полного заполнения бортового резервуара водой из водоема в режиме висения  — не более 2 мин;
  • Продолжительность полного слива воды из бортового резервуара ( ударный слив) — не более 10 сек;
  • Объем резервуара для химически аддитивной жидкости — 0,4 куб.м;
  • Время продолжительности тушения пожара без дозаправки топливом — от 1,5 до 3-х часов.

Пожарный вертолет Ми-14 ПЖ. Сброс воды

Ресурсы и сроки службы

  1. Начальный (межремонтный) – 1000 час. и 8 лет с возможностью продления до 1500 часов.
  2. Назначенный – 5000 часов.
  3. Назначенный срок службы Ми-14ПЖ – по техническому состоянию (назначенный срок службы вертолётов Ми-8 МТВ-1 и Ми-8 АМТ и их модификаций составит 30 лет).
  4. Сертификат летной годности выдается на основании Сертификата типа Ми-14ПЖ Авиационной администрации Украины.

Недостатки газодинамической технологии пожаротушения

  • сложности с  перезарядкой и заправкой воды и воздуха;
  • громоздкость установок;
  • недостаточная эффективность водяной пыли по противодействию некоторым видам пожаров.

Водяная пушка IFEX 3000

Голландская компания IFEX разработала собственную вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на  EUROCOPTER Ecureuil AS-350 B2/B3, с установкой внешнего топливного бака воды на 300 л и двойной пушки  2 х 18 л,  и на Kaman K-MAX, со встроенным резервуаром для воды до 2000 л и двойной пушки 2 х 25 л.  Производитель утверждает что 100 л. выпущенных из их водяных IFEX пушек по эффективности приравниваются к 1000 л. сброшенным с вертолета обычным способом. Эффективная «стрельба» ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 100 м. К воде могут добавляться присадки. Система может пополняться из окрестных водоемов в режиме висения.

Недостатком данного устройства является малый запас воды и время «перезарядки», составляющее 2-3 с. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то ее использование достаточно ограничено. На вертолете S-64F Helitanker также может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в  вертикальной плоскости. Ее использование ограничено дальностью стрельбы, стоимостью и громоздкостью самого носителя.

Работа установки IFEX c вертолета

На вертолетном заводе ФГУП «КумАПП» в Кумертау адаптировали  вертолеты Ка-32 к сертифицированным образцам западного спецоборудования – системе борьбы с огнем Fire Attack разработанной американской фирмой Simplex.  Она позволяет вертолету сбрасывать до 3140 л воды (раствора), что больше, чем у других аналогичных вертолетных систем. Первоначально разработанная Simplex в 1993 году система борьбы с огнем для Ка-32 также пользовалась повышенной популярностью среди азиатских и восточноевропейских операторов. К началу 2009 года Simplex было поставлено 48 различных систем борьбы с огнем для вертолетов Ка-32, что сделало компанию ведущим производителем противопожарной техники для этой модели вертолетов. Однако нужно отметить, что успехи вертолета Ка-32 в качестве платформы для Fire Attack Simplex делит с корейской LG Int., которая разработала для Ка-32 бак, вмещающий 5000 л. Система Fire Attack Simplex может быть установлена и демонтирована без особых инструментов за 15 минут.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с установкой пожаротушения Fire Attack от американской фирмы Simplex

У всех вышеперечисленных систем горизонтального пожаротушения главным недостатком является то, что наведение на цель (в одной плоскости, а  то и  в обеих) осуществляется пилотом. При расходе тушащего вещества (снижении массы), порывах ветра, изменении движения огня ему крайне сложно не только удерживать машину, но еще и отслеживать процесс тушения. Впрочем, это вопрос опыта пилота.

Современная система горизонтального пожаротушения в работе

Системы горизонтального тушения  уже доказали, что имеют право на жизнь!

Особенности модели БК-117

Эти вертолеты МЧС представляют собой многоцелевые спасательные судна. Предназначены для эвакуации раненых и грузоперевозки. В редких случаях применяются в антитеррористических операциях.

Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.

Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.

Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей – 1500 л. с.

Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.

Многоцелевое судно Бо-105

Данный спасательный вертолет МЧС является ударным. Выпускается одновременно под гражданские и военные нужды. Проект был разработан в 1967 году немецкими инженерами. Бо-105 широко распространены во всем мире. Используются преимущественно для спасательных миссий в труднопроходимой местности.

В экипаж входит всего один пилот. Пассажирская вместимость – 4 человека. В кабину свободно помещается 2 носилок (есть специальные крепления).

Допустимый скоростной порог – 270 км/ч. Высотный потолок полета – до 5000 м.

Вертолет снабжен управляемыми ракетами среднего радиуса действия поражения и несколькими крупнокалиберными пушками.

Пожары, завалы, аварии

В 2019 году вертолеты МАЦ приняли участие в тушении более 12 крупных пожаров в Москве и области.

В распоряжении МАЦ четыре пожарных вертолета — 28-тонный гигант Ми-26Т и три Ка-32А. Последние, более маневренные, применяют не только для тушения пожаров, но и для разбора завалов, транспортировки грузов и эвакуации людей. Для этих целей к вертолету цепляют водосливные устройства, гидравлические захваты или спасательные лебедки. Кроме того, специально для Ка-32А разработали уникальную систему горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения, которая успешно показала себя в 2012 году во время тушения пожара в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Вертолет способен провести в воздухе более трех часов, взять на борт до 13 человек и поднять груз весом до пяти тонн.

На вертолетном шоу в селе Песье Алексей Паршкиков продемонстрировал, как работает водосливное устройство (ВСУ) на внешней подвеске. Мягкое «ведерко» состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана. Модификация ВСУ-5А вмещает в себя до пяти кубометров жидкости. Набирать воду можно из любого водоема глубиной около двух метров. Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. На шоу вертолет Алексея зависал над озером, погружая емкость, после чего делал круг над лесом и сбрасывал вниз мощный поток воды.

После показательного «тушения пожара» Алексей увел машину на вертолетную площадку в поселение Щапово. Там он продемонстрировал, как работает гидравлический захват ГРАПЛ, который применяют для растаскивания завалов, расчистки мест ДТП и других задач, когда нужно быстро и точно поднять в воздух груз.

ГРАПЛ похож на огромную металлическую клешню: два зазубренных «клыка», соединенных мощной втулкой, висят на 30-метровом тросе. Они способны раскрываться на 2,2 метра, сжиматься за восемь секунд и удерживать в захвате груз весом до пяти тонн. В гражданской авиации использование гидравлических захватов считается высшим пилотажем, поскольку пилоту необходимо почти неподвижно зафиксировать вертолет над грузом, который нужно поднять, а оператор должен дистанционно захватить предмет.

В рамках шоу пилот поднял ГРАПЛом в воздух старый автомобиль, сделал несколько кругов над поселением и бережно опустил его обратно. После этого Алексей посадил вертолет на площадку. Через мгновение под фюзеляж, в пространство между шасси, нырнул техник МАЦ и за минуту отсоединил крепление подвески и гидравлику.

Преимущества газодинамической технологии пожаротушения

  • универсальность системы по видам очагов — возможность тушения твердых материалов, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся горючих жидкостей, электрооборудования под напряжением;
  • тушение производится мелкораспыленной водой, значительно сокращается ее расход для ликвидации очага, зданию наносится меньший дополнительный ущерб, связанный с попаданием большого количества воды на расположенные ниже этажи;
  • высокая скорость струи, отсутствие искривлений траектории, позволяет направить ее далеко вглубь горящего помещения, при этом динамика и состав струи, имея все преимущества мелкораспыленной воды, не приведут к разрушению конструкций и оборудования зданий;
  • обеспечение дальности действия системы при меньших энергетических потребностях оборудования по сравнению со струйными средствами;
  • прицельное тушение через окно здания, при этом длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи.

Спасательная авиация

Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.

Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные вертолеты МЧС России БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.

Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова – водосливного аппарата ВАП-2.

Деятельность МЧС

Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.

Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.

При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе – около 150 тыс. сотрудников.

Самый большой пожарный самолет в мире

Evergreen 747 SuperTanker.

Летающее противопожарное устройство, принадлежащее американской компании Global SuperTanker Service, было разработано конструкторами Боинг и Evergreen International Aviation на основании модели Boeing 747-100.

Назвали это средство для тушения пожаров Evergreen 747 SuperTanker. Запас прочности позволяет перевозить 74,2 т пламягасящей жидкости на расстояние до 6 400 км. Максимальная развиваемая скорость составляет 970 км/ч.

Самолет принимал участие в тушении пожаров 5 раз: в Испании, Израиле, Чили и дважды в США. Американское Лесное управление посчитало, во сколько обходится один день эксплуатации – 120 тыс. $. Такие затраты были признаны нецелесо-образными. Из-за этого почти все время Evergreen 747 Supertanker простаивает в ангаре.

Каждый год в мире где-нибудь начинают гореть леса. Единственная возможность прекратить это бедствие – использование самолетов пожарной авиации. Самым сильным и оснащенным авиаотрядом планеты на 2020 год являются соединения МЧС России.

Детальная информация видна на видео:

Заключение

Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector