Тамбур-шлюзы
Содержание:
Назначение
План плацкартного вагона: 6, 11 — тамбуры.
Шум в тамбуре вагона намного интенсивнее, чем в салоне — слышны парные стуки колёсных пар двух соседних вагонов на стыках рельсов и шум трения колёс об рельсы.
Тамбуры, тамбур-шлюзы применяются для ограничения распространения пожара. В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. В проемах противопожарных преград, которые не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения между смежными помещениями категории В или Г и помещениями категории Д должно быть предусмотрено устройство открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического пожаротушения. В цокольных и подземных этажах зданий, сооружений и строений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре. В незадымляемых лестничных клетках типа Н3 вход на них на каждом этаже происходит через тамбур-шлюз, в котором постоянно или во время пожара обеспечивается подпор воздуха.
Входные тамбуры предназначены для защиты от проникновения горячего или слишком холодного воздуха при открывании дверей. В районах с длительным холодным периодом и сильными ветрами или в южных районах с жарким климатом устраивают тамбуры, в условиях средней полосы выходы устраиваются без тамбуров. Известен случай, когда в жилом доме, построенном в 1918 году, перед входом в сени имелось крыльцо-тамбур без дверей с открытым лестничным маршем и рундуком, обшитым вертикальной доской и покрытым самостоятельной односкатной крышей.
Тамбуры железнодорожных пассажирских вагонов — закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона между наружными и внутренними входными дверьми. Предназначены для защиты от проникновения в салон вагона наружного воздуха, шумоизоляции. Обычно каждый тамбур имеет 3 наружные входные двери (по бокам вагона и торцевую) и 1 внутреннюю дверь в салон вагона. В тамбурах выделялось место для курения. Различают «рабочий тамбур» — со стороны служебного купе проводников в плацкартных, купейных вагонах, вагонах СВ, люкс, ресторанах и у кабины машиниста в вагонах пригородных электричек. С рабочего тамбура производится топка котла для обогрева вагона на неэлектрифицированных участках железной дороги. Также в тамбурах оснащено место для хранения запаса топлива (угля, дров). Тамбуры оснащены стоп-кранами экстренного торможения и ручным тормозом для остановки вагона в случае расцепки от состава, или в случае неисправности пневматической системы экстренного торможения.
Перегрузочный тамбур — конструкция, вынесенная за пределы складского помещения. Имеет герметизатор проема и уравнительную платформу. Перегрузочный тамбур защищает груз от воздействия неблагоприятных климатических факторов, а также обеспечивает стабильность температуры в складском помещении.
Лестничная клетка
Ширина двери из коридора в лестничную клетку (м)Высота двери из коридора в лестничную клетку (м)
Ширина входной двери непосредственно на улицу
Высота входной двери непосредственно на улицу
Количество тамбур-шлюзов12345
Ширина двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №1 (м)
Высота двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №1 (м)
Ширина двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №2 (м)
Высота двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №2 (м)
Ширина двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №3 (м)
Высота двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №3 (м)
Ширина двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №4 (м)
Высота двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №4 (м)
Ширина двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №5 (м)
Высота двери на выходе из здания в тамбур-шлюз №5 (м)
Площадь пола лестничной клетки (м2)Тип остекленияОдинарное спаренное остеклениеДвойное раздельное остеклениеПлощадь остекления в лестничной клетке (м2)
8 ТУШЕНИЕ ПОЖАРА И СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
8.1 Тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями.
К ним относятся:
устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных;
устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;
устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;
оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей;
размещение на территории поселения или объекта подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащенных пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.
Выбор этих мероприятий зависит от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания.
8.2 Проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01 , СНиП II-89 , СНиП II-97 .
8.3* Для зданий высотой 10 м и более до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) следует предусматривать выходы на кровлю из лестничных клеток непосредственно или через чердак, за исключением теплого, либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.
Число выходов на кровлю и их расположение следует предусматривать в зависимости от функциональной пожарной опасности и размеров здания, но не менее чем один выход:
на каждые полные и неполные 100 м длины здания с чердачным покрытием и не менее чем один выход на каждые полные и неполные 1000 м 2 площади кровли здания с бесчердачным покрытием для зданий классов Ф1 , Ф2 , Ф3 и Ф4 ;
по пожарным лестницам через 200 м по периметру зданий класса Ф5 .
Допускается не предусматривать:
пожарные лестницы на главном фасаде здания, если ширина здания не превышает 150 м, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется линия противопожарного водопровода;
выход на кровлю одноэтажных зданий с покрытием площадью не более 100 м 2 .
8.4* В чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4 , следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 ? 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 ? 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1 , Ф2 , Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 ? 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
8.3*-8.4* (Измененная редакция, Изм. № 2 ).
Технические функции шлюзовой кабины Bigtel
- Самостоятельный контроль доступа благодаря встроенной весовой платформе
- Встроенный металлодетектор для обнаружения запрещенных предметов (для одного прохода)
- Встроенная цветная видеокамера
- Функция PBS, обеспечивающая контроль за оставленными внутри кабины предметами
- Пульт управления с встроенной интерком-связью
- Звуковая система подсказок и оповещения
- Сенсоры для автоматического открывания дверей
- Встроенная связь с охраной
- Механическая блокировка дверей
- Ночной режим
- Датчики предотвращения несчастных случаев
- Подготовка к интеграции с различными системами контроля доступа
Библиография
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ |
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности |
||
Свод правил СП 1.13130.2009 |
Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы |
||
Свод правил СП 2.13130.2009 |
Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты |
||
Свод правил СП 3.13130.2009 |
Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности |
||
Свод правил СП 4.13130.2009 |
Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям |
||
Свод правил СП 5.13130.2009 |
Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования |
||
Свод правил СП 7.13130.2009 |
Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования |
||
Разумов Н.Н. Рекомендации по расчету вентиляционных устройств противодымной защиты жилых зданий / Н.Н. Разумов, И.С. Шапавалов, И.Т. Светашов. — М.: ЦНИИЭП жилища, 1973 |
|||
Рекомендации по расчету вентиляционных систем противодымной защиты жилых зданий повышенной этажности / Н.Н. Разумов и др. — М.: Стройиздат, 1985 |
|||
Рекомендации по расчету вентиляционных систем противодымной защиты общественных зданий /Б.В. Грушевский и др. — М.: Стройиздат, 1987 |
|||
Инструкция по эксплуатации и ремонту автоматизированных систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности / С. И. Мухин и др. — М.: Стройиздат, 1988 |
|||
Нормы противопожарной безопасности НПБ 240-97 |
Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний |
||
Государственный стандарт России ГОСТ Р 53300-2009 |
Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний |
||
National Fire Codes NFPA 92В (2005) |
Smoke Management Systems in Malls, Atria and Large Areas |
||
Методические документы в строительстве МДС 41-1.99 |
Рекомендации по противодымной защите при пожаре (к СНиП 2.04.05-91*) |
||
Пожарная профилактика в строительстве / под. ред. В.Ф. Кудаленкина. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1985 |
|||
Ключевые слова: система противодымной защиты, система дымоудаления, незадымленная зона, продукты горения, вентилятор дымоудаления, противопожарный клапан, воздушная противодымная
Устройство
Ширина тамбуров принимается больше ширины проёмов на 0,5 метра (0,25 метра с каждой стороны проёма), а глубина — больше ширины дверного полотна на 0,2 метра, но не менее 1,2 метра. Защитные свойства тамбуров зависят от их планировки. Для тамбур-шлюзов необходимы размеры, позволяющие войти в него, закрыть за собой двери и открыть следующую дверь. Исходя из этих условий, глубина тамбур-шлюза принимается на 30 см больше ширины двери, но не менее 1,2 метра, а ширина на 0,6 метра больше ширины дверного проёма.
В тамбур-шлюзах помещений категорий А и Б, помещений с выделением вредных газов или паров 1 и 2 классов опасности следует предусматривать механическую приточную вентиляцию с подачей наружного воздуха для создания избыточного давления круглосуточно и круглогодично.
Тамбур-шлюзы в противопожарных преградах должны быть защищены дренчерными завесами с удельным расходом не менее 1 л/(с·м). Как правило, завесы должны устанавливаться внутри тамбура; с учётом специфических условий объекта защиты они могут быть предусмотрены в две нитки как внутри, так и снаружи.
Запрещается устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы.
Базовая комплектация шлюзовой кабины Bigtel
- Отделка: молотковая порошковая покраска в стандартные цвета по каталог RAL 7035\8019\9011
- Боковые панели: металлическая панель 3мм
- Организация прохода по-одному: весовой датчик
- Контроль оставленных предметов: радиолокационная система Sun
- Механическая блокировка на ночь: механический замок
- Тип контроля открытия \ закрытия дверей: фотодатчики
- Кнопка антипаника: да
- Освещение: галогенная лампа
- Голосовые сообщения: на русском языке
- Пульт управления: консоль охранника с переговорным устройством
- Режимы работы: ручной, автоматический, полуавтоматический, чрезвычайное положение
- Индикация возможности прохода: светофорная панель
- Возможность организации очереди запросов прохода: да
- Интерком: голосовая связь посетителя и охранника
- Функция предотвращения несчастного случая: да
Компенсирующая подача воздуха.
Способ подачи воздухаМеханическаяЕстественная
Количество клапанов
Больший из размеров клапана компенсации (м)
Меньший из размеров клапана компенсации (м)
Коэффициент дисбаланса.
Нормируемый диапазон допускаемого дисбаланса от -0,3 до 0.
Расчёт соответствует АВОК 5.5.1-2014 «Расчет параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий» и соответствует требованиям СП 7.13130.2013.
8.8. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения из помещений, защищаемых вытяжной противодымной вентиляцией, должны быть предусмотрены системы приточной противодымной вентиляции с естественным или механическим побуждением.
Для естественного притока воздуха в защищаемые помещения могут быть выполнены проемы в наружных ограждениях или шахты с клапанами, оснащенными автоматически и дистанционно управляемыми приводами. Проемы должны быть в нижней части защищаемых помещений. Притворы клапанов должны быть снабжены средствами предотвращения примерзания в холодное время года. Для компенсирующего притока наружного воздуха в нижнюю часть атриумов или пассажей могут быть использованы дверные проемы наружных эвакуационных выходов. Двери таких выходов должны быть снабжены автоматически и дистанционно управляемыми приводами принудительного открывания. Суммарная площадь проходного сечения открываемых дверей должна определяться согласно требованиям пункта 7.4 (дисбаланс в защищаемом помещении допускается не более 30%. При этом перепад давления на закрытых дверях эвакуационных выходов не должен превышать 150 Па.) и по условию непревышения скорости воздушного потока в дверных проемах более 6 м/с.
Компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляцией с механическим побуждением может быть предусмотрена автономными системами или с использованием систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты. При этом в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости. Компенсирующий переток воздуха из шахт лифтов допускается только для лифтовых установок с режимом управления «пожарная опасность». Шахты лифтов с режимом «перевозка пожарных подразделений» и незадымляемые лестничные клетки типа Н2 использовать для подобного устройства не допускается.
Пожароопасные характеристики некоторых веществ и материалов по данным [16]
Материалы, вещества |
Qp·103 кДж/кг |
ψ, г/(м2·мин) |
Vлин, м/мин |
L02, кг/кг |
Бумага в рулонах |
13,4 |
0,48 |
0,27** |
1,03 |
Древесина в виде мебели, отделки стен и перегородок древесностружечными и древесноволокнистыми плитами, деревянные перекрытия и покрытия с пустотами |
13,85 |
0,9 |
1,7 |
1,26 |
Карболитовые изделия |
26 |
0,38 |
0,4 |
2,25 |
Каучук натуральный |
42 |
0,8 |
0,8 |
3 |
Корд |
14 |
0,25 |
1 |
1,3 |
Пакет подвешенных тканей с расстоянием между ними 0,2 м |
13,9 |
1 |
2,4* |
1,2 |
Пенополиуретан |
31,8 |
0,92 |
0,9 |
1,89 |
Подвешенные ткани: |
— |
|||
по вертикали |
13,9 |
— |
18 |
1,2 |
по горизонтали |
13,9 |
— |
0,8 |
1,2 |
Полистирол (изделия) |
42 |
0,89 |
2 |
3 |
Резинотехнические изделия |
33,6 |
0,7 |
1,1 |
2,99 |
Текстолит |
21 |
0,53 |
0,4 |
1,65 |
Угары в свободной упаковке |
13,9 |
0,25 |
6 |
1,2 |
Хлопок в плотной упаковке |
16,8 |
0,25 |
1** |
1,26 |
Штапельное волокно в рулонах |
13,9 |
0,4 |
0,4** |
1,26 |
Ацетон |
29 |
2,83 |
— |
2,22 |
Бензин |
42 |
3,3 |
— |
3,47 |
Бензол |
42 |
2,3 |
— |
3,07 |
Дизельное топливо |
42 |
2,5 |
— |
3,36 |
Диэтиловый эфир |
33,6 |
3,6 |
— |
2,59 |
Керосин |
43,7 |
2,9 |
— |
3,4 |
Мазут |
40 |
2,1 |
— |
3,14 |
Метиловый спирт |
24 |
0,96 |
— |
1,5 |
Нефть |
42 |
1,4 |
— |
-3,24 |
Толуол |
42,7 |
2,3 |
— |
3,09 |
Этиловый спирт |
27,3 |
2 |
— |
2 |
* Линейная скорость принята в направлении, нормальном к поверхности подвешенных тканей. ** Линейная скорость распространения пламени для твердых горючих веществ во взрыхленном или измельченном состоянии (древесные стружки, взрыхленный хлопок, обрезки бумаги и т.п.) принимается равной б м/мин. |