Опасности. виды опасностей. их классификация

Содержание науки

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

  1. Любая человеческая деятельность или же бездеятельность несет в себе потенциальную опасность.
  2. Каждая деятельность должна быть максимально комфортной и не причинять вреда здоровью человека.
  3. Все естественные процессы в природе или антропогенная деятельность склонны к потере устойчивости, а также существует большой риск их негативного воздействия, и каждый человек должен быть к этому готов.
  4. Можно добиться безопасности и чистой экологии, если их значения не будут превышать допустимые показатели, при учете комплексности их воздействия.

Управление в области охраны труда.

Управление охраны труда осуществляется на федеральном и на объектном уровнях. В соответствии со статьёй 216 ТК РФ государственного управления охраны труда, осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по нормативно правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраны и труда осуществляется Министерством охраны и труда и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда по предупредительному надзору за строительство новых объектов и выполнение законодательства по охране труда. Особое положение в системе органов осуществляющих контроль за соблюдение законодательства об охране труда занимает государственная инспекция труда,  которая в соответствии со статьёй 354 ТК РФ выполняет роль координатора надзорно — контрольных государственных и общественных органов.

Государственная инспекция труда выполняет следующие основные функции:

1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства РФ о труде и охране труда посредством проверок, обследований, выдаче обязательного для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушений в пределах полномочий подготовки других материалов, документов о привлечении винновых к ответственности в соответствии с законодательством.

2. Расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует причины их возникновения и разрабатывает предложения о предупреждениях в таких случаях.

3. Рассматривает в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях.

4. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда.

5. Обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда.

6. Ведёт приём населения, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав.

(Самостоятельно структура министерства труда и государственной инспекции труда РФ)

Статьёй 50 закона РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что государственные санитарные врачи Роспотреб надзора РФ по исполнению своих служебных обязанностей имеют право:

1. Получать от предприятий документированную информацию по вопросам обеспечения Сан-Эпид благополучия

2. Проводить санитарно- эпид .расследование, посещать территорию и помещение объектов, подлежащих государственному сан-эпид надзору в целях проверки соблюдения организации санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно профилактических мероприятий

3. Составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица осуществляющие государственный сан-эпид надзор имеют право давать предприятиям предписания, обязательное для исполнения ими в установленные сроки.

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда, установленной статьёй 217 ТК РФ. В организации с численностью более 50 работников создаётся служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. На предприятиях с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введение должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (обязательно с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы или специалиста по охране труда, оно в праве заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Эти организации подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг для оказания которых необходима аккредитация устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно правовому регулированию в сфере труда. Служба охраны труда организации предприятия создаётся её руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира

Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни

Как вести себя на улице

Кто из ребятишек не любит кататься на велосипеде или скейте, бегать? Если вы находитесь не в чистом поле, то вам нужно быть бдительными:

  • играть только там, где безопасно;
  • кататься там, где разрешено.

К сожалению, подростки часто пользуются моментом и катаются на вагонах. Вы рискуете своей жизнью. Подумайте о своих родителях! Ради них соблюдайте правила ОБЖ. Расшифровка аббревиатуры – основы безопасности. Почему основы? Потому что в школе рассказывают такие правила, которые касаются каждого человека.

На улице нельзя поджигать урны, кидать мусор и различные предметы, выскакивать на проезжую часть, ездить на велосипеде на высокой скорости и так далее.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния.

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Рефераты по обж для студентов, школьников, вузов, техникумов

МЧС
Наводнения
Неотложная медицинская помощь при ранениях
Огнетушители
Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата
Опасность поражения электрическим током
Оптимальное рабочее место программиста
Организация и средства доврачебной помощи, аптечка первой помощи
Ориентирование на местности без карты
Освещение
Основные вредные и опасные производственные факторы
Основы безопасности и теория риска
Основы концептуальной безопасности
Особенности загрязнения, заражения и обеззараживания помещений и территорий на сельскохозяйственных объектах
Отравление токсичными ионами металлов
Охрана коммерческих тайн
Оценка инженерной защиты рабочих и служащих ОЭ
Оценка радиационной и химической обстановки
Первая медицинская помощь при остановке сердца
Первая помощь
Пожарная безопасность. Анализ опасностей возникающих при работе в ВЦ
Понятие об экстремальной чрезвычайной ситуации
Поражение электротоком
Последствия стихийных бедствий
Постановка лабораторной работы на ПЭВМ по исследованию утечки газа в аварийных режимах
Правила поведения при взрывах
Преодоление страха и стрессового состояния в автономной ситуации
Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов
Продовольственная безопасность
Производственная и экологическая безопасность
Производственный травматизм
Радиопротекторы
Роль персонала в обеспечении безопасности функционирования технологических систем
Руководство по эргономике работы за компьютером
Смерч
Создание экспертной системы для анализа опасностей
СПИД
Способы тушения пожаров
Средства и методы пожаротушения
Статическое электричество
Стихийные бедствия
Терроризм — глобальная проблема мира
Техника безопасности на предприятии
Техника безопасности при возгорании ЛВЖ
Ураганы
Факторы риска бытовой и производственной среды
Чрезвычайные ситуации мирного времени
Шум и его влияние на организм. Предупреждение вредного действия шума на производстве
Шумовое загрязнение среды
Экологическая обстановка в г. Екатеринбурге
Экономический механизм природопользования
ЭКЧС
Электробезопасность
Ядерные реакторы
Ядерный взрыв

Если вам не удалось найти подходящий материал, мы предлагаем посетить похожие сайты:

  • www.bestreferat.ru— Рефераты по безопасности жизнедеятельности перейти на сайт
  • www.ronl.ru — Рефераты по предмету Безопасность жизнедеятельности перейти на сайт
  • www.parta.com.ua — Реферат по безопасности жизнедеятельности перейти на сайт
  • tululu.org — Рефераты на тему безопасность жизнедеятельности перейти на сайт

В быту

Дома тоже нужно соблюдать правила, например:

  • как обращаться с бытовыми приборами;
  • безопасное использование газа;
  • ремонт приборов и электросетей;
  • безопасное мытье окон и т.д.

На самом деле в родном жилище могут постигать различные опасности. Можно ли оставлять без присмотра готовящуюся еду? Что будет, если все пригорит?

Вспомним, что у ОБЖ расшифровка означает? Правильно, в первую очередь безопасность. А безопасность чего? Жизнедеятельности. Так давайте же с вами будем относиться к своей жизни бережно, учить правилам младших и сверстников. ОБЖ не только учит правилам, но и тренирует дисциплину.

Задачи и функции БЖД

Безопасность жизнедеятельности -это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Кроме того, БЖД можно назвать наукой о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.

Основной целью науки о безопасности является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей системе знаний.

Задачами БЖД являются:

1. Идентификация (распознавание) опасностей — их видов, пространственных и временных координат, величины, возможного ущерба, вероятности реализации и др.

2. Профилактика возможных опасностей.

3. Разработка систем и методов защиты от опасностей.

4. Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности окружающей среды.

5. Разработка мер по ликвидации последствий действия опасностей.

Перечисленные задачи БЖД можно сформулировать в одном девизе: «Предвидь опасность, по возможности избегай ее, при необходимости -действуй!».

БЖД осуществляет экспертизу источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия с учетом климатических, географических и других особенностей региона.

Функцией науки о безопасности является также формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов — установление величин предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, предельно допустимых выбросов, сбросов, энергетических воздействий, допустимого риска и др.

БЖД организует мониторинг состояния среды обитания и инспекционный контроль источников негативных воздействий. Важными направлениями деятельности БЖД является организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов в области БЖД, разработка и использование средств экобиозащиты, а также реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС.

Как любая другая наука БЖД имеет ряд аксиом, то есть положений, не требующих доказательств.

Первая аксиома — об опасности деятельности. Любая деятельность потенциально опасна. С момента появления на Земле вида Homo sapiens человек существует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Абсолютной безопасности не существует.

Вторая аксиома — об оптимальном факторе. Оптимальные факторы среды обитания не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Для любого фактора окружающей среды может быть найдена такая оптимальная интенсивность воздействия или концентрация.

Третья аксиома — об устойчивости человеческого организма к воздействию внешних факторов. Устойчивость человеческого организма к воздействию внешних факторов не безгранична, и ее пределы отличны у разных людей.

Четвертая аксиома — о риске. Риск воздействия опасностей существует постоянно. Величина риска различна и зависит от особенностей системы «человек — окружающая среда».

Пятая аксиома — о приоритетности проблем безопасности. Опасности угрожают не только человеку, но также обществу и государству в целом. Поэтому профилактика опасностей и защита от них является важнейшей государственной задачей.

Наука о безопасности включает несколько разделов. Первый из них -общая теория безопасности — это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.

Природные аспекты безопасного взаимодействия человека с окружающей средой разрабатывает экология. На основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека она дает рекомендации по охране природы, природопользованию и воспроизведению природных ресурсов.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в условиях производства рассматривает охрана труда. Она исследует производственные опасности и разрабатывает методы защиты работающих.

Отдельные разделы составляют «БЖД в условиях ЧС», обеспечивающий защиту населения при авариях, стихийных бедствиях, а также «Основы здорового образа жизни», рассматривающий пути и способы сохранения здоровья.

Экологический вред

Экологический вред — любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований.

Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие таких форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц (экогенный вред). Он может причиняться также вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический вред имеет общественно значимые проявления в демографической сфере: снижается продолжительность жизни, уменьшается естественный прирост населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.

Элементом экологического вреда является моральный вред — нравственные переживания в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда (нарушение права человека на благоприятную окружающую среду).

Таким образом, экологический вред посягает на заинтересованость человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Материальным объектом его посягательства служит качество природной среды: состояние его экологических систем, т.е. обменные процессы, которые протекают в биосфере. Экологический вред проявляется в различных биологических формах, связанных с количественными и качественными изменениями в биосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Особой разновидностью экологического вреда становится антропогенный вред, причиняемый человеку негативными воздействиями окружающей природной среды, его здоровью, состоянию будущих поколений. В его составе выделяется физиологический вред, причиняемый состоянию здоровья человека, и генетический вред. Такое подразделение имеет и правовое значение, в том смысле, что генетический вред необратим. Единственным средством нейтрализации наступления его вредных последствий является предупреждение негативного влияния антропогенных факторов на человека путем улучшения и оздоровления окружающей среды.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней

Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни

Социальный вред

Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни. Это, в первую очередь, семья, одноклассники, сверстники по двору и т. п.

В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред — вплоть до смертельного исхода.

В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается определенный эмоциональный настрой (психологический климат), который влияет на активность личности, на уровень ее безопасности. Благоприятный психологический климат способствует предупреждению физического и психологического травматизма. И наоборот, конфликтные ситуации приводят к агрессивным актам, девиантному поведению возникновению травм и аварийных ситуаций.

Поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector