Статья 5.1. полномочия органов исполнительной власти субъектов российской федерации в области противодействия терроризму

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи — сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Террористические организации, деятельность которых в России запрещена

14 февраля Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:

  • «Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»
  • «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)
  • «Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)
  • «Асбат аль-Ансар» (Ливан)
  • «Аль-Джихад» (Египет)
  • «Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)
  • «Братья-мусульмане» (Египет)
  • «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)
  • «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)
  • «Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)
  • «Талибан» (Афганистан)
  • «Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)
  • «Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)
  • «Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)
  • «Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия)

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации добавились ещё две организации:

  • «Джунд аш-Шам» (войско Великой Сирии)
  • «Исламский джихад — джамаат моджахедов»

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации добавились ещё одна организация:

«Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название — «Салафистская группа проповеди и джихада»)

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации добавились ещё одна организация:

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2016 года признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации:

«Аум синрикё». С 2000 года новое название «Алеф»

Противодействие кибертерроризму

Отдельной угрозой становится кибертерроризм, борьба с которым должна стать задачей не только публично-правовых образований и государственных органов, но и компаний. Под этим явлением исследователи понимают намеренные атаки на компьютерные сети, которые могут вызвать тяжелые последствия, способные привести к гибели граждан и разрушению инфраструктурных объектов. Собственной уголовно-правовой квалификации этому способу совершения преступлений в России пока не дано. В международном праве ее тоже пока нет. При этом для деяния характерны следующие признаки:

  • способ совершения преступления – повреждение компьютерных сетей или программного обеспечения;
  • объект покушения – жизнь неопределенного круга граждан и работоспособность инфраструктурных объектов, включая объекты банковской сферы.

Отдельным видом этого преступного деяния может стать хищение сведений, относящихся к государственной тайне и дальнейшего их использования с целью подрыва обороноспособности государства. Такими сведениями, представляющими интерес для преступников, могут обладать и коммерческие структуры, это могут быть схемы расположения коммуникаций, информация о функционировании систем безопасности объектов, графики отключения электроэнергии, а, значит и систем слежения и контроля и иные данные. Их хищение станет, и одним из способов подготовки нового акта, и самостоятельным деянием, имеющим уголовно-правовую квалификацию. При этом, выявление такого типа покушений на информационную безопасность затруднено.

Проблемой выявления и пресечения этого вида деятельности является практически невозможность выявления непосредственного виновника из-за многочисленных облачных технологий, прокси-серверов и иных средств, затрудняющих поиск следов

Поэтому основное внимание должно быть уделено защите систем, обеспечивающих жизнедеятельность инфраструктурных объектов

Соответственно, при разработке на уровне государственной организации или коммерческой компании мер противодействия кибертерроризму упор надо делать на максимальную защиту двух групп объектов:

  • информации;
  • программного обеспечения и информационных сетей, гарантирующих безопасность объектов жизнеобеспечения или потенциально опасных.

В большинстве случаев для разработки систем защиты потребуются специалисты высокой квалификации, прошедшие подготовку именно в области борьбы с киберпреступностью.

Преступления террористической направленности

В РФ в последнее время наметилась тенденция в динамике преступлений экстремистской и террористической направленности. Это серьезная угроза национальной безопасности и территориальной целостности России. Экстремизм в основном проявляется в публичных призывах к экстремистской деятельности, возбуждении вражды и ненависти, унижении человеческого достоинства, организации деятельности. Что касается терроризма, общество постоянно сталкивается с этим разнообразным по способам действий и формам, широкомасштабным нечеловеческим явлением:

  1. 1999 год. Взрывы в Волгодонске, Буйнакске и Москве унесли 307 жизней, более 1700 человек получили различные ранения или пострадали в той или иной мере.
  2. 2001 год. Широко известная атака на ВТЦ в США, в результате которой погибли несколько тысяч человек, захват четырех пассажирских лайнеров. Теракты совершены организацией «Аль-Каида».
  3. 2002 год. Теракт на Дубровке в Москве. Группа террористов во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников в здании Театрального центра. По официальным данным, погибло 130 человек, раненых — около 700, террористов было 40.
  4. 2004 год. Захват заложников в школе в Беслане. Погибло более 300 человек, в основном дети. Ответственность за организацию теракта взял на себя Шамиль Басаев, его заявление было опубликовано на сайте чеченских террористов «Кавказ-центр».
  5. 2010 год. Взрывы в московском метрополитене унесли жизни 41 человека, ранены оказались 88 человек. Ответственность за взрывы, совершенные смертницами, взяли на себя лидер «Кавказского эмирата».
  6. 2011 год. Взрывы в метро Минска. В результате взрыва устройства, начиненного гвоздями, металлическими шариками и арматурой, погибли 15 человек, более 200 пострадали. Организаторами были граждане Беларуси, но послы Кубы и Венесуэлы считали, что теракт организован силами США.
  7. 2013 год. Взрыв в зрительской зоне на финише марафона в Бостоне. Главными подозреваемыми стали братья Царнаевы, бывшие граждане Киргизии. Их действия были мотивированы войнами США в Афганистане и Ираке, исламским экстремизмом. При этом террористы не принадлежали к какой-либо известной группировке.
  8. 2014 год. Нападение боевиков на Грозный. В результате вооруженного нападения были убиты сотрудники МВД РФ и один мирный житель. Ответственность за нападение взяли на себя члены «Кавказского эмирата». Террористы заявили, что мстят за притеснение мусульманских женщин.
  9. 2015 год. Катастрофа российского самолета над Синаем. В результате взрыва бомбы погибли все 217 пассажиров и 7 членов экипажа самолета, который летел из Египта в Санкт-Петербург.
  10. 2016 год. Теракт в Париже. Жертвами нескольких террористических атак стали 130 человек, более 350 раненых, из которых 99 находились в критическом состоянии. В основном погибли люди в возрасте 20-30 лет. Ответственность за нападения взяла на себя группировка «Исламское государство», запрещенная в России.

Крайние проявления экстремизма — угроза безопасности России и других государств. В результате атак в РФ с 1999 года погибли 1667 человек. Большинство жертв приходится на столицу, республики Южного Кавказа и южные регионы страны. Фактические потери в терактах сопоставимы с потерями в войне. Например, США за период военных действий в Афганистане (12 лет) лишились 2,3 тысяч солдат.

Предупреждение терроризма

Терроризм как явление получил широкую опору в массах, как российских, так и международных. Его питательной базой стали бывшие среднеазиатские республики Советского Союза, население которых, принадлежа к исламской конфессии, по большей части не имеет каких-либо шансов на социальный успех на родине. Этим обуславливается и трудовая миграция, и активное вовлечение населения этих республик в исламские боевые ячейки.

Если на уровне республик России, Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других субъектов Северного Кавказа проводится регулярная профилактическая деятельность, то вести ее в отношении граждан других стран российские правоохранительные органы не могут. При этом режим относительно открытых границ и полной свободы СМИ делает возможным проникновение террористической идеологии в широкие массы граждан стран-членов СНГ. Большинство террористических актов последнего времени были совершены нелегальными мигрантами, как отметил глава Совета Безопасности Николай Патрушев.  Помимо питательной среды для развития радикальных идей в этих государствах существуют конгломераты организованной преступности, заинтересованные в дестабилизации приграничной ситуации.

Таким образом, существуют серьезные внешние факторы, обуславливающие большую опасность этого явления. Среди них:

  • наличие крупных очагов активности вблизи границ России и ее стран-союзников;
  • попытки проникновения международных террористический организаций в ряд регионов страны, налаживание ими связи с местной организованной преступностью, задействование всех коррупционных механизмов;
  • существование в исламских государствах специализированных лагерей подготовки боевиков и смертников, а также исламских учебных заведений, чья образовательная концепция основана на теории джихада;
  • финансовая поддержка внутренних рассадников терроризма со стороны международных организаций;
  • стремление некоторых иностранных государств, даже с использованием концепций противодействия терроризму, ослабить позиции нашей страны на мировой арене;
  • широкое использование Интернета и мировых СМИ для распространения радикальных идей;
  • отсутствие единого международного информационного пространства для противодействия терроризму.

Все это требует принятия системных мер для профилактики проявлений данной угрозы на территории страны.

На уровне Доктрины и корреспондирующих нормативных актов разработаны следующие необходимые меры:

  • политические. Они включают ослабление политических конфликтов, нормализацию социальной обстановки, использование международного сотрудничества;
  • социально-экономические. Здесь должно проводиться оздоровление экономики регионов, выравнивание социально-экономических противоречий между ними, предотвращение маргинализации общества и отдельных его слоев, оказание социальной помощи различным группам населения;
  • правовые. Здесь необходима всемерная реализация принципа неотвратимости наказания за все деяния, имеющие отношение к этому мировому злу, в том числе за незаконный оборот оружия, наркотиков, призывы к насильственным действиям, финансирование боевых ячеек. Должны рассматриваться меры, связанные с регулированием информационного пространства и процессов миграции;
  • информационные. Разработка конкурирующей идеологии, создание в обществе стойкого неприятия любого насилия, вовлечение граждан;
  • культурные. Сюда входит пропаганда гуманитарных ценностей и разработка системы действий по установлению межконфессионального диалога;
  • организационно-технические. Это комплекс действий, направленных на защиту объектов инфраструктуры, а также повышение уровня ответственности лиц, не обеспечивших должным образом такую защиту.

Противодействие терроризму на государственном уровне

Сегодня оно представляет собой деятельность государства и органов местного самоуправления, опирающуюся на законодательный и методологический аппарат и направленную на решение трех видов задач:

  • создание системы превентивных мер, предупреждающих совершение отдельных актов или создание организаций такой направленности (профилактика);
  • деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений этой направленности (борьба);
  • работа по ликвидации последствий совершения террористических актов.

Эта деятельность должна осуществляться в комплексе и в тесном взаимодействии административных и правоохранительных органов.

Террористическая деятельность включает в себя 4 уровня организации:

  • непосредственно боевые ячейки и отдельные группы;
  • круг сочувствующих им граждан, оказывающих помощь в рамках легального поля;
  • широкие и массовые протестные движения, в рамках которых происходит вербовка сторонников;
  • теневая инфраструктура, опирающаяся на мировые элиты и осуществляющая идеологическую и материальную поддержку.

Сегодня противодействие международному терроризму в основном сосредоточено на борьбе с первой группой и выявлении участников второй группы. Борьба с протестными движениями должна опираться на системные изменения в политико-экономической структуре страны, что не всегда возможно, как видно на примере Сирии. Основной причиной использования террора в политической борьбе стало недовольство частью элит распределением властных позиций в пользу алавитов. Без создания международных площадок для переговоров борьба с проявлениями агрессии на публичном уровне стала невозможной.

Работа по пресечению террористической деятельности на четвертом уровне возможна только при взаимодействии межгосударственных коалиций и системной совместной работе разведывательных и контрразведывательных служб различных стран.

Правовая основа

Правовая основа организованной борьбы состоит из международной и российской части. К первой относятся ратифицированные нашей страной международные конвенции, ко второй – совокупность внутренних нормативных актов, начиная с Конституции и ФЗ «О противодействии терроризму», завершая открытыми и закрытыми нормативными правовыми актами, выпускаемыми министерствами и ведомствами.

Среди международных документов необходимо отметить Конвенцию «Совета Европы» 2005 года «О предупреждении терроризма». В рамках иерархии российских нормативных актов основополагающим документом является Концепция противодействия терроризму РФ в 2009 году, которую подписал президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Этот документ состоит из следующих разделов:

  1. Терроризм как угроза национальной безопасности.
  2. Общегосударственная система противодействия терроризму.
  3. Обеспечение противодействию терроризму.
  4. Международное сотрудничество.

Важно, что в нем удалось раскрыть все основные направления борьбы и создать устойчивую базу для принятия нормативных актов специализированной направленности. В концепции отмечается, что терроризм стал серьезной угрозой безопасности страны вследствие увеличившегося количества актов и пострадавших от них лиц, системного характера, выхода на международный уровень

Отдельно отмечено слияние его с транснациональным криминалом, возникновение новых, более совершенных форм и методов осуществления этой деятельности

В концепции отмечается, что терроризм стал серьезной угрозой безопасности страны вследствие увеличившегося количества актов и пострадавших от них лиц, системного характера, выхода на международный уровень. Отдельно отмечено слияние его с транснациональным криминалом, возникновение новых, более совершенных форм и методов осуществления этой деятельности.

На государственном уровне принято утверждение о том, что это явление имеет серьезные основы для своего развития на территории нашей страны по причине существования многочисленных политических, социальных, конфессиональных и национальных противоречий.

Российский Кавказ

Под влиянием экономического кризиса, коррупции местных властей, идеологического вакуума и Чеченской войны в республике начали появляться группы экстремистски настроенной молодежи. Причем влияние Чечни было определяющим, поскольку первые теракты на территории Дагестана в 1996 году (в Кизляре и Каспийске) произвели именно чеченские террористы. Под крылом чеченского сепаратистского движения в Дагестане в 2002 году сформировалась собственная террористическая организация Джамаат шариат.

Кавказский терроризм имеет ряд особенностей. В частности он имеет явно выраженную исламскую окраску, но как правило не направлен против российского присутствия (исключение составляет теракт 2002 года в Каспийске) и против широких масс населения. Мишенью террористов становятся, главным образом, представители местной власти и полиция (например, террористический акт в Карабудахкенте, совершённый 6 марта 2012 года).

В апреле 2013 года по оценкам республиканского МВД в Дагестане действовало 10 террористических групп общей численностью 200 боевиков.

По состоянию на 2017 год, по словам главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, «все диверсионно-террористические группы, действовавшие в Дагестане, ликвидированы».

Чего добиваются террористы

Чтобы выяснить, какие существуют проблемы терроризма в современном мире, кратко необходимо описать цели преступников, которые они преследуют при совершении акта насилия. Они заключаются в следующем:

  1. Демонстрация бессилия власти. В том месте, где произошло преступление, власть утратила свою силу. В этом месте были нарушены законы и мораль, установилась альтернатива действующему управлению.
  2. Пропаганда действием. Произведенный акт насилия заставляет некоторых членов общества сочувствовать террористам, а также присоединяться к их рядам.
  3. Возникновение антиправительственных настроений, активизация работы оппозиционных сил, поскольку теракт трактуется как признак слабости государственного строя. Все эти действия толкают власть к уступкам.
  4. Преступление отрицательно сказывается на экономике страны, где произошел инцидент. Ухудшается имидж города, снижается поток туристов.
  5. Террористы подталкивают страну к смене политического курса. Часто цель бандитов заключается в переходе власти к авторитарной форме правления.

Проблема терроризма в современном мире заключается в том, что террористический акт является наиболее опасной формой дестабилизации общества. Другие способы, такие как развязывание гражданской войны, забастовки, восстания, военная дестабилизация, беспорядки, требуют больших усилий, ресурсов. Также для осуществления планов потребуется поддержка других антиправительственных сил. Чтобы организовать террористический акт, достаточно поддержки террористов узким слоем общества. Также преступникам не потребуется больших технических ресурсов.

Проблема терроризма в современном мире заключается в том, что любой теракт является одним из способов ослабить власть, разрушить политический строй. Юристы относят террористов к категории преступников, которые идут против конституционных основ страны. Они угрожают безопасности всего государства в целом.

Основные причины терроризма и экстремизма

Экстремизм был присущ на протяжении истории многим народам, а степень активности радикальных движений зависела от характера политического режима, социальной и духовной жизни. Качественно новый период развития экстремизма пришелся на вторую половину прошлого века. В Европе, США и России появились организованные движения, которые использовали радикальные действия для воздействия на свои правительства. В России это были народники, в США, Испании, Франции, Италии — анархисты. В качестве других примеров можно назвать фашистские и национально-сепаратистские движения в Италии, Германии, Франции и Венгрии.

ООН назвала основными причинами экстремизма и терроризма бедность, неграмотность, безработицу, нехватку доступного жилья, несовершенство систем подготовки кадров и образования, отсутствие жизненных перспектив, негативные последствия миграции, нехватку объектов культурно-бытового назначения, распространение СМИ идей и взглядов, которые ведут к росту неравенства, нетерпимости и насилия, ослабление социальных и семейных связей, разрушение культурной национальной самобытности и так далее. В отечественной литературе выделяют такие причины:

  • снижение уровня жизни с возросшей социальной дифференциацией, что вызывает злобу, ненависть, зависть, ностальгию по прошлому и так далее;
  • экономический кризис, энергетический, рост стоимости основных благ и обесценивание денег;
  • кризисное положение некоторых социальных и/или профессиональных объединений, особенно имеющих опыт работы со взрывчатыми веществами и устройствами, боевой опыт;
  • рост безработицы, который обуславливает проблемы бродяжничества, психологической деградации, проблемы миграции, дезориентации отдельной личности в условиях свободной экономики и так далее;
  • широкое распространение и доступность оружия, специфических военных умонастроений, военной подготовки;
  • подрыв авторитета или свержение правительства;
  • национальное самоутверждение;
  • распространение взглядов, ведущих к росту неравенства, насилия и нетерпимости, внушение населению вседозволенности и всесильности террористических группировок.

Причины экстремизма как угрозы национальной безопасности обычно делят на социальные (низкий уровень жизни), политические (политическая нестабильность, недостаток мер по обеспечению внутренней безопасности, влияние политических режимов, давние конфликты Запада и Востока, Юга и Севера), религиозные (радикальные течения, пропагандирующие насилие), духовные (кризис общества, искажение принятых моральных, нравственных, общечеловеческих и духовных ценностей) и экономические (сегодня терроризм приносит доходы, сопоставимые с доходами от нарко- и нефтебизнеса).

Конструктивный подход

Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне

В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха

В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector