Что такое устройства обеспечения спуска?

Требования к материалам, из которых производят детали предохранительные пояса

Это еще один важный момент, на который стоит обратить особое внимание при выборе и покупке страховочного пояса. Детали конструкции предохранительного изделия должны быть выполнены из безопасных материалов, которые закреплены в ГОСТе

Стропы поясов, представляющие собой цепи, изготавливаются из металла, чаще всего стали, а канаты – из капрона. Фал производят из металлического листа, методом отлива. Все металлические детали конструкции должны выдерживать сильные отрицательные температуры, до – 40 градусов, а также иметь антикоррозийное покрытие. Это защитит их от процессов ржавения при возможном попадании осадков.

Кушак производится из натуральных материалов, обладающих согревающими свойствами, ремни и лямки из искусственных, синтетических. Применение кожи в производстве деталей, несущих нагрузку, из соображений безопасности не допускается.
Предохранительные пояса должны иметь яркую окраску.

5.2. Проверка прочности динамической нагрузкой

5.2.1. Испытательное оборудование

Испытательное оборудование для динамического испытания спасательных петель классов A и B должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).

Испытательное оборудование для испытания спасательной петли класса C должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.4 и 4.6) и рисунку 4. Это должна быть жесткая структура, имеющая твердую и гладкую поверхность.

Рисунок 4 — Тест-форма для проверки динамической прочности спасательной петли класса C

5.2.2. Испытательная стропа

Испытательная стропа должна быть новым (еще не использованным) динамическим альпинистским канатом, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната, должна иметь номинальный диаметр 11 мм и выдерживать известную ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.

Концы каната заделывают петлями, связав узлы булинь (см. рисунок 5), и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.

Рисунок 5 — Узел булинь

Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100+1 кг длина испытательной стропы, включая петли заделки обоих концов, составляла 2000+100 мм (см. рисунок 6).

F — масса 100+1 кг или эквивалентная сила; 1 — узел булинь; 2 — петля заделки конца; 3 — точка/ушко для подсоединения

Рисунок 6 — Испытательная стропа для проверки прочности динамической нагрузкой

5.2.3. Методика проверки

5.2.3.1. Методика проверки для спасательных петель классов A и B

Подгоняют спасательную петлю под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательной стропы к точке подсоединения спасательной петли, а вторую — к испытательному оборудованию.

Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной петли, затем поднимают манекен на 1000+50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок 7). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.

a) — класс A; b) — класс B; 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — испытательная стропа; 4 — устройство быстрого расцепления; 5 — элемент крепления; 6 — испытательное оборудование

Рисунок 7 — Проверка прочности спасательных петель классов A и B динамической нагрузкой

С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен со спасательной петлей в свободное падение без начальной скорости.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на манекене корпуса.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Повторяют это испытание для каждой точки крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на манекене корпуса или ее замена.

5.2.3.2. Методика проверки для спасательных петель класса C

Проверку проводят по 5.2.3.1, но вместо манекена корпуса используют испытательную массу в соответствии с требованиями ЕН 364 (пункт 4.5). Схему расположения для этой проверки смотрите на рисунке 8.

1 — спасательная петля; 2 — тест-форма; 3 — испытательная стропа; 4 — испытательная масса; 5 — устройство быстрого расцепления

Рисунок 8 — Проверка прочности спасательных петель класса C динамической нагрузкой

Проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на испытательной форме.

Снова проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на тест-форме или ее замена.

Требования, предъявляемые ГОСТом к производству поясов

Пояса предохранительные строительные, выпускаемые отечественными и импортными производителями, должны соответствовать требованиям, установленными ГОСТом. В этом документе прописываются основные стандарты и правила к разработке и применению предохранительных изделий, их типы и классификация, требования к материалам, из которых производятся различные детали и элементы пояса.

Особые условия предъявляются к конструкции предохранительных поясов.

Фото с сайта www.kuzalians.ru

Страховочные устройства должны быть удобны и комфортны в эксплуатации:

Не причинять боли при их использовании, не сковывать движения и не осложнять дыхание.

Детали должны быть крепко соединены друг с другом, чтобы исключить ситуацию выпадения человека из пояса.

Застежка должна легко регулироваться работником, который находится уже в перчатках.

Металлические детали конструкции не должны соприкасаться с телом.

Конструкция страховочного изделия должна по возможности защитить спину работника от травмирования и предупредить развитие таких заболеваний, как остеохондроз или радикулит, а лямки и кушак – достаточно широкими, чтобы не возникало проблем с нарушением кровообращения в руках и ногах.

Закрепление карабина – процесс быстрый и простой, занимающий у пользователя не больше трех секунд. Замок и предохранитель, как правило, должны закрываться автоматически.

Пояс должен фиксировать выбранное рабочим положение и удерживать его на высоте.

ГОСТом также разработаны основные требования к параметрам предохранительных поясов, которыми должны руководствоваться компании производители – длина кушака и стропа с фалом, ширина ремней и лямок, максимальные допустимые нагрузки для лямочных и безлямочных типов изделий, динамическая и статическая масса нагрузки, возникающая при свободном падении.

Все защитные и эксплуатационные свойства должны сохраняться в течение срока службы, заявленного производителем. Обычно он составляет два года. На этот же период распространяется гарантийный талон обслуживания.

5.4. Испытание на сопротивление коррозии

5.4.1.
Испытательное оборудование

Аппаратура
для проведения испытания спасательной петли на сопротивление коррозии должна
быть способна обеспечивать методику испытания в нейтральном соляном тумане по
ИСО 9227.

5.4.2.
Методика испытания

5.4.2.1.
Подвергают любые металлические части спасательной привязи воздействию
нейтрального соляного тумана по ЕН ИСО 9227 на протяжении 24+0,5 ч и
последующей сушки при температуре (20 ±
2) °C в течение 60+5 мин и повторяют цикл еще один раз.

5.4.2.2.
Исследуют образцы металлических частей и проверяют их на наличие признаков
коррозии.

Примечание- Если спасательная петля в полной комплектации
подвергается испытанию на коррозию, то, возможно, ее следует разобрать, чтобы
получить доступ к осмотру некоторых металлических частей.

6. Маркировка

Маркировка
на спасательной петле — согласно ЕН 365.

Кроме
того, маркировка должна включать в себя:


класс спасательной петли;


максимальную расчетную нагрузку для спасательной петли.

7. Информация,
предоставляемая изготовителем

Информация,
предоставляемая изготовителем, должна быть согласно ЕН 365 и, кроме того,
должна по крайней мере включать в себя:

a)
рекомендации пользователю (спасателю или спасаемому), что следует прочитать и
понять информацию изготовителя, прежде чем использовать спасательную петлю;

b)
класс спасательной петли;

c)
максимальную расчетную нагрузку для спасательной петли;

d) предупреждение
о том, что спасательная петля предназначается только для целей спасения;

e)
предупреждение о том, что спасателю следует удостовериться, что спасаемый
человек не подвергается опасности из-за смещения лямок спасательной петли или
контакта с элементами крепления, например от удара соединительного элемента по
голове спасаемого человека во время такого непреднамеренного инцидента, как
короткое падение;

f) предупреждение
об опасностях нанесения травм при приостановлении;

g) рекомендацию,
касающуюся спасательных петель классов A и C: время
удержания спасаемого в спасательной петле следует сократить до возможного
минимума, чтобы уменьшить риск нарушения дыхания и кровообращения;

h) обозначение
настоящего стандарта.

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение
ссылочного европейского регионального, международного стандартов

Степень
соответствия

Обозначение и
наименование соответствующего национального стандарта

ЕН 362

IDT

ГОСТ
Р ЕН 362-2008 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие
технические требования. Методы испытаний»

ЕН
363:2002

IDT

ГОСТ
Р ЕН 363-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие
технические требования»

EN 364:1992

MOD

ГОСТ
Р 12.4.206-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний»

ЕН 365

IDT

ГОСТ
Р ЕН 365-2010 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции
по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту,
маркировке и упаковке»

ЕН
892:1998

*

ИСО
9227

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его
утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного
европейского регионального м международного стандартов. Перевод данного
европейского регионального и международного стандартов находится в
Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание- В настоящей
таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия
стандартов:

— MOD — модифицированные
стандарты;

— IDT — идентичные
стандарты.

Ключевые
слова:

средства индивидуальной защиты, защита от падения, спасательные петли,
классы, статическая прочность, динамическая прочность, маркировка,
инструкции, информация

Охрана труда

Перед началом занятий по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная верёвка, надёжность спасательных и страховых верёвок. Для этого нужно закрепить спасательную верёвку за конструкцию здания и распустить её к основанию башни на всю длину, на нижнем конце верёвки повиснуть трём пожарным. Затем наружным осмотром проверить, нет ли обрывов нитей верёвки, прочность поясов и карабинов (для этого отделение надо построить в две шеренги лицом друг к другу, соединив карабины между собой, после чего пожарные начинают тянуть в противоположные стороны).

Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить, правильно ли и прочно завязан узел, положение верёвки на карабине, длину верёвки, расположение рук на спасательной верёвке (не допускать спуск без рукавиц) ; надёжность страховой верёвке (спуск без неё допускается).

Далее следует рассказать пожарным правила торможения при быстром спуске.

При спасении пострадавшего меры безопасности те же, что и при самоспасении, только руководитель занятия обязан проверить правильность и прочность завязанной спасательной петли на пострадавшем, правильность положения верёвки на карабине у спасающего и упора левой ноги в подоконник.

При спасании людей на пожаре (аварии, стихийном бедствии и т. п.) руководитель тушения пожара обязан определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения спасаемым людям. Меры безопасности при этом регламентируются охраной труда

Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также веревок, не состоящих в боевом расчете.

Спасание или самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.), спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании — за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на карабин. Самоспасание и спасание производятся личным составом в рукавицах, во избежание получения травм рук.

Литература:

  1. Пожарно- строевая подготовка спасателей-пожарных — Теребнев В.В. Грачев В.А. Шехов Д.А. Калан, 2008 г.
  2. Приказ № 3 от 09.01.2013г. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».

Безопасные работы на высоте

Термины и определения:

  • Строп – обязательный атрибут страховочной системы, предназначенный для фиксации человека к точке крепления. Состоит из фала и карабинов. Бывает съемный или пришитый к поясу.
  • Фал – эластичный компонент стропа, позволяющий соединить предохранительный пояс с карабином. Фал изготовляется из металлического, синтетического каната, цепи или текстильной ленты.
  • Амортизатор – изделие из текстильных материалов, которое снижает значение динамической нагрузки на позвоночник человека в случае его падения с высоты.
  • Карабин – соединительный узел для фиксации компонентов страховки и позиционирования.

Высотные работы связаны с огромными рисками. С их помощью решаются различные производственные, строительные и разноплановые задачи, например:

  • промышленный альпинизм (покраска или утепление фасадов многоэтажек);
  • монтажные работы (установка металлоконструкций, систем вентиляции зданий и сооружений);
  • строительство (возведение стропил, кровли, мачт, дымоходов);
  • спортивный альпинизм (покорение горных вершин, спуск в пещеры и т.д.).

В зависимости от сферы деятельности, разноплановости задач и условий, способы обеспечения безопасности работников во время высотных работ также могут быть разными.

Классификация систем безопасности:

  • удержания и позиционирования;
  • эвакуации и спасения;
  • страховки и канатный доступ.

Подбор необходимых средств происходит в зависимости от задач, сложности и геометрии строительных конструкций, архитектурных особенностей строения, наличия опорных элементов под анкерный крепеж, длительности выполняемых работ.

4 Требования

4.1 ЭргономикаШирина основных лямок должна быть не менее 40 мм.

4.2 Материалы и конструкция

4.2.1 Общие положенияМатериалы, которые могут соприкасаться с кожей пользователя, не должны вызывать раздражение или возбуждение при нормальном использовании спасательной петли.

4.2.2 Тканая лента и пряжаТканая лента и нити должны быть изготовлены из комплексных нитей или множества синтетических волокон, пригодных для использования по назначению. Прочность на разрыв синтетического волокна должна быть известна и составлять не менее 0,6 Н/текс.Нитки, применяемые для сшивания, должны быть физически совместимы с лентой, а их качество должно быть сравнимо с качеством определенной ленты. Однако, лента и нитки должны быть контрастными по оттенку для облегчения визуального осмотра.

4.2.3 КонструкцияПри проверке по 5.1 спасательная петля не должна иметь острых кромок и заусенцев, которые могут нанести повреждение пользователю.Спасательная петля должна быть сконструирована таким образом, чтобы при испытании по 5.2.3.1 предотвращалось случайное освобождение спасаемого человека от спасательной петли.Должна быть возможность визуального осмотра каждого элемента или компонента спасательной петли.

4.2.4 ПодсоединениеСпасательная петля должна иметь не менее одной точки подсоединения. Ушко каждого элемента крепления должно быть диаметром 25 мм.

4.2.5 Соединительные элементыСоединительные элементы — согласно EN 362.

4.3 Динамическая прочностьИспытание проводят по 5.2 на манекене корпуса человека для спасательных петель классов А и В и с испытательной массой для спасательных петель класса С, эквивалентной максимальной номинальной нагрузке, но не менее 100 кг. Манекен корпуса или испытательная масса должны быть удержаны без разрушения или разрыва основной лямки или элемента крепления спасательной петли. Ни один из элементов спасательной петли не должен быть отсоединен.Если спасательная петля имеет несколько точек подсоединения, то испытание проводят на каждом элементе крепления.

4.4 Статическая прочностьПри испытаниях по 5.3 с приложением силы, эквивалентной 10-кратной максимальной номинальной нагрузке, но не менее 15 кН, в течение 3 мин основные лямки и элемент крепления спасательной петли не должны разрушаться или разрываться. Ни один из элементов спасательной петли не должен быть отсоединен.Если спасательная петля имеет более чем одну точку подсоединения, то испытание проводят на каждом элементе крепления.

4.5 Сопротивление коррозииМеталлические части спасательной петли испытывают по 5.4. После испытания они не должны иметь признаков коррозии, которые могли бы нарушить их функционирование (белый налет или потускнение металла являются допустимыми, если они не ухудшают функционирование металлических частей).Примечание — Соответствие этому требованию не означает возможность для использования спасательной петли в морской среде.

4.6 Маркировка и информацияМаркировка спасательной петли — согласно разделу 6.Информация, предоставляемая со спасательной петлей, должна соответствовать требованиям раздела 7.

Правила использования

Существуют строгие правила по использованию всех этих страховочных систем привязей. Они входят в общие правила по охране труда, четко регламентированы, и при их нарушении налагаются крупные штрафы.

Эти правила содержат такие пункты.

  1. Работы, проводимые на высоте более 1,8 м, считаются высотными и связаны с опасностью падения. Поэтому являются обязательными по снабжению спасательными средствами.
  2. К работе допускаются только лица, имеющие специальную подготовку и сертифицированное обучение.
  3. Страховочные системы обязательно систематически проверяются, периодичность проверок устанавливает производитель, а также он устанавливает срок годности и максимально возможный срок эксплуатации данного обмундирования.
  4. Запрещается использование отдельно монтажных поясов без остальных необходимых привязей, которые отвечают за страховку, позиционирование тела в воздухе, удержание, а также для положения сидя, для работы в колодцах, на крыше, в горах или в промышленном альпинизме и любых других видов привязей, которые требуются в данном виде работы. Без дополнительных лямок высотная работа опасна для жизни, повышается риск сломать себе позвоночник либо выпасть при резком рывке.
  5. Страховочная система обязательно должна включать анкерный механизм, все необходимые привязи, а также вся соединительно-амортизирующая подсистема, в состав которой входят такие детали, как стропы, всякого рода карабины, амортизаторы, канаты и ползунковые или втягивающие средства защиты. Это должно работать как единое целое.

Любая используемая привязь должна соответствовать ниже обозначенным требованиям:

  • обеспечить безопасность при остановке падения;
  • возможность надевания и регулирования привязи для подгонки по росту и размеру человека;
  • присутствие элементов для создания комфорта, таких как широкие кушаки или специальные приспособления для сидения;
  • наличие индикаторов срыва для своевременной утилизации, а также долговременной несъемной маркировки спасательной привязи.

В следующем видео рассказывается о спасательной привязи.

Индивидуальные спасательные устройства

В заключение рассмотрим аспект обеспечения безопасной работы не в ситуации падения с высоты, а в аварийной ситуации, когда работнику требуется быстро и безопасно покинуть рабочее место на высоте.

Для самостоятельного спасения с высоты используются индивидуальные спасательные устройства (ИСУ)

Где:

1 — ИСУ, исключающее вращение и возможность свободного падения работника при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска, не превышающую 2 м/с;

2 — спасательная петля класса В (возможно использование спасательной петли класса А).

Данный тип устройств также широко применяется для спасения людей на пожаре.

В системе спасения и эвакуации кроме спасательных привязей могут использоваться спасательные петли.Различают:

Спасательная петля класса А: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса спасаемый человек удерживается спасательной петлей, лямки которой проходят под мышками;

Где: 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — основная лямка; 4 — элемент подгонки; 5 — элемент крепления

Спасательная петля класса В: петля, задуманная и сконструированная таким образом, чтоб во время спасательного процесса работник удерживается в позиции «сидя» лямками спасательной петли;

Где: 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — центральная лямка (вспомогательная лямка); 4 — элемент крепления.

Спасательная петля класса С: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса работник удерживается в позиции вниз головой лямками спасательной петли, расположенными вокруг лодыжек.

Где: 1 — спасательная петля; 2 — основная лямка; 3 — элемент креплени.

Маркируются спасательные петли согласно EN 365. Кроме того, маркировка должна включать в себя максимальную номинальную нагрузку для спасательной петли.

1 Область применения

3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.

Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 , могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.

  • перед каждым использованием СП нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений или ослабления узлов;
  • при надевании нужно следить, чтобы пояс находился на талии, ножные, плечевые лямки – на своих местах;
  • следует отрегулировать спинную точку, затянуть плечевые лямки;
  • далее плечевые лямки нужно соединить с поясом при помощи пряжек и карабинов.
  • из-за того, что крепления находятся только на поясе, при сильном рывке во время падения может пострадать позвоночник;
  • также велика опасность перевернуться вниз головой, поскольку пояс располагается ниже центра тяжести;
  • зависнув после падения, человек будет находиться в очень неудобном положении, испытывая высокую нагрузку на поясницу.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Очевидно, что такая упрощенная конструкция не сможет заменить СП при падении с высоты, поскольку не защищает позвоночник, который может серьезно пострадать из-за резко возросшего давления. По этой причине некоторые модели монтажных поясов дополняют амортизирующими устройствами. Также ряд моделей оснащается креплениями или карманами для инструментов.

3.1 страховочная привязь: Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения. Страховочная привязь может включать соединительные стропы, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него (ЕН 363).

Советы по выбору

Чтобы сделать правильный выбор спасательной привязи, следует учесть нижеследующие факторы.

Какой вид высотных работ будет проводиться с помощью этой страховки, насколько высока степень опасности. Соответственно, чем выше риск, тем прочнее и сложнее должна быть страховочная система.
Для длительных работ в одном положении нужно подбирать привязи со специальными дополнительными сидушками или более удобными широкими петлями.
Огнеупорная и искробезопасная привязь применяется при тушении пожаров и для работы в замкнутых взрывоопасных пространствах. В этом случае для изготовления привязи обязательно используется негорючий материал.
При покупке спасательной привязи обязательно необходимо наличие государственного сертификата и инструкции по эксплуатации.
Существует определенный размерный ряд страховочных привязей

Ведь очень важно, чтобы спасательный комплект плотно охватывал плечи, пояс и ноги работника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector