В россии могут ввести чрезвычайные меры из-за коронавируса. к чему стоит готовиться?

Введение и отмена

Чрезвычайное положение в России вводит президент или Правительство Российской Федерации при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.

Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации», и может вводиться только Президентом РФ. Такие основания подразделяются на две категории:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом президента, на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или частично.

Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.

При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных — для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.

Порядок управления

Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три варианта управления в случае чрезвычайного положения. Первый, базовый, предполагает создание комендатуры. Второй и третий называются «особым управлением» и вводятся в особенно сложных условиях.

Обычное управление и комендатура

При введении чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне действия чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Государственная дума продолжают работу в течение всего периода его действия.

Президент назначает в зоне действия чрезвычайного положения коменданта, который управляет обеспечивающими режим чрезвычайного положения правоохранителями и военными, определяет порядок действия введённых ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные, а также участвует в работе любых государственных или местных органов на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать объединённый оперативный штаб.

Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого президентом к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.

Временное специальное управление

Временный специальный орган управления территорией принимает на себя полномочия региональных и местных властей, полностью или частично. Руководителя этого органа назначает президент, а комендант становится его первым заместителем.

Федеральное управление

Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если тот не справился со своими задачами. Его руководителя также назначает президент, а комендант так же становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных властей.

Причина 2. Президент боится падения своих рейтингов

Президент России Владимир Путин считает карантинные меры, связанные с коронавирусом, «непопулярными» и видит в них угрозу своему рейтингу. Поэтому в России до сих пор не введён режим чрезвычайной ситуации. Об этом пишет издание «Медуза» со ссылкой на источники, близкие к правительству и администрации президента.

Депутат петербургского Заксобрания Борис Вишневски высказался по этому поводу так: «Скорее всего, – как мне говорят, – Путин не хочет связывать свое имя с такой непопулярной и неприятной вещью, как ЧП. И потому все делается незаконно. С карт-бланшем, данным губернаторам. При том, что ничего не мешало сделать законно».

Военный и чрезвычайный режимы

Несмотря на схожесть по многим пунктам, все же следует различать военное и чрезвычайное положение. Объявить военное положение могут только при существовании угрозы внешней агрессии. То есть тут характер угроз будет внешним. При чрезвычайном положении угрозы внутренние. Основные положения порядка введения и отмены военного положения утверждены на законодательном уровне.

Военное положение может вводиться при существующей или потенциальной внешней угрозе целостности границ Российской Федерации или агрессии (с применением вооруженных сил) со стороны иностранного государства. Однако следует также различать термины военного времени и военного положения. Военное время (состояние войны) означает временной отрезок между началом и окончанием военных действий.

К счастью, в историческом существовании новой России не было случаев введения военного положения, так же как и не вводилось чрезвычайное положение в масштабах всей страны.

Обстоятельства для введения

Как уже говорилось, режим чрезвычайного положения объявляется лишь при прогнозировании или наступлении определенных обстоятельств, угрожающих здоровью или жизни населения, а также для охраны конституционного строя при условии, что устранить такие обстоятельства можно только с применением чрезвычайных мер. Эти обстоятельства учтены законодательно, ими являются:

  • все конфликты, вооруженные захваты, теракты, беспорядки на различной почве или мятежи, ведущие к насильственному изменению конституционного строя страны, что создает опасное положение для граждан, их имущества и здоровья;
  • опасные ситуации техногенного или природного и экологического характера, а также эпидемии, наступившие в ходе аварий, чрезвычайных природных или стихийных явлений, катастроф или других бедствий, которые влекут или могут повлечь имущественные потери, нарушение жизненного уклада, ущерб здоровью или потери людских жизней, требующие крупномасштабных аварийно-спасательных и других работ.

Допустимые ограничения

Президентский указ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».

Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три группы временных ограничений, которые может ввести президент.

1. Общие ограничения:

  • приостановка полномочий региональных и местных властей и действия региональных и местных законов, противоречащих указу о чрезвычайном положении;
  • ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка и критической инфраструктуры, остановка опасных производств;
  • ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрет массовых мероприятий и забастовок;
  • эвакуация ценностей, если есть реальная угроза их похищения или повреждения.

2. Ограничения в случае беспорядков или попытки переворота:

  • комендантский час, выдворение иногородних нарушителей режима;
  • цензура;
  • проверки документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
  • ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях — на весь срок действия чрезвычайного положения.

3. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:

  • временное отселение в безопасные районы;
  • карантин;
  • мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд чрезвычайного положения;
  • отстранение руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить режим чрезвычайного положения;
  • мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ.

При этом предполагаются оплата труда мобилизованных жителей, компенсации за использованное имущество. Запрещается создание чрезвычайных судов или ускоренное судопроизводство, судебная система и прокуратура действуют в прежнем виде. Запрещается расширять применения физической силы, специальных средств и оружия.

Оповещение и сроки

Чрезвычайное положение — это временная мера, которая по законодательству не должна превышать тридцати суток по всей территории РФ, шестидесяти дней для отдельных регионов, городов и местностей нашей страны. Когда истекают эти сроки, данный режим считают завершенным, но если не достигнуты цели вводимого положения, то время его действия продлевают. Сделать это может президент посредством изданного указа. Если же обстоятельства, вызвавшие чрезвычайное положение, устраняются раньше установленных сроков, то президент Российской Федерации может объявить досрочно полное или частичное прекращение его действия.

Органы власти любого уровня несут обязанность по достоверному и оперативному информированию населения о возможных или уже возникших чрезвычайных обстоятельствах. В оповещении также должны быть сведения о способах и мерах защиты граждан во время чрезвычайной ситуации. Информирование должно быть как о начале действия режима, так и о его завершении. Средства уведомления могут быть любыми (СМС-оповещение, радио, телевидение и др.). Главное — объявить чрезвычайное положение вовремя и донести эту информацию до населения как можно быстрее.

Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица

Чрезвычайная ситуация (ЧС) Чрезвычайное Положение (ЧП)
Краткое определение Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей
Основной законодательный акт Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Где вводится Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях. Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях.
Кто вводит В случае ЧС федерального или межрегионального характера — Правительство РФ.
В случае ЧС регионального или межмуниципального характера — органы государственной власти субъектов РФ.
В случае ЧС муниципального характера — органы местного самоуправления.
Всегда — Президент РФ
Необходимость утверждения Нет Да, Советом Федерации в течение 72 часов
Срок Не ограничен

Если ЧП введено на всей территории РФ — до 30 суток*

Если ЧП введено в отдельных местностях — до 60 суток*

*С возможностью продления Указом Президента РФ, если цели введения ЧП не были достигнуты

Введение органов особого управления территориями и назначение комендантов территорий Нет Да
Приостановка полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления либо отмена их нормативно-правовых актов Не возможна Возможна
Имущество граждан и организаций Имущество граждан — неприкосновенно
Имущество организаций — в качестве дополнительной меры может быть принят порядок использования имущества организаций, ограничивающий некоторые элементы права собственности.
Возможна «мобилизация» некоторых видов имущества организаций и граждан (по сути, говорится о реквизиции согласно статьи 242 Гражданского кодекса РФ)
Права граждан Не ограничиваются
Предоставляется ряд дополнительных прав связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
Допускается ограничение прав и свобод, в том числе и некоторых конституционных
Обязанности граждан Появляется обязанность выполнять Правила поведения при введения режима ЧС Появляется множество дополнительных обязанностей — вплоть до обязанности трудоспособного населения на принудительной основе участвовать в «неотложных работах» (то есть, фактически, речь о трудовой повинности) и обязанности предоставить свои транспортные средства государству.

На правах и обязанностях граждан во время ЧС или ЧП мы остановимся немного подробнее, так как именно эти вопросы интересовали большинство тех, кто обращался ко мне за консультацией юриста.

Ситуация в 2018 — 2019 годах

Президент Трамп и республиканцы добивались включения в госбюджет на 2019 финансовый год свыше $5,7 млрд на сооружение стены на границе с Мексикой, предназначенной для предотвращения ее незаконного перехода. Из-за споров на этот счет 22 декабря 2018 года произошла приостановка работы федерального правительства (шатдаун), длившаяся рекордные 35 дней. 25 января президент подписал законопроект, который предполагал предоставление средств для восстановления работы правительства до 15 февраля. 14 февраля Конгресс США утвердил законопроект о финансировании федерального правительства до сентября текущего года, чтобы избежать нового шатдауна, разрешив потратить на строительство стены $1,37 млрд.

Пресс-служба администрации США заявила, что Трамп подпишет этот документ, но также объявит о введении ЧП. По словам исполняющего обязанности руководителя аппарата сотрудников Белого дома Мика Малвэни, режим ЧП позволит Трампу получить в целом около $8 млрд на строительство стены. Так, помимо выделенных Конгрессом $1,375 млрд, из фондов Минфина будет выделено около $600 млн, из программы министерства обороны по борьбе с наркотиками — $2,5 млрд; и непосредственно режим ЧП позволит получить $3,5 млрд из средств, заложенных на строительство объектов для нужд Пентагона. 

Виды временных ограничений и мер

Во время условий чрезвычайного положения применяемые меры подразделяются на:

  1. Общие или совместные (при чрезвычайных ситуациях природно-техногенного и социального характера). Это особый режим, соблюдение которого обязательно во время выезда и въезда, имеет место пресечение свободы передвижения на территории чрезвычайного положения, усиление мер по охране правопорядка и важных для жизнедеятельности объектов, запрет на проведение любых массовых мероприятий, митингов, забастовок и собраний, а также ограничение передвижения транспортных средств.
  2. Социальные, политические и антикриминогенные. К ним относятся комендантский час, массовая проверка документов, пресечение продажи спиртных напитков, оружия и ядовитых веществ, временное изъятие боеприпасов и оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, отправка нарушителей порядка к месту их проживания за их счет или за пределы территории чрезвычайного положения.
  3. В случае природно-техногенных катастроф. К ним относятся временная эвакуация населения из опасных районов, особый режим распределения предметов первой необходимости и продуктов питания, введение карантина, изменение режима работы и мобилизация всех предприятий, в том числе и государственных. Также могут быть отстранены на время чрезвычайного положения должностные лица организаций (за ненадлежащее исполнение своих обязанностей). Допускается использование личного автотранспорта граждан для проведения аварийно-спасательных работ.

Юридические основания

Право вводить чрезвычайное положение в США принадлежит президенту. До 1976 года глава государства мог использовать его по любому поводу, который, по его мнению, угрожал национальной безопасности страны. Затем эта процедура была регламентирована законом о национальных чрезвычайных ситуациях (National Emergencies Act; 1976). В соответствии с этим документом ЧП может вводиться на определенный срок (как правило, до года), затем в случае необходимости его действие продлевается. Если решение об отмене или продлении не принято, действие ЧП прекращается автоматически по истечении года с момента объявления. Эта норма была установлена для того, чтобы прекратить режимы ЧП, не отмененные специальными указами. Основанием для режима ЧП могут быть стихийные бедствия, беспорядки, эпидемии, угрозы национальной безопасности или экономике страны (непосредственно в законе, как и виды чрезвычайного режима, не прописаны). Режим ЧП устанавливается президентом посредством издания специального указа, в котором фиксируются основания его введения, территория и срок действия. Документ не нуждается в утверждении Конгресса и вступает в силу после публикации в правительственном издании Federal Register.

В условиях режима ЧП президент и многие федеральные органы наделяются чрезвычайными полномочиями, прописанными в других законах (например, законом 1951 года о гражданской обороне). Вопросы режима ЧП также регламентируются распоряжениями президента о действиях в чрезвычайной ситуации. Так, в 1994 году президентом США Биллом Клинтоном был подписан документ, определяющий, как должно действовать в чрезвычайной ситуации правительство в целях обеспечения потребностей национальной обороны. 16 марта 2012 года подобный документ под названием «Готовность ресурсов национальной обороны» подписал президент Барак Обама. В нем, в частности, указано, что в чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением национальной безопасности, администрация с одобрения президента сможет контролировать распределение всех ресурсов в стране. Сферы экономики, обороны, энергетики, транспорта, здравоохранения и т.д. могут попасть под прямое управление президента. Этот документ дает президенту право во время национального кризиса распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению.

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!

Информация в заключение

Чрезвычайное положение – ситуация, которая отражает взаимосвязь методов правового воздействия и административных средств. В первую очередь оно защищает интересы граждан, в экстремальных ситуациях служит политическим и юридическим инструментом гражданского общества.

На первый взгляд может показаться, что главными признаками чрезвычайного положения выступают усиление мер органов власти и ограничение основополагающих свобод и прав гражданина. Но в то же время такое положение реализует конструкции и идеи правового государства, основанные на принципах демократии и конституционализма.

Чрезвычайное положение призвано охранять страну от нарушения развития общественных процессов. Помешать им могут как определенные природные силы, находящиеся вне власти человека, так и целенаправленные (или даже нецеленаправленные) человеческие действия в виде конфликтов, терактов и аварий.

Только в режиме чрезвычайного положения у государства есть все правовые инструменты, направленные на снятие социальной напряженности, устранение угрозы общественной безопасности и локализацию возникших конфликтов. А при экстремальных ситуациях техногенного, экологического и природного характера меры, примененные максимально правильно при ситуациях особого режима, помогут минимизировать материальный ущерб и сохранить драгоценные человеческие жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector