Презентация по русскому языку на тему «фразеологизмы повсюду с нами (6 класс)

Оборонительные каланчи

В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.

Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов. Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.

«Высоко сидим, далеко глядим»

На одном из дошедших до нас фото, датирующемся началом минувшего века, видно, что первая ярославская каланча расположена по соседству с небольшой одноглавой церковью св. Симеона Столпника, в честь которого площадь и была названа Семеновской. Данное название просуществовало вплоть до 1924 г., когда площадь переименовали в Красную.

С высоты птичьего полета – с дозорной площадки каланчи – открывались чарующие виды на окрестные ландшафты, что неизменно привлекало сюда живописцев и фотографов. Оправдывала башня и свое прямое назначение: едва заметив в какой-либо части города дымок, дозорный тут же вывешивал на специальных кронштейнах то или иное количество хорошо видных отовсюду сигнальных шаров: число шаров указывало, в каком из городских районов возникла опасность. В темное время суток функцию сигнальных шаров выполняли электрические светильники.

Особая сигнализация предусматривалась также для учащихся городских школ в зимний период: в случаях, когда столбик термометра опускался ниже отметки –25°C, на каланче появлялся специальный флаг, предупреждающий об отмене занятий. Диво ли, что с наступлением холодов местная ребятня каждое утро с надеждой поглядывала на каланчу?

Фото и описание

Предыстория возведения здания Пожарной каланчи в Сыктывкаре относится к сентябрю 1899 года, когда Городская Дума одобрила предложение городского головы о сооружении на месте старой деревянной постройки пожарного обоза нового каменного здания с помещениями для служителей и конюшен и смотровой каланчой, оснащенной пожарным колоколом. Проект разработал вологодский архитектор И.И. Павлов. Его осуществление было начато в 1900 году. Контракт на строительные работы был подписан со знаменитым в Республике Коми подрядчиком Н.Г. Кононовым, пригласившим каменщиков из города Сольвычегодск. Строительная деятельность затянулась на несколько лет и проводилась только в летний сезон.

В 1907 году городскими властями был подписан договор о сдаче в аренду второго этажа уездному казначейству. К осени этого же года сооружение было наконец-то достроено, и 19 октября по случаю расположения в нем пожарного обоза состоялся молебен.

Композиционную основу двухэтажной каланчи составляла средняя часть, которая была выделена из плоскости боковых крыльев еле намеченным выступом в форме прямоугольника. Данный выступ перерастал стройный восьмерик здания с псевдоподвалом. Каменная каланча завершалась деревянным ярусом звона (смотровой вышкой) с пологой 8-мигранной крышей. Центральный фасад здания, смотрящий на улицу Спасская, был прорезан 5-тью широкими арочными воротами конюшен I этажа и 8-мью прямоугольными окнами II этажа, вокруг которых было сосредоточено декоративное убранство каланчи («сухарики», выемки с городчатыми перекрытиями и другие).

После реконструкции каланчи, сделанной в 1975 году по замыслу архитектора А.Д. Ракина, здание некоторым образом видоизменилось. Ракин не только сумел бережно сохранить архитектурные достоинства сооружения, но и благодаря выделению цветом подчеркнул декоративное убранство каланчи, а также творчески переработал (применительно к нынешним условиям использования) ее элементы. Первый этаж, где находились конюшни, а затем – гараж для машин был переделан под служебные помещения, бывшие ворота переоборудованы под арочные оконные проемы.

Новый, более выразительный облик получило завершение яруса звона. Вместо 8-мискатной крыши с маленьким углом уклона кровли был создан высокий шатер с полицами, завершенный флюгером в виде металлического петуха, который был устроен на гербе города Усть-Сысольск (замысел архитектора Курова был воплощен художником Кононенко и механиком Катаевым). Весной 1976 года флюгер был установлен на самой вершине шатра.

Отдельное значение при реконструкции здания Пожарного депо было отведено курантам на фасад. В прежнее время на улицах больших городов достаточно часто можно было слышать звон курантов. Часы требовали тщательного ухода, как и любые другие сложные механизмы. Для этой цели необходимо было нанимать целые службы, но средств для их содержания не хватало. Службы сокращались – часы останавливались. В 1986 году после реставрационных работ часы были отремонтированы и куранты заиграли. Но это продолжалось недолго. Спустя полгода, они умокли.

Следующий ремонт был произведен специалистами пожарной лаборатории под руководством главного инженера В. Лисина, однако, по сути, были сделаны новые часы. Мелодию, которая доносилась из часов, решено было оставить. Это была песня коми композитора Якова Перепелицы о городе Сыктывкар.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

Парковые каланчи

Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.

Фото и описание

Пожарная каланча в Гродно – памятник архитектуры начала XX века, действующая пожарная часть и музей пожарной и аварийно-спасательной службы. Это во всех смыслах выдающееся строение расположено на богатой историческими событиями улице Гродно – Замковой.

Если изучать историю Гродно, с ее многочисленными смутами, переворотами и войнами, то можно увидеть, что самый жестокий и беспощадный враг гродновчан во все времена был огонь. В городе во все времена свирепствовали жестокие пожары, уносящие жизни и имущество целых кварталов, монастырей и даже замков. Не удивительно, что гродненская аристократия захотела разместить пожарную каланчу поближе к себе, отдав под нужды пожарной команды бывшие замковые конюшни.

В 1885 году в Гродно разразился очередной страшный пожар, в котором сгорело более 600 домов. Чтобы уберечь себя от пожаров, жители Гродно собрали деньги, и на эти добровольные пожертвования в 1870 году была построена первая деревянная каланча.

Однако, очень скоро выяснилось, что деревянная каланча слишком низкая и не дает полного обзора города. Тогда в 1902 году вместо деревянной была построена каменная 32-метровая каланча. На каланче постоянно дежурил дозорный, который при обнаружении пожара, громко звонил в колокол. Пожарная команда, вооруженная бочками на телегах, выезжала на место происшествия.

Во время Первой Мировой войны произошел казус: дозорных на каланче немцы сочли русскими шпионами и решили расстрелять. Недоразумение решил отважный ксендз, который объяснил немцам смысл пожарного дозора. Пожарные попали, как говорится, из огня да в полыми, потому что через несколько минут им уже пришлось тушить большой пожар в городе.

В наши дни и каланча, и пожарная часть претерпели серьезную реконструкцию, после которой пожарная часть начала работать в прежнем режиме, а часть помещений была выделена под музей пожарной и аварийно-спасательной службы. В музее собраны любопытные экспонаты, рассказывающие о самых крупных пожарах Гродно и о методах борьбы с огнем.

Каланчой сейчас никто не пользуется. На ее верхний уровень ведет лестница, насчитывающая 120 ступеней. После реставрации на смотровой площадке была установлена скульптура дозорного пожарного, а на крыше – флюгер с эмблемой пожарной службы Гродно.

Григорий Саренко – автор уникального шедевра

К началу двадцатого столетия, когда на территории Ярославля уже действовало несколько пожарных частей, старейшая каланча на Семеновской площади порядком одряхлела. Ведь кирпичным было лишь двухэтажное депо, а возвышающаяся над ним башня – сугубо деревянная конструкция – рассохлась, расшаталась и угрожающе наклонилась под воздействием ветров и непогод. Опасность, которую стала представлять постройка как для самих пожарных, так и для случайных прохожих, послужила поводом к принятию в 1908 г. решения о ее сносе, с тем, чтобы на освободившемся месте вновь воссоздать депо, в полной мере отвечающее реальным потребностям ширящегося Ярославля.

Разработка архитектурного проекта была доверена Г. В. Саренко – известнейшему ярославскому зодчему тех лет. Являясь сторонником модернизма в архитектуре, в рамках данного стиля он создал в Ярославле такие неповторимые объекты, как ресторан «Бристоль», торговые ряды, изысканные особняки и муниципальные здания, в каждом из которых прослеживался оригинальный новаторский подход. Венцом же его творчества – наиболее уникальным и непревзойденным шедевром – стало именно новое пожарное депо с каланчой, строительство которого было завершено в 1911 г.

Здесь действительно есть, чем восхититься. Здание депо – вроде бы казенная постройка чисто утилитарного назначения – являет собой подлинное произведение искусства, нечто среднее между могучим замком и воздушным дворцом. Гениальная простота угадывается в строгом и оттого особенно выразительном рисунке линий фасада. Лаконизм силуэта смягчает богатая цветовая гамма контрастных тонов и полутонов. Завершают образ такие традиционно модернистские штрихи, как венчающие кровлю изящный керамический фриз и узорчатая решетка.

Саму дозорную башню по нынешним меркам вряд ли можно считать особенно высокой – высота каланчи едва превышает тридцать метров. Но сколь величавы ее очертания на фоне старинных улочек Ярославля! Уверенная манера истинного Мастера позволила вписать здание в историю Ярославского зодчества золотыми буквами, сделать его шедевром на все времена.

Летят годы, десятилетия, вслед за одной эпохой приходит другая, диктуя свои предпочтения. Меняется облик древнего города, обновляются названия его улиц и площадей. Давно переименована в Красную Семеновская площадь… На месте, где некогда была старинная церковь, ныне высится скульптура В. И. Ленина… И лишь пожарная каланча неподвластна времени: как и прежде, она стоит все там же, символизируя собой верность традициям и продолжая оставаться бессменным дозорным Ярославля.

Адрес: г. Ярославль, Красная площадь, 8.

Карта расположения:

«Дом с аркой» на Красной площади

  Памятник поэту Богдановичу

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Пожарные каланчи

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме, Галиче, Рыбинске, Балакове, Сердобске, Угличе, Ярославле, Трубчевске, Ульяновске, Волгограде, Самаре, Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге. В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве — на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол. Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.

В странах, подверженных лесным пожарам (США, Австралия, Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода — Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 м. C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка — Fairview Peak в штате Колорадо, США — 4028 м над уровнем моря.

каланча I

В Викиданных есть лексема каланча (L144724).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. каланча́ каланчи́
Р. каланчи́ каланче́й
Д. каланче́ каланча́м
В. каланчу́ каланчи́
Тв. каланчо́йкаланчо́ю каланча́ми
Пр. каланче́ каланча́х

ка-лан-ча́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -каланч-; окончание: .

Семантические свойства

Каланча

Значение

  1. истор. дозорная вышка, башня пожарной части ◆ В одной из улиц Петербургской стороны загорелся дом. На каланче выкинули сигналы. В отдалении слышен стук едущей во всю прыть пожарной команды. Н. А. Лейкин, «На пожаре», 1879 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ В 12 часов ночи с верков Петропавловской крепости стали раздаваться сигнальные выстрелы, извещавшие о приближающемся наводнении. На всех пожарных каланчах были вывешены предупредительные сигналы. «Наводнение в Петербурге» (1913) // «газета «Русское слово»», 6 декабря 1913 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимы

Перевод

Список переводов
  • en: fire lookout tower, fire tower, lookout tower,
  • hu: tűztorony
  • de: Feuerwachturm м.
  • ne: आगो टावर
  • nl: branduitkijktoren м.
  • no: vakttårn ср., branntårn ср.
  • pl: wieża strażacka ж., wieża strażnicza ж.
  • pt: torre de vigília ж.
  • ro: turn de veghe ср.
  • sk: požiarna veža ж.
  • tt:
  • tk: gözegçilik dini
  • uz: minora
  • uk: ж.
  • fr: tour de guet ж.
  • ce: чардакх
  • cs: požární věž м.
  • cv:
  • sv: brandtorn ср.
  • иeo: fajroturo
  • et: tuletõrje vahitorn, tuletõrjevahitorn, vahitorn
  • sah: халанча
  • ja: 火の見櫓

Последние изменения

17.06.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А19-14696/2019 от 14.06.2019 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли третьего лица.

01.06.2020

Начато рассмотрение судебного дела
№А41-41446/2019 от 14.05.2019 в
кассационной
инстанции.
Организация
в роли истца.

14.05.2020

Юридический адрес изменен с 141313, Московская область, Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад, Железнодорожная улица, 22/1 на 141313, Московская область, город Сергиев Посад, Железнодорожная улица, 22/1

09.05.2020

Завершено исполнительное производство
№ 35036/20/50037-ИП от 20.05.2019

03.05.2020

Завершено исполнительное производство
№ 35036/20/50037-ИП от 20.05.2019

11.03.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А41-48520/2019 от 03.06.2019 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли истца, сумма исковых требований 1 094 159 руб.

05.03.2020

Завершено рассмотрение судебного дела
№А41-41446/2019 от 14.05.2019 в
апелляционной
инстанции.
Организация
в роли истца.

23.02.2020

Завершено исполнительное производство
№ 6985/20/50037-ИП от 03.02.2020

Превозмогая соперников

На протяжении веков над общим силуэтом города господствовали лишь гордо устремленные ввысь звонницы многочисленных храмов, формирующие величавый облик Ярославля и не знавшие себе альтернатив со стороны светских построек.

Ситуация коренным образом изменилась в начале XIX в. С 1820 г. отправной вехой эпохи прогресса стала превосходящая по высоте церковные колокольни 30-метровая дозорная башня – «высочайшая каланча для обозрения всего города Ярославля». Дерзко возвышаясь над городом, каланча составила единый ансамбль с не менее грандиозным двухэтажным зданием городского пожарного депо.

Возведение депо с каланчой на центральной площади Ярославля – Семеновской – жители города и его окрестностей восприняли с восторгом: бесчисленные пожары стали подлинным бичом населения. Стараясь не допустить их возникновения, городская администрация ежегодно издавала указы, где в категоричной форме и под угрозой солидных штрафных санкций декларировался строгий запрет на топку в летний сезон печей и бань в личных усадьбах. С этой целью за городскую черту были даже вынесены ремесленные мастерские по изготовлению кузнечной и гончарной продукции. Принятые меры значительно снизили риск возгораний, но, все же, не стали панацеей: огненная стихия так и не была побеждена, периодически опустошая по преимуществу деревянный город в среднем каждые 50 лет.

Пожары стали бедствием не только Ярославля, но и всей России. Вот почему в эпоху правления Александра I, согласно высочайшему императорскому Указу в городах Российской империи стали создавать специализированные пожарные службы с одновременной постройкой депо. Каждое из депо было увенчано высокой каланчой, с которой дозорные вели круглосуточное наблюдение за городскими кварталами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector