Огнезащита воздуховодов
Содержание:
- Монтаж системы огнезащиты
- Выбираем защиту воздуховодов
- Что дает защита воздуховодов дымоудаления?
- Цена вопроса
- Материалы для огнезащиты воздуховодов.
- Типы и особенности существующих теплоизоляторов
- Порядок монтажа огнезащиты
- Огнезащитные покрытия воздуховодов должны быть изготовлены в соответствии с проектной документацией и установленными для них техническими условиями.
- Какие воздуховоды требуют огнезащиты
- Методы огнезащиты воздуховодов
- Материалы для противопожарной защиты
- Меры безопасности при работе с системой конструктивной огнезащиты
- Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?
- Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?
- Особенности огнезащиты воздуховодов
- Преимущества огнезащитного покрытия Ультра-Вент-60:
Монтаж системы огнезащиты
1. Подготовка поверхности
Поверхность воздуховода необходимо подготовить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402. Прежде всего, следует очистить воздуховод от ржавчины, следов старой огнезащиты щётками по металлу или дрелью с насадкой-щёткой. Затем поверхность воздуховода необходимо обеспылить ветошью. Для обезжиривания необходимо смочить ветошь ацетоном, уайт-спиритом или тёплым раствором моющих средств и протереть поверхность до полного удаления жировых или битумных пятен. После этого поверхность необходимо тщательно просушить.
Нет необходимости грунтовать или защищать от коррозии воздуховоды из нержавеющей или оцинкованной стали. На воздуховоды из холоднокатаной чёрной стали для улучшения адгезии необходимо нанести адгезив на водной основе типа АФГ или его аналог толщиной 10-30 мкм (сухой слой).
2. Раскрой УльтраМат
Огнезащитный укрывной материал УльтраМат раскраивается по размеру воздуховода с прибавкой не менее 100 мм с каждого края
Работы по раскрою материала должны проводиться с осторожностью, в хорошо проветриваемом помещении. Необходимо избегать попадания волокон полотна в глаза и дыхательные пути
3. Подготовка клея
Следующим этапом работ является подготовка огнезащитного клея АФ-01. Мы поставляем готовый к применению состав, требующий лишь тщательного перемешивания перед применением. Перемешивать клей можно вручную или низкооборотной дрелью с насадкой-миксером. Если в ёмкости с клеем на поверхности образовалась плёнка или корка, необходимо удалить её с поверхности шпателем, а затем тщательно перемешать состав.
4. Нанесение клея
Огнестойкость системы зависит от толщины стенок воздуховода и регулируется толщиной слоя огнестойкого клея. Эти параметры можно уточнить в . Наносить клей на поверхность воздуховода можно вручную – кистью, шпателем или валиком. Для больших площадей мы рекомендуем воспользоваться штукатурно-смесительными агрегатами типа СО-150 или его аналогами.
5. Укладка укрывного материала
Огнезащитный материал УльтраМат наклеивают сразу после нанесения клея, нахлёстывая края друг на друга. Шов с нахлёстом не менее 100 мм. Необходимо плотно прижать полотно и разгладить его резиновым валиком, удаляя воздушные пузыри. Места соединения укрывного материала тщательно проклеиваются металлизированным скотчем. Если в процессе работы металлизированный слой покрытия был случайно повреждён, следует проклеить скотчем места повреждения материала. Если воздуховод проходит возле потолка или стенки, свободное пространство можно заполнить базальтовым волокном или огнезащитными матами, а поверх них наклеить УльтраМат.
6. Огнезащита креплений воздуховодов
Работу по огнезащите креплений воздуховодов (подвесок и кронштейнов) можно проводить тремя способами:
-
- Нанести на защищаемые элементы воздуховода огнезащитный клей АФ-01 слоем не менее 1 мм и обернуть их материалом УльтраМат. Для более плотного прилегания огнезащитное полотно стягивают проволокой с шагом стяжки не более 200 мм. На каждом элементе должно быть как минимум 2 стяжки.
- Допускается огнезащита подвесок и кронштейнов только огнезащитным клеем АФ-01. При этом толщина слоя клея должна быть не менее 3 мм (расход клея 5,8 кг/м2).
- Нанесение огнезащитных красок по металлу Крауз, Крауз-Ультра, Крауз-Р толщиной сухого слоя не менее 1 мм (расход краски не менее 1,74 кг/м2)
Выбираем защиту воздуховодов
Противопожарную обработку воздуховодов можно провести следующими способами:
- Штукатурка, в состав которой входят специальные химические элементы, препятствующие горению.
- Монтажная система защиты.
- Настил рулонных покрытий, имеющих высокую степень огнеупорности.
- Покрытия, в состав которых входят антипирены.
Наиболее традиционным и распространенным способом огнезащиты вентиляционной системы является обмазка специальным раствором. Однако эта технология предполагает армирование, что существенно увеличивает нагрузку воздуховода и не всегда является возможной по проекту.
Посмотрите видео, как производится обработка воздуховодов покрытиями, в состав которых входят антипирены. Обработка наносится методом распыления:
Экономичным и достаточно простым в укладке является механический способ защиты. Его суть заключается в нанесении клеящегося раствора на всю поверхность воздуховода, к которому клеятся базальтовые фольгированные полотна.
Воздуховоды прилегают к металлическим конструкциям, которые также необходимо надежно защитить от воздействия огня при возникновении пожара. Подробно ознакомиться с технологией обработки и эффективными способами вы можете в моей статье Противопожарная обработка металлоконструкций.
Какой бы вариант защиты вы ни выбрали, помните, что не следует его выполнять собственными силами. Пригласите для этого специалиста, у которого есть достаточный опыт и квалификация. Только в этом случае, вы действительно будете уверены в эффективности принятых профилактических мер.
Что дает защита воздуховодов дымоудаления?
Следует понимать, что воздуховоды производятся из тонкой листовой ткани, которая при длительном воздействии высоких температур быстро нагревается и деформируется. Это приводит к нарушению целостности полотна и является причиной распространения дыма и огня по остальным помещениям.
Защита воздуховодов дымоудаления имеет следующие преимущества:
- Зашита вентиляционных путей;
- Устойчивость к негативным воздействиям внешних факторов;
- Увеличение срока службы вентиляционных путей;
- Улучшение теплоизоляционных характеристик.
Сегодня современные производители предлагают массу способов создать надежную защиту системы вентиляционных путей. И все они отличаются не только технологией, но и химическим составом.
Тем не менее, специалисты применяют разные технологии, в зависимости от проектировки и размеров вентиляционной системы. В самых труднодоступных местах, где невозможно проложить мягкие материалы или минеральные плиты, покрывают поверхность металла огнезащитным составом.
Цена вопроса
Многих, наверное, после прочтения этого материала озадачил вопрос, а какая цена вопроса. Конечно, все это зависит не только от выбранного способа огнезащиты, но и площади воздуховодов. Все эти расчеты индивидуальны и точнее вам подскажут в специализированной компании.
Однако в любом случае замечу, что даже высокая цена работ по защите воздуховодов не сравнится с теми финансовыми потерями, которые компания может понести в результате пожара. Поэтому все, что касается профилактических мер – это выгодная инвестиция и надежная страховка своего бизнеса от форс-мажорных ситуаций.
В заключении предлагаю вам посмотреть как производится монтаж огнезащиты воздуховода с использованием ваты:
Если хотите максимально защитить здание от потенциального пожара и принять все необходимые профилактические меры, то советую вам также ознакомиться с противопожарной обработкой древесины.
Если вам была полезна эта статья или остались вопросы по профилактическим мерам огнезащитной обработки, задавайте свои вопросы. Делитесь с друзьями ссылкой и подписывайтесь на мой блог, чтобы первыми читать полезные материалы. До новых встреч, пока-пока.
Материалы для огнезащиты воздуховодов.
Наши материалы для огнезащиты воздуховодов обеспечивают предел огнестойкости до 180 минут.
Различные огнезащитные материалы (огнезащитные покрытия для воздуховодов, огнезащитный состав для воздуховодов и базальтовые маты) имеют различные свойства огнестойкости. От этого напрямую зависит их цена, а значит, опять же, и конечная стоимость.
Мы предлагаем вам высококачественные огнезащитные составы, которые сделают вашу систему вентиляции устойчивой к высоким температурам и надежно ее защитят. Выберите подходящий вам состав, и свяжитесь с нами для получения подробной информации.
— Огнезащитные штукатурки – огнезащитные составы на цементной и полимерцементной основе, отличаются надежным огнезащитным эффектом: «Сотерм-1В» и т.д.
— Вспучивающиеся огнезащитные покрытия (краски, мастики и т.д.) – огнезащитные составы, которые при высокой температуре вспучиваются, увеличиваясь в объеме и образуя пенистый слой, который выполняет теплоизоляционную функцию, оберегая от воспламенения. При обычных условиях выполняют декоративно-отделочную функцию: «Аквест-01В», «КРАУЗ» и т.д.
— Жидкостекольные огнезащитные покрытия – огнезащитные составы на основе минеральных вяжущих, которые представляют собой эффективную негорючую теплоизоляционную систему, предохраняющую воздуховод от возгорания: «ОЗС-ТТ», «ОЗС-МВ» и т.д.
— Огнезащитные покрытия из минерального микроволокна – эффективный способ огнезащиты, работающий за счет поглощения тепла минераловокнистым составом: «Fibrogaine» (до 3-х часов) и т.д.
— Рулонные облицовки – теплоизоляционные маты, изготавливаются из минерального волокна на основе базальтовых пород. Легко монтируются, с одной стороны могут быть оборудованы алюминиевой фольгой: «Wired Mat 80″,»Wired Mat 105″,»Paroc», «Wired Mat 80», «Тех Мат», «Wired Mat 80», «Огневент» и т.д.
Для защиты вентиляционных систем и воздуховодов используются либо материалы, наносимые на поверхность воздухопровода, либо листовые материалы. Первые – это набор лаков и красок, которые наносятся либо вручную, либо с помощью специальных механизмов, вторые – это изделия из гипсоволовна, перлитофосфогеля или азбестоцемента. Огнезащитные листы пользуются большей популярностью, поскольку образуют теплопоглощающий слой, выдерживающий напор огня до 4 часов, да и в финансовом и экологическом плане они гораздо выгоднее.
Чтобы узнать стоимость огнезащитной обработки воздуховодов и систем вентиляции,
Вам нужно всего лишь позвонить нам по телефону
+7 (495) 774-72-21
Типы и особенности существующих теплоизоляторов
Для термоизоляции воздуховодов выбирают звуконепроницаемые материалы, устойчивые к вибрациям. Это объясняется особенностью функционирования вентиляционных систем: они сильно шумят и вибрируют во время работы.
Существуют следующие средства профилактических противопожарных мероприятий, связанных с воздуховодами:
- огнестойкая теплоизоляция (маты, вермикулитовые плиты, листы минеральной ваты, базальтовые самоклеящиеся волокна, фольгированные полотна). Для монтажа этих материалов используют шурупы, шпильки, шайбы, проволоку;
- базальтовое волокно, которое наносится методом напыления;
- толстослойная защита (мастика, штукатурка, фосфатные пасты из жидкого стекла, минерального или асбестового волокна и нефелина). Штукатурные, цементные и асбоцементные растворы наносятся на стальную сетку слоем до 1 сантиметра. Недостаток этого метода: при повышенной влажности и существенных перепадах температур защитный слой трескается и осыпается. Но этот способ обеспечивает эффективную огнезащиту воздуховодов при невысокой стоимости наносимых материалов;
- конструктивная комбинированная защита (совместное применение мастики и рулонных негорючих материалов на основе базальтовых волокон). В этом случае поверхность воздуховода покрывают клеящим составом из неорганических элементов, затем укрывают фольгированным полотном;
- тонкослойная защита (вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водной или органической основе). Их защитное действие основано на формировании под воздействием высоких температур особого углеродного слоя, обладающего теплоизоляционными свойствами. Недостаток этого способа: высокая стоимость некоторых эффективных огнезащитных составов.
Общим моментом для всех видов защитных мероприятий является тщательная предварительная подготовка поверхности воздуховода.
Плиты, полотна, штукатурные составы увеличивают предел огнестойкости систем дымоудаления EI от 30 до 150, что важно для транзитных каналов. При этом, чем толще слой наносимого состава, тем лучше выше сопротивляемость огню
Но перечисленные материалы существенно увеличивают массу вентиляционных конструкций, что требует монтажа дополнительных креплений и опор. Это не всегда возможно: иногда зазор между трубой и стеной или перекрытием бывает очень маленьким.
Огнеупорные краски по показателям эффективности могут уступать конструктивным материалам, но их можно наносить на труднодоступные участки. Трудозатраты на обустройство огнезащиты воздуховодов с помощью краски в 5 раз ниже, чем затраты труда на монтаж плит, полотен или штукатурки.
Они наносятся с помощью кисти, валика и краскопульта. Последний вариант – предпочтителен, потому что обеспечивает самое качественное нанесение, экономный расход часто дорогостоящего материала, сокращает трудозатраты.
Порядок монтажа огнезащиты
Монтаж толстослойного покрытия производится на стадии строительства здания
Порядок обустройства огнезащиты определяется видом используемого материала (плиты, базальтовая вата или жидкая мастика). Маты на основе базальтовых волокон, например, крепятся на трубах посредством клея с использованием специальных крепежных элементов. В этом случае последовательность проводимых операций выглядит так:
- Защищаемые поверхности тщательно очищаются от следов жира и грязи, обезжириваются посредством растворителя.
- Переходят к подготовке креплений. Для этого к корпусу воздуховода привариваются отрезки мягкой стальной проволоки, посредством которой потом крепится огнестойкое полотно.
- Защитный материал нарезается на заготовки, по размеру соответствующие диаметру труб. Для обустройства основания защитного короба (его нижней плоскости) берется цельное полотно. Боковины и крышка нарезаются по диаметру трубы с небольшим запасом на оформление стыков (до 10 см).
- Поверхности плит и воздухоотводящей трубы обрабатываются подготовленным заранее клеящим составом.
- Защитные материалы накладываются слоем из фольги наружу, а затем фиксируются посредством штатных метизов или проволоки.
Нанесение жидкой огнезащиты методом напыления из краскопульта
Если защитный материал имеет жидкую консистенцию, его наносят на обрабатываемые поверхности методом напыления из краскопульта, либо с использованием особых раскаточных валиков. В простейшем случае для этих целей применяются обычные кисти. По завершении клеящих и окрасочных операций обработанной конструкции дают отстояться до полного высыхания защитного состава. Только после этого разрешена полноценная эксплуатация вентиляционного узла.
Помимо клеевого способа крепления существуют и другие методики, однако наибольшее распространение получили механические варианты. Среди них выделяются использование специальных бандажных лент и крепление посредством приварных штифтов или игл
При их применении особое внимание уделяется огнезащите креплений воздуховодов, от качества которой зависит надежность их эксплуатации
Характерные ошибки
При проведении защитных мероприятий важно учитывать такие моменты:
- В зонах стыковки полос базальтового полотна не допускается укладывать его внахлёст.
- Ту же ошибку не следует делать при стыковке огнезащитного материала с элементами ограждающих конструкций.
- Кронштейны, подвески и другие компоненты креплений воздуховода не допускается оставлять без огнезащиты.
Огнезащитные покрытия воздуховодов должны быть изготовлены в соответствии с проектной документацией и установленными для них техническими условиями.
Поэтому выбор вида покрытия необходимо осуществлять уже на стадии проектирования, исходя из:
- величины требуемых пределов огнестойкости;
- функционального назначения системы и требуемых показателей по теплопроводности изоляции;
- условий дальнейшей эксплуатации и ремонта покрытия;
- особенностей узлов подвесов воздуховодов и их пересечений через ограждающие конструкции;
- особенностей технологии сборки коробов и монтажа огнезащиты в случаях отсутствия зазоров между стенками воздуховодов и строительными конструкциями (стенами, перекрытиями);
- особенностей конфигурации и протяжённости воздуховодов;
- размеров сечений и толщины стенок воздуховодов;
- каких материалов выполнены воздуховоды, необходимости их антикоррозионной обработки;
- стеснённости при выполнении работ.
условий окружающей среды во время монтажа воздуховодов.
Если выбор покрытия осуществляется по ходу строительства все изложенные факторы должны быть учтены и обязательно изложены в соответствующей документации (в Договоре подряда, Спецификации проектной документации или в Журнале авторского надзора).
Внимание: нанесение огнезащитных покрытий должно проводится до отделочных работ и заделки проёмов ограждающих строительных конструкций, через которые проходят каналы (шахты) воздуховодов
Какие воздуховоды требуют огнезащиты
Противопожарная огнезащитная изоляция воздуховодов требуется помещениям с высокими требованиями к безопасности.
Обработка негорючими составами обязательна:
- в складах по хранению горюче-смазочного сырья;
- на предприятиях с использованием открытого пламени для плавки минералов, металлов, выполнения сварочных работ, плазменой резки;
- на производствах с электрическими печами;
- в помещениях с большими потоками граждан (торговые комплексы, офисные центры);
- в учреждениях для отдыха людей (кинозалы, театры, спортивные центры);
- в образовательных учреждениях, предприятиях сферы общепита;
- в сооружениях, расположенных под землей и т.д.
В жилых помещениях требуют усиления огнезащиты пространства с системами отопления с открытым огнем (камины, печи). Повышены требования к безопасности банных комплексов, котельных и т.д.
Методы огнезащиты воздуховодов
Огнезащита воздуховодов вентиляции и систем дымоудаления производится традиционным, механизированный и комбинированным методами, предусматривающими использование разных составов, покрытий и материалов.
Традиционный метод
Включает армирование, которое влечет за собой существенную нагрузку на крепление воздуховодов. Выполнение работ не требует привлечения специального оборудования, однако сам процесс является довольно трудоемким.
Механизированный метод
Реализация мероприятий по огнезащите производится с помощью дорогостоящих установок. Сам метод высокотехнологичен и экономичен.
Комбинированный метод
Сочетает в себе все предыдущие методы огнезащиты и производится вручную. Сначала на поверхность конструкции наносится комбинированный состав, после чего укладывается базальтовый фольгированный материал. Популярность комбинированного метода объясняется его высоким качеством и доступной ценой.
ООО «СБСС» проводит любые виды работ по ликвидации рисков возгорания в жилых, производственных зданиях, государственных, общеобразовательных учреждениях, частных домах. Все мероприятия проводятся согласно разработанному и согласованному проекту. Стоимость огнезащиты за 1 м2 — одна из самых приемлемых в Москве. Мы имеем лицензию МЧС РФ на проведение данных работ. Обработка металлических конструкции огнезащитой производится с применением сертифицированных материалов. На все произведенные работы и используемые составы выдаются сертификаты и гарантии.
Материалы для противопожарной защиты
Для повышения огнестойкости воздуховодов используют следующие материалы:
Базальтовая вата в виде матов и рулонов, выпускается в различных вариациях: с односторонним фольгированием для отражения тепла, армированием металлической сеткой для повышения прочности, прошивная, с усилением стеклянной, базальтовой тканью, с водоотталкивающей пропиткой. Уровень огнестойкости одного слоя минеральной ваты – от 30 до 180. Маты удобны для изоляции шахт и труб с прямоугольным сечением, рулонный материал – для огнезащиты круглых труб. Минеральная вата не горит, обладает высоким уровнем тепло– и шумоизоляции, не токсична и при этом относительно недорога. Однако вес этого материала велик, поэтому необходимы дополнительные крепежные элементы для распределения нагрузки на несущие конструкции здания. Скобы, которыми базальтовая вата фиксируется на вентканалах во время пожара прогорают и огнезащита сваливается с трубы, нанося дополнительный урон, поэтому приходится использовать термостойкий клей для дополнительной фиксации.
При работе с базальтовой ватой необходимо защитное снаряжение, так как мелкие частицы опасны для здоровья. Этот материал эффективен как огнезащита при скрытом способе прокладывания вентканалов и в помещениях, где эстетика не является определяющим критерием.
- Напыляемые материалы, наносимые толстым слоем – до 25 мм: фосфатные пасты, штукатурка, мастика, составы на основе минеральных и асбестовых волокон. Для нанесения покрытия на поверхность воздуховода потребуется специальное оборудование и защитное снаряжение, но этим способом покрывается большая площадь за короткий срок и удается изолировать труднодоступные места вентиляционной системы. Такая огнезащита прочно сцепляется с любой поверхностью, поддается окрашиванию и имеет срок службы до 50 лет. Дешевый и при этом эффективный метод, позволяющий повысить предел огнестойкости до 3 часов. Однако в помещениях с повышенной влажностью и перепадами температур защитный слой начинает растрескиваться и осыпаться. Кроме того, многие из защитных составов токсичны или выделяют вредные вещества при нагревании.
- Тонкослойные защитные покрытия: вспенивающиеся составы (эмали, краски и лаки) на органической или водной основе. При воздействии высокой температуры покрытие обугливается и образует пористый слой с высокими теплоизолирующими свойствами. Защитные составы наносятся тонким слоем всего в 1 мм, но при этом обеспечивают эффективную изоляцию и способны выдерживать высокую температуру до 2 часов. Окрашивание почти не утяжеляет вентиляционную систему, однако покрытие может стекать или облупляться, поэтому требуется периодически проверять его целостность. Положительной чертой является и декоративность лакокрасочной огнезащиты, из-за чего она применяется для вентканалов, проложенных открытым способом.
Меры безопасности при работе с системой конструктивной огнезащиты
Требования ГОСТ не обошли стороной и превентивные меры безопасности процесса монтажа. Регламентируется: наличие соответствующей вентиляции в помещении, где происходят огнезащитные работы. Необходима специальная защитная одежда, включая рукавицы, каску, обувь, и средства индивидуальной защиты глаз и органов дыхания. Во время огнезащитной обработки воздуховодов запрещается курить и принимать пищу.
Если огнестойкий клей или адгезив попал на открытый участок кожи, его следует сразу же смыть мылом под струёй воды. После этого на кожу необходимо нанести вазелин или защитный крем.
Если клей или волокна полотна попали в глаза, необходимо сразу же промыть их струёй воды и без промедлений обратиться к врачу.
После окончания работ с огнезащитным материалом Ультра-Вент-60 следует принять душ с использованием мыла, прополоскать рот водой и переодеться.
январь 2016
Чем и для чего делается огнезащита воздуховодов?
Огнезащита предусматривает создание слоя теплоизолирующего материала на поверхности воздуходува. Применение таких защитных экранов помогает замедлить прогревание сооружения и способствует сохранению всех его функций и внешнего вида в течение определенного времени с момента возгорания. Длительность такой защиты металла составляет 30-150 минут (предел огнестойкости R30-R150) и зависит от расчетной толщины и характеристик нанесенного покрытия.
Огнезащита воздуховодов, цена на которую может отличаться в зависимости от типа используемого материала, предусматривает предварительную очистку основания от загрязнений и коррозии, грунтовку и нанесение огнезащитного состава.
Чаще всего применяются следующие виды обработки:
-
Нанесение вспучивающих огнезащитных средств;
-
Обкладка кирпичом;
-
Облицовка асбестом или гипсокартоном;
-
Оштукатуривание специализированным составом.
Для обеспечения максимальной эффективности для каждого объекта подбираются свои материалы и технологии нанесения. Исходя из этого, рассчитывается стоимость.
Какие помещения в первую очередь нуждаются в защите?
Помещения, в которых обязательно нужна установка огнезащиты воздуховодов это, в первую очередь:
- Склады горюче-смазочных и легковоспламеняемых материалов.
- Места большого скопления людей: офисные здания, бизнес-центры, жилые многоквартирные дома, торговые центры.
- Здания с высокими температурами: бани, сауны, котельные.
Вентиляционная система, проводящая воздух через этажи, имеет несколько отсеков с клапанами и обитые противопожарными материалами. Таким образом, достигается изоляция каждого отдельного помещения.
Покрывать изоляционными материалами требуется трубы вентиляции, систем кондиционирования и дымоудаления. Последние сделаны для выведения дыма из здания, поэтому они нуждаются в повышенной защите.
Зачем нужна огнезащита воздуховодов?
Согласно статистике, во время пожара наибольший вред для людей наносится дымом, а не огнём.
Огнеизолированные воздуховоды
Вторая её цель – изолирование огня, чтобы тот «задохнулся», не получая необходимого кислорода. Третья – дымоудаление, вывод горючих газов из помещения.
Материал, покрывающий вентиляционные каналы снаружи, во время чрезмерного нагревания вспенивается, тем самым создавая дополнительную теплоизоляцию. Распространена огнезащитная штукатурка, пропитка для тканевых покрытий, специальная краска. Эти материалы предназначены, чтобы защитить от огня отделочные материалы, которые, как правило, легко воспламеняются и выделяют ядовитый дым.
Правила и нормы эксплуатации огнезащиты воздуховодов
Свод правил, установленный законодательным актом СП 7.13130 от 2013 года по технике противопожарной безопасности, регламентирует действия по установке вентиляционных, обогревательных и кондиционных систем.
При прокладке вентиляционных систем допускается применение исключительно негорючих изоляционных и облицовочных материалов «А» класса. Внутри одного пожарного отсека можно использовать трудновоспламеняемые материалы «В» класса. «В1» — полуогнестойкие материалы разрешаются к использованию в воздуховодах, которые не проходят:
- сквозь потолки (в том числе подвесные) и стены;
- в коридорах и путях эвакуации.
Система вентиляции с противопожарной защитой
По данным правилам система вентиляции помимо огнезащитного покрытия должна иметь: воздушные затворы, противопожарные клапаны. Согласно техническим нормативам противопожарной безопасности, огнезащита должна выдержать нагревание в течение времени эвакуации. Для каждого отдельного случая рассчитывается определенный интервал времени.
Материалы должны быть сертифицированы согласно нормам предела огнестойкости. Огнестойкость конструкции определяется временем от начала чрезмерного нагревания до момента разрушения поверхности. Материал для огнезащиты должен выдерживать температуру до 1000º, учитывая среднюю температуру пожара в помещении 850º.
Использование листовых перлитофосфогелевых, асбестоцементных, гипсоволоконных, гипсокартонных, базальтовых плит, специального напыления и огнезащитного лакокрасочного покрытия увеличивает время предельной огнестойкости до 240 минут. По нормативам это время не может быть меньше 150 минут.
Особенности огнезащиты воздуховодов
При пожаре пламя, попадая в систему воздуховода, мгновенно распространяется по всему зданию, охватывая огнем все новые и новые помещения. Кроме того, конструкция воздуховода значительно усложняет пожаротушение. Для предотвращения опасных ситуаций огнезащиту воздуховодов проектируют с пределом огнестойкости от получаса до 4 часов.
Для ограничения распространения пламени по воздуховодам применяют:
- Огнезащитные материалы – позволяют снизить вероятность возгораний; исключают экспансию огня по зданию; при возникновении пожара увеличивают время, необходимое для эвакуации.
- Конструктивные способы – клапаны, преграды, узлы, соединения, фильтры, подбор сечений и другие – надежны и долговечны, способны значительно повысить предел огнестойкости воздуховода, но увеличивают вес конструкции.
Основные способы огнезащиты воздуховодов
Хорошую эффективность показывает огнезащита воздуховодов при помощи базальтовых фольгированных рулонных материалов. Они не горючи, удобны в укладке, не выделяют в среду вредных элементов при нагревании.
Низкий коэффициент теплопроводности таких полотен позволяет успешно эксплуатировать их в системах вентиляции:
- производственных объектов;
- торговых центров и ТРЦ;
- жилых домов;
- общественных и административных зданий;
- транспортных средств.
Дополнительно базальтовый огнезащитный материал обеспечивает защищаемой конструкции:
- устойчивость к вибрациям;
- стойкость к агрессивным веществам и средам;
- долговечность;
- теплоизоляцию;
- звукоизоляцию;
- декоративный вид.
Зарекомендовали себя и такие способы огнезащиты воздуховодов, как:
- оштукатуривание поверхности короба минеральными огнестойкими составами;
- окрашивание вспучивающимися красками.
Из- барьерных методов защиты следует отметить:
- обустройство внешнего короба для воздуховода из огнестойких плит – асбестоцементных, базальтовых, гипсокартонных, перлитфосфогелевых;
- установка воздушных затворов, которые при пожаре полностью изолируют очаг возгорания;
- противопожарные клапаны;
- подбор сечений воздуховодов таким образом, чтобы обеспечить требуемые значения огнестойкости;
- дымовые фильтры – обеспечивают функциональность системы вентиляции даже при пожаре;
- другие конструктивные решения – расчет узлов системы, сопряжений и соединений элементов конструкции.
Возможно также комбинирование нескольких способов.
Проектирование огнезащиты воздуховодов
Основная задача проектировщика – оценить оптимальный тип и количество средств огнезащиты. Для этого предварительно:
- изучается рабочая документация на строительство;
- учитываются инженерно-технические особенности здания;
- проводятся расчеты для оценки пожарного риска;
- оценивается предел огнестойкости воздуховода.
Качественный проект огнезащиты воздуховодов обеспечит дальнейшее технически правильное выполнение всех работ и надежную защиту воздуховодов на длительный срок.
Преимущества огнезащитного покрытия Ультра-Вент-60:
- надежность и долговечность;
- технологичное монтирование;
- экологическая безопасность;
- дополнительная тепло-звукоизоляция;
Система огнезащиты воздуховодов Ультра-Вент-60 соответствует требованиям ГОСТ Р 53299-2009, что подтверждено следующими сертификатами:
- Сертификат соответствия (обязательная сертификация) С-RU.ПБ25В.01282 ТР 0641882 с 19.07.2012 по 18.07.2017 (толщина воздуховода 0,55 мм, предел огнестойкости EI60).
- Сертификат соответствия (обязательная сертификация) С-RU.ПБ05В.02703 ТР 0668073 с 04.05.2012 по 03.05.2017 (толщина воздуховода 0,55 мм, предел огнестойкости EI30).