Приложение n 13. планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров

Значимость леса для человека

Значимость леса для человека можно рассмотреть с трех точек: экономической, экологической и социальной. Первая из них позволяет обеспечить население бумагой, строительными материалами, мебелью, лекарственными продуктами и другими жизненно необходимыми товарами. И даже нанося непоправимый вред природе, люди идут на вырубку лесов, так как преследуют цель обеспечить человека всем необходимым и, конечно же, хорошо заработать.

Статистика вырубки лесов по странам

Страна Количество гектар (тыс.)
Россия 4,139
Канада 2,450
Бразилия 2,157
США 1, 7367
Индонезия 1,605
Конго 608
Китай 523
Малайзия 465
Аргентина 439
Парагвай 421

С экологической точки зрения лес – это источник кислорода и гарант сохранения природы. Система обеспечивает людей необходимыми условиями для жизни.

В социальном ключе лес – это наследие человечества. С былых времен он считался источником ресурсов, помогавшим нашим предкам выжить, а именно: найти еду, воду и безопасное убежище.

Но, несмотря на необходимость охраны леса и осуществления искусственных насаждений, лес был и будет востребован, так как из него изготовляются различные товары и материалы, а лесная промышленность становится всё более популярной.

Дело в том, что деревья – это легкие планеты, ведь только они способны очищать воздух от вредных веществ и выделять кислород, необходимый людям и фауне для жизни. Чем меньше деревьев остается на планете, тем грязнее будет атмосфера. Оставшиеся леса просто не в состоянии фильтровать воздух, учитывая, что с каждым днем деревьев становится все меньше, загрязнений происходит все больше.

Комментарии к ст. 51 ЛК РФ

Лесное законодательство всегда содержало требования о том, что леса необходимо защищать, в том числе от пожаров, незаконных порубок, вредителей, болезней, загрязнения и других действий, причиняющих вред лесу. Леса являются одним из объектов окружающей среды, одним из ее компонентов. Под вредом окружающей среде в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии со своим Положением организует деятельность государственной лесной охраны РФ, за исключением функций государственного контроля и надзора, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение, осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами. После реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 г. функция по осуществлению контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов была возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400). Это создало определенную сложность при процессе привлечения виновных лиц к ответственности. Ранее указанные функции находились в руках соответствующих лесхозов, которые как никто лучше владели систематически и информацией о лесном фонде, и необходимыми профессионально подготавливаемыми кадрами, а также системой регулярных обходов на участках лесного фонда как для указанной цели, так и для иных вверенных им полномочий. Штаты же Росприроднадзора, как правило, не везде соответствовали необходимому количеству инспекторов для осуществления данных функций. Принятый Лесной кодекс РФ 2006 г. в соответствии со ст. 81 — 84 установление порядка государственного лесного контроля и надзора вменяет органам государственной власти РФ в области лесных отношений, а само осуществление государственного лесного контроля и надзора должно быть передано органам государственной власти субъектов РФ от Российской Федерации за счет средств субвенций из федерального бюджета. Кроме того, введен муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Следует ожидать нового пакета подзаконных нормативных актов, регулирующих полномочия лесной охраны. Статья 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вносит соответствующие изменения в КоАП РФ, в том числе излагая в новой редакции ст. 23.24, посвященную органам, уполномоченным в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а ст. 37 указанного Закона вносит изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» касательно, в том числе, осуществления муниципального лесного контроля и надзора.

Природоохранные действия для леса

Сегодня охрана леса является одной из актуальных глобальных проблем. Как бы общественность не обсуждала этот вопрос, все равно еще не удается остановить массовую вырубку лесов. Чтобы сохранить лес, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сократить вырубку лесов;
  • создавать специальные древесные формы, где выращивать деревья на продажу;
  • засаживать новыми деревьями безлесные территории;
  • использовать альтернативные материалы в тех сферах, где требуется древесина;
  • вводить высокую пошлину на ввоз древесины в ту или иную страну;
  • проводить акции, способствующие увеличению площадей зеленых насаждений;
  • проводить образовательные и воспитательные беседы, которые помогут людям сформировать понятие ценности леса и природы в целом.

Таким образом, качество воздуха и целостность природы, в том числе и леса, зависит от нас самих. Рубить или не рубить дерево – это наш выбор. Конечно, массовое уничтожение леса – это дело огромных корпораций, но каждый человек на локальном уровне может постараться не причинять вреда окружающей среде, а это уже имеет большое значение для сохранения лесов нашей планеты.

Леса и их защита от пожаров

Несмотря на то что многие понимают, что лес – наше богатство, и его нужно охранять, до сих пор наибольшей проблемой является огонь. Особенно часто возникают лесные пожары в летний период, для которого характерны низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая.

О такой недостаточности свидетельствуют пожары, от которых пострадали леса России и даже населенные пункты. В 2014 году возгорания настолько участились, что в июне было издано специальное постановление о внесении дополнений в правила осуществления контроля над достоверностью информации о пожарной безопасности. Это произошло после пожаров в Забайкалье (апрель 2014), Амурской (апрель 2014) и Иркутской области. Во многих регионах введены режимы ЧС и запрещен выход в лес жителям окрестных населенных пунктов.

Возможно, в будущем оборудование и технологии позволят предотвращать пожары в лесах, но на сегодняшний день площадь массивов, охваченных огнем, возрастает. Когда все население будет более бережно относиться к деревьям, будет создана полноценная материально-техническая база, тогда и защита будет более эффективной.

Леса и лесные хозяйства

Леса России требуют охраны и бережного отношения к себе. Основным органом, который этим занимается, является лесное хозяйство. На него возложены следующие функции:

  • охрана лесных насаждений от несанкционированной вырубки;
  • защита и профилактика от вредителей;
  • своевременное удаление сушняка для уменьшения риска возгорания;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита фауны от истребления;
  • высадка новых саженцев для восстановления лесного массива.

Такие меры позволяют сохранить количественно и качественно леса России. Лесные хозяйства могут контролировать количество деревьев каждого сорта путем вырубки и высадки саженцев, тем самым сохраняя лес в первозданном виде. Если бы такой контроль не проводился, одни деревья сменяли бы другие неконтролируемо, в связи с чем изменился бы и остальной животный и растительный мир. Только всеми комплексными мерами можно сохранить лес. Наше богатство должно приумножаться, а не уменьшаться с каждым годом.

Заградительные минерализованные полосы

Для защиты от лесных пожаров используют противопожарное обустройство лесов. Эти меры предотвращают стремительное распространение пламени по всей территории.

Минерализованная полоса – это вспаханная до минерализованного слоя вручную (лопатой или плугом), машиной (трактором, бульдозером, грунтометом) или при помощи взрывчатых и горючих средств линия. Ее освобождают от возможных объектов возгорания (травы, веток, листьев, корней, сухих деревьев).

Таким образом, минерализованная полоса служит барьером для распространения низовых пожаров. Иногда ее называют противопожарным разрывом, потому что лес получается разбитым на несколько участков, отделенных друг от друга просеками шириной до 3 метров.

Необходимо создать или отреставрировать туристические дорожки по всей территории леса. Во-первых, во время пожара будет легче найти дорогу из очага возгорания, а, во-вторых, через дорожки пламя не перекинется по траве дальше. Рекомендуется делать дорожки из гальки, благодаря этому материалу тропинки будут функционировать даже во время дождя и сохраняться на длительное время.

Чтобы не допустить случайного возгорания летом, работники лесных организаций проводят мероприятия по санитарной зачистке леса. Выпалывается сухая трава, срубаются мертвые деревья, выкорчевываются пни. Таким образом, практически исключается возможность стремительного распространения огня по лесу.

Возможно строительство особых водных объектов, являющихся препятствием на пути пламени. Иногда специально выращиваются пожароустойчивые породы хвойных деревьев, которые высаживаются перед основным заграждением.

Лесные пожары – серьезная опасность не только для животных и растительности этой территории, но и для населения, проживающего неподалеку. Самое страшное стихийное бедствие может окончиться огромным уроном для экосистемы леса, которая будет восстанавливаться много лет.

Поэтому сотрудники МЧС пристально следят за малейшей угрозой возникновения пожара в лесу, проводят мероприятия по обустройству противопожарных разрывов и ограждений, а также тушат огонь.

Охрана леса

Охрана леса – это действия, направленные на недопущение либо устранение вредного воздействия на леса природных и антропогенных факторов небиологического происхождения. Основным здесь является охрана от пожаров. Также законодательство отдельно выделяет охрану лесов от радиоактивного загрязнения и охрану редких, «краснокнижных» лесных растений. В последнем случае охраняются как сами растения, так и среда их обитания.

Но все же основной задачей охраны лесов остается деятельность по предотвращению, обнаружению и тушению пожаров. Для выполнения этих задач определены основные правила действия при возникновении пожара, взаимодействие с органами власти, меры по обеспечению безопасности населения.

Охрана леса от возникновения пожаров состоит из трех направлений:

  1. мероприятия по предупреждению пожаров;
  2. отслеживание лесных пожаров и оценка потенциально пожароопасных ситуаций;
  3. формирование планов тушения лесных пожаров.

Предупреждение пожаров главным образом состоит в специальных мерах по снижению вероятности возникновения большого лесного пожара. В основном, это различные варианты противопожарных просек. Также в лесах с высокой пожарной опасностью специально проводятся контролируемые выжигания подстилки, сухостоя и проводится гидромелиорация. И, наконец, на случай возникновения пожаров отслеживается возможность быстрого прибытия различной пожарной техники, доступность воды. Для местных властей, в связи с этим, существует требование по наличию и содержанию в готовности нужной для тушения техники и достаточного количества людей.

Понятно, что леса совсем без пожаров не бывает. Всегда где-то бушует гроза, а где-то не затушили костер. И тушить все пожары на Земле невозможно. Большинство пожаров затухают по естественным причинам либо по достижению противопожарных просек. Именно для рационального распределения пожарной техники лесные пожары отслеживаются, а техника на них направляется только в случае необходимости.

Планы тушения формируются для наиболее эффективного действия всех служб в случае возникновения пожара. В идеале они должны предусматривать все возможные ситуации на пожаре.

Защита леса

В понятие защиты леса входит предотвращения ущерба лесам от всех факторов биологического характера. Здесь имеется ввиду широкое понятие леса, как экосистемы, и защищаются как флора и фауна, составляющая лес, так и среда обитания, т.е. почва, водные объекты и т.п. Мероприятия по защите лесов сродни охране от пожаров. Ведь и правда, возникновение, распространение и ликвидация заболеваний леса так же имеют очаг лесной патологии, распространение заражения и его естественное затухание. Отсюда и схожесть мер обеспечения защиты леса: лесозащитное районирование, лесопатологический мониторинг, проведение обследований, предупреждение распространения вредных организмов и ликвидация их очагов. Обязанности по защите леса также лежат на соответствующих муниципальных службах.

Нужно заметить, что многие лесозащитные мероприятия тесно пересекаются с такими же мерами по защите сельскохозяйственных земель. Например, карантинные мероприятия по какому-либо растению или заболеванию естественно не проходят отдельно по лесу, и отдельно по прилегающим к нему полям. Обычно карантин объявляется на определенной площади независимо от характера растительности на ней.

Специфика государственного управления охраной и использованием лесного фонда

В полномочия Российской Федерации в сфере защиты, использования, воспроизводства леса относят:

  1. Определение ключевых направлений госполитики в области лесного хозяйства.
  2. Выработка и утверждение законов, прочих нормативных актов, осуществление контроля их соблюдения.
  3. Пользование, владение, распоряжение объектами, кроме случаев, закрепленных 47 статьей ЛК.
  4. Реализация государственной инвестиционной политики в сфере охраны, использования, воспроизводства лесного фонда.
  5. Разработка, утверждение, реализация госпрограмм.
  6. Определение исполнительных органов федерального уровня для исполнения функций в сфере правовой защиты лесного фонда, установление их полномочий.
  7. Утверждение порядка разделения лесов на группы, разграничения групп на категории защитности, перевода объектов из одной группы в другую.
  8. Определение правил и норм лесопользования.
  9. Установление и утверждение расчетных лесосек.
  10. Определение видов платежей за использование объектов лесного фонда, минимальных ставок оплаты древесины, отпускаемой на корню.
  11. Утверждение порядка предоставления лесных участков в пользование.
  12. Установление правил отпуска древесины, рубок, защиты, охраны, воспроизводства леса.
  13. Организация и координация проектно-конструкторских, научно-исследовательских мероприятий по ведению лесохозяйства.
  14. Осуществление контроля использования, защиты, охраны объектов, воспроизводства лесов, установление порядка проведения проверок.
  15. Утверждение правил и организация ведения учета леса, государственного кадастра, мониторинга лесоустройства.

Экологические проблемы леса

К сожалению, главной проблемой на сегодняшний день являются лесные пожары. Они оказывают губительное влияние на деревья и могут полностью уничтожить всё вокруг, либо сильно повредить растительность. Как следствие, главные функции леса – защитная и водоохранная – снижаются, а порой и вовсе исчезают. Всё потому, что отдых на природе стал довольно популярен и в результате халатности людей происходит не только замусоривание окружающей среды, но и увеличивается вероятность возгорания леса. Данная проблема остается одной из главных для всех стран мира. Государства разрабатывают специальные мероприятия, направленные на предотвращение пожаров, их минимальное распространение и своевременное выявление.

Следующей проблемой лесов являются бытовые отходы и отходы, возникающие в результате заготовки древесины. Кора, пни, сучья – идеальное место для размножения лесных вредителей. Бытовой мусор не только ухудшает эстетический вид, но и в большинстве случаев долго перерабатывается или не перегнивает вовсе.

Лес важен не только тем, что в нем растут деревья, но и тем, что это дом для многих животных. Кроме того, корни растений защищают землю от разрушения (водной и ветровой эрозии, деградации, опустынивания). Не последнюю роль флора играет в процессе круговорота воды в природе. Если исключить лес из любой экосистемы, то все формы жизни погибнут.

Начинать заботу о лесе необходимо с каждого человека в частности. Экологическая система требует должного ухода и заботы, но люди не только не ценят дары природы, но и способствуют ухудшению состояния окружающей среды. Контролировать соблюдение правил и состояние леса должно государство страны. Для предприятий, занимающихся лесной промышленностью, должны быть созданы специальные нормы и правила заготовки древесины.

Классификация

Характер возгорания тоже бывает разный. Низовой пожар начинается с воспламенения нижнего яруса леса: травы, сухих опавших листьев, старых корней, кустарников. Такой тип отличается высокой скоростью распространения – от 19 метров до 1 километра в час (зависит от ветра, температуры и влажности), свойственен для широколиственных лесов.

В определенные сезоны низовые пожары имеют разный характер распространения. Весной это беглое возгорание, охватывающее большую площадь, но лишь верхнюю часть покрова. Летом, когда становится жарче и суше, пожар становится устойчивым, то есть уже полностью выгорает нижний ярус.

Если вовремя не принять необходимые мероприятия, то огонь перекинется на деревья. Этот тип называется «верховой пожар». Стихийное бедствие может возникнуть при попадании заряда молнии в сухой ствол дерева. Чаще всего такие воспламенения происходят в хвойниках, дубовых и кедровых рощах.

В отличие от низовых лесных пожаров, здесь огонь распространяется гораздо быстрее – от 6 до 75 километров в час. При устойчивом пламени выгорают все яруса леса. При беглом – огонь передвигается по кронам деревьев. При последнем, верховой пожар начинается раньше низового, быстро выжигая лес.

Причинами низовых пожаров являются сильное и длительное действие верховых и низовых воспламенений, самопроизвольное возгорание торфяных отложений, вызванное повышением температуры, неаккуратным обращением с огнем в местах выработки топлива, путем попадания молнии в залежи во время сухих гроз.

Главная опасность таких пожаров состоит в том, что их очень трудно обнаружить. Торф горит даже без наличия кислорода, выделяя в больших объемах загрязняющий атмосферу дым. В результате образуются пустоты в слоях почвы глубиной более 50 сантиметров. Этот тип пожаров имеет самую маленькую скорость распространения, может наблюдаться даже в зимний период.

Природные факторы

В природных условиях так же можно столкнуться с опасностью возникновения горения леса. Как правило, пожар может быть инициирован ударом молнии в дерево, и это самый распространённый способ вмешательства природы.

Вторым обстоятельством, влияющим на возникновение пожаров леса, считают извержение вулканов, а именно огненной лавы. У нас в стране есть такие места, это Сахалин. Третьим фактором принято считать самовозгорание угля и других природных ископаемых.

Учитывая все названные обстоятельства, хочется обратиться ко всем: будьте бдительны во всех проявлениях опасности. Если мы сохраним лес от пожаров, то обеспечим себе здоровое будущее.

Борьба с пожарами

Это одно из ключевых направлений деятельности по обеспечению правовой охраны лесов. Для осуществления борьбы с пожарами на законодательном уровне закреплены специальные правила безопасного поведения. Согласно им, в лесах запрещено осуществлять действия, создающие реальный риск возникновения и распространения огня. Этими правилами также регламентируется проведение противопожарных мероприятий для предприятий, осуществляющих свою деятельность в лесном массиве или в непосредственной близости к нему.

Правила безопасности обязательны для соблюдения всеми гражданами и юрлицами. Физлицам запрещено бросать в лесу легковоспламеняющиеся материалы, разводить костры на участках с высохшей травой, под кронами деревьев, в торфяниках и пр. при обнаружении возгорания в лесу необходимо оперативно предпринять меры по его устранению. Если своими силами гражданин потушить пожар не может, следует незамедлительно сообщить об этом сотрудникам лесхоза и спасательной службы.

На лесопользователей возлагается обязанность разрабатывать и утверждать планы мероприятий, согласовывать их с компетентными структурами власти и выполнять их в установленный срок.

Госпожнадзор в лесном фонде, а также в лесах, не входящих в его состав, осуществляется органами государственной лесной охраны. Для защиты могут использоваться авиационные средства и техника. Такая охрана лесов осуществляется специализированными подразделениями Федеральной службы лесхоза РФ.

Статья 53.7. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров

1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

2. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры.

3. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном статьями 30 и 33 настоящего Кодекса.

4. При закупке работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.

5. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается.

6. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов.

7. В случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

Лес – это…

На первый взгляд, вопрос достаточно простой. Ведь вот он, лес, совсем рядом. В основной массе российских городов лес находится рядом с границами населенного пункта. Но если расспросить людей в отдельности, то станет ясно, что понятие леса у всех разное. Для одного — это множество близко стоящих деревьев, для другого — тень от крон деревьев и особый воздух, напитанный множеством запахов: прелая листва, цветы, медоносы и запах смолы, для третьего лес – это грибы и ягоды, или место обитания охотничьих трофеев. Опять же, каждый понимает, что ветрозащитные лесопосадки вокруг полей или вдоль загородной трассы не являются лесом, но вряд ли кто сможет внятно объяснить, почему так.

В силу такой сложности достаточно тривиального вопроса есть даже специальное Постановление Конституционного суда РФ № 12-П от 2 июня 2015 года, в котором уточняется, что лес может рассматриваться как природный ресурс, т.е. как совокупность неких материальных ценностей (древесина, животный мир, ягоды сгрибами и другие извлекаемые продукты), а может как комплексная экологическая система, в которую входят все, что произрастает и обитает в лесу, а также почва, воздух, ручьи, овраги и даже удаленность от ближайшего крупного населенного пункта. А ведь есть еще леса, обладающие культурной либо исторической ценностью.

Таким образом, когда мы исследуем тот или иной вопрос, нужно понимать, с какой точки зрения мы рассматриваем лес. Обычно вопросы использования и восполнения лесных массивов подразумевают под лесом природный объект, а вопросы лесоохраны и защиты объединяют всевозможные стороны рассмотрения лесов, включая культурную, и разнообразные нематериальные составляющие.

Деятельность региональной власти в сфере правовой охраны объектов лесного фонда

Уполномоченные структуры власти субъектов наделяются полномочиями, реализуемыми за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета. Региональные органы осуществляют:

  1. Тушение пожаров на своей территории.
  2. Права владения, распоряжения, пользования лесами, находившимися ранее во владении сельхозорганизаций, их охрану, воспроизводство и защиту.

Реализация указанных полномочий предполагает:

  1. Принятие решений о выделении лесных участков в аренду, краткосрочное и безвозмездное пользование.
  2. Организацию и проведение лесных аукционов и конкурсов.
  3. Установку ставок платежей за пользование лесным фондом.
  4. Выдачу лесорубочных билетов, ордеров.
  5. Оформление разрешений на выполнение строительных работ, добычу ископаемых, прокладку инженерных коммуникаций, производство других работ, не относящихся к лесному хозяйству и лесопользованию, если для этого осуществлять перевод земель в другую категорию не требуется.
  6. Проведение лесоустройства.
  7. Защиту лесов от болезней и вредителей.
  8. Осуществление профилактических противопожарных мероприятий.

Контролирующая служба

В структуре органов государственного управления лесным фондом для обеспечения сохранности биологического и экологического потенциала, выполнения правил воспроизводства, использования, защиты объектов предусматривается специальный институт – Государственная лесная охрана. Эта служба наделяется полномочиями по предотвращению и пресечению нарушений на охраняемых лесных территориях. Она вправе вменять гражданам и должностным лицам, не исполняющим предписания законодательства, штрафы, предъявлять иски о компенсации ущерба, причиненного ресурсам, передавать материалы в компетентные госорганы для привлечения виновных к ответственности, в тт. ч. дисциплинарной и уголовной.

Использование леса

Лесной кодекс выделяет 16 основных видов использования лесов. Если их рассмотреть по признаку ресурса, можно выделить несколько основных групп:

  • Извлечение всего, что растет и живет в лесу в естественных условиях, куда можно отнести: непосредственно лесозаготовку, извлечение различных составляющих древесного происхождения и добыча растительных и животных пищевых лесных ресурсов, охоту и сбор лекарственных растений;
  • Использование леса, как объекта ведения сельскохозяйственной деятельности, а именно: само сельскохозяйственное производство на территории леса и с использованием его ресурсов, выращивание лесных окультуренных плодовых деревьев и растений, ягод, лекарственных растений и материала для ландшафтных работ, лесопосадочной продукции лесных растений, выращивание лесных плантаций и их использование в хозяйственной деятельности;
  • Ведение в лесу хозяйственной деятельности, как связанной, так и не связанной с лесом, как с объектом хозяйствования: осуществление научно-исследовательской, преподавательской, религиозной, рекреационной деятельности, различные виды строительной и природоохранной деятельности, проведение геологоразведки и добыча полезных ископаемых в рамках границ леса, переработка древесины и иных лесных ресурсов (имеется в виду в рамках комплексных лесозаготовительных бригад), и любая иная деятельность, не связанная напрямую с лесом как с объектом деятельности, вроде поиска тунгусского метеорита или снежного человека.

Основная задача регулирования использования леса – это регламентирование и соблюдение таких условий, когда использование будет наносить экосистеме леса минимальный вред. В идеальном случае деятельность по использованию лесов может даже приносить лесу пользу. Например, в зависимости от условий, не всегда, но можно так организовать лесозаготовительную деятельность, чтобы совместить ее с санитарной вырубкой леса. Сбор лесных ягод или грибов даже в промышленных масштабах вряд ли может как-то нарушить экосистему леса, а вот охота — уже такой вид деятельности, который нуждается в регулировании путем квот и лицензий.

В то же время, добыча полезных ископаемых в любом случае нанесет лесу определенный ущерб.Здесь задача сводится как к минимизации ущерба, так и к реализации мер по восстановлению леса после прекращения ведения деятельности, рекультивация почв и иные природоохранные действия.

Причины возникновения

Традиционно все причины возгорания на территории лесного массива делят по источнику возникновения пламени: природные и антропогенные. Они имеют разное происхождение, но приводят к одному финалу – огромным потерям среди животных, растений. По человеческой вине происходит около 80% всех пожаров в лесу. К антропогенным причинам этого стихийного бедствия относятся:

расчистка территории человеком для посевов путем поджога;
уничтожение мусора, отходов от деятельности лесных фабрик сжиганием;
плановая зачистка лесов огнем для создания новых насаждений;
неосторожное обращение с огнем (брошенный костер или окурок).

Из природных факторов возгорания выделяют:

  • самовозгорание сухой растительности (травы, кустарников) и торфа в жаркое время года;
  • воспламенение мертвого дерева или засохшей травы и листьев от удара молнии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector