An error occurred

Пожарный поезд нового поколения


Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция


Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Красная поляна.

Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

Новый пожарный поезд имеет:

  • вагон-насосную станцию;
  • две цистерны для воды;
  • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
  • систему спутниковой навигации;
  • усиленное пожарно-техническое вооружение;
  • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

На поезде имеется:

  • запас пенообразователя 5000 кг;
  • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
  • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
  • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
  • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
  • электростанция мощностью 6—10 кВт;
  • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

Инновации в работе!

Последней новинкой науки и техники является пожарный поезд, который разработали ученые РАН. В настоящее время один из таких поездов успешно работает на Северо-Кавказской дороге в г. Адлер (всего их функционирует свыше 305 единиц). Так, насосные станции быстро и оперативно выполняют тушение огня в различных условиях. Один из вагонов поезда занимает водяная насосная станция, имеется платформа с оборудованием и цистерна с водой.

Основной задачей поезда является тушение огня в тоннелях. Это возможно благодаря установке пожарного модуля в виде контейнера, робота Luf-60, способного перемещаться в тоннелях, как на рельсах, так и с гусеничным ходом и установки «Пурга» для пенного тушения огня. Особенностью Luf-60 является распыление воды в виде мельчайших раздробленных частиц, которые вытесняют дым (затем входит в работу мощная вентиляторная система, прогоняющая остатки дыма). После этого боевой расчет может входить в зону пожара.

Модернизация вагонов позволила провести установку всего необходимого для тушения пожара оборудования, включая аварийное и спасательное, огнетушащие средства, навигационные приборы и устройства для связи. Водная цистерна переоборудована из трехметровой нефтяной. На нее установлены датчики температуры, указатель уровня воды, мощный прожектор. Поезд-новинка имеет 7 дыхательных аппаратов, устройство для их диагностики, 5 т пенообразователя, лафетные стволы и электростанция, дающая 10 кВт, увеличенное количество рукавов и одежда для работы в условиях химической и пожарной опасности. Он может успешно и быстро ликвидировать последствия аварий 3 – 4 классов по опасности.

Невозможно недооценить необходимость такого транспортного средства, обладающего мощью и оснащённого всевозможным оборудованием. Пожарный поезд, отправленный в нужное место, способен не только спасти жизни людей, но и свести до минимума материальный ущерб, причиненный пожаром или катастрофой.

Общий курс железных дорог

  • Введение
  • Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
  • Место железных дорог в транспортной системе страны
  • Дороги дореволюционной России
  • Железнодорожный транспорт послереволюционной России и Советского Союза
  • Железнодорожный транспорт Российской Федерации
  • Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта
  • Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте
  • Габариты на железных дорогах
  • Основные руководящие документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения
  • Основные сведения о категориях железнодорожных линий, трассе, плане и продольном профиле
  • Значение пути в работе железных дорог, его основные элементы и требования к ним
  • Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства
  • Искусственные сооружения, их виды и назначение
  • Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути
  • Балластный слой
  • Шпалы
  • Рельсы
  • Рельсовые скрепления. Противоугоны
  • Бесстыковой путь
  • Устройство рельсовой колеи
  • Особенности устройства пути в кривых участках
  • Стрелочные переводы
  • Съезды, глухие пересечения и стрелочные улицы
  • Классификация и организация путевых работ
  • Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков
  • Схема электроснабжения. Комплекс устройств
  • Системы тока. Напряжение в контактной сети
  • Тяговая сеть
  • Сравнение различных видов тяги
  • Классификация тягового подвижного состава
  • Электрический подвижной состав
  • Автономный тяговый подвижной состав
  • Локомотивное хозяйство
  • Обслуживание локомотивов и организация их работы
  • Экипировка, техническое обслуживание и ремонт локомотивов
  • Восстановительные и пожарные поезда
  • Классификация и основные типы вагонов
  • Технико-экономические показатели вагонов
  • Основные элементы вагонов
  • Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства
  • Текущее содержание вагонов
  • Понятие о комплексе устройств автоматики, телемеханики и сигнализации
  • Классификация сигналов
  • Автоматическая блокировка
  • Автоматическая локомотивная сигнализация
  • Устройства диспетчерского контроля за движением поездов
  • Автоматическая переездная сигнализация
  • Полуавтоматическая блокировка
  • Электрическая централизация стрелок и светофоров
  • Диспетчерская централизация
  • Комплекс устройств горочной автоматики
  • Проводная связь
  • Радиосвязь
  • Телевидение
  • Линии сигнализации и связи. Понятие о волоконно-оптической связи
  • Назначение и классификация раздельных пунктов
  • Продольный профиль и план путей на станциях
  • Маневровая работа на станциях
  • Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт
  • Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции
  • Участковые станции
  • Сортировочные станции
  • Пассажирские станции
  • Грузовые станции
  • Межгосударственные приграничные передаточные станции
  • Железнодорожные узлы
  • Планирование грузовых перевозок
  • Организация вагонопотоков
  • Классификация поездов и их обслуживание
  • Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ
  • Основы организации пассажирских перевозок
  • Значение графика и требования, предъявляемые к нему
  • Классификация графиков
  • Элементы графика
  • Порядок разработки графика и его показатели
  • Понятие о пропускной и провозной способности железных дорог
  • Система управления движением поездов
  • Основные показатели эксплуатационной работы
  • Автоматизация процессов управления перевозками
  • Приложение

Назначение

В соответствие с данным выше определением принадлежности пожарного поезда к категории пожарных машин можно обозначить функциональные возможности пожарного поезда.

Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство предназначенное для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, на объектах которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда.

По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд (в зависимости от комплектации) можно приравнять к 4-ом пожарным частям или 30 пожарным автомобилям АЦ-40 (130) 63Б.

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

Важно!!! Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач. Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса

Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

Аналогично району выезда пожарной части, за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания, которые определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВПО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более 80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более 160 км. для 5 класса железнодорожной линии.

В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Не смотря на принадлежность пожарных поездов к ведомственной пожарной охране по статистике с 2005 года было ликвидировано 9 тысяч пожаров с применением этого вида техники, так только за 2010 год пожарные поезда участвовали в ликвидации 2094 пожаров (загораний) и 349 чрезвычайных ситуаций – что говорит о большой потребности, а парой незаменимости во время ликвидации последствий ЧС.

Иностранное производство

В рамках этой статьи не хотелось бы полностью описывать все преимущества (недостатки) пожарных поездов иностранного производства, а точнее сказать производства Швейцарии (LRZ NT) и Германии (EHZ), а хочется остановиться на основных отличиях.

Пожарный поезд в Швейцарии

При рассмотрения пожарных поездов Германии и Швейцарии необходимо отметить то, что:

  • все они оснащены своими локомотивами и являются полноценной боевой единицей способной в течение пяти минут выдвинутся к месту происшествия;
  • так как в Европе уже давно основной приоритет не тушения пожара, а проведения аварийно-спасательных работ то в принципе все выше указанные поезда можно отнести к категории №1, за нашей градацией;
  • в основном пожарные поезда ориентированы на работу (ликвидацию пожаров) в туннелях.

На сегодняшний день типичная конструкция пожарного поезда (Германии, Швейцарии) может выглядеть в двух вариантах:

  • каждый вагон представлять собой отдельную мобильную единицу (вагон цистерна, вагон для снаряжения, вагон с спасательным оборудованием);
  • или же на обоих концах вагона располагаются локомотивы, между которыми находятся все необходимые вагоны.

Состав пожарного поезда нового поколения

 Таким образом мы лишь кратко затронули возможности и комплектацию пожарных поездов иностранного производства и в следующем материале обязательно дадим полное описание пожарных поездов Германии, Швейцарии и не только.

Особенности развития пожаров

Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает

10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.

При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

  • на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
  • на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
  • на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.

Примечания

  1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (статья 44)
  2. Приказ НКПС СССР от 24.07.1930 № 1668 «О порядке проведения военизации личного состава пожарной охраны транспорта с 1 августа 1930 г.»
  3. Приказ НКПС СССР от 2 декабря 1933 № 473/Ц «С объявлением Положения о пожарных поездах на жел.-дор. транспорте»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 января 2009 г. № 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Место дислокации поезда

Станция, на которой обычно располагается пожарный поезд, определяется временем прибытия до конечной границы участка железной дороги, который не должен превышать 1,5 часа (в радиусе до 100 км). Обычно это крупная станция различного назначения (сортировочная, грузовая, пассажирская и т. д.). Стоянка поезда закладывается изначально в проекте станции, а в случае нахождения на уже работающей – определяется комиссией. Обычно пожарный поезд расположен на путях, которые имеют двустороннее направление движения, возле наиболее опасных в пожарном отношении объектов на станции. Если поезд входит в состав стрелково-пожарной команды, стоянка должна быть не более 0,5 км от места дислокации подразделения.

На стоянке должны быть бытовые помещения – хранилища горюче-смазочных материалов и топлива, тренировочная камера для звеньев газодымовой службы, мастерская, где производятся ремонт и техническое обслуживание пожарного оборудования. Максимально близко к поезду должен располагаться пожарный гидрант, телефонная и электрическая линии. Все системы пожарного водоснабжения являются собственностью подразделения железнодорожного транспорта. Стоянку пожарного поезда запрещено занимать другим составам.

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector