25 лучших отечественных фильмов о великой отечественной войне

↑ Международное право, его принципы, источники.

Международное право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения.Сущность международного права:

  • субъектами права выступают государства;
  • нормы права создаются путем «согласования воль» государств;
  • играет стабилизирующую роль в международных отношениях;
  • взаимодействует с внутригосударственным правом;
  • не имеет надгосударственных механизмов принуждения исполнения предписаний норм международного права.

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия, которая, в свою очередь, является главным инструментом создания норм международного права.Так, основными принципами международного права стали: 

  • суверенное равенство государств; 
  • невмешательство во внутренние дела; 
  • воздержание от угрозы и применении силы; 
  • мирное разрешение споров; 
  • равноправие и самоопределение народов; 
  • обязательность международного сотрудничества; 
  • добросовестное выполнение обязательств. 

Государства должны следовать им в своей деятельности и развивать свои отношения на основе их строгого соблюдения.Источники международного права:

  • международные конвенции;
  • международный обычай;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. 

ОБЖ

§ 30. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооружённые Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учёт;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Рис. Российские танкисты на учениях

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами и предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооружённых конфликтов, направленных против нашего государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных её местностях военное положение, отдаёт приказ о ведении военных действий.

Рис. Воинская часть проходит торжественным маршем

Выводы

  1. Несение службы в рядах Вооружённых Сил — почётная обязанность граждан Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации.

  3. Воинская обязанность в период военного положения и в военное время определяется Федеральным законом «Об обороне».

Вопросы

  1. С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

  2. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности граждан?

  3. Какие мероприятия определяют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

  4. Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

Задания

  1. Сформулируйте для себя понятие, что представляет воинская обязанность.

  2. Запомните основные составляющие воинской обязанности и обоснуйте для себя их значение.

Дополнительный материал к § 30

Именной Указ Петра I «О сборе рекрут с людей разного звания и всеобщем вооружении в случае нужды» (1707 г.)

Три тысячи человек собрать из Московских жилых людей Боярских и из деловых и из Подмосковных крестьян молодых и добрых. А которые собраны с городов и деревень дальних, распустить, а добрых зачесть, и быть им только на Москве, а никуда не посылать; а жить им по старым местам, и для того сделать по улицам Съезжие дворы.

Рис. Пётр Великий — создатель русской регулярной армии

Приказных чинов людей обложить по приказам, а городовых по городам по препорции доходов их; ямщикам с Московских с трёх вытей, а с городовых с четырёх вытей человек, со всем, что драгуну принадлежит… С монастырских и Архирейских на своей же плате 80 или 100 человек (а буде возможно и больше) собрать.

Кроме пеших, ещё 200 человек собрать конных, а со скольких дворов или инаким образом, о том разверстать с совету, а собранных зачесть в указанное число, только худых и зело старых выкинуть; также чтоб отнюдь из крестьян не было, но все из дворовых, под казнью.

Результаты радиационного заражения

Аварии на объектах, связанных с использованием атомной энергии — одни из самых опасных чрезвычайных ситуаций и военного времени, и мирного периода.

Когда подобный инцидент произошел в Беларуси, то работники станции оказались первыми людьми, пострадавшими от последствий данной катастрофы. Соответственно, радиоактивные вещества, выбрасываемые в ходе взрыва реактора, вызывают первую волну последствий таких аварий. Почти все документальные фильмы и передачи, посвященные данной трагедии, упоминают о том, что руководство Советского Союза не сразу направило группу специалистов для устранения происшествия.

Из-за этого многочисленные последствия, которых можно было избежать, имели место. Например, из-за ветра переменного направления, который случился в следующие после катастрофы несколько дней, отравляющие вещества разнеслись по территории, охватывающей несколько тысяч квадратных километров. В результате произошло заражение огромных земель, входящих в состав нынешних Беларуси, Украины, России, а также Австрии, Финляндии и некоторых других государств. Это распространение ядерного заражения и было второй волной последствий аварии. Нужно сказать и о тех людях, которые ликвидировали результаты ЧС.

Эти специалисты получили ту или иную степень облучения, что, конечно же, негативно сказалось на их жизнедеятельности и здоровье. Для устранения последствий применялся следующий метод: земля на зараженных участках перекапывалась, ее верхние слои вывозились в определенное место.

analogical dictionary

intervalle borné de temps, caractérisé par un phénomène (fr)

time_period (en)

TimeDuration (en)

fundamental measure, fundamental quantity (en)

период, промежуток времени

военное время (n.)

Wikipedia

Военное время

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Военное время — период, когда государство находится в состоянии войны с другой страной. Состояние войны возникает с момента ее объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий.

Военное время, это особые условия жизни государства и общества, связанные с возникновением форс-мажорного обстоятельства — войны.

Каждое государство обязано выполнять свои функции по защите своих граждан от внешней угрозы. В свою очередь, для выполнения этих функций, законами всех стран предусмотрено расширение полномочий государства с одновременным ограничением прав и свобод граждан.

Юридические экономические, социальные последствия объявления о начале войны

Наступление военного времени, согласно законодательству всех стран, автоматически влечет за собой определенные последствия.

Юридические последствия

В соответствии с Федеральным Законом «Об обороне» в России состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Чрезвычайные меры, направленные на оборону страны, связанные с ограничением гражданских свобод предпринимаются всеми государствами. В годы Гражданской войны президент Авраам Линкольн временно отменил основополагающие гражданские права. То же самое сделал Вудро Уилсон после начала Первой мировой войны и Франклин Рузвельт в период Второй мировой войны.

Состояние войны влечет за собой ряд правовых последствий: прекращение дипломатических и иных отношений между воюющими государствами, прекращение международных договоров и др.

В военное время вступают в действие определенные уголовно-правовые акты, или части этих нормативных актов, ужесточающие ответственность за отдельные преступления. В то же время факт совершения преступления в военное время есть квалифицирующим признаком отдельных составов воинских преступлений.

Согласно ч. 1 ст. 331 УК РФ уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время, либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

В исключительно тяжелой обстановке возможны изменения в уголовном судопроизводстве, либо полная отмена отдельных его стадий. Так в осажденном Ленинграде во время блокады действовало Постановление органов местной власти, предписывающее органам охраны правопорядка расстреливать мародеров, грабителей и разбойников, задержанных на месте совершения преступления. Таким образом весь уголовный процесс ограничивался двумя стадиями — задержание и исполнение наказания, минуя предварительное расследование, судебное слушание, апеляционное и кассационное производства.

Экономические последствия

Экономические последствия военного времени характеризуются чрезмерными расходами государственного бюджета на оборонные нужды. Все ресурсы страны направляются на обеспечение потребностей армии. В оборот запускаются золотовалютные резервы, расходование которых для государства крайне не желательно. Как правило, эти меры ведут к гиперинфляции.

Социальные последствия

Социальные последствия военного времени характеризуются, прежде всего, существенным ухудшением уровня жизни населения. Перевод экономики на выполнение военных нужд требует максимальной концентрации экономического потенциала в военном секторе. Это влечет за собой отток средств из социальной сферы. В условиях крайней необходимости, при отсутствии возможности обеспечить товарно-денежный оборот, продовольственная система может перейти на карточную основу со строгим дозированным отпуском продуктов на одного человека.

Ссылки

  • Уголовный Кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об Обороне».
Это незавершённая статья о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

   Advertizing ▼

Ответственность за военные преступления

Украина, город Зборов. Убитая украинская семья. Сын, стоящий над трупами своих родных, после снимка был убит немецким офицером выстрелом в затылок. Федеральный архив Германии. Фото июля 1941 года

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

К военным преступлениям неприменим срок давности (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ООН 1968; Eвропейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям, 1974).

Международный уголовный суд

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу.
Однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Неотвратимость наказания независимо от конвенций

Как гласит приговор Нюрнбергского трибунала, международные конвенции не могут быть лазейкой для ухода преступников от ответственности (неприсоединение, в том числе). Начиная с 18 века развивались принципы, основанные на точке зрения, «что убивать беззащитных людей или наносить им вред противоречит военной традиции». Хотя речь идёт о военнопленных, необходимость гуманного обращения распространяется на любое мирное население, в вооружённых конфликтах любого характера (суть упомянутой в приговоре точки зрения).

Юридическое определение

Определение термина военное преступление дано в части 2 статьи 8 Римского статута (Устава) Международного уголовного суда, согласно которому к военным преступлениям относятся:

a) серьёзные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

1) умышленное убийство;
2) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
3) умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
4) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
5) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
6) умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;
7) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;
8) взятие заложников;
б) другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооружённых конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

1) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
2) умышленные нападения на гражданские объекты, то есть объекты, которые не являются военными целями;
3) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооружённых конфликтов;
4) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьёзного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;
5) нападение на незащищённые и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств.

Кроме того, ч. 3 Женевской Конвенции предусматривает, что её действие распространяется и на те конфликты, которые не носят международного характера. Подписавшие Конвенцию государства приняли на себя обязательство в случае вооружённого конфликта, возникшего на своей территории и не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооружённых сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,
b) взятие заложников,
с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,
d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

В декабре 2017 года в Римский статут Международного уголовного суда (МУС) ООН были внесены следующие действия, которые будут классифицироваться как военные преступления:

1. Использование биологического или токсинного оружия;
2. Использование вооружений, чьи поражающие элементы невозможно выявить с помощью рентгеновского излучения;
3. Использование ослепляющего лазерного оружия.

Совершение любого из деяний, отмеченных в п.1 как запрещённые, является военным преступлением, а лица, их совершившие, являются военными преступниками.

Литература

  • Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
  • Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
  • Военная энциклопедия. — 1911 — 1914 годов.
  • Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
  • Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
  • Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
  • Юридический словарь, 2000 год.
  • Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
  • Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
  • Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.

Определение

Зоны ответственности территориальных объединённых командований ВС США на

Театр военных действий русско-шведской войны —1743 годов

Театр военных действий — Манчжурия, Корея и Япония, из журнала «Нива» № 7 за

Дальневосточный театр военных действий гипотетической Третьей мировой войны в представлении сотрудников Разведывательного управления Министерства обороны США,

Театр военных действий включает в себя сушу, территориальные воды и воздушное пространство воюющих государств и союзов государств, а также может включать нейтральные воды и воздушное пространство над ними. При этом, с точки зрения международного права, территория нейтральных государств и космическое пространство не могут входить в состав театров военных действий, хотя некоторые словари включают и космическое пространство.

В мирное время в пределах театров военных действий развёртываются стратегические группировки вооружённых сил (сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота), а также располагается необходимая инфраструктуры, а в военное время могут вестись боевые действия.

Новым театром военных действий назвал Космос глава Министерства обороны Соединённых Государств Америки («Пентагона») Джеймс Мэттис, возможно забыв о том что по международному праву он не может являться таковым.

В иностранных источниках и международных договорах используется также термин театр войны (англ. Theater of war), объединяющий несколько театров военных действий (англ. Theater of operation). Театр войны включает в себя территорию какого-либо одного континента с прилегающими к нему водным, воздушным и космическим пространством. Однако, если военные действия происходят в небольшой области, то театры войны могут совпадать с театрами военных действий.

Военные преступления в ходе гражданской войны в Ливии 2011 года

Основная статья: Военные преступления в ходе гражданской войны в Ливии

Военные преступления в ходе гражданской войны в Ливии совершались воюющими сторонами в ходе гражданской войны 2011 года. Как заявил главный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено-Окампо: «Есть обвинения в преступлениях, совершенных НАТО, есть обвинения, в преступлениях, совершенных силами ПНС… а также обвинения в новых преступлениях, совершенных силами, верными Каддафи. Все обвинения будут расследованы беспристрастно и независимо.»

В докладе, опубликованном 13 сентября 2011 года правозащитной организацией «Международная амнистия» (Amnesty International), говорится, что все лица, совершавшие военные преступления и преступления против человечности в Ливии, — как сторонники Переходного национального совета (ПНС), так и сторонники Муаммара Каддафи — должны предстать перед судом. «Для того, чтобы восстановить страну, основываясь на принципах законности и уважения прав человека, необходимо добиться того, чтобы все подобные преступления были расследованы. Виновные должны предстать перед судом, независимо от того, какое положение и чью сторону в конфликте они занимают», «Если же им будет позволено уйти от правосудия, это будет сигналом того, что серьёзные случаи нарушения прав человека в Ливии и впредь будут оставлять без внимания».

Перевод вооружённых сил на военное положение

Перевод на военное положение — начальный этап стратегического развертывания Вооружённых сил (ВС), процесс их реорганизации в соответствии с требованиями войны. Включает приведение ВС в высшие степени боевой готовности с их отмобилизованием, приведение объединений, соединений и частей в полную боевую готовность.

Может осуществляться поэтапно или одноразово, для всех ВС или их части, по районам и направлениям. Решение об указанных действиях принимается высшим политическим руководством государства и реализуется через министерство обороны.

При этом в Вооруженных силах СССР и России принято деление на выполнение задач «мирного времени», «в угрожаемый период» и «особый период». Последний термин подразумевает непосредственное ведение боевых действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector