Об организации проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях

Спасение людей

Если пожар будет запущен в начальной стадии в здании с несколькими сотнями или тысячами человек, то рядовое пожарное подразделение не сможет эффективно организовать и выполнить крупномасштабную спасательную операцию. Такое подразделение в состоянии тушить ординарные пожары и спасать несколько или первые десятки человек, но не более. Для спасения одновременно большего количества людей нужны специализированные противопожарные или аварийно-спасательные подразделения.

Аварийная разведка и спасение пожарных

В настоящее время наличие возможностей и ресурсов для спасения пожарных является обязательным для всех подразделений пожарной охраны США. Для этого создаются команды немедленного реагирования — специально созданные группы из 4…6 наиболее подготовленных пожарных для эвакуации травмированного, потерявшего сознание, заблокированного или потерявшего ориентацию в пространстве пожарного с места тушения пожара.

Материальные ценности и животные

Водозащитная служба

Вода — наиболее распространенное огнетушащее вещество. При тушении пожара она является причиной значительного ущерба для имущества в негорящих помещений на ниже расположенных этажах, вызывает намокание строительных конструкций, накопление избыточного количества воды может вызвать обрушение здания. Ценное имущество накрывается брезентом, полиэтиленовыми накидками или эвакуируя из зданий. Для уборки воды из помещений используют гидроэлеваторы и водоуборочные эжекторы. Уборка избыточно пролитой воды важна для обеспечения безопасности пожарных от поражения электрическим током при невозможности отключить электропитание во всем здании.

Защита от поражающих факторов

Пожары сопровождаются выделением токсичных продуктов горения, снижением концентрации кислорода, ухудшением видимости. В результате создается среда, непригодная для дыхания и с плохой видимостью. Это затрудняет, а иногда делает невозможными, эвакуацию и спасание людей, животных и материальных ценностей, тушение пожара. Для проведения работ возможно использование коллективных способов, либо использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения газодымозащитниками, использование самоспасателей для эвакуации и спасения людей. К коллективным способам относятся использование пожарных автомобилей дымоудаления, дымососов, осаждение дыма распыленной водой из пожарных стволов, использование стационарных систем дымоудаления.

Для ограничение или предотвращения воздействия поражающих факторов пожара возможно локализация очагов поражения, подавление и уменьшение уровня воздействия поражающих факторов. Она достигается постановкой водяных завес, созданим при лесных и торфяных пожарах минерализованных полос, пропуском встречного огненного пала, созданием заградительных рвов, затоплением участков торфяного пожара водой. В горящих и задымленных зданиях в комплексе с мероприятиями по локализации пожара и тушению осуществляются противодымные мероприятия.

5.1. Силы и средства, привлекаемые к проведению противопаводковых мероприятий, ЛСДНР и ЖОН

5.1. Силы и средства, привлекаемые к проведению противопаводковых мероприятий, ЛСДНР и ЖОН

1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:

а) подразделения МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 22.01.2013 N 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения подразделений МЧС России в готовность к применению по предназначению»:

ОГ территориальных органов МЧС России, привлекаемых к проведению мероприятий, АСДНР и ЖОН;

силы и средства гарнизонов пожарной охраны (отряд (управление)), служба пожаротушения, пожарные части, специальные части, специальные управления ФПС, ПТЦ, ОТС и другие подразделения (учитывается 90% от списочного состава);

б) подразделения Министерства обороны России:

подрывные команды, эвакуационно-спасательные группы, аварийно-спасательные команды (из состава инженерных подразделений, мотострелковых подразделений), привлекаемые к проведению взрывных работ (по мере необходимости) в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;

в) подразделения МВД России:

подразделения, выполняющие в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления задачи по эвакуации населения и материальных ценностей, организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

дежурные службы и экипажи ППС, ГИБДД, УВД, задействованные в выполнении АСДНР;

подразделения ВВ МВД России, задействованные в выполнении АСДНР;

г) подразделения Минприроды:

формирования и предприятия Росводресурсов, задействованные в проведении АСДНР;

д) подразделения Минсельхоза России:

аварийные бригады по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, задействованные в проведении АСДНР;

е) подразделения Минкомсвязи России:

аварийно-восстановительные бригады («Ростелеком», сотовые операторы и т.д.);

ж) от Роспотребнадзора:

отделы надзора в субъектах РФ по проведению комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний населения, попавшего в зоны затопления, подтопления;

и) от Минздрава России:

подразделения медицинской помощи по проведению медицинского обеспечения в зоне подтопления;

подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые к выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории субъекта РФ, развертыванию и обслуживанию пунктов временного размещения, городков жизнеобеспечения населения.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к проведению АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Органам исполнительной власти субъекта РФ совместно с соответсвующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Министерство обороны России, Минрегион РФ, Росрезерв) необходимо рассчитать требуемое количество ПТС, водоналивных дамб для проведения АСДНР при наихудшем развитии сценария паводковой обстановки.

2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) рабочие (оперативные) группы КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов), находящиеся в местах проведения АСДНР;

б) аварийные, аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, привлекаемые к проведению АСДНР;

г) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к проведению АСДНР;

д) подразделения противопожарной службы субъектов РФ, поисково-спасательные формирования;

е) организации, учреждения, осуществляющие свою деятельность в составе ТП РСЧС по первоочередному жизнеобеспечению населения.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС к проведению АСДНР, учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться в соответствии с решениями КЧС и ОПБ субъектов РФ.

Глава 5. Порядок планирования и применения группировки сил и средств РСЧС при ликвидации наводнения в период весеннего половодьяГлава 5

5.2. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий5.2. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий >>>

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Примечания

  1. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ//Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Т. IV (Т – Я) —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  2. Зона пожаров//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. I (А – И) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  3. Ищенко А.Д. Нормативно-правовая основа жизнеобеспечения человека при пожаре//Технологии техносферной безопасности № 6 (64), 2015 г
  4. Уткин Н.И., Муталиева Л.С., Меньшиков А.В. Договорные отношения в сфере проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, как основа обеспечения пожарной безопасности//Пожаровзрывобезопасность N 9, 2016 г
  5. Зайцев А.П., Коржавин А.В. и др. Гражданская оборона. Учебное пособие —М.:Воениздат, 1982
  6. Лебедев А.В. Спасательное дело в России —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014
  7. Новиков К. Ю. Об истории пожарного патруля в США//Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация N 4 2010
  8. Пожарные команды//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Абрамов В.А., Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны. Краткий курс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Академия ГПС МЧС России, 2005 с. 18
  10. ↑ Сверчков Ю.М. Организация газодымозащитной службы на пожарах: Учебное пособие. — М.:Академия ГПС МЧС России, 2005
  11. Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре//Пожарная безопасность. Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО, 2007
  12. Локализация воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. II (К – О) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  13. Тетерин И.М., Харисов Г.Х., Назаров В.П. К вопросу о создании пожарной части специального назначения в Москве//Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2008. № 1(9)
  14. ↑ Кимстач И. Ф. Девлишев П. П. Евтюшкин Н. М. Пожарная тактика — М.:Стройиздат, 1984
  15. Пожарно-спасательное формирование//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007
  16. Газодымозащитная служба (ГЗДС)//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007
  17. Служба пожарной охраны//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. III (П – С) —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  18. Газодымозащитник//Пожарная безопасность.Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО,2007
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector