Деньги надо направлять на биологическую безопасность, а не дурацкие центры создания гмо- продукции

Введение

В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация с обеспечением безопасности химически опасных производств, производственного персонала и населения городов и населенных пунктов. Вследствие износа основных фондов, использования устаревших технологий и оборудования, застройки санитарно-защитных зон, разрушения в ходе приватизации системы управления безопасностью потенциально опасных объектов, отсутствия устойчивого механизма финансирования и других факторов угрозы возникновения химических аварий, несмотря на принимаемые меры, за последние годы не снижаются, что подтверждается статистикой МЧС России.

Основные факторы, определяющие необходимость решения проблемы обеспечения биологической и химической безопасности как одного из важнейших направлений укрепления национальной безопасности РФ, указаны в «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Этот документ, утвержденный Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. № ПР-2194, лежит в основе утвержденной Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2013 годы)». Программа действует с 2009 г. Целью программы является последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.

Структурной основой для практической реализации широкого спектра разноплановых мероприятий в области обеспечения химической безопасности должна стать многоуровневая комплексная система химической безопасности (КСХБ), теоретические принципы построения которой являются предметом настоящего пособия .

нангпебюрекэ-OBSERVER

√ ЯПЕДЯРБЮ ОПНТХКЮЙРХЙХ, ДХЮЦМНЯРХЙХ Х КЕВЕМХЪ ГЮАНКЕБЮМХИ КЧДЕИ, ФХБНРМШУ Х ПЮЯРЕМХИ, БШГШБЮЕЛШУ НОЮЯМШЛХ УХЛХВЕЯЙХЛХ БЕЫЕЯРБЮЛХ Х АХНКНЦХВЕЯЙХЛХ ЮЦЕМРЮЛХ;

√ РЕУМНКНЦХХ СРХКХГЮЖХХ НОЮЯМШУ УХЛХВЕЯЙХУ Х АХНКНЦХВЕЯЙХУ АШРНБШУ Х ОПНЛШЬКЕММШУ НРУНДНБ;

√ ОПНЦПЮЛЛМНЕ НАЕЯОЕВЕМХЕ Х ХМТНПЛЮЖХНММН-ЮМЮКХРХВЕЯЙХЕ ЯХЯРЕЛШ, ОНГБНКЪЧЫХЕ НЖЕМХРЭ НОЮЯМНЯРЭ, ЯОПНЦМНГХПНБЮРЭ БЕПНЪРМШИ ЯЖЕМЮПХИ ПЮГБХРХЪ ЯХРСЮЖХИ Х ПЮГПЮАНРЮРЭ ОПЕДКНФЕМХЪ ОН КХЙБХДЮЖХХ ЮБЮПХИМШУ ЯХРСЮЖХИ МЮ ОПНХГБНДЯРБЕММШУ НАЗЕЙРЮУ уай.

8. нЯМНБМШЕ ОНЙЮГЮРЕКХ ЯНЯРНЪМХЪ УХЛХВЕЯЙНИ Х АХНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ

нЯМНБМШЕ ОНЙЮГЮРЕКХ ЯНЯРНЪМХЪ УХЛХВЕЯЙНИ Х АХНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ ОПЕДМЮГМЮВЕМШ ДКЪ НЖЕМЙХ ЯНЯРНЪМХЪ ДЮММШУ БХДНБ АЕГНОЮЯМНЯРХ Х ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ мЮЖХНМЮКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ Б ЖЕКНЛ Х БЙКЧВЮЧР:

√ ЯРЕОЕМЭ ЛНДЕПМХГЮЖХХ НРПЮЯКХ (ЯННРМНЬЕМХЕ ВХЯКЮ ЯНБПЕЛЕММШУ БШЯНЙНРЕУМНКНЦХВМШУ ОПНХГБНДЯРБ Й НАЫЕЛС ВХЯКС ОПНХГБНДЯРБ);

√ СПНБМХ ГЮЦПЪГМЕМХЪ НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДШ Х ГЮАНКЕБЮЕЛНЯРХ МЮЯЕКЕМХЪ Б ПЮИНМЮУ ПЮЯОНКНФЕМХЪ НОЮЯМШУ УХЛХВЕЯЙХУ Х АХНРЕУМНКНЦХВЕЯЙХУ ОПНХГБНДЯРБ;

√ СПНБЕМЭ ЮБЮПХИМНЯРХ МЮ ОПЕДОПХЪРХЪУ УХЛХВЕЯЙНЦН Х АХНРЕУМНКНЦХВЕЯЙНЦН ЙНЛОКЕЙЯНБ пНЯЯХХ;

√ ВХЯКНМЮЙНОХРЕКЕИ (ПЕГЕПБСЮПНБ) РНЙЯХВМШУ НРУНДНБ;

√ СПНБЕМЭ НАЕЯОЕВЕММНЯРХ ОПЕДОПХЪРХИ уай ХМФЕМЕПМН-РЕУМХВЕЯЙХЛХ ЙЮДПЮЛХ;

√ СПНБЕМЭ ГЮЛЕЫЕМХЪ ХЛОНПРМНИ ОПНДСЙЖХХ ЙНМЙСПЕМРНЯОНЯНАМНИ ОПНДСЙЖХЕИ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ;

√ ДНКЪ ОПНДСЙЖХХ УХЛХВЕЯЙНЦН Х АХНРЕУМНКНЦХВЕЯЙНЦН ЙНЛОКЕЙЯНБ пНЯЯХХ МЮ ЛХПНБШУ ПШМЙЮУ.

оЕПЕВЕМЭ НЯМНБМШУ ОНЙЮГЮРЕКЕИ ЯНЯРНЪМХЪ УХЛХВЕЯЙНИ Х АХНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ СРНВМЪЕРЯЪ ОН ЛЕПЕ МЕНАУНДХЛНЯРХ.

√ &nbsp√ &nbsp√

яРПЮРЕЦХЪ МЮЖХНМЮКЭМНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ ДН 2020 ЦНДЮ.

сРБЕПФДЕМЮ сЙЮГНЛ оПЕГХДЕМРЮ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ НР 12 ЛЮЪ 2009 Ц. ╧ 537 // пц. 2009. 19 ЛЮЪ. тЕДЕПЮКЭМШИ БШОСЯЙ. ╧ 4912.

нЯМНБШ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОНКХРХЙХ Б НАКЮЯРХ НАЕЯОЕВЕМХЪ УХЛХВЕЯЙНИ Х АХНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ МЮ ОЕПХНД ДН 2010 ЦНДЮ Х ДЮКЭМЕИЬСЧ ОЕПЯОЕЙРХБС // пц. 2004. 7 ЮОПЕКЪ. тЕДЕПЮКЭМШИ БШОСЯЙ. ╧ 3448.

яРПЮРЕЦХЪ ПЮГБХРХЪ УХЛХВЕЯЙНИ Х МЕТРЕУХЛХВЕЯЙНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ пНЯЯХХ МЮ ОЕПХНД ДН 2015 ЦНДЮ. сРБЕПФДЕМЮ ОПХЙЮГНЛ лХМОПНЛЩМЕПЦН пНЯЯХХ 2008. 14 ЛЮПРЮ. ╧ 119 // http://www.minprom.gov.ru/activity/chem/strateg/0 дНКЦНЯПНВМШИ ОПНЦМНГ ПЮГБХРХЪ УХЛХВЕЯЙНИ НРПЮЯКХ ДН 2030 ЦНДЮ. л.: ХГД-БН мЕЙНЛЛЕПВЕЯЙНЦН ОЮПРМЕПЯРБЮ ОН ОПНБЕДЕМХЧ ЩЙЯОЕПРХГШ Б НАКЮЯРХ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ Х ЩМЕПЦЕРХЙХ ╚щЙЯОЕПРМШИ ЙКСА╩, 2010.

яРПЮРЕЦХЪ ПЮГБХРХЪ АХНРЕУМНКНЦХВЕЯЙНИ НРПЮЯКХ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ ДН 2020 ЦНДЮ (ПЮАНВХЕ ЛЮРЕПХЮКШ). л.: ХГД-БН нАЫЕЯРБЮ АХНРЕУМНКНЦНБ пНЯЯХХ ХЛ.

ч.ю.нБВХММХЙНБЮ Х яНЧГЮ ОПЕДОПХЪРХИ АХНРЕУМНКНЦХВЕЯЙНИ НРПЮЯКХ, 2009.

цНДНБНИ НРВЕР Н ДЕЪРЕКЭМНЯРХ тЕДЕПЮКЭМНИ ЯКСФАШ ОН ЩЙНКНЦХВЕЯЙНЦН, РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЛС Х ЮРНЛМНЛС МЮДГНПС Б 2010 ЦНДС. л.: тящрюм, 2011.

√ &nbsp√ &nbsp√

Мониторинг биологических рисков

К полномочиям федеральных, региональных и муниципальных органов власти отнесены выработка госполитики в сфере биологической безопасности, «организация создания, пополнения, ведения и использования коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов», «проведение мониторинга биологических рисков», а также «организация деятельности национального центра мониторинга биологических рисков».

«Мониторинг биологических рисков включает в себя выявление, анализ, прогнозирование, оценку и ранжирование биологических рисков на основе единых критериев», — говорится в тексте законопроекта. Порядок проведения такого мониторинга будет определяться правительством. На основе получаемых данных, в том числе будет разрабатываться «перечень мероприятий по нейтрализации биологических угроз (опасностей), предупреждению и снижению биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов».

Кроме того, собираемые в рамках мониторинга сведения будут передаваться в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности. Формироваться она будет в соответствии с установленными кабмином требованиями к созданию таких баз данных. В финансово-экономическом обосновании отмечается, что развитие такой системы предусмотрено  федеральной целевой программой «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)».

«Мероприятия по формированию, сохранению и развитию коллекций патогенных микроорганизмов и вирусов до 2020 года включительно будут осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, а с 2021 года могут быть скорректированы после принятия актов правительства Российской Федерации», — говорится в обосновании.

В целом, как указывают авторы, осуществление предусмотренного законопроектом комплекса мер «не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований».

Как защитить биологическую безопасность России. Колонка Геннадия Онищенко

На форуме «Опора России» президент вновь вернулся к проблеме давления на бизнес надзорных органов. Это полностью соответствует целеполаганию на предстоящий период, который определила для себя «Опора России», членом управляющих органов которой я являюсь.

В связи с этим хочу обратить внимание вот на что: безусловно, регулирование частоты и обоснованности проверок является важным направлением этой работы. Это подтверждают приведенные президентом данные, что генеральной прокуратуре неоднократно приходилось отклонять результаты некоторых поверок

Да, над этим надо работать. Но, на мой взгляд, одной из причин такого большого количества обжалований является низкая квалификация некоторых надзорных органов, чему порой способствует их вольная трактовка своих полномочий и компетенций.

В связи с этим хочу еще раз вернуться к деятельности Россельхознадзора — ветеринарного надзора, который из так называемого «понимания» собственной компетенции в последнее время позволяет себе делать громкие заявления и давать оценки качеству и безопасности той или иной продукции. Эти их действия дестабилизируют рынок и дискредитируют предпринимательское сообщество, что по существу является деятельностью, подрывающей нашу экономическую безопасность.

Но оповещать производителя о претензиях через прессу недопустимо. Это подрывает веру потребителя в добропорядочность предприятия, что по большому счету — это уголовно наказуемое действие.

Но при этом дискредитируется производитель и даются оценки, что, дескать, чуть ли не вся перерабатывающая промышленность, в данном случае — в Архангельской области, какая-то «неправильная». И в этом они почти убедили кое-кого даже на уровне правительства.

Отмечу, в последнее время Россельхознадзор претендуют на роль органа, который отвечает за прослеживаемость качество продукции. Сразу скажу однозначно: никакого отношения к прослеживаемости качества продукции этот орган не имеют. Это функция Минсельхоза, который отвечает перед правительством и перед потребителем за качество продукции, которую производят подведомственные ему сельскохозяйственные предприятия. Это функция исполнительская, этим должны заниматься структуры министерства сельского хозяйства. Вешая на себя эту функцию, Россельхознадзор вступает в противоречие с основами надзорной деятельности.

И я задаю себе вопрос, а кто будет контролировать качество работы самого Россельхознадзора по контролю за этой самой прослеживаемостью?

Нынешнее руководство Россельхознадзора в силу своей изначальной некомпетентности (эту структуру возглавляет человек с инженерным образованием) полностью развалило эту службу. Она не централизована, она лишена объективности контроля, в первую очередь потому, что у нее нет необходимого количества оснащенных лабораторий.

Сегодня, полностью упустив контроль за состоянием животных, за качеством сырья, за качеством кормов, они, не имея никаких на то полномочий, вмешиваются в переработку, вмешиваются в работу торговых сетей и, по сути, заглядывают в кастрюли детских дошкольных учреждений. Это полный беспредел, который, видимо, находит понимание в том числе на уровне некоторых правительственных структур, уж не знаю в силу каких обстоятельств, возможно, в силу чьих-то субъективных предпочтений.

Так что в ситуацию с надзором в нашей стране нужно обязательно вмешаться и все расставить по своим местам. Главный резерв тут — не избыточное количество проверок, хотя их, на мой взгляд, к сожалению, гораздо меньше, чем необходимо. Все дело в качестве этих проверок, которое серьезно отстает, что я убедительно показал на примере Россельхознадзора. Этот орган, на мой взгляд, сегодня вмешивается не в свои дела, нарушая все действующие законы, и прокуратура почему-то в некоторых случаях этому потворствует. Тут есть серьезный резерв по наведению порядка и, конечно, для этого необходимо принятие системных мер.

Биологическая безопасность

Реализация государственной политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников отдельных отраслей промышленности, обслуживаемых территорий, а также работников занятых работами с патогенными биологическими агентами I-IV групп патогенности (опасности) и обеспечения надзора за соблюдением требований биологической безопасности.

  • Организация обеспечения эпидемиологического  благополучия работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий по инфекционным заболеваниям, санитарной охране обслуживаемых территорий от их завоза и распространения.
  • Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований биологической безопасности при работе с ПБА I-IV групп патогенности.
  • Осуществление Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на обслуживаемых ФМБА России объектах и территориях непосредственно и (или) через подведомственные органы и учреждения.
  • Организация и проведение анализа состояния инфекционной заболеваемости на обслуживаемых территориях и в обслуживаемых организациях с подготовкой предложений по ее снижению, а также вакцинопрофилактики обслуживаемых контингентов.
  • Руководство, координация и контроль деятельности подведомственных органов и учреждений по вопросам индикации, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний человека, а также биологической безопасности.
  • Оказание консультативной, методической и практической помощи органам и учреждениям ФМБА России по вопросам санитарной охраны обслуживаемых территорий, организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, их лабораторной диагностики, соблюдения требований биологической безопасности при работах с ПБА I-IV групп патогенности.
  • Контроль обеспечения постоянной противоэпидемической готовности органов и учреждений ФМБА России для локализации и ликвидации эпидемических очагов инфекционных заболеваний, а также последствий совершения террористических актов, с применением биологических агентов.
  • Организация и контроль за проведением комплекса противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий или аварийных ситуаций на объектах биотехнологии и микробиологии, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на обслуживаемых территориях.
  • Участие в разработке и реализации целевых программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных заболеваний и охраны  окружающей среды.
  • Определение основных направлений в обеспечении проведения и совершенствования системы противоэпидемических (профилактических) мероприятий при организации надзора на обслуживаемых объектах.
  • Участие в организации специализированной профессиональной подготовки кадров органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФМБА России по вопросам диагностики (включая лабораторную) и профилактики инфекционных заболеваний человека.
  • Организация, в пределах своей компетенции, оказания государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Особенности химической безопасности и защиты населения

Химическая защита населения – комплекс мероприятий, включающих в себя организационную, инженерную, техническую и другие виды работ, которые направлены на предотвращение или снижение вредного воздействия химической промышленности на человека.

Объекты химической промышленности работают очень активно, постоянно выбрасывая в воздух немало вредных отходов и веществ. Ведущие специалисты-экологи страны уже давно занимаются разработкой новых технологий производства, которые могли бы снизить вредное воздействие химикатов на окружающую среду.

Основной целью комплекса мероприятий по химической защите является максимальное снижение негативного влияния химических веществ на организм.

Мероприятия направлены на ослабление воздействия радиоактивного излучения и ядовитых веществ на организм человека и животных, а также на то, чтобы не допустить его попадание в воду и пищевое сырье.

Химическая безопасность должна выполнять следующие задачи:

  • Заблаговременно обнаружить и спланировать количество радиоактивных и вредных химических отходов, выброшенных в атмосферу.
  • Установить факт попадания ядовитых веществ в воздух.
  • Предупредить население об опасности.
  • Обеспечить надежную защиту населения, животных, водоемов и продовольственных продуктов от воздействия химических веществ.
  • Ликвидировать последствия заражения, в первую очередь при заражении проводится полное обеззараживание местности.

Для того чтобы эти задачи всегда были выполнены, необходимо выполнение нескольких условий. Обязательно на каждом предприятии заблаговременно должны быть подготовлены средства индивидуальной защиты для людей, а также приборы определения химического воздействия веществ.

В каких объемах и в каких местах должны храниться средства защиты и необходимые приборы, определяется индивидуально. Обычно они расположены в потенциально опасных местах.

В первую очередь средства индивидуальной защиты полагаются личному составу групп, которые занимаются ликвидацией последствий аварий, а также населению, чьи места жительства расположены ближе всего к опасным местам.

Второе условие – средства и способы оценки катастрофы и борьбы с ней должны быть внедрены своевременно. Обязательно наличие унифицированных средств защиты и приборов химической разведки и контроля количества химикатов в воздухе.

Желательно наличие в каждом доме средств индивидуальной защиты. Покупают жители их самостоятельно, но задачей людей, обеспечивающих химическую безопасность, является внедрение этого правила в массы.

Для контроля над авариями и чрезвычайными ситуациями на каждом объекте, на котором используются сильнодействующие ядовитые вещества, должны быть установлены системы обнаружения и контроля над уровнем загрязненности в окружающей среде.

В настоящее время чаще всего внедряются автоматические системы контроля, которые способны обнаружить повышение уровня радиации в воздухе в считанные секунды. Такие системы обязательно устанавливаются около атомных станций.

Также, чтобы избежать больших потерь и негативных последствий аварий и ядовитых выбросов, необходимо заранее провести обучение персонала использованию средств индивидуальной защиты, а также позаботиться об инструктаже коммунальных предприятий на случай химической аварии.

Современные системы контроля и технологии ликвидации аварий позволяют снизить потери и убытки. На выставке «Химия», которая пройдет в ЦВК «Экспоцентр», будут представлены новейшие средства индивидуальной защиты и средства химической безопасности последних разработок.

Химическая выставкаХимическая промышленность зарубежной ЕвропыХимическая технология неорганических веществ материалов и изделий

Категории опасности биологических агентов

Категория «А» – наиболее опасные:

 Сибирская язва

 Ботулизм

 Чума

 Натуральная оспа

 Туляремия

 Вирусные геморрагические лихорадки (в т.ч. лихорадка Ласса, Эбола)

Биологические агенты этой категории легко распространяются и передаются от человека к человеку, характеризуются высокой смертностью, обладают сильнейшим воздействием на организм, вызывают панику среди населения.

Категория «В» – средняя степень опасности:

 Бруцеллез

 Мелиоидоз

 Лихорадка Ку

 Сап

 Сыпной тиф

 Токсин Рицин

 Эпсилон-токсин

 Стафилококковый энтеротоксин В

 Патогены, угрожающие пищевой и водной безопасности

Биологические агенты этой группы обладают умеренной способностью к распространению, характеризуются умерен- ной заболеваемостью и смертностью.

Категория «С» – третья степень опасности:

 Вирусы клещевых энцефалитов

 Вирус желтой лихорадки

 Вирусы клещевых геморрагических лихорадок

 Устойчивые к антибиотикам виды туберкулезных бактерий

 Вирусы гриппа

 Риккетсиозы

 Вирус бешенства

Эти агенты легко произвести и распространить, они могут вызывать высокую заболеваемость и/или смертность Агенты из категории «А» представляют собой наибольшую опасность, поскольку их применение может стать причиной массовых жертв, или даже вывести из функционирования население всего государства.

Крайне опасно использование в террористических целях «возникающих инфекций», например, за последние полвека было открыто и идентифицировано более 30 новых инфекционных смертельно опасных болезней, среди которых ВИЧ, вирусы Марбург и Эбола, лихорадка Ласа, ротавирусные инфекции.

А что у нас в продовольственной корзине?

Ситуацию
с генетически-модифицированными источниками (ГМИ) в России можно назвать
удручающей. Дело в том, что в 2001 году, на встрече «большой
восьмерки» в Генуе, была принята резолюция о необходимости интенсивных
исследований по обеспечению безопасности ГМИ-продкутов питания. А российская
национальная генетическая программа исследований была остановлена еще 15 лет
назад — в 1989-1991 году. Таким образом, в этой области Россия отстала от всего
мира, оставшись на позициях прошлого, XX века.

Между
тем, производство ГМИ-продуктов растет, а российская продовольственная корзина
в значительной степени зависит от импорта. Настолько значительной, что
дальнейшее игнорирование ситуации может не в лучшую сторону повлиять на
биологическую безопасность страны.

Мы
по-прежнему мало знаем о ГМИ. Причем не только и даже не столько ученые,
сколько граждане. А незнание всегда приводит к страху. Согласно опросу,
проведенному на сайте Medmedia, 64 процента наших читателей ни при каких
обстоятельствах не приобрели бы в магазине ГМИ-продукты.

Генетическая
модификация растений проводится для того, чтобы сделать их устойчивыми к
пестицидам, вредителям, возбудителям различных заболеваний, что в конечном
счете сказывается на урожайности. И цене. ГМИ-продукты питания обходятся
производителям дешевле, чем классические аналоги. В этом, безусловно, есть
рациональное зерно.

Но
только в том случае, если существует и — что самое главное — эффективно
работает система контроля качества и безопасности ГМИ. Во многих странах мира
используется схема, одобренная ВОЗ. Российские ученые, учитывая отечественную
специфику, разработали национальную систему, которая также получила одобрение
Всемирной организации здравоохранения.

Но
для эффективной работы этой системы необходима адекватная законодательная база.
А проект наиболее важного закона в этой области до сих пор блуждает по
коридорам Государственной Думы и, как с сожалением заметил Геннадий Онищенко,
не приходится рассчитывать на то, что в скором времени этот закон станет
руководством к действию. Поэтому
мы имеем ситуацию, когда на российский рынок «проскакивают»
непроверенные или несертифицированные продукты

И это несмотря на то, что
Россия наконец-то синхронизировала свои требования к маркировке содержания ГМИ
в продуктах питания с европейскими. С июня 2004 года обязательно маркируются
продукты, содержащие более 0,9 процента ГМИ

Поэтому
мы имеем ситуацию, когда на российский рынок «проскакивают»
непроверенные или несертифицированные продукты. И это несмотря на то, что
Россия наконец-то синхронизировала свои требования к маркировке содержания ГМИ
в продуктах питания с европейскими. С июня 2004 года обязательно маркируются
продукты, содержащие более 0,9 процента ГМИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глобализация мировых политических, экономических, промышленных, миграционных, эпидемических процессов, развитие биотехнологии и резко возросшая возможность биологического терроризма настоятельно диктуют необходимость совершенствования системы биологической безопасности государства. В настоящее время в Российской Федерации при угрозе возникновения биологических рисков каждое министерство, ведомство и региональные структуры задействуют свой имеющийся комплекс средств и методов для проведения необходимых мероприятий, которые не всегда адекватны и скоординированы. Возможные же масштабы, временные рамки, потенциальные и реальные потери при развитии угрожающей биологической ситуации настоятельно требуют единой организационной структуры обеспечения биологической безопасности страны. Эта структура должна в кратчайшие сроки заблаговременно осуществить приоритетный перечень мероприятий

Перечень мероприятий для обеспечения биологической безопасности:

  1. Политические
  2. Правовые
  3. Организационные
  4. Научные
  5. Экономические
  6. едицинские
  7. Оперативные
  8. Специальные
  9. Информационные
  10. Прогностические
  11. Образовательные

В свою очередь для обеспечения выполнения названного комплекса мероприятий система биологической безопасности должна отвечать следующим принципам построения и функционирования:

  1. рациональности,
  2. компетентности,
  3. оперативности и гибкости
  4. превентивности
  5. единства (согласованности)
  6. открытости.

Принцип рациональности — организационная структура, силы и средства системы должны соответствовать поставленным задачам, законодательству, экономическим возможностям, политике и международным обязательствам.

Принцип компетентности — система должна охватывать все виды возможных биологических угроз и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также актов биотерроризма и биоагрессии.

Принцип оперативности и гибкости — система должна находиться в постоянной готовности к противодействию биологическим угрозам, иметь высокую степень управляемости и быстрого реагирования, возможность наращивания маневра силами и средствами адекватного масштаба, обеспечивать быстрое и целенаправленное прохождение информации и команд по вертикальным и горизонтальным каналам управления.

Принцип превентивности — система должна обеспечивать снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций за счет комплекса мероприятий упреждающего характера.

Принцип единства — система должна обеспечивать скоординированную деятельность министерств, ведомств и служб по программам и планам обеспечения биологической безопасности.

Принцип открытости — система должна быть открытой для международного сотрудничества в совместных усилиях по укреплению биологической безопасности и в борьбе с биологическим терроризмом и неуязвимой для сил стремящихся обойти принимаемые меры при актах терроризма.

Указанным принципам построения могла бы отвечать следующая схема:

СХЕМА
построения системы обеспечения биологической безопасности

  1. Центральное звено

    • Государственная комиссия по проблемам биологической безопасности
    • Агентство (служба) по биотехнологиям и биобезопасности с учреждениям и организациями
  2. Ведомственное звено

    • Научно-исследовательские организации
    • Лечебно-диагностические учреждения
    • Промышленные предприятия
    • Лаборатории, станции, отряды
  3. Региональное звено

    Учреждения и организации органов местного самоуправления

Созданная по такой схеме система биологической безопасности должна будет решать следующие приоритетные задачи

Основные направления обеспечения биологической безопасности

  1. Создание Единой Государственной системы биобезопасности
  2. Определение политики и реализация механизмов обеспечения биобезопасности
  3. Защита населения, животных, растений и экосистем
  4. Охрана территории Российской Федерации от опасных материалов, объектов и информации в сфере биобезопасности
  5. Формирование нормативно — правовой базы и её гармонизация с международными аналогами
  6. Поддержание необходимого уровня фундаментальной прикладной науки и образования
  7. Федеральная комплексная целевая программа обеспечения биобезопасности
  8. Многофакторная система биомониторинга и статистического анализа
  9. Поддержание полноценных коллекций эталонных микробных и клеточных культур, развитие сети генетических ресурсов
  10. Информированность и грамотность населения в сфере биобезопасности
  11. Международное сотрудничество
  12. Борьба с терроризмом

Инфекционные заболевания

К инфекционным биологическим рискам относятся:

— массовые инфекционные заболевания – эпидемии, вспышки, пандемии, эпизоотии, эпифитотии (инфекционные болезни растений);

— естественные резервуары патогенных микроорганизмов (грызуны, клещи, птицы);

— искусственные резервуары патогенных микроорганизмов (сибиреязвенные скотомогильники, биотермические ямы, коллекции штаммов музейных культур в НИИ, лабораториях, на биофабриках);

— генетически модифицированные возбудители инфекционных заболеваний.

Инфекционные заболевания – одна из самых серьезных угроз современному обществу, несмотря на очевидные успехи человечества в борьбе с ними. Сегодня мир снова оказался в ситуации, когда эпидемии бесконтрольно распространяются по земному шару вследствие изменившихся условий жизни (урбанизация, ухудшение социально-экологических условий жизни, новые технологии в медицине и производстве продуктов питания, резко возросшие миграционные процессы, международный туризм и торговля, микробные адаптации и мутации, изменение экологии тела человека, разрушение природных экологических систем и др.)

ВОЗ признает инфекции второй ведущей причиной смертности и первой причиной преждевременной смертности в мире. По данным ВОЗ, в мире ежегодно 2 млрд. людей болеет и свыше 17 млн. человек умирает от инфекционных болезней. Ежедневно от инфекций умирает 50 тыс. человек. Около 50% населения планеты проживает в условиях постоянной угрозы эндемических инфекций.

В этом аспекте наибольшую биологическую угрозу представляют:

— преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров (антропозоонозы, инфекции отдаленных биологических видов);

— «возвращающиеся» (re-emerging), управляемые с помощью вакцинации инфекции, активизировавшиеся после периода эпидемиологического благополучия вследствие свертывания программ иммунизации населения;

— инфекции, возникающие на новых территориях (завоз редких или ранее не встречавшихся инфекций);

— новые (emerging) инфекции, вызываемые ранее неизвестными патогенами (за последние 35 лет выделен и идентифицирован 41 новый патоген);

Факторы, способствующие применению биологического оружия

1. Широкие возможности в выборе целей террористических актов и степени воздействия устрашающего эффекта на население.

2. Относительная доступность по сравнению с другими видами оружия массового поражения.

3. Легкость доставки и простота применения.

4. Большое разнообразие видов биологических агентов и токсинов.

5. Скрытость факта применения биологического оружия, поскольку поражающее действие биологического оружия проявляется не сразу, а спустя некоторое время.

6. Возможность создания более совершенных видов биологического оружия с использованием методов генной инженерии.

Критерии соответствия

В качестве боевых биологических агентов могут быть использованы те микроорганизмы/токсины, которые обладают рядом приведенных ниже свойств, что делает целесообразным их использование для бактериологической войны или террористических акций.

Общие критерии отбора представляющих наибольшую опасность биологических агентов:

 высокая заболеваемость и смертность;

 потенциал для непосредственной трансмиссии от человека к человеку либо через переносчика;

 низкая инфекционная доза и высокая инфекционность аэрозоля, способная вызывать большие вспышки;

 способность контаминировать продовольственные и водные ресурсы;

 отсутствие специфических диагностических тестов и/или эффективного лечения;

 отсутствие безопасных и эффективных вакцин;

 потенциал вызывать страх у населения и медицинских работников.

Биологическое средство в контексте биологического оружия представляет сложный комплекс из:

 возбудителя / переносчика опасной для жизнедеятельности инфекции,

 препаратов, усиливающих воздействие данной инфекции на пораженный организм.

Эта принципиальная схема не отменяет комбинирование рецептур с одновременным содержанием возбудителей не- скольких заболеваний, характеризующихся разной длительностью инкубационного периода и клинического течения, что затрудняет их обнаружение и индикацию.


Мелиодиоз.

Мелиодиоз — инфекционное заболевание человека и грызунов, похоже на сап. Возбудитель, за схожесть с сапом называется палочкой ложного сапа. Микроб — тонкая палочка, не образует спор, обладает подвижностью из-за присутствия пучка жгутиков на одном конце, устойчив к высушива­нию, при температуре 26-28 градусов сохраняет жизнеспособность в почве до месяца, в воде — более 40 дней. Чувствителен к дезинфицирующим ве­ществам и высокой температуре — под их действием погибает за несколько минут.

Мелиодиоз — малоизвестное заболевание, встречающееся в странах Юго-Восточной Азии. Переносчиками являются мелкие грызуны, у которых заболевание протекает в хронической форме. В гное, кале и моче больных животных содержится множество возбудителей мелиодиоза. Заражение человека происходит при употреблении в пищу загрязненных выделениями больных грызунов продуктов питания и воды. Как и при сапе, заболевание может проникнуть в организм через поврежденные кожные покровы и сли­зистые оболочки глаз, носа и т.д.

При искусственном распространении, т.е. в случае применения дан­ного заболевания в качестве компонента биологического оружия, микробы мелиодиоза могут быть распылены в воздухе или использованы для зараже­ния пищи и продуктов питания.

Возможность заражения мелиодиозом человека человеком не исключа­ется, хотя таких фактов отмечено не было. Больные подлежат изоляции из-за схожести симптомов мелиодиоза с другими заболеваниями.

Проявления заболевания у человека разнообразны и могут протекать в 3-х стадиях. Заболевание начинается через несколько дней.

Острый мелиодиоз — протекает очень бурно, напоминая холеру или брюшной тиф. Заболевание начинается с озноба, рвоты и поноса, резко повышается температура до 40-41 градусов. Больной жалуется на сильную головную боль, вскоре теряет сознание. Развивается одышка, кашель с отделением кровянистой мокроты. Иногда температура поднимается посте­пенно и держится с небольшими падениями на уровне 40-40,5 градусов, появляются головные боли, сильные боли в нервах и частях желудка. Сос­тояние больного ухудшается, и он теряет сознание. В легких развиваются воспалительные очаги, отмечаются рвота, понос, который нередко сменяется запором. На второй неделе болезни возникают гнойные очаги под ко­жей, в мышцах и костях. Смерть наступает на 10-15-е сутки от начала заболевания.

Подострый мелиодиоз — менее тяжелая стадия заболевания, протекаю­щая дольше. Температура держится на уровне 40 градусов, отмечается развитие гнойников в различных органах человеческого тела. При отсутс­твии лечения болезнь через 3-4 недели оканчивается смертью.

Хронический мелиодиоз встречается редко. Основные признаки данной формы заболевания — гнойные поражения органов и тканей. Температура то поднимается, то понижается. Заболевание тянется от нескольких месяцев до нескольких лет и приводит к истощению и смерти.

Эффективная вакцина для данного заболевания не создана. Положитель­ные результаты лечения мелиодиоза получены сравнительно недавно при помощи хлортетрациклина, левомицетина, сульфадиазина.

Применение данного заболевания может быть различным: применение культуры микробов в авиабомбах, снарядах, выливных авиаприборах, рас­пылителях дает различные результаты. Также мелиодиоз может применяться диверсионными отрядами для заражения систем воздухообеспечения, источ­ников воды, хранилищ пищи. Защитой от данного заболевания в случае применения его в качестве биологического оружия может служить ношение в зараженной зоне защитной одежды, снаряжения, противогаза и обязательная дезинфекция продуктов питания и воды. Для предупреждения распространения данного заболевания вооружение, технику, побывавшую в зонах заражения, следует дезинсекти­ровать, а зараженную местность — дератизировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector