Статья 1. основы обороны
Содержание:
- Гражданская оборона: основные задачи
- Силы гражданской обороны
- Служба по контракту
- В словаре Д.Н. Ушакова
- Проблемы подготовки кадров
- Система ГО на предприятиях
- Военные действия
- В государственном строительстве
- Система обороны
- Вооруженные силы
- Какие существуют виды вооруженных сил, рода войск
- Воинский долг
- Значение военной силы
- Заключение
Гражданская оборона: основные задачи
Гражданской обороной называют совокупность мероприятий, которые вводятся для защиты населения и сохранения культурных и материальных ценностей от множества опасностей, возникающих при начале боевых действий во время войны, а также при всевозможных чрезвычайных ситуациях как техногенного, так и природного характера.
Главные задачи, стоящие перед системой гражданской обороны:
- подготовка гражданского населения к грамотным действиям в условиях опасности;
- оповещение населения при появлении опасностей военного характера и чрезвычайных ситуаций;
- эвакуация граждан и ценностей в более безопасные районы;
- обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- проведение аварийных и спасательных работ;
- обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в ходе чрезвычайных ситуациях и при военных конфликтах;
- обнаружение очагов пожаров, районов, подвергшихся биологическому, химическому и радиоактивному заражению;
- санитарная и специальная обработка объектов, территорий;
- поисковые мероприятия в отношении потерпевших аварию летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, космических кораблей).
Этот перечень задач не является исчерпывающим. В рамках гражданской обороны проводятся также мероприятия по основным видам маскировки. В случае обнаружения пожаров ведется борьба с огнем. Зараженные участки местности обозначаются, предотвращается доступ в них населения.
Специалистам гражданской обороны предстоит восстанавливать и поддерживать порядок там, где возможно ведение военных действий, а также в районах, подвергшихся разрушительному воздействию природных и техногенных факторов. Еще одна из первоочередных задач – быстрое восстановление бесперебойной работы коммунальных служб.
Силы гражданской обороны работают в тесном сотрудничестве с организациями, чья деятельность важна для выживания населения в экстремальных условиях. В их обязанности входит также поддержание порядка в пострадавших районах, сохранение объектов, без которых невозможно функционирование экономики.
Выполнение возложенных государством на гражданскую оборону функций требует полной готовности средств, входящих в эту систему.
Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны призваны вести непосредственные работы, направленные на выполнение стоящих перед ГО задач. В структуру таких сил входят воинские формирования (войска гражданской обороны), а также гражданские учреждения.
Штатное вооружение войск гражданской обороны включает:
- специальную технику;
- ручное стрелковое оружие;
- холодное оружие.
При необходимости к решению задач могут быть привлечены другие формирования Вооруженных Сил РФ, а в ряде случаев и аварийно-спасательные службы. Войсковые формирования гражданской обороны объединяются в особые центры, учебные и спасательные подразделения, авиаотряды. Войска ГО подчиняются руководителю МЧС РФ.
Главная цель создания гражданских организаций в рамках системы ГО – защита населения от тех опасностей, что возникают в чрезвычайных ситуациях. В такие структуры зачисляются гражданские лица. Виды и состав конкретных формирований определяются при согласовании с органами местного самоуправления и предприятиями. Учет создаваемых гражданских соединений и их подготовку также ведут органы исполнительной власти на местах.
Граждане России, как установлено законодательством:
- проходят обучение методам и способам эффективной защиты от опасностей;
- участвуют в проведении мероприятий по планам гражданской обороны;
- оказывают помощь и всемерное содействие органам власти при решении стоящих перед гражданской обороной задач.
Подразделения гражданской обороны начинают активно вести свою деятельность в случае объявления состояния войны, при фактическом начале боевых действий или при введении президентом страны военного положения. В мирное время деятельность сил ГО ведется при наступлении стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, при возникновении особо крупных аварий и катастроф, которые ставят под угрозу здоровье граждан. Силы и средства ГО вступают в действие тогда, когда требуется ведение аварийных, поисковых, спасательных и прочих неотложных работ.
Возрастание террористических угроз, которые могут быть связаны с риском применения химического, биологического и прочих видов оружия, заставляет руководство гражданской обороной уделить особое внимание развитию сети активного наблюдения и лабораторно-технического контроля
Служба по контракту
За последнее время множество факторов, политических, демографических, социальных, идеологических, экономических в том числе, оказало негативное влияние на состояние системы комплектования армии. За последнее десятилетие резко сократилось количество призывников. Из всего количества граждан, находящихся на воинском учете, не было призвано в армию около 85 %.
Вместе с тем в современных условиях стремительно развиваются и активно применяются новые формы, способы, средства вооруженной борьбы. Это является важнейшей предпосылкой для ужесточения требований к профессиональной подготовке служащих. Для решения актуальных проблем, связанных с комплектованием армии, Правительством была утверждена целевая программа, направленная на создание формирований постоянной боевой готовности. Состоять они будут из граждан, проходящих службу по контракту.
В Программе предусмотрено 2 части. В первой изложены положения, описывающие привлекательность службы по контракту, условий ее прохождения. Во второй части отражены мероприятия, направленные на повышение боеспособности контрактных формирований.
В словаре Д.Н. Ушакова
ОБОРО́НА, обороны, мн. нет, ·жен.1. Действие по гл. оборонить-оборонять» title=’что такое оборонять, значение слова оборонять в словаре Ушакова’>оборонять и оборониться» title=’что такое оборониться, значение слова оборониться в словаре Ушакова’>оборониться-обороняться» title=’что такое обороняться, значение слова обороняться в словаре Ушакова’>обороняться; противодействие нападению (·книж. ). Перейти от обороны к открытому нападению. Удар был нанесен в состоянии необходимой обороны. Преследуемый зверь всегда принимает меры обороны.| Боевые действия, состоящие в защите от нападающего противника и отражении его (воен.). Характер наступления зависит от характера обороны противника. Противовоздушная оборона. План обороны крепости. Переход от обороны к наступлению по всему фронту.2. Совокупность средств, необходимых для отражения вооруженного нападения врага на страну. «…Все народы Советского Союза не покладая рук работают над тем, чтобы несокрушимой была оборона страны…» Ворошилов. Работа промышленности на оборону. Крепить оборону.
Проблемы подготовки кадров
В настоящее время большие сложности отмечаются в системе профподготовки сержантов. В войсках необходимо сформировать институт младших командиров. В настоящее время ими становятся обычные призывники, отобранные в сержантскую школу практически сразу после распределения по воинским частям. Как показывает анализ их деятельности, уровень подготовки младших командиров явно недостаточен. Роль сержантов в рядах армии, однако, постоянно возрастает. Именно поэтому стоит задача комплектования линейных частей младшими командирами-профессионалами.
Основу кадрового состава любой армии составляют капралы и сержанты. Именно они определяют готовность солдат пойти за командирами, поднимают их боевой дух.
Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, — подготовка офицеров. Исправление ситуации в комплектовании офицерского корпуса должно обеспечиваться за счет реализации госпрограммы по реформированию военного образования в стране. Один из основных источников пополнения ВС и прочих войск этими служащими установлен в Указе Президента «О призыве на военную службу офицеров запаса». В этом правовом документе закреплено, что каждый год порядка 15 тыс. граждан, окончивших обучение в муниципальных, государственных или иных образовательных учреждениях, получивших аккредитацию по соответствующим специальностям, не имеющих права на отсрочку либо освобождение, должны пройти службу.
Система ГО на предприятиях
Законодательство страны устанавливает пределы полномочий организаций и предприятий при осуществлении системы мер гражданской обороны. Им предписывается принимать меры к устойчивому развитию в военное время, систематически планировать мероприятия по обучению своих сотрудников способам защиты от различных опасностей.
Одна из главных обязанностей лиц, руководящих гражданской обороной на предприятии, – поддержание в надлежащем рабочем состоянии местных систем оповещения об опасности. На случай возникновения чрезвычайных и опасных ситуаций в учреждениях и на предприятиях должны быть сформированы запасы продовольствия, техники, медицинских средств.
Обеспечивает выполнение всех этих мер штаб гражданской обороны и его службы. Начальник штаба по факту является заместителем руководителя ГО организации. В зависимости от размеров предприятия на нем могут создаваться службы:
- связи и оповещения;
- противопожарная;
- противохимической защиты;
- противорадиационной защиты;
- аварийно-техническая;
- медицинская;
- охраны порядка.
При необходимости дополнительно могут быть сформированы звенья или группы по обслуживанию укрытий и убежищ.
Военные действия
Заключается в поражении противника огневыми (в ядерной войне и ядерными) ударами, отражении его огневых и ядерных ударов, наступательных действий, предпринимаемых на земле, в воздухе и на море, противодействии попыткам противника захватить удерживаемые рубежи, районы, объекты, разгроме его вторгнувшихся группировок войск (сил).
Оборона может иметь стратегическое, оперативное и тактическое значение. Оборона организуется заблаговременно или занимается в результате перехода войск (сил) противника в наступление. Обычно, наряду с отражением ударов противника оборона включает в себя и элементы наступательных действий (нанесение ответных, встречных и упреждающих огневых ударов, проведение контрударов и контратак, поражение атакующего противника в районах его базирования, развертывания и на исходных рубежах), удельный вес которых характеризует уровень её активности.
В Древнем мире и в Средние века для обороны использовали укреплённые города, крепости, замки. С оснащением армий (с XIV—XV вв.) огнестрельным оружием началось строительство полевых оборонительных укреплений, в основном, земляных, которые использовались для ведения огня по противнику и укрытия от его ядер и пуль. Появление в середине XIX века нарезного оружия, обладающего большей скорострельностью и дальностью стрельбы, вызвало необходимость совершенствования способов обороны. Для повышения её устойчивости боевые порядки войск (сил) стали эшелонировать в глубину.
Элементы сухопутной обороны
В зависимости от условий элементы сухопутной обороны включают в себя:
-
Оборонительный рубеж
- предполье или передовая полоса обороны;
- позиция боевого охранения;
- главная полоса обороны.
Разновидности обороны
- общевойсковая
- противовоздушная
- противоракетная
- противокосмическая
- противотанковая
- противоартиллерийская
- противолодочная
- активная
- пассивная
- позиционная
- манёвренная (подвижная)
- мобильная
- ярусная
- двухъярусная (ружейная)
- фланковая
- другие виды (см., напр., Стратегическая оборонная инициатива)
Требования, предъявляемые к обороне
К обороне предъявляются следующие требования. Она должна:
- быть устойчивой и активной, то есть способной сохранять свои качества при нанесении ударов противником различным вооружением;
- обладать способность противостоять ударам противника с применением всех типов вооружения и военной техники, отразить наступление его превосходящих войск (сил);
- иметь глубоко эшелонированное построения войск (сил);
- обладать способность уничтожать десант противника в случае его высадки;
- быть подготовленной к длительному ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и так далее.
В государственном строительстве
Оборона от возможного нападения иностранной державы является одной из важнейших функций государства. В современных условиях, когда агрессия является в международном праве осуждаемым актом, повсеместно в мире служит обоснованием военно-государственного строительства. В современной военной теории может включать в себя «упреждение», «упреждающий удар», «обезоруживающий удар» и другие эвфемизмы неспровоцированных наступательных военных действий.
Оборона России организуется и осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными конституционными законами Российской Федерации;
- федеральными законами Российской Федерации;
- законами Российской Федерации
- и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация обороны
Состоит из:
- прогнозирования и оценки военной опасности и военной угрозы;
- разработки основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
- правового регулирования в области обороны;
- строительства, подготовки и поддержании в необходимой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
- разработки, производства и совершенствования систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирования использования радиочастотного спектра;
- планирования перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
- мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- планирования и осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
- обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
- развития науки в интересах обороны;
- координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
- финансирования расходов на оборону, а также контроль над расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- международного сотрудничества в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- других мероприятий в области обороны.
Система обороны
Система обороны включает:
- законодательную основу, прежде всего конституцию и Федеральный закон «Об обороне» (1996 года, заменил одноименный закон 1992 года);
- вооруженные силы, национальную гвардию и другие силовые формирования;
- граждан и военно-транспортную обязанность любых собственников транспортных средств;
- оборонное планирование, в том числе выработку военной доктрины и плана обороны, мобилизационную подготовку и создание материальных резервов;
- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны.
Основные полномочия по организации обороны государства сосредоточены в руках президента, как верховного главнокомандующего. Он руководит вооруженными силами, утверждает военную доктрину и план обороны, вводит военное положение, объявляет мобилизацию и отдает приказ о начале военных действий.
Вооруженные силы
Основной инструмент обеспечения обороны в России — вооруженные силы. Они применяются для:
- отражения агрессии;
- вооруженной защиты целостности страны.
В 2009 году в закон были добавлены условия использования российских военных за рубежом (по решению президента с согласия Совета Федерации):
- для отражения атаки на российских военных за рубежом;
- для защиты россиян за рубежом от вооруженного нападения;
- для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство (по его просьбе);
- для борьбы с пиратством.
Вооруженные силы создаются из призывников (только россиян) и контрактников (и россиян, и иностранцев), а также гражданского персонала. Руководит вооруженными силами президент России, а непосредственным управлением занимается министерство обороны. Соблюдение законности в войсках обеспечивают военная прокуратура, военные суды и созданная в 2011 году военная полиция. Военная полиция также следит за соблюдением правопорядка и воинской дисциплины и, в отличие от независимых прокуратуры и судов, находится в подчинении министра обороны.
Кроме того, к обеспечению обороны могут привлекаться национальная гвардия, спасатели и представители специальных органов.
Создание незаконных вооруженных организаций — организаций, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо предполагающих военную службу — в России запрещено.
Какие существуют виды вооруженных сил, рода войск
Вид вооруженных сил – это часть вооруженных сил государства, которая предназначена для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, море, в воздушном и космическом пространстве). Вид вооруженных сил состоит из родов войск, специальных войск и тыла.
Род войск – это составная часть вида вооруженных сил, которая включает воинские формирования, имеющие свойственные только им основные виды оружия и военную технику, владеющие методами их боевого применения. Вооруженные Силы РФ имеют в своем составе 5 видов: Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны в составе Военно-воздушных сил, Военно-морской флот.
Ракетные войска стратегического назначения выполняют стратегические задачи: как в любых условиях обновки произвести немедленный успешный пуск ракет и как одновременно с этим обеспечить ядерную безопасность страны и других стран, отличительные свойства которых:
1) огромная поражающая мощь;
2) высокая боевая готовность и точность нанесения ракетно-ядерных ударов по объектам противника;
3) практически неограниченная дальность действия;
4) способность наносить удары одновременно по многим стратегическим объектам, успешно преодолевать противовоздушную и противоракетную оборону;
5) независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток.
Основой вооружения являются стационарные и мобильные ракетные комплексы.
Организационно РВСН состоят из ракетных армий и дивизий, полигонов, военно-учебных заведений, предприятий и учреждений.
Сухопутные войска предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям СВ способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил отражать вторжение противника, вести наступление в целях разгрома группировок вражеских войск, прочно удерживать занимаемые территории и рубежи.
Организационно СВ состоят из подразделений, частей, соединений и объединений.
В состав СВ Вооруженных Сил РФ входят:
Воинский долг
На лиц, проходящих службу, возлагается обязанность пройти специальную подготовку к защите государства, обеспечивать непосредственную охрану интересов страны, отражать угрозы от других государств. Ее исполнение связано с необходимостью четко и беспрекословно исполнять поставленные задачи в любых ситуациях, в т. ч. с риском для здоровья и жизни.
Обеспечение защиты государственной целостности, суверенитета страны, безопасности, отражение нападений, выполнение обязательств, взятых РФ в рамках международных соглашений, составляет суть воинского долга. Он обязывает каждого военнослужащего умело, мужественно защищать Родину, служить народу, быть верным Присяге, соблюдать конституционные положения, федеральные законы и иные правовые акты. Каждый гражданин, находящийся в рядах ВС, должен постоянно совершенствовать мастерство, держать в боевой готовности технику и оружие, беречь имущество военной части.
Значение военной силы
Обеспечение защиты национальных интересов России, ее безопасности осуществляется в гуманитарной, военной, экономической, политической областях. Эта деятельность тесно связана с позицией страны в международных отношениях. В настоящее время наблюдается две тенденции. Во-первых, отмечается стремление создать новую, демократическую, справедливую систему политических отношений между государствами. Во-вторых, все чаще применяется военная сила вне мандата ООН.
В таких условиях значение военной организации как внешнеполитического инструмента неуклонно растет. Россия выступает за формирование такой системы межгосударственных отношений, при которой роль военной силы минимально, а ее задачи сводятся только лишь к сдерживанию конфликтов.
Одним из ключевых аспектов, определяющих подходы к обеспечению нацбезопасности, является взаимодействие РФ с наиболее активными участниками международных отношений. Среди них ведущее место занимает ООН и Совет безопасности. Важнейшую роль в межгосударственных отношениях играют СНГ, НАТО, ЕС, ШОС.
ООН и Совет безопасности Организации рассматриваются нашей страной в качестве центрального звена, обеспечивающего стабильность в мире. Умаление роли этих институтов, переход к повсеместному использованию военной силы расцениваются Россией как угроза национальным интересам.
Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является взаимодействие со странами, входящими в СНГ. РФ стремится к развитию военно-политического сотрудничества с ними.
Взаимодействие России и НАТО определяется Декларацией, утвержденной в 2001 г. Наша страна рассчитывает на прекращение антироссийской риторики, устранение элементов, свидетельствующих о негативном отношении к РФ, из военных доктрин государств-участников НАТО. Если же члены Североатлантического альянса сохранят их, это потребует перестройки военной организации России, изменения принципов формирования армии, корректировки ядерной стратегии.
Наша страна, безусловно, готова расширять взаимодействие с США в экономической, военно-политической сферах, в области обеспечения стабильности в мире и ликвидации всех элементов «холодной войны». Россия поддерживает усилия Америки в борьбе с международным терроризмом.
ШОС является ключевым звеном в системе обеспечения безопасности в Дальневосточном регионе и Центральной Азии. Взаимодействие России с этой организацией направлено на создание зоны стабильности и мира, исключение крупномасштабных военных угроз.
В настоящее время геополитическая обстановка такова, что защита национальных интересов РФ только за счет политических возможностей становится невозможной. Сегодня крайне недостаточно участия в международных организациях, партнерских отношений с другими государствами. Устранение внутренних, внешних и трансграничных угроз становится основной задачей военной организации России. В этой связи, роль военной силы как внешнеполитического инструмента постоянно растет.
Заключение
Безусловно, в современных условиях система обеспечения обороноспособности и безопасности страны должна быть очень эффективной. В настоящее время мир охватила угроза распространения терроризма. Крупнейшие страны ведут активную борьбу с ним. Россия является одним из основных ее участников. При этом наша страна действует исключительно в рамках международного права, руководствуется положениями Устава ООН и международных соглашений.
Безусловно, не все конфликты должны разрешаться с помощью силы. Однако, учитывая антироссийские настроения, планы НАТО по расширению на Восток, России приходится повышать уровень своей военной организации. Развитие системы, ее реформирование, повышение эффективности деятельности институтов, входящих в нее, направлено, главным образом, на защиту от угроз, а не на нападение. В Военной доктрине закреплено положение о том, что государство может применить силу только в ответ на агрессию.
Надо сказать, что за последнее десятилетие уровень подготовки служащих существенно вырос. Военно-промышленный комплекс сегодня работает на полную мощность, обеспечивая различные роды войск необходимой техникой и вооружением.