Как получить психологическую помощь

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки,ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия — форма психотерапии, основанная на рассмотрении человека как особой ценности. Название «позитивная психотерапия» впервые было введено в 1972 г. Н. Пезешкианом для обозначения собственной психотерапевтической концепции и стратегии, ориентированной на гармонизацию жизни человека, повышения реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблем. Само слово «позитивная» предполагает противопоставление направлениям психотерапии, которые центрируются на негативных аспектах жизни клиента: психоанализ, гуманистическая и поведенческая психотерапии. Термин «позитивная психотерапия» может использоваться также и в широком контексте (вся новая волна мировой психотерапии, фокусированная на решении проблем пациента).

Для всех направлений позитивной психотерапии характерны:

  1. ориентация на ресурсы клиента;
  2. разделение ответственности с клиентом ;
  3. подстройка к клиенту;
  4. техническая пластичность, интегративное использование широкого арсенала разнообразных приемов и создание новых, адекватных конкретному клиенту;
  5. опора на интуицию и опыт клиента и психотерапевта;
  6. бережное отношение к симптому как к проявлению «мудрости человеческого организма», перестройка симптома только после выработки нового более адаптивного стереотипа реагирования;
  7. целенаправленная реализация установки на психотерапию как на краткосрочное и даже веселое событие в жизни человека;
  8. ориентация на бригадное обслуживание одного клиента или одной семьи;
  9. имидж психотерапевта — «веселый чудак»;
  10. отсутствие нозологических и характерологических противопоказаний для всех клиентов, желающих получить помощь.

Направление, созданное Пезешкианом можно назвать «психотерапией, центрированной на конфликте». Позитивная психотерапия основывается на:

  • позитивном подходе к клиенту и заболеванию;
  • содержательной оценке конфликта;
  • пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь.

С точки зрения позитивной психотерапии, в каждом симптоме можно найти не только негативное, но и позитивное начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма и т.д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения клиента на свою болезнь и, как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. Для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки».

Техники краткосрочной позитивной психотерапии в большей степени направлены на создание ресурса, возможность посмотреть на проблему с другой стороны, увидеть позитивные моменты в жизни. В кризисной ситуации бывает крайне важным найти ресурс для клиента, который мог бы помочь ему в переживании этой кризисной ситуации. Компактные, краткосрочные техники, которые, с одной стороны, позволяют проделать завершенный психотерапевтический цикл, с другой стороны, экономичны по времени, делают возможным и целесообразным использование приемов краткосрочной позитивной психотерапии в условиях чрезвычайной ситуации. Гибкость применяемых методов, возможность конструирования техник для каждого конкретного случая позволяет использовать это направление достаточно эффективно.

Международное сотрудничество и обмен опытом

Центр регулярно участвует в международных учениях и ликвидации чрезвычайных ситуаций по всему миру. Кроме того, сотрудники научно-исследовательского подразделения всегда открыты для обмена опытом в вопросах психологии чрезвычайных ситуаций с зарубежными коллегами.

Психологи МЧС активно развивают свою сферу как в России, так и за рубежом. Они принимают участие в семинарах и конференциях, а также предоставляют практическую помощь.

Психологи России также могут рассчитывать на сотрудничество. На сайте интернет службы или в подразделениях центра каждый практикующий психолог, студент или аспирант имеет возможность ознакомиться с научными исследованиями сотрудников организации, а также лично побеседовать с ними.

Литература:

Александровский Ю.А.Психогении в экстремальных условиях

Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа / В.И. Зубков // Социологические исследования. – 1999. – № 4. – С. 3-6.

Канеман Д. Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. – Харьков : Фолио, 2005. – 623 с.

Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия / А.Г. Караяни // Психологический журнал. –2003. – Т. 24. – № 6. – С. 47-54.

Лагадек П. Чрезвычайное положение в условиях технологических аварий и социальной дестабилизации / П. Лагадек. – Москва : АН СССР ИНИОН, 1988. – 22 с.

О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru .

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями на 27 июля 2010 года). – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru.

О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Постановление Правительства РФ от 03.09.1996 г. N 924 (с изменениями от 05.04.1999 г., 08.09.2003 г., 23.12.2004 г.). – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru .

Поляков С.В. Последствия сильных землетрясений
/ С.В. Поляков. – Москва : Стройиздат, 1978. – 310 с.

Прангишвили А.В. Социальная психология паники в свете понятия установки / А.В. Прангишвили // Исследования по психологии установки. – Тбилиси. : Мецниереба, 1967. – 175 с.

Решетников М.М. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия
/ М.М. Решетников, Ю.А. Баранов, А.П. Мухин, С.В. Чермянин // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 4. – С. 125-128.

Российский опыт противодействия ЧС // Катастрофы и человек. Книга 1. / под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва : АСТ-ЛТД, 1997. – 228 с.

Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты / Н.Л. Смакотина. – Москва : МИЭМ, 1999. – 328 с.

Шерковин Ю.А. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны / Ю.А. Шерковин, А.П. Назаретян // Психологический журнал. 1984. – Том 5. – № 5. – С. 41-51.

Шойгу С.К. Катастрофы и государство / С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев. – Москва : Энергоатомиздат, 1997. – 160 с.

Шойгу Ю.С. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях / Ю.С. Шойгу, М.В. Павлова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. – 2010. – № 1.– С. 300.

Шойгу Ю.С. Оценка социально-психологических факторов риска и оперативное прогнозирование неблагоприятных социально- психологических последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера / Ю.С. Шойгу, Л.Г. Пыжьянова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2011. – № 3. – С. 87-92.

Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций / Ю.С. Шойгу // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. – 2010.– № 1. – С. 162-165.

Шойгу Ю.С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации / Ю.С. Шойгу, Л.Г. Пыжьянова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 76-83.

Экстренная психологическая помощь / под ред. Ю.С. Шойгу. – Москва : Асмин принт, 2012. – 320 с.

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 67-73.

Shoigu Julia S., Pyzhyanova Larisa G., Portnova Julia M. (2015). Features of organization and provision of emergency psychological assistance in an emergency situation (psychologist assistance during fire suppression in Admiral Shopping Center, the city of Kazan). National Psychological Journal. 3, 67-73.

Помощь женщинам в сложной ситуации

Московский кризисный центр для женщин «АННА»

Центр защиты пострадавших от домашнего насилия

Кризисный центр «Дом для мамы» (для беременных женщин и мам с маленькими детьми)

Центр находится по адресу: Москва, ул. Станиславского, д. 22, стр. 1 (метро Таганская). В центре можно получить гуманитарную помощь, приют и программу реабилитации. Психологические и юридические консультации пострадавшим женщинам оказывают по телефону: 8 (499) 350-52-77.

Центр помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Китеж»

Центр помогает с восстановлением документов, в трудоустройстве и съёме жилья. Также можно получить приют, гуманитарную помощь, консультацию психолога и юриста. Обратиться в центр можно по телефону: 8 (499) 110-00-41, также можно написать в WhatsApp: +7 (916) 920-10-30 или на почту kitez@hotmail.com.

Кризисный центр помощи женщинам и детямв Москве

Пострадавшие женщины и дети могут какое-то время пребывать в кризисном центре, получить психологическую, социально-медицинскую и юридическую помощь. Обратиться можно по телефону: 8 (499) 977-17-05 или напрямую по адресу: Москва, ул. Дубки, д. 9А (метро Тимирязевская). Потребуется московская регистрация.

Наполнить пустоту

По ее словам, также надо делать перерывы между потреблением информации, чтобы она поступала дозировано, отвлекаться на что-то иное, например, заняться домашними делами или творчеством, работой или чтением, сделать так, чтобы этот информационный поток перестал быть постоянным. «Это способ минимизировать уровень генерализованной тревоги, — пояснила психолог. — Например, составить график просмотра новостей, допустим, дважды в день. Этого достаточно, чтобы быть в курсе происходящего». «Сейчас именно от человека зависит, как наполнить пустоту, которая возникает в связи с тем, что он не может выполнять привычные дела. Человек может наполнить пустоту страхами, а может использовать это время для получения новых знаний, полезных занятий, общения с близкими», — сказала Тимофеева.

Направления деятельности центра: работа с сотрудниками

Одна из задач психолога МЧС состоит в поддержании психического здоровья и оказании помощи сотрудникам МЧС. Ежедневно спасатели, пожарные, пилоты вертолетов, врачи и многие другие сотрудники МЧС сталкиваются с огромным стрессом. Эти люди видят картины страшных аварий, пожаров, катастроф, от них зависят жизни людей.

Под воздействием такого психологического давления, даже подготовленный человек испытывает сильнейший стресс. И восстановление спасателей в таком случае — работа психологов.

При помощи накопленного опыта и знаний сотрудники центра проводят диагностику путем тестирования, личных бесед и применения технических средств. После выявленных проблем они начинают работу по реабилитации сотрудника МЧС.

Именно психологи участвуют в подборе персонала для проведения спасательных работ. Они определяют степень стрессоустойчивости, способность психики к восстановлению после пережитых потрясений. Они же проводят регулярные лекции и тренинги, мониторинг психологического благосостояния сотрудников, учат спасателей правильной реакции на те или иные раздражители. Раскрывают методики, благодаря которым спасатель может продолжать эффективно работать даже в самой опасной и стрессовой ситуации.

Таким образом, психологи являются тем фундаментом, на котором строится вся организация по работе в чрезвычайных ситуациях.

Контролировать ситуацию

Также непростым испытанием для многих может стать самоизоляция, когда длительное время придется находиться дома. «Раньше графики всех членов семьи были распланированы, а сейчас получается, что с резким изменением ритма жизни вся семья оказывается в замкнутом пространстве. Это может казаться не простым испытанием даже для очень близких отношений, поэтому мы бы рекомендовали не забывать о режиме, составить график так, чтобы у каждого члена семьи был предусмотрен определенный перечень дел», — сообщила в свою очередь начальник отдела дистанционных методов психологического консультирования и информационной поддержки ЦЭПП МЧС Елена Варфоломеева.

Она добавила, что не надо забывать про личное пространство, необходимо сформировать свой режим жизни, чтобы чувствовать себя человеком, который управляет ситуацией.

По мнению психологов, самыми действенными в сложившейся ситуации являются простые рецепты — сделать то, что откладывали в долгий ящик, заняться тем, на что не хватало раньше времени. «Это могут быть, как и самые простые бытовые вещи, так и саморазвитие. Это тоже является хорошим способом, чтобы справиться с ощущением тревоги», — пояснила Варфоломеева.

Она добавила, что не надо забывать и о близких, которые живут отдельно. «Им лучше звонить регулярно, несколько раз в день в одно и то же время. Любая стабильность и режим в такой ситуации дают ощущение уверенности», — сказала специалист.

Суггестивные техники

Суггестивные техники. На современном этапе существует множество психотерапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эриксоновский гипноз, аутогенную тренировку и многое другое. Суггестивные воздействия, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Важным является тот фактор, что специалист, применяя суггестивные техники, может аппелировать к неосознаваемым переживаниям клиента, миновав цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляется табу, например на то, чтобы чувствовать себя счастливым не только в данный момент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть тех—ики, применение которых экономично по времени, не требует дополнительного инструментария. Существуют техники, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолированное помещение и т.д.)

На месте катастрофы:

1. По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим

Важно: неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут — а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи

Тут знаете как? — как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом — на ребенка. Если ближе к катастрофам земным — то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

2. Выйдя из зоны непосредственyой опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно: первое, что требуется — оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь

В случае серьезных повреждений — вызвать скорую, наложить повязки, и т.п. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир — домой, на работу и т.п.

Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) — не отпускайте его одного. Обимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: «Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой» и т.д.

Если в ступоре находится незнакомец — вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: «Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?» Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то теплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта это гораздо лучше, чем ступор.

Дома, после случившегося:

1. Острый эмоциональный шок, в норме — от 3 до 5 часов с момента происшествия

Это время невероятного психического напряжения. Мобилизуются все психические резервы личности, и человеку необходимо что-то делать, по возможности — целесообразное: выбираться из места катастрофы, обследоваться у врача, сообщать на работу о случившемся, успокаивать родственников, и т.п.

В это время следует позаботиться о следующем этапе, обеспечить себе будущую возможность отдыха, отреагирования и востановления сил. Пытаться насильно «загонять» человека отдыхать на этом этапе не нужно: какой уж тут отдых, когда тело дрожит, как провод под напряжением, сердце выпрыгивает из груди и голова кружится от волнения. Поднявшуюся энергию лучше сливать в деятельность, психологическая помощь будет в том, чтобы подсказать ему направление этой деятельности.

2. Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос «За что мне это? Почему именно я?», возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет — обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт — держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший — ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

3. Стадия разрешения, от 3 до 12 суток с момента происшествия

Обычно на этой стадии человеку кажется, что он вернулся в норму: он возвращается к работе, активной деятельности и т.п. Однако в этот период ещё сохраняется сниженный эмоциональный фон, повышенная утомляемость, ограничение контактов с окружающими, снижение эмоцинальной окраски речи и замедленость движений. Часто появляются кошмарные сновидения, в которых пострадавший заново переживает весь ужас происшедшего. К концу этого периода появляется желание выговориться, направленное обычно на тех близких, которые не были свидетелями катастрофы.

На этой стадии с пострадавшим нужно разговаривать о том, что произошло, как произошло, и какие чувства он испытал, когда это происходило. Можно выслушать историю несколько раз, желательно обнимать, гладить по голове и выражать своё сочувствие другими тактильными способами, побуждать к эмоциональным реакциям, а не успокаивать. Злиться, плакать и рыдать в этой ситуации — нормально: подобное отреагирование является естественным биологическим механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией. Не нужно говорить «Не плачь, успокойся!» — лучше что-нибудь типа «Да, я представляю, как тебе было тяжело, и твои слёзы вполне оправданны».

4. Стадия восстановления, начинается приблизительно с 12-го дня после происшествия

Человек действительно возвращается в норму по объективным наблюдениям. Возвращается эмоциональная окраска речи и мимических реакций, сновидения перестают быть кошмарными, возвращается способность радоваться и шутить, активизируется межличностное общение, состояние тела стабилизируется: прекращаются непривычные головные боли, возвращается полноценный аппетит, отсутствует тошнота, уменьшается усталость и другие астенические проявления.

К сожалению, если восстановление по каким-то причинам произошло не полностью, то именно в этот момент начинают проявляться психосоматические расстройства, связанные с желудочно-кишечным трактом, сердцем и т.д., и невротические реации — фобии, навязчивые действия, депрессия и т.п. Поэтому в течение месяца после катастрофы необходимо особенно внимательно следить за самочувствием, и если в течение месяца состояние пострадавшего не пришло в норму — обращаться к специалистам.

Ольга ПОДОЛЬСКАЯ

Материал из , запись была сделана в 2010 году после теракта в московском метро.

Заключение

Всего за время работы на данной ЧС сводная группировка психологов МЧС России оказала индивидуальную психологическую помощь 68 людям, групповую психологическую помощь – в 157 случаях обращений, информа­ционно-психологическая поддержку – в 200 случаях обращений, а также про­вела сопровождение 4-х массовых меро­приятий.

Опыт психологической работы при пожаре в торговом центре «Адмирал» показал, что на психологическое со­стояние пострадавших могут оказывать влияние разнообразные факторы такие как: национальные и этнические осо­бенности пострадавших, особенности информирования на месте ЧС и подачи информации о проведении аварийно- спасательных работ в СМИ. Только пол­ное понимание и учет этих факторов будет способствовать эффективной ра­боте по оказанию экстренной психоло­гической помощи пострадавшим и род­ственникам пострадавших и погибших.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector