Конспект оод по эвакуации план-конспект занятия по обж на тему

Содержание

Любая инструкция по эвакуации при пожаре дает ответы на конкретные вопросы:

  1. какие первичные средства пожаротушения имеются в ДОУ, и где они находятся;
  2. кто отвечает за их сохранность и работоспособность;
  3. кто отвечает за эвакуацию детей;
  4. где находятся места сбора;
  5. кто должен сообщить о пожаре в МЧС и по какому телефону;
  6. кто должен осуществлять предварительное руководство эвакуацией и пожаротушением;
  7. кто должен обеспечить свободный проезд для пожарных машин к зданию ДОУ и показать им точки подключения к пожарным гидрантам;
  8. каковы действия каждого работника учреждения при возникновении возгорания.

Существуют типовые образцы инструкций по эвакуации в ДОУ, но для каждого конкретного детского сада рекомендуется написать свою, так как архитектура, месторасположение, количество воспитанников и другие важные факторы всегда различаются.

Максимально конкретная инструкция, в которой прописаны действия всех сотрудников, начиная от заведующего, продолжая воспитателями и заканчивая дворником — залог успешной эвакуации и минимальных материальных потерь.

Лучше всего, если в инструкции по эвакуации будет конкретно указано, кто из взрослых, какую группу воспитанников, и в какое место должен вывести. Кто осуществляет общее руководство эвакуацией, кто занимается предварительным тушением пожара (этот человек должен иметь соответствующие навыки).

На кого ложится обязанность обесточить все помещения, выключить вентиляционные и климатические установки, кто встречает пожарных, кто открывает ворота для заезда машин, и так далее. Инструкция по эвакуации должна быть максимально детализирована, и четко распределять обязанности всех работников ДОУ.

Организация тренировок по эвакуации при пожаре

Руководитель эвакуации

Тренировка по эвакуации людей при пожаре имеет следующие цели и задачи:

  • Научить персонал оценивать уровень угрозы.
  • Создание психофизической готовности к опасной обстановке.
  • Отработка навыков действовать самостоятельно, быстро: определение места расположения, направления маршрута эвакуации.
  • Отработка навыков оказания первой помощь, вызова пожарной службы, использования установок, систем пожаротушения.
  • Проводится тренировка с учетом специфики предприятия: сохранность оборудования, техники, материальных ценностей.

Тренинги разбивается на этапы:

  1. Подготовительный или информационный этап. В это время со всеми участниками проводится инструктаж. Им доводится следующая информация:
  • тема, задачи, цели учения;
  • схемы эвакуации, направление движения;
  • знакомство с существующей системой пожарной защиты;
  • другие сведения о пожарной безопасности.
  1. Практический этап (проведение тренировки). Длится не более 3-х часов от сигнала пожарной тревоги до сигнала отмены. Сигнал может быть условным, которым договорились пользоваться для проведения учений или действующим звуковым.
  2. Подведение итогов. Проведение совещания, на котором определяется результат, ставится оценки действий всех участников.

А всё могло быть иначе

Кстати, Василий Пронин был причастен еще к одному важному документу, о котором в своих работах упоминают исследователи Ксения Сак и Никита Пивоваров. За несколько недель до объявления немцами войны, а точнее 3 июня 1941 года, он передал Сталину проект Постановления Совнаркома СССР «О частичной эвакуации населения г

Москвы в военное время», в которой выдвигал инициативу созыва особой комиссии по эвакуации граждан, ключевых в военно-экономическом отношении предприятий и важных политических учреждений

За несколько недель до объявления немцами войны, а точнее 3 июня 1941 года, он передал Сталину проект Постановления Совнаркома СССР «О частичной эвакуации населения г. Москвы в военное время», в которой выдвигал инициативу созыва особой комиссии по эвакуации граждан, ключевых в военно-экономическом отношении предприятий и важных политических учреждений.

Согласно документу в общей сложности предполагалось вывести из города 1 040 000 человек, среди которых значились 432 000 школьников, 226 000 дошкольников, 101 000 воспитанников детсадов и яслей, а также 174 000 детей с матерями.

Эвакуацию предлагалось проводить железнодорожным и автобусным транспортом, для чего соответствующим ведомствам необходимо было дать распоряжение предусмотреть в своей деятельности возможность экстренного вывоза большого количества людей. Кроме того, рекомендовалось заранее оснастить всем необходимым для жизни клубы, дома отдыха и иные помещения восточных областей страны, куда планировалась переброска эшелонов с эвакуированными детьми.

Памятка для воспитанников ДОУ

Правила эвакуации при пожаре в детском саду предписывают обучение детей грамотному поведению при пожаре. Каждый воспитанник обязать знать схему выхода на улицу и уметь себя вести при ЧС. Вот основные методические рекомендации:

ребенок должен понимать, что важно быть спокойным и беспрекословно сгущаться педагога, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет их из здания;
если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любая тканевая вещь;
если концентрация дыма в помещении увеличивается, то перемещаться по эвакуационным маршрутам нужно на коленках или ползком;
покинув здание, следует так же слушаться руководителя, выполнять его команды, обязательно дождаться переклички, чтобы воспитатель смог понять, сколько человек вышли из помещения.

Работа пожарных с детьми по противопожарной подготовке

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Если школа с большим количеством учащихся и очаг возгорания находится не на вашем этаже, то во избежание столпотворения придется ждать очереди по эвакуации.

Средства тушения возгорания

Первичные средства пожаротушения, которые находятся в ДОУ, включают в себя следующие аппараты и материалы:

  • огнетушители;
  • емкость с песком или землей;
  • лопаты, и багры;
  • кошму — лист войлочного или асбестового негорючего материала площадью минимум в 1 квадратный метр.

Дополнительно (а в современных реалиях — обязательно) в детском саду обязательно должна быть установлена автоматическая система пожаротушения.

Огнетушители выпускаются различных типов — водно-пенные, углекислотные, порошковые и другие. Их количество и размещение в здании по путям эвакуации должно соответствовать установленным противопожарным нормам.

Конкретных указаний на тип огнетушителя, который можно применять в детском саду, нет. Рекомендуется выбирать углекислотные и порошковые виды, которыми можно тушить горящую электропроводку под напряжением. Любыми жидкостными огнетушителями ее тушить нельзя.

Углекислотным огнетушителем категорически нельзя тушить горящую на человеке одежду и вообще направлять его струю на людей, так как температура струи углекислого газа — минус 70 градусов Цельсия.

Кроме того, «углекислотники» имеют также значительные габариты и массу до 16-20 кг. С учетом особенностей контингента любого ДОУ, маловероятно, что большинство воспитательниц сможет воспользоваться ими в критической ситуации, поэтому предпочтение следует отдавать порошковым.

Для изоляции очага возгорания и быстрого тушения, если огонь не успел распространиться, его забрасывают землей или песком. Если огонь перекинулся на чью-то одежду, человека надо быстро накрыть кошмой, одеялом или чем-то подобным, чтобы перекрыть доступ воздуха.

Алгоритм действий при пожаре в детском саду

Порядок действий в случае возникновения пожара в детском саду разработан на базе экспериментальных данных и практики. Документ учитывает следующие параметры возгорания на подобных объектах:

  • в комнатах ДОУ пламя распространяется со скоростью от 1 до 1,5 метров в минуту;
  • в коридорах – достигает 5 метров в минуту;
  • если начинают гореть бумажные и мебельные изделия, то в воздухе концентрируется оксид углерода, в зависимости от интенсивности пожара, его смертельная доза скапливается в организме человека в течение от 5 до 10 минут.

В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей.

Обязательное ознакомление

Перед взрослыми, работающими в детских садах и других подобных учреждениях (ДОУ), при пожаре встает особая задача — не допустить паники среди воспитанников, не позволить никому «потеряться», вывести всех в безопасную зону, сохранив контроль над обстановкой.

Это нужно в первую очередь для безопасности детей, поскольку уверенные действия взрослых успокаивают их. Во-вторых, сохранение личного хладнокровия необходимо воспитателю для пересчета детей в начале эвакуации и после ее завершения.

Для того чтобы каждый сотрудник детского сада не терялся в случае пожара и точно знал, какие действия и в каком порядке ему необходимо предпринять, разрабатываются инструкции по эвакуации людей в ДОУ. (ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.)

Их наличие в любом детском саду с точки зрения закона обязательно. Инструкция по эвакуации должна быть в безусловном порядке доведена до сведения каждого работника, а факт ознакомления с ней должен подтверждаться его собственноручной подписью — либо внизу под инструкцией, либо в специальном журнале.

В случае возникновения любого ЧП, связанного с огнем, пожарный надзор и другие контролирующие органы в первую очередь будут проверять, были ли сотрудники ДОУ ознакомлены с порядком действий по инструкции, и соответствовало ли их поведение этой инструкции на практике.

Особое значение имеет именно инструкция об эвакуации людей. Работники детского сада должны знать, в каком направлении двигаться в случае пожара. Первоочередная задача всех без исключения сотрудников ДОУ — спасти жизни воспитанников.

Заниматься пожаротушением они должны только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасной эвакуации малышей — например, с помощью огнетушителей перекрывать дорогу огню, распространяющемуся на пути отступления.

Сбор и случаи травматизма

Эвакуация учащихся проводится за территорию школы в безопасное место. Обычно это спортплощадка или стадион. В этом месте учащиеся не расходятся, а выстраиваются в колонны, и учитель проводит перекличку.

О количестве учащихся присутствовавших на уроке и количестве покинувших здание каждый учитель сообщает директору. В случае отсутствия кого-либо из детей директор сообщает этот факт прибывшему пожарному расчёту, и организуются поиски пропавшего.

Эвакуация детей не всегда может быть произведена без случаев травматизма. До прибытия медицинской службы на место происшествия можно самостоятельно организовать первую помощь пострадавшим детям. Школьников, получивших ожоги, следует немедленно направить в больницу.

Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги любым видом растительного масла. Детей с переломами, вывихами и растяжениями направляют в отделения травмпунктов. Повреждённые конечности необходимо обездвижить, для чего накладываются повязки и шины.

Эвакуации в столичных школах

Злоумышленники активизировались в ноябре 2019 года:  17 ноября днем и вечером  из-за сообщений об угрозе взрыва были эвакуированы посетители нескольких крупных торговых центров. Были эвакуированы около двух тысяч человек из крупнейшего столичного аквапарка «Мореон» на Голубинской улице. Туда прибыли пожарные и спасатели. Поступили сообщения о минировании двух столичных школ, телецентра Останкино и РНИМУ имени Пирогова. Здания были проверены, угрозы не подтвердились.

Последний раз массовые эвакуации в столице из-за ложных сообщений о минировании проводились в июне этого года.

Столичные школы часто привлекают внимание злоумышленников. 9 декабря часть московских школ  были эвакуированы по тревоге, некоторые – в связи с проведением профилактических мер и отработке навыков поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации

Спасатели МЧС вместе с представителями других экстренных служб города 9 декабря 2019 года провели эвакуацию детей, находившихся на уроках в школе № 760, что на северо-востоке столицы. Во время операции были выведены из зданий, расположенных по двум адресам, более 700 человек.

Само учебное учреждение имеет 2 корпуса, один из которых расположен по Ярославскому шоссе, а второй – по улице Лосевской. Во время анонимного звонка злоумышленник не сообщил где именно находится взрывное устройство, в связи с чем спасателям пришлось остановить учебный процесс сразу у всех школьников.

Вскоре выяснилось, что угроза оказалась ложной. После тревоги были проверены все помещения. В них не нашли взрывных устройств и прочих подозрительных предметов.

Эвакуации продолжились и 10 декабря. В Зеленограде 10 декабря в районе 10-30 из здания школы, расположенной в корпусе 1464 в Зеленограде, массово вывели всех школьников. Эвакуация детей прошла и в школе №1151.

В рамках проверки готовности экстренных служб и образовательных учреждений к чрезвычайным ситуациям в Зеленограде проводилась эвакуация множества детских садов. Об этом сообщило местное издание «Инфопортал», ссылаясь на родителей детей и очевидцев.

О том, что эвакуация проводилась в рамках учений, изданию сообщили в зеленоградском управлении МЧС. С инициативой подобных проверок выступил столичный департамент образования, а о проверках, хотя они и были плановыми, администрацию учебных заведений заранее не уведомляли.

13 декабря в Москве эвакуировали несколько школ из-за сообщений о заложенных бомбах, проводится проверка. Об этом сообщили РБК в пресс-службе департамента образования Москвы.

Там добавили, что администрации школ находятся на связи с родителями и информируют их о местонахождении учащихся.

Источник в экстренных службах сообщил, что из-за сообщений с угрозами эвакуировали десять школ. В экстренных службах сообщили, что сообщения о минировании поступили в шесть школ и три суда. Агентство «Москва» сообщило, что около 540 человек были эвакуированы из школы №2054 на ул. Трубная.

В пресс-службе ГУ МВД по Москве сообщили, что информация о «минировании» школ и судов им не поступала. В пресс-службе Мосгорсуда также сообщили, что у них нет информации о «минировании» судов.

Слаженность действий

Проверка, организованная в середине июля 1941 года Отделом школ ЦК ВКП(б)продемонстрировала отсутствие слаженности в проведении эвакуационных мероприятий в отношении детей.

За неимением плана мобилизации вывоз подрастающего поколения столиц проходил с грубыми нарушениями. Ребятишек, посаженных на поезда, не успевали обеспечить продуктами питания и предметами первой необходимости, более того их не сопровождал медицинский персонал. Кураторами детских групп назначались некомпетентные люди без педагогического образования, каждый из которых нёс ответственность за 600 учеников.

Данные недоработки при детской эвакуации способствовали росту числа инфекционных заболеваний, сбою в режиме питания, плохому соблюдению санитарных норм, и даже несчастным случаям со смертельным исходом из-за попустительского педагогического надзора.

Выход учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Маленьких детей, не способных к самостоятельному перемещению, выносят на руках. При сильном задымлении группа перемещается к выходу поодиночке и ползком, так как вероятность поражения органов дыхания становится ниже. Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последними.

Разработка планов-схем эвакуации

Схемы эвакуации являются одни из самых первоочередных документов планов учений, его графическая часть. Она бывает следующих видов:

  • секционная (для части помещения, разделенного большим количеством перегородок);
  • локальная (для отдельного помещения);
  • этажные (для всей площади этажа);
  • сводные (комплект всех схем).

Образец плана эвакуации

Планы-схемы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009. Они представляют собой строительные схемы помещений. На них наносится следующая информация (условные обозначения):

  1. Пути эвакуирования в виде направляющей полосы со стрелками.
  2. Аварийные выходы или эвакуационные двери.
  3. Опасные места вдоль направляющей линии.
  4. Наличие установок, систем пожаротушения.
  5. Наличие средств связи.
  6. Наличие спасательных средств.
  7. Площадка сбора (безопасного скопления) людей и т.д.

Схемы вывешиваются в людных местах для ознакомления в фотолюминесцентном исполнении.

Паника от недостатка информации

Это очень важная информация, и в зависимости от того, что правда, у родителей будет очень разный настрой, разное отношение к ситуации, разный алгоритм действий. Когда нет никаких разъяснений, хотя бы даже чисто формального признания, что да, проблема есть, но мы над ней работаем, тревога у родителей зашкаливает, и им помочь собственному ребенку очень сложно, потому что они сами тревожатся.

Очевидно, что не надо говорить всего – мы этого и не ждем, понимая, что есть тайна следствия и так далее, – но хорошо бы услышать хоть что-то. Если власти говорят: мы знаем о ситуации и работаем над ней, то они как бы разделяют ответственность за то, что происходит. Для родителей страшно не понимать, есть ли реальный риск для жизни ребенка, и сообщение типа «это просто телефонный терроризм, но мы обязаны отработать каждый сигнал, отнеситесь к этому с пониманием», снизил бы их уровень тревоги, а информация о том, что действительно были случаи, когда что-то находили, позволило бы им принять осознанное решение не водить пока ребенка в школу. Но в любом случае это дало бы им хоть какую-то опору. 

Если власть говорит хоть что-то, это означает, что родители и учителя с детьми уже не один на один с проблемой, как сейчас. Поэтому, конечно, хорошо бы получить ответ на главный вопрос: есть ли реальная террористическая угроза? Если да, то родители не поведут детей в школы, и будут правы. Хотя, собственно говоря, многие школы уже сейчас сообщили родителям, что дети могут не посещать школу (при условии, что пройдут дома программу), что косвенно указывает на то, что они и сами не знают, есть ли реальная опасность, и кое-где в классах – особенно там, где эвакуации происходят через день – сидят на уроках по несколько детей.

Версий множество – от реальной угрозы до учебных тревог, постоянно повторяющихся из-за того, что учреждения не укладываются в нормативы по эвакуации. Однако следует понимать, что при учебной тревоге участники учений должны об этом знать, и ни у каких организаций нет права проводить учения в таком режиме, сея панику и создавая серьезную угрозу для психологического состояния всех участников.

Что сказать ребенку?

Чему учить ребенка, как его настраивать в ситуации, когда их школу эвакуируют чуть ли не через день (есть и такие случаи)? Нужно объяснить, что обеспечивает его безопасность, и этим дать ему некую уверенность и ощущение контроля над ситуацией.

Детей нельзя оставлять в машине одних. Почему это опасно

— Скажите ребенку, что главное, если происходит эвакуация – слушаться взрослых и четко выполнять все, что они говорят. Учителя в школах постоянно проходят тренинги на эту тему, поэтому они отлично обучены и знают, что делать, а нынешние постоянные тренировки позволяют и детям, и взрослым отработать эти навыки до автоматизма. Если ребенок всерьез пугается, когда это происходит, научите его правильно дышать в стрессовой ситуации, помогите овладеть техниками возвращения контакта с собственным телом. Кстати, это полезно и для взрослых, особенно для тех, которые каждый раз при таком сообщении приходят в состояние паники.

Эта волна эвакуаций с точки зрения психолога – повод поговорить о правилах безопасности, о важности их соблюдения и заботе о собственной безопасности. — Обсудите, что есть базовые правила – например, когда мы едем в машине, мы всегда пристегиваемся

В мире множество опасностей, но соблюдение правил помогает нам если не полностью исключить риски, то хотя бы свести их к минимуму. Например, оживленная дорога очевидно опасна, но мы переходим ее только на зеленый свет. 

— Обсудите, что есть базовые правила – например, когда мы едем в машине, мы всегда пристегиваемся. В мире множество опасностей, но соблюдение правил помогает нам если не полностью исключить риски, то хотя бы свести их к минимуму. Например, оживленная дорога очевидно опасна, но мы переходим ее только на зеленый свет. 

Исключить то, что твоей школе будет что-то угрожать, невозможно, но есть вещи, которые мы можем сделать и которые позволят нам максимально себя обезопасить – в вашей ситуации это быстро и правильно эвакуироваться, следуя инструкциям взрослых.

— Если родитель видит, что ребенок переживает стресс, что ему действительно страшно, то иногда имеет смысл назвать чувства: «Тебе страшно? Ты сегодня испугался?» — это нормальные вопросы, — объясняет психолог

— Но при этом важно не вложить в голову ребенка то, чего там нет, и не навязать собственный страх, если он его не испытывает. Часто бывает, что родителям страшнее, чем ребенку, и он это чувствует и воспринимает

Чем больше мы боимся, тем больше боится ребенок, потому что мы для него гаранты безопасности, и если мы считаем, что мир сейчас опасен, то ему страшно. Но в этой ситуации страх объективен, особенно в отсутствие разъясняющей информации от властей.

— Стоит ли, пытаясь объяснить детям ситуацию, разъяснить, почему и зачем эвакуируют, рассказывать им, например, про Беслан? 

Свыше 100 тысяч человек были эвакуированы в Москве из-за анонимных угроз

— Говорите только о том, о чем спрашивает ребенок, отвечайте на конкретные вопросы. Ведь если вы говорите о безопасности на дороге, вы не будете рассказывать ему подробности самых чудовищных ДТП, которые вы знаете. Если он начинает задавать вопросы, скрывать что-то бессмысленно – отвечайте, но нагнетать самим и рассказывать истории всех террористических атак не стоит, это будет увеличивать панику, в том числе и вашу собственную.

— Может, действительно не водить детей в школу до выяснения всех обстоятельств или окончания этой волны?

— Я бы до получения внятных комментариев от властей оставила бы ребенка дома – это я говорю как родитель, а не как психолог. Если ребенку страшно, если он плачет, рассказывая о том, что было, если у него нарушен сон – а это уже есть, особенно у детей садовского возраста, которых эвакуировали во время дневного сна, если вы отмечаете перевозбуждение, если ребенок начал писаться, это значит, что он испытывает посттравматический синдром (ПТС), то есть сильно переживает эту ситуацию и ему нужна помощь. Может, достаточно 1-2 дня не ходить в школу или сад, но если это все равно не прекратится, то потребуется помощь психолога. На маленьких детей, особенно тех, которых разбудили и вывели на улицу, надев куртку поверх пижамы, это может сильно действовать. Были истории, когда даже при учебной пожарной тревоге, когда ни один взрослый не паниковал, зная, что она учебная и общий фон был спокойный, но малыши все равно пугались, писались, плакали.

Основная версия происходящего – что это телефонный терроризм или учения. Надо ли транслировать ребенку мысль, что все это ерунда и надо просто жить обычной жизнью?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector