Урок безопасности в школе.основные правила пожарной безопасности план-конспект занятия (2 класс) на тему

Содержание:

Невнимательность к угрозам как главная проблема

Замглавы московского департамента по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности Михаил Буликин на пресс-конференции обратил внимание на невысокий уровень знаний людей о поведении в чрезвычайных ситуациях. «Все те аспекты, которые мы с вами как старшее поколение проходили в свое время в школах, никуда не исчезли, прежде всего я говорю о природных ситуациях: ураганы в Москве происходили в прошлом, позапрошлом году

Мы становились свидетелями и транспортных аварий. Подготовка населения к реагированию на опасные ситуации необходима всегда

В поддержку преподавателей хотел бы сказать, что и нам, и преподавательскому составу следует бороться с так называемым нигилизмом в условиях чрезвычайных ситуаций, когда человеку кажется, что его это не коснется, важно объяснять, что нельзя полагаться на авось», — сказал Буликин

«Все те аспекты, которые мы с вами как старшее поколение проходили в свое время в школах, никуда не исчезли, прежде всего я говорю о природных ситуациях: ураганы в Москве происходили в прошлом, позапрошлом году. Мы становились свидетелями и транспортных аварий. Подготовка населения к реагированию на опасные ситуации необходима всегда

В поддержку преподавателей хотел бы сказать, что и нам, и преподавательскому составу следует бороться с так называемым нигилизмом в условиях чрезвычайных ситуаций, когда человеку кажется, что его это не коснется, важно объяснять, что нельзя полагаться на авось», — сказал Буликин

В МЧС России также выразили обеспокоенность знаниями детей о поведении в чрезвычайных ситуациях. «Мы поддержали всероссийскую акцию «Урок безопасности», потому что считаем, что знания о грамотных действиях при опасных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека, всегда будут первостепенными. С помощью этих ресурсов на занятиях ребята смогут научиться быть ответственными, понимать, что лучше быть не только готовыми к опасности, но и уметь ее предотвращать. А для этого следует быть внимательными как в школе и на улице, так и дома», — сказал ТАСС представитель пресс-службы МЧС.

Директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяна Голубовская отметила, что без поддержки взрослых дети не могут справиться с кибербуллингом (травлей в интернете)

По ее словам, если ребенок получил подозрительное сообщение, важно рассказать об этом родителям

Она подчеркнула, что, обсуждая с детьми вопросы безопасности, важно быть не столько учителем, сколько наставником, с которым дети смогут вместе анализировать информацию и вместе учиться

Правила безопасного поведения в школе

Школа – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят больше всего времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, посещают кружки и внеурочные занятия. Чтобы школьная жизнь не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

Часть требований учитывается еще при строительстве. Школьные помещения размещаются в специальных зданиях, которые из соображений пожарной безопасности не проектируются многоэтажными. Из высоко расположенных кабинетов в случае пожара труднее эвакуировать учащихся, особенно малышей. По этой же причине начальные классы располагают обычно на нижних этажах.

Существуют определенные нормы освещенности помещений, расположения мебели в кабинетах, чередования уроков различной сложности. К школам прикреплены медицинские работники для наблюдения за здоровьем учащихся и своевременного оказания помощи в случае необходимости. Работают буфеты и столовые, где во время перемен школьники могут перекусить.

За соблюдение всех требований безопасной работы школы отвечает коллектив сотрудников во главе с директором. У каждого работника есть свои обязанности по охране жизни и здоровья детей. Но без соблюдения самими учениками определенных правил безопасного поведения в школе любые усилия взрослых окажутся безрезультатными.

Возможные пути улучшения ситуации по обучению безопасному поведению

Все вышесказанное не означает, что работа по обучению безопасности должна быть полностью перестроена

Многие ее составляющие доказали свою важность и эффективность

Естественно, необходимы инструктажи по технике безопасности для детей, особенно при проведении лабораторных работ, работе на компьютере или в мастерских, а также при поездках или экскурсиях. Добросовестное дежурство учителей почти гарантирует выполнение учащимися правил безопасного поведения в школе. Нужны и полезны беседы с родителями, медицинский контроль и встречи с правоохранителями. Однако смена некоторых акцентов в воспитательной работе может сделать обучение безопасности более эффективным.

Можно предложить:

  • изучая правила безопасного поведения в общественных местах, указывать, что выполнять их – значит защищать других, более слабых, то есть проявлять силу и смелость;
  • отказаться позиционировать безопасность как цель, поскольку она не близка детям, а объявить ее средством (не огорчать родителей, не навредить друзьям, сохранить силу, здоровье и жизнь для великих дел);
  • поощрять развитие детского спорта и подвижные игры (традиционные «догонялки» и «казаки-разбойники» избавят от гиподинамии и разовьют командный дух, и одновременно помогут «выпустить» излишки энергии);
  • вводить в практику воспитательной работы больше мероприятий с элементами приключений (походы, «Зарница»);
  • педагогической общественности осуществлять давление на средства массовой информации с целью обеспечить в изложении новостей правильную расстановку смысловых акцентов.

Возможно, эти простые изменения помогут вырастить наших детей сильными, храбрыми, инициативными, направить их любовь к приключениям и стремление к самоутверждению в созидательное русло. Тогда они действительно будут в безопасности сами и не станут угрозой для других.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих

В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских

Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Проблемы обучения правилам безопасности детей

Хотя средства массовой информации ныне переполнены сообщениями о несчастьях с детьми и их неразумном опасном для жизни и здоровья поведении, все равно следует признать, что абсолютное большинство этих происшествий случаются вне стен образовательных учреждений. Таким образом, непосредственной вины педагогов в таких случаях нет и быть не может. Однако их распространенность свидетельствует о том, что работа по обучению детей безопасности далеко не всегда оказывается эффективной.

Кроме случаев формального отношения к ней, существуют и вполне объективные причины. Едва ли не важнейшей из них является присущее людям (и молодым в особенности) стремление к самоутверждению через риск. Это качество, правильно нацеленное, может быть очень полезно, оно порождает первооткрывателей и борцов. Но в условиях недостатка реальных впечатлений оно может выразиться у детей в стремлении демонстративно нарушать любые правила, лишь бы доказать свою смелость и независимость. Это стремление усугубляется усилиями информационного пространства, прививающего культ пренебрежения правилами.

Кроме того, в наше время очень часто случается, что родители, и особенно учителя, боясь ответственности за ущерб детям, стремятся оградить их вообще от каких-либо рисков, даже иллюзорных. Но маленький синячок или царапина никакого вреда здоровью ребенка не причинят. Напротив, их отсутствие может оказаться куда опаснее, поскольку ребенок не будет видеть возможных последствий своих действий и не будет мотивирован прислушиваться к требованиям безопасности. Это положение в свое время было блестяще разработано советскими педагогами супругами Никитиными.

Наконец, самый большой вред компьютерных «стрелялок» скорее не в том, что они учат насилию (хотя и это плохо), а в том, что в любой момент в них можно «перезагрузиться». Таким образом, ребенку прививается представление о том, что любая, самая опасная ситуация может быть легко исправлена. И как ему понять, что это не так, если в жизни ему не пришлось столкнуться даже с самой крошечной опасностью?

Выступление ученицы. Чтение стихотворения

Снова в школу! Снова в школу!

Поспешим, собрав портфель.

Теперь уже не до футбола,

Сейчас учеба – наша цель.

Вот снова встретил нас учитель,

Вы — наш наставник, и наш друг,

Вы в двери школьные войдите

И осветите все вокруг.

А мы всем классом обещаем –

Учиться будем лишь на «5»!

В себе стремление воспитаем

Науки мира изучать.

У: Начинается новый учебный год, а это значит, что перед нами откроется новые врата знаний. Сегодня мы проведем урок по безопасности жизнедеятельности в начальной школе и узнаем, как сохранить свои здоровье и жизнь в трудных ситуациях, не поддавшись панике. Вы поделитесь друг с другом ценной и полезной информацией.

Общероссийское детское общественное движение «Страна молодых»

Уважаемые коллеги!

На площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества создается Общероссийское детское общественное движение в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве «Страна молодых» (далее – Движение).

Движение создается по многочисленным предложениям со стороны педагогических работников-членов Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации и предложений, направленных в ходе подготовки к проведению парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2018 года.

В рамках своей деятельности Движение будет:

  1. содействовать в реализации рекомендаций парламентских слушаний “Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2018 года, и плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом №88 Минкомсвязи России от 27.02.2018;
  2. осуществлять общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере детства.

Движение будет координировать проекты, мероприятия и программы в сфере образования и детства Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. В Движение войдут мероприятия Национального рейтинга детей и молодежи «Страна молодых» и Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии, порталы «Единыйурок.рф», «Единыйурок.дети» и «Единыйурок.онлайн».

Участниками движения смогут стать обучающиеся, достигшие возраста восьми лет, педагогические работники и родители.

На данный момент в очных мероприятиях Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества участвуют более десяти миллионов детей, а в дистанционных мероприятиях более миллиона школьников из всех регионов России. Кроме этого, более 490 000 педагогических работников входят в Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии.

Участие в Движении позволит детям и педагогическим работникам использовать сеть «Интернет» для собственного развития, а движение станет стратегическим партнером образовательных организаций и администраций субъектов Российской Федерации в реализации программ обучения и воспитания.

На данный момент в ближайшие задачи Движения входят вопросы, связанные с созданием в субъектах Российской Федерации региональных отделений.

Создание регионального отделения позволит администрациям субъектов Российской Федерации активно вовлекать представителей Движения в свою работу на разных уровнях управления, координировать работу Движения в субъекте Федерации и стимулировать детей и взрослых к более активному участию в Движении, что позволит за счет использования современных технологий усовершенствовать и повысить эффективность функционирования системы образования и молодежной политики в субъекте Федерации.

Создание и оценка работы Движения в субъектах Федерации с 2019 года будет включено в качестве критериев при проведении мониторинга программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в субъектах Российской Федерации, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом №88 Минкомсвязи России от 27.02.2018, и отмечено при подготовке информации для раздела «Медиаграмотность и медиапотребление несовершеннолетних, как актуальные составляющие информационной культуры детей» Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, приглашаю органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования, образовательные организации и педагогических работников принять участие в создании региональных отделений Движения в своих регионах.

Первоклассники и безопасность

Урок безопасности в 1 классе – это один из наиболее важных уроков в жизни каждого первоклассника потому что дети в силу своего возраста не умеют еще долгое время сосредотачивать внимание на одной какой-то проблеме. Им свойственно переключение внимания с целью познания мира, и поэтому какой-нибудь желтый листочек, порхающий в воздухе, их будет интересовать больше чем собственная безопасность

Считается целесообразным проводить минутки безопасности для ребят 1-ых классов. Это каждодневные кратковременные занятия, проводимые учителем начальных классов, непосредственно перед тем, как отпустить детей домой.

Безопасное поведение в условиях экстремальной ситуации

Во время занятий могут возникнуть ситуации, нарушающие привычное течение школьной жизни.

Среди них можно выделить следующие:

  1. Пожар, задымление.
  2. Угроза урагана или наводнения.
  3. Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов.

Каждая из перечисленных ситуаций предусматривает определенный порядок действий, но самое первое, что необходимо сделать при возникновении любой из них – оповестить об этом сотрудников школы, а в случае надобности и специализированные службы: полицию или МЧС.

Действия при пожаре или задымлении

Если во время занятий в школе обнаружен очаг возгорания или сильное задымление, самое главное – не впадать в панику и сохранять спокойствие. Из-за панических действий во время чрезвычайных ситуаций страдает больше людей, чем собственно от опасности. Знание того, как следует поступить, и отработка необходимых навыков помогут избежать серьезных потерь.

Действовать при пожаре или задымлении следует так:

Если непосредственной опасности для находящихся в классе нет и сигнала об эвакуации не поступало, правильным будет не покидать помещения, закрыть окна и вентиляционные отверстия и заложить щели мокрыми тряпками во избежание попадания дыма и отравления продуктами горения, после чего спокойно дождаться пожарных.
При получении сигнала о необходимости эвакуации ученики совместно с учителем организованно выходят на улицу по пути, предусмотренному планом пожарной эвакуации. План должен располагаться на видном месте. Рассмотреть его и разобраться в способах выхода лучше заранее, в спокойной обстановке, не дожидаясь необходимости.
Верхнюю одежду из гардероба школьники во время эвакуации могут забрать только при отсутствии непосредственной опасности подхода и возникновения давки, по указанию учителя. В остальных случаях школу покидают без верхней одежды и на безопасном расстоянии ожидают дальнейших распоряжений директора или других ответственных лиц.
При проходе по задымленным коридорам или лестницам надо помнить, что внизу дыма меньше. Идти лучше пригнувшись, а если нужно – то и на четвереньках

Ни в коем случае не отставать от товарищей.
Почувствовав себя плохо, и поняв, что продолжать движение невозможно, рекомендуется громко кричать, привлекая внимание учителя и одноклассников. Учителю в такой ситуации сложно уследить за состоянием каждого, поэтому его нужно оповестить о плохом самочувствии, своем или товарища

По возможности следует использовать индивидуальные средства защиты, например, прикрыть лицо мокрым платком, варежкой или шапкой для защиты органов дыхания от дыма.
Покинув опасную зону, требуется проверить количество вышедших, установить, не отстал ли кто-нибудь, и оказать необходимую помощь пострадавшим.

Угроза стихийного бедствия

При возникновении угрозы стихийного бедствия, например, урагана или наводнения, нет возможности ни оставить учащихся в школе, ни отпустить домой, не подвергая их опасности. Как начальник штаба гражданской обороны школы, директор ознакомлен с правилами действия в опасных ситуациях и полностью отвечает за безопасность учащихся, поэтому принимает решение о необходимости использования подготовленных убежищ.

Обнаружение взрывоопасных предметов, боеприпасов

В случае нахождении на территории школы взрывоопасных предметов, например, боеприпасов времен войны, единственное, что должен делать ученик – не приближаться и тем более не прикасаться к ним. О находке оповестить старших, которые вызовут специалистов. В случае объявления эвакуации соблюдать те же правила, что и при пожаре: выходить организованно, проверив, не остался ли кто-нибудь в опасной зоне.

При нахождении подозрительных сумок, пакетов и тому подобного действовать требуется так же: ничего не трогая, сообщить старшим.

Соблюдая правила безопасного поведения в школе, можно избежать ситуаций, опасных как для себя, так и для окружающих.

Игра «Шкатулка безопасности»

У: У меня в руках волшебная шкатулка. Она хранит в себе различные ситуации, в которых вы можете оказаться в любой момент. Как же поступить? Об этом ребята нашего класса нам сейчас поведают. Ученики по одному подходят к учителю и вытягивают листок.

Ситуация 1. Ты играешь с друзьями в прятки. Но вдруг к тебе подходит незнакомый мужчина и предлагает покататься на машине самой новой модели. Как ты поступишь?

Ситуация 2. Вы с другом одни дома. Раздался телефонный звонок, ты взял трубку. Мужской голос спрашивает тебя: «А кто из взрослых есть дома? Во сколько придет мама? А сейчас ты один дома?». Твои действия.

Ситуация 3. Ты с лучшей подругой опаздываешь в школу. Она находится на другой стороне дороги. Светофор показывает красный сигнал, но машин рядом не видно. Подруга настаивает на том, чтобы ты перебежал дорогу, ведь автомобилей все равно нет. Что ты сделаешь?

Групповая работа

Класс делится на 5 групп, выбирают спикера. На столах лежат разрезанные картинки с изображением различных правил безопасности, которые дети нарушили.

1 группа: Мальчик берет конфету у незнакомца.

2 группа: Девочка открывает дверь незнакомому мужчине.

3 группа: Ребята играют в мяч на проезжей части дороги.

4 группа: Ребенок сидит на подоконнике открытого окна.

5 группа: Мальчик спит, а в это время в комнате работают телевизор, компьютер, вентилятор, телефон на зарядке и еще несколько включенных бытовых приборов.

У: Ваша задача собрать детали картинки, склеить и обсудить с товарищами по группе, какие серьезные нарушения на ней присутствуют.

Учащиеся обсуждают данную им информацию внутри группы, спикеры озвучивают общее мнение команды, готовые постеры вывешиваются на доску. Совместно со всем классом выносятся правила безопасности:

  • Никогда не бери ничего у незнакомцев и не разговаривай с ними.
  • Когда ты один дома, не открывай дверь никому, даже если человек представится сотрудником милиции, поликлиники и т. д.
  • Играй только в специально отведенных местах.
  • Не сиди у открытого окна.
  • Нельзя оставлять электроприборы, включенными в розетку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector