Эпидемиологический надзор
Содержание:
ЗАДАЧИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
• оценка масштабов, характера распространённости и социально-экономической значимости инфекционной болезни;
• выявление тенденций и оценка темпов динамики эпидемического процесса данной инфекционной болезни во времени;
• районирование территорий с учётом степени реального и потенциального эпидемиологического неблагополучия по данной инфекционной болезни;
• выявление контингентов населения, подверженных повышенному риску заболевания в силу особенностей их производственно-бытовых или иных условий жизни;
• выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер проявлений эпидемического процесса данной инфекционной болезни;
• определение адекватной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, планирование последовательности и сроков их реализации;
• контроль масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий в целях рациональной их корректировки;
• разработка периодических прогнозов эпидемиологической ситуации.
Степень: Врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбе
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Необходимо иметь высшее оразование по специальностям на выбор: Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело.
Состояние здоровья населения – это важнейший фактор, который предопределяет уровень развития государства в целом. Его изучением занимается специальность 32.08.11 «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Под прицелом у профессионалов такого направления находятся экономические и другие факторы, влияющие на общественное здоровье. Они разрабатывают эффективные меры, которые позволяют управлять здравоохранением и совершать надзор в этой сфере.
Началась работа в этом направлении с изучения профессиональных болезней. Между прочим, еще в 18 веке существовало такое понятие, как медицинская полиция. Она как раз помогала государству следить за уровнем общественного здоровья. В течение следующих веков происходило накопление информации по теме. В итоге развилась современная научная отрасль, которая не ограничивается надзорной функцией. Она предполагает выяснение связей между факторами и общественным здоровьем, работу в профилактическом русле. В настоящее время есть отдельная служба, которая возглавляет деятельность в этом направлении – Роспотребнадзор.
эпидемиологический надзор
можно определить как — систему постоянного динамического и многоаспектного слежения (наблюдения) за эпидемическим процессом конкретной инфекционной (паразитарной) болезни или за эпидемиологической ситуацией в целом на определённой территории в конкретный период времени в целях рационализации и повышения эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Эпидемиологическая и социально-экономическая значимость инфекционных болезней определяют необходимость непрерывного наблюдения за часто меняющейся эпидемиологической ситуацией (надзор) с целью своевременной разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающих ликвидацию, сокращение или сдерживание на определённом уровне распространение инфекционных болезней (контроль).
Таким образом, эпидемиологический надзор и эпидемиологический контроль — компоненты общей системы, определяемой как управление эпидемическим процессом. Эти понятия вошли в отечественную эпидемиологию из обихода ВОЗ.
В течение последних десятилетий эпидемиологический надзор составляет теоретическую и научно-практическую основу профилактики и борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями. Он прошёл длинный путь своего развития: от унификации понятия «эпидемиологический надзор» до оформления в систему, располагающую своей методологией (предмет, цели, задачи и методы). В настоящее время эпидемиологический надзор можно рассматривать как качественный скачок в плане организации борьбы с инфекционными болезнями. Он приобрёл статус официально принятой в стране информационной системы наблюдения за эпидемическим процессом и его детерминантами, чётко реагирующей на все возможные изменения в развитии процесса.
Прежде всего следует отметить, что система надзора базируется на глубоком понимании эпидемиологических закономерностей, особенностей клинического течения, биологических свойств возбудителя, а также социальных и природных факторов, детерминирующих проявления эпидемического процесса каждой инфекционной болезни. В настоящее время задачу управления эпидемическим процессом (и надзор, и контроль) в России решают с помощью системы социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающего управленческие органы информационно-аналитическими материалами о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» были начаты разработка и внедрение в практику федеральной многоуровневой координированной системы социально-гигиенического мониторинга. Новым этапом в его развитии стало принятое Правительством Российской Федерации 1 июня 2000 г. постановление № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге». В нём значительно расширен круг участников мониторинга, поставлены новые цели и задачи, причём не только для удовлетворения сегодняшних запросов мониторинга, но и с далёкой перспективой.
Согласно упомянутому Положению, социально-гигиенический мониторинг — «государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека». Эпидемиологический надзор представляет информационную систему обеспечения органов здравоохранения сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по профилактике и снижению инфекционной заболеваемости населения.
Будучи сугубо информационной системой, эпидемиологический надзор служит основой для разработки стратегии и тактики, рационального планирования, реализации, корректировки и усовершенствования деятельности санитарно-противоэпидемической службы по борьбе с инфекционными болезнями и их профилактике. Основные положения эпидемиологического надзора (сбор, анализ, интерпретация и передача информации о состоянии здоровья населения) можно распространить и на неинфекционные заболевания. СГМ и ЭН способны обогащать друг друга, обмениваясь взаимно полезной информацией, что повышает эффективность каждой из этих систем.
Функции
Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322.
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
На основании СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189. Осуществляет государственный надзор к требованиям к размещению образовательных учреждений, к зданиям и содержанию территорий.
Будущая профессия
Этот специалист должен обладать не только глубокими знаниями по профильным дисциплинам: от него требуется аналитическое мышление. Его работа предполагает изучение проблем, которые имеют общественное значение, взгляд в будущее – составление прогнозов относительно развития ситуации, а также разработка действенных мер. Он может выполнять разного рода экспертизы, чтобы получать всеохватывающее представление о санитарной и эпидемиологической обстановке. Также в его ведении вопросы просвещения. Еще профессионал компетентен в организации деятельности надзорных органов.
Новости
В Тульской области начинается исследование популяционного иммунитета к COVID-19
21.06.2020
Роспотребнадзором организован санитарно-гигиенический мониторинг воды и почвы в зонах рекреации
18.06.2020
Рекомендации потребителям при покупке безалкогольных напитков
17.06.2020
Вниманию предпринимателей, руководителей предприятий и организаций!
16.06.2020
Формирование приверженности к здоровому питанию
16.06.2020
Пролетарским районным судом города Тулы удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области к ООО «Феникс» о принудительном отзыве продукции
16.06.2020
О рекомендациях по выбору клубники
15.06.2020
Информация об обращаемости населения по поводу присасывания клещей на 11.06.2020 г
15.06.2020
Школа предпринимателя. Урок № 13-20 «Об обязанности продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных денежных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов по выбору потребителя»
15.06.2020
О профилактике энтеровирусной инфекции
15.06.2020
Об организации питания обучающихся начальных классов в общеобразовательных организациях
12.06.2020
ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Урок № 12-20 «О работе организаций общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»
12.06.2020
О тестировании на новую коронавирусную инфекцию
11.06.2020
О рекомендациях как выбрать мороженое
11.06.2020