Гражданская оборона
Содержание:
- Руководящий аппарат
- Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
- Система гражданской обороны
- Права населения при защите от ЧС и в области ГО
- В Союзе ССР и Российской Федерации
- Система
- Задачи
- Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО
- Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- Заключение
Руководящий аппарат
Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным исполнительным органом власти. Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных исполнительных органах осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массовогопоражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий вчрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты;
- эвакуация, рассредоточение, а также населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственныхживотных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами ибиологическими средствами;
- обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам.Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вузи т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителемгражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти).Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную)за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятияхи территориях.
Войска гражданской обороны
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды икоманды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО(размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (городБалашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) икатастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации(угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зонызаражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества,обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог,переправ и других важных элементов инфраструктуры
Одними из задач гражданской обороны являются:1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций. 2. Оповещение населения об опасности.
Это должен знать каждый!
Сигналы гражданской обороны
(в мирное время)
- Единый предупредительный сигнал –
В н и м а н и е в с е м!
2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками
3. Действия по сигналу — включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.
Сигналы оповещения ГО
(в военное время)
Сигнал «Воздушная опасность»
Сигнал «Отбой воздушной опасности»
Сигнал «Угроза химическая заражения»
Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»
Действия населения:
- Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
- Взять документы.
- Выйти из зоны заражения.
- Следовать в безопасное место — убежище.
4.
- Практическая часть
Учащиеся с помощью ваты, марли и ножниц изготавливают элементарное средство защиты органов дыхания — ватно-марлевую повязку, а потом проводят тренировку в одевании ватно-марлевых повязок, а так же учащиеся демонстрируют процесс одевания Общевойскового защитного комплекта.
Закрепление знаний.
- Что такое ГО?
- Дата основания ГО в нашей стране.
- Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
- С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Преподаватель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
Спасибо за урок!
Урок подготовлен с использованием интернет ресурсов, учебного фильма «Правила поведения в ЧС», презентация составлена на основе презентации Жидилёвой Е.А. «Чтобы выжить». Классный час-игра по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Права населения при защите от ЧС и в области ГО
Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:
- Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
- Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.
Население имеет право:
- На защиту своей жизни, личного имущества и здоровья при возникновении ЧС.
- Использовать средства (коллективные и индивидуальные) и прочее имущество, предназначенное для защиты.
- Получить пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, умершего либо погибшего от заболевания или увечья, полученных во время выполнения своих обязанностей по защите территории и населения от ЧС.
- Быть осведомленными об опасности, которой они могут быть подвергнуты при пребывании в определенных местах, и о мерах безопасности.
- Получить пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие заболевания или увечья, полученных во время выполнения работ по защите от ЧС.
- Обращаться в личном порядке, а также направлять в уполномоченные органы коллективные прошения и заявления по вопросам защиты территорий и граждан от ЧС.
- Получить бесплатное социальное государственное страхование, компенсации и льготы за причиненный во время ЧС ущерб.
- Участвовать в мероприятиях по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
- Получить возмещение ущерба, который был причинен имуществу и здоровью.
В Союзе ССР и Российской Федерации
Основная статья: Гражданская оборона в России
Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].
В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.
Войска гражданской обороны
Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.
Начальники ГО СССР
- 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
- 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
- 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.
Система
После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.
В систему ГО входят:
- органы управления и обеспечения гражданской обороны;
- денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
- комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
- иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.
Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.
Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.
Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.
Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.
Задачи
Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:
- Обучение мирного населения методам защиты от разных опасностей, которые могут возникнуть во время войны или вследствие нее.
- Предоставление людям средств личной защиты и убежищ.
- Эвакуация культурных, материальных ценностей и населения на безопасную территорию.
- Информирование людей об опасности, возникшей в ходе военных действий или в их результате.
- Проведение мероприятий по разным видам маскировки.
- Борьба с пожарами, которые возникли в ходе боевых действий или стали их следствием.
- Проведение аварийно-спасательной деятельности при возникновении опасности в военный или мирный период, а также в результате ЧС техногенного или природного характера.
- Первоочередное оказание помощи (медицинской, в том числе) населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях или в ходе ведения военных действий. В данный комплекс мероприятий, кроме прочего, входит незамедлительное предоставление жилья.
- Выявление и обозначение территорий, которые подверглись биологическому, радиоактивному, химическому и другим видам заражения.
- Обеззараживание населения, местности, зданий, техники.
- Восстановление и сохранение порядка на территориях, пострадавших в ходе боевых действий или вследствие них, а также в результате ЧС техногенного и природного характера.
- Незамедлительное восстановление необходимого коммунального обеспечения в военный период.
- Срочное захоронение погибших в ходе боевых действий.
- Разработка и применение мер, которые направлены на сохранение объектов, имеющих особое значение для стабильного экономического функционирования и выживания населения в военный период.
- Обеспечение состояния постоянной готовности средств и сил ГО.
Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО
Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.
Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:
- определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
- утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
- утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.
В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:
- обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
- руководить общим ведением и организационными моментами гражданской обороны;
- издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
- определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
- устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
- устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
- определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. использование средств индивидуальной защиты;
4. эвакуация, рассредоточение, а также населения в безопасные районы;
5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
7. защита населения на всей территории страны;
8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Заключение
Выше были рассмотрены термин «гражданская оборона», определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.
В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:
- Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
- Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
- Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.