Мирный микроб: 45 лет запрету биологического оружия

Основные положения Конвенции

Государства-участники обязуются:

  • Статья I: Ни при каких обстоятельствах не приобретать и не накапливать биологическое оружие.
  • Статья II: Уничтожить или переключить на мирные цели всё, что с связано с биологическим оружием.
  • Статья III: Не передавать, не помогать никоим образом, не поощрять и не понуждать кого бы то ни было к приобретению и накоплению БО.
  • Статья IV: Принимать необходимые изменения в своё законодательство.
  • Статья V: Консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО.
  • Статья VI: Сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО, поданных в Совет Безопасности ООН.
  • Статья VII: Оказывать помощь государствам, которые могут подвергнуться опасности в результате нарушения Конвенции.
  • Статья VIII: Выполнять всё вышеперечисленное с целью мирного использования научных разработок в области бактериологии.

Государства-участники[править | править код]

 Государства-участники КХО Государства, которые заявили о наличии запасов ХО и/или известно об обладании ими мощностей по его производству

Оружие массового поражения
По типу
Ядерное • Биологическое • Химическое
Гипотетические  • Радиологическое • Генетическое/Этническое • Геофизическое • Климатическое
По странам
Австралия • Албания • Алжир • Аргентина • Болгария • Бразилия • Великобритания • Германия • Египет • Израиль • Индия • Ирак • Иран • Канада • Казахстан • Китай • КНДР • Мексика • Мьянма • Нидерланды • Норвегия • Пакистан • Россия • Румыния • Саудовская Аравия • Сирия • СССР • США • Тайвань • Франция • Швеция • ЮАР • Япония

Основная статья: Список участников Конвенции о запрещении химического оружия

Почти все страны в мире присоединились к Конвенции о запрещении химического оружия. В настоящее время 190 из 193 государств-членов ООН являются участниками КХО. Из 6 оставшихся государств 2 подписали, но ещё не ратифицировали Конвенцию (Мьянма и Израиль). 4 государства не подписали Конвенцию (Ангола, Северная Корея, Египет и Южный Судан). Последняя на данный момент Сирия подписала Конвенцию 13 сентября 2013 года. Официальное присоединение Сирии к Конвенции состоялось по истечении 30-дневного срока, 13 октября 2013 года.

Ключевые организации стран-участницправить | править код

Страны-участницы имеют в ОЗХО своих постоянных представителей. Для подготовки инспекций ОЗХО страна-участница должна создать специальный орган.

Конференции

В 90-е годы начался процесс по созданию механизма проверок. До этого, на второй Обзорной Конференции в 1986 году страны-участницы договорились ежегодно докладывать о мерах по укреплению доверия к ООН. На следующей Обзорной Конференции 1991 года была создана группа правительственных экспертов (VEREX). С 1995 по 2001 год проходили переговоры, направленные на составление Протокола к КБТО о проверках.

На конференциях затрагивались следующие вопросы:

  • 2003: Государственные механизмы по обеспечению безопасности и надзора за патогенными микроорганизмами и токсинами.
  • 2004: Укрепление международного потенциала для реагирования, расследования и смягчения последствий случаев предполагаемого применения биологического или токсинного оружия либо подозрительных вспышек инфекционных заболеваний.
  • 2004: Расширение полномочий международных учреждений целью выявления и реагирования на случаи вспышек инфекционных заболеваний (включая болезни, поражающие растения и животных).
  • 2005: Кодексы поведения для учёных.
  • 2006: Принятие заключительной Декларации, намечены дальнейшие пути укрепления КБТО.

Следующая Конференция была запланирована на 2011 год.

Выполнение Конвенции в России

После распада СССР Россия осталась обладательницей крупнейших в мире запасов химического оружия — около 40 тыс. т (по весу). Арсеналы данного вида оружия массового поражения имелись только в РСФСР, в других республиках их не оказалось.

Россия объявила о наличии у себя химоружия Категории 1 на семи объектах — кожно-нарывного действия в Горном (Саратовская обл.) и Камбарке (Республика Удмуртия), а также нервно-паралитического действия в Щучьем (Курганская обл.), Почепе (Брянская обл.), Марадыковском (Кировская обл.), Леонидовке (Пензенская обл.) и Кизнере (Республика Удмуртия). Примерно 4/5 запасов составляют нервно-паралитические ОВ и 1/5 — кожно-нарывные. При этом наибольшую проблему с точки зрения безопасности представляли собой устаревшие запасы кожно-нарывных ОВ, находящиеся в Камбарке со времен второй мировой войны.

В 1992 году Мирзаянов, сотрудник ГНИИОХТ — головного института по разработке боевых ОВ, — выступил в печати с заявлением о нарушении Россией принципов КЗХО вследствие тайной разработки нового поколения ОВ, формально не подпадающего под утверждённые списки прекурсоров. Ему было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, которое затем было снято, и Мирзаянов отпущен на свободу.

В связи с финансовыми трудностями Россия не уложилась в первые два этапа программы по уничтожению ХО. Вместо необходимых ежегодно $100 млн из федерального бюджета выделялись только несколько миллионов, а страны Европы и США не оказывали помощь в обещанных объёмах. Кроме того, ситуацию осложняли протесты местных властей и населения. Положение стало меняться только в 2000-х годах, и выполнение программы пошло ускоренными темпами.

По состоянию на 1 сентября 2010 в России уничтожено 19336 тонн или 48,4 % имеющихся запасов. Этот процесс будет завершен в ближайшие годы.

По состоянию на 25 ноября 2012 года уничтожено 70 % объявленных Россией запасов химического оружия.

По состоянию на середину апреля 2014 года уничтожено 78 % объявленных Россией запасов химического оружия.

27 сентября 2017 года в Удмуртии на военном объекте «Кизнер» был уничтожен последний боеприпас (ОВ типа VX) из всех запасов химического оружия РФ, составлявших 39967 тонн ОВ. В этот же день Россия объявила о полном уничтожении своего химического оружия.

Классификация химикатов

В зависимости от риска, который представляет собой химикат

  • Список 1: химикаты, которые разрабатывались, производились, накапливались или применялись в качестве ХО и представляют собой высокий риск (люизит, сернистый и азотистый иприт, рицин и сакситоксин а также все ОВ нервно-паралитического действия). Государствам запрещается иметь вещества из этого списка в количестве превышающем 1 тонну. Производство этих химикатов в количестве более 100 граммов в год должно быть задекларировано в ОЗХО. Эти вещества имеют очень ограниченную сферу применения в мирных целях. Примером может служить азотистый иприт, который используется при лечении некоторых форм рака.
  • Список 2: химикаты, некоторые из которых являются прекурсорами химикатов Списка 1 и которые рассматриваются как представляющие значительный риск для предмета и целей Конвенции. Их производство должно быть задекларировано в ОЗХО. Существуют ограничения на их экспорт в страны, не присоединившиеся к КХО. Примером из этой группы может служить тиодигликоль, который может быть использован в производстве иприта, а также служить растворителем в чернилах.
  • Список 3: химикаты, представляющие определённый риск. Они находят широкое применение в химической промышленности и могут производиться в больших количествах в коммерческих целях для не запрещенных Конвенцией целей. О заводах, производящих более 30 тонн этих химикатов в год должно быть заявлено в ОЗХО, которая может их инспектировать. Существуют ограничения на экспорт этих веществ в страны, не присоединившиеся к КХО. Примерами из этой группы являются фосген, который используется в производстве многих органических соединений, и триэтаноламин, используемый в производстве моющих средств.

Соответственным образом, химическое оружие подразделяется на Категории 1, 2 и 3. Категория 1 включает в себя химическое оружие на основе химикатов Списка 1. Категория 2 включает в себя химическое оружие на основе всех других химикатов, кроме химикатов Списка 1, и его части и компоненты. К Категории 3 относятся не снаряженные боеприпасы и взрыватели.

По времени и месту производства:

  1. ХО, произведенное до 1925 года.
  2. ХО, произведенное в период между 1925 и 1946 годами и состояние которого настолько ухудшилось, что не может быть использовано в качестве ХО.
  3. Оставленное химическое оружие — ХО, включая старое ХО, которое было оставлено на территории другого государства без согласия последнего.

Кроме того, в Конвенции идет речь о соединениях углерода, которые именуются в ней отдельные органические вещества (Discrete organic chemicals). Это любые соединения углерода, кроме полимеров, оксидов, сульфидов и карбонатов, к примеру органофосфаты. ОЗХО должна быть проинформирована о любом заводе, производящем в год более 200 т этих веществ либо 30 тонн, в случае содержания веществами фосфора, серы или фтора, если только завод не производит взрывчатые вещества или углеводороды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector