Гаагские мирные конференции
Содержание:
Вторая Гаагская конференция
Провели конференцию 02.06.1907 г. В ней участвовали делегаты от 44 стран. Инициативу при ее созыве вновь проявила Россия. Главным итогом проведения стало осуществление кодификации правил, прописывающих нейтралитет. Эти принципы сложились по результатам ведения войн в XIX в. и выражались в виде обычаев. Их решили утвердить в виде 2 из 13 принятых конвенций. Они описывали:
- права и обязанности, которые имели нейтральные страны и лица во время проведения сухопутных войн (5-я конвенция);
- права и обязанности стран с нейтральным статусом при проведении войн на море.
Дополнительно данные вопросы закрепляла Лондонская декларация прав ведения морской войны от 1909 г. Ее не ратифицировали, хотя на практике признавали многие страны. А вот проблема обеспечения нейтрального положения стороны в воздушных столкновениях не была разрешена в международном документе. Позже страны согласились, что на них будут распространяться положения 5-й или 13-й Конвенций с учетом того, используются ли обычные самолеты или гидросамолеты.
Наряду с указанными, были приняты и другие Конвенции, касающиеся:
- мирных способов, с помощью которых можно было бы разрешить столкновения международного происхождения;
- ограничений в перечне возможных ситуаций, допускающих силовое взыскание по обязательствам долгового характера;
- процедуры начала военных действий;
- законов и обычаев ведения войны на суше;
- положения вражеских торговых кораблей в случаях активизации военных действий;
- обращения торгового флота в военный;
- особенностей морских бомбардировок;
- применения положений Женевской конвенции 1864 г. на морские конфликты;
- ограничений в использовании права захвата в ходе морских столкновений;
- формирования призового суда с международным статусом.
Все конвенции второй Гаагской мирной конференции явились следствием проведения первого международного кодифицирования правил войны и решения споров мирным путем.
Пройди тест
Первая Гаагская конференция
Проводилась она с 06.05.1899 г. Ее созвали по предложению российского царя Николая II и правительственных структур Российской империи. Причиной для проведения стали волнения среди населения и обеспокоенность правительственных органов многих стран из-за активного наращивания вооружения на европейской территории. В особенности рост военно-технического оснащения и численности армии наблюдался в Германии.
Гаага как место проведения встречи была подобрана не в случайном порядке. Это был город, представляющий нейтральное европейское государство. По сути, Гаага выполняла роль дипломатической столицы в Европе. Королева Нидерландов Вильгельмина предложила открыть конференцию в день рождения российского императора.
Участвовали в первой Гаагской мирной конференции 110 делегатов. Они представляли интересы 26-ти стран. В ходе проведения заседаний были приняты три ключевые Конвенции, касающиеся:
- мирных способов разрешения всех конфликтных ситуаций, возникающих на международной арене;
- законов и ключевых обычаев ведения войны;
- распространения действия положений Женевской конвенции, появившейся в августе 1864 г., на ведение морских войн.
Кроме того, делегаты утвердили еще три важных документа. Ими стали декларации, которые могли оказать серьезное влияние на особенности военных действий. Они указывали на:
- Запрет метания снарядов с разными взрывчатыми веществами с воздушных шаров или с использованием прочих методов.
- Запрет на использование снарядов, главной целью которых является распространение удушающих газов, способных нанести вред человеку.
- Запрет на использование пуль, которые легко могут разворачиваться или сплющиваться внутри тела человека.
Однако все акты, которые утвердили на конференции, были направлены только на ограничение задействования самых опасных разновидностей вооружения. Проблему роста численности войск в странах и бюджетов на военные цели решить сторонам не удалось. Результаты конференции были связаны с регламентацией военных действий и процессов мирного урегулирования конфликтных ситуаций. При этом ключевое значение имела Конвенция, предполагающая обеспечение реализации эффективных способов решения военных столкновений в международном масштабе мирным путем.
Катастрофические последствия
Что будет, если Западу удастся добиться формирования атрибутивной группы, идея о создании которой возникла на фоне прекращения деятельности Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии в 2017 году, а также инцидентов в Солсбери и Эймсбери? Для ОЗХО это будет иметь большие, если не сказать катастрофические, последствия, уверен российский постпред.
«Это, если хотите, смена парадигмы ОЗХО, — заметил он. — Проблема в том, что химконвенцией определение виновных в применении химоружия не предусмотрено». «Это значит, что все действия по укоренению атрибуции в ОЗХО будут носить политический характер. Организация будет расколота, и она перестанет играть роль универсального механизма в сфере разоружения и нераспространения», — добавил Шульгин.
Помимо этого, по мнению российской стороны, при наделении ОЗХО правом определять виновных в применении химического оружия остро встанет вопрос вторжения организации в сферу исключительных прерогатив Совета Безопасности ООН. Кроме того, РФ регулярно напоминает, что само решение по атрибуции из-за особенностей голосования было принято меньшинством (лишь 82 из 193 стран проголосовали за, однако этого оказалось достаточно, так как голоса воздержавшихся не учитывались — прим. ТАСС).
Статья 5[править]
Настоящая Конвенция будет ратифицирована в возможно скором времени.
Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу. О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.
Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.
Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификаций немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.