1кризисное состояние:определение, критерии
Содержание:
- Советские психологи о возрастных кризисах
- Этапы развития кризиса личности
- Политические
- Детские кризисы и периоды становления личности ребенка
- ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
- Основные кризисы
- Что такое кризис?
- Семейный кризис
- Возрастной кризис
- Подростковый кризис
- Центр управления в кризисных ситуациях
- Технологические
- Суть возрастного кризиса
- Кризис четверти жизни
Советские психологи о возрастных кризисах
Понятие возрастного кризиса впервые ввел в советскую психологию Лев Семенович Выгодский. Он описал возрастной кризис, как период, возникающий на стыке стабильных временных периодов ребенка, когда появляются психологические новообразования внутри него, влияющие на его поведение впоследствии. Позже ученые по-разному определяли и разделяли кризисы человека. Однако в одном они сходятся: возрастные кризисы делятся на детские и взрослые.
Мнение Выгодского
В своих работах Лев Семенович выделял стабильные и критические периоды развития ребенка. Опираясь на философскую мысль, ученый считал, что вся жизнь человека чередуется скачками стабильных и кризисных периодов. Динамика периодов, скачки и сдвиги приводят к становлению ребенка. Психолог выделял несколько кризисных периодов:
- Кризис новорожденности появляется в момент рождения человека и отделяет его от эмбрионального периода.
- Кризис 1 года — переход от младенчества к раннему детству.
- Точка в 3 года отделяет младенчество от детства.
- Кризис 7 лет — переход от детства к школьному возрасту.
- Пубертатный период в 13 лет.
Периоды кризиса не являются негативным проявлением, по мнению Выгодского, это движущая сила, которая приводит к личностному росту, эволюции личности и переходу к новому восприятию себя и мира.
Мнение Божович
Лидия Ильинична Божович, являющаяся ученицей Выгодского, делала упор на развитие личности в период возрастных кризисов. Она ввела понятия «социальная ситуация развития» и «новообразования». По ее мнению, новообразования являются движущей силой развития личности в каждом возрастном периоде. У ребенка появляется интерес к новому, появляются потребности в уникальных, до этого не появляющихся, услугах, товарах и желаниях. Это обусловливает взаимоотношения ребенка с окружающим миром, семьей и социумом.
Родители ребенка могут не разделять возникающие потребности, что ведет к противоречиям и кризисам в отношениях с социумом. В целом, Лидия Ильинична была согласна со своим учителем во временной градации кризисов человека.
Мнение Эльконина
Еще один советский психолог Даниил Борисович Эльконин на основе трудов по психологии своих предшественников делает заключение о двух системах детского развития:
- Ребенок — общественный предмет. Здесь происходит развитие умственных и операционных способностей ребенка. Период характеризуется деятельностью только в этой системе.
- Ребенок — общественный взрослый. Эта система характеризуется мотивационной и потребительской составляющими.
Даниил Борисович выделил три периода детских кризисов: младенчество, детский период и подростковый возраст. Каждый год или возраст ребенка характеризуется своими социальными признаками, развитием и деятельностью. Каждый временной период — это эпоха развития, кризисы между эпохами развития называют большими, малыми называют кризисы между периодами.
Эльконин отмечает, что развитие ребенка происходит с запозданием одной из систем. При этом вторая система в следующий период становится главной движущей силой для гармоничного развития. Если расхождение между двумя системами достигает больших размеров, появляется кризис.
Этапы развития кризиса личности
Как и любое заболевание, кризис личности имеет несколько форм. Для каждой из них характерны свои симптомы и признаки.
Этап погружения
Начинается с беспричинного ухудшения самочувствия. Человек испытывает напряжение и скованность, чрезмерную утомляемость и постоянную усталость. Его действия хаотичны и даже бессмысленны.
На этом этапе сложно сосредоточиться на чем-то одном. В голове роятся сотни мыслей. Они вытаскивают из памяти самые неприятные моменты. Со временем сознание превращается в черную дыру, которая засасывает все сильнее и сильнее.
Этап тупика
Человеку кажется, что он остался совсем один. Он не находит ничего лучшего, как уйти в себя. Это погружение не приносит ничего хорошего. Бесконечный самоанализ и обдумывание прошлого лишь усиливают переживания.
Гнетущее чувство одиночества несет с собой страх и неопределенность. В какой-то момент начинается эмоциональное истощение. С одной стороны, это плохо. Но с другой, человек наконец-то понимает, что нужно искать выход из создавшейся ситуации. Что самое приятное, у него появляется желание и силы действовать.
Переломный момент
Несмотря на упадок моральных и физических сил, человек начинает выводить себя из состояния кризиса. Он больше не прячется внутри себя, очищает сознание от неработающих установок и открывается для нового опыта и идей.
На этом этапе кажется, что мир заиграл другими красками. Появляется легкость, чувство свободы и, что самое главное, смысл жизни. Плюс к этому, человек ставит цели, пусть и небольшие, но вполне достижимые.
Политические
Социальный кризис далеко не всегда возникает сам по себе. Если кризисная ситуация появляется по причине недовольства стилем управления в компании, условиями труда, они по мере изменений данных факторов исчезают. Но перманентны кризисные ситуации по поводу недовольства землепользованием, в связи с экологическими проблемами, у общества очень много общих поводов для тревоги, а также много значат и патриотические чувства.
Это тоже можно наблюдать повсеместно. На особом месте в группе социальных кризисных ситуаций находятся политические кризисы, когда не удовлетворяет устройство общества, власть, попираются интересы отдельных социальных групп или классов. Этот кризис целиком и полностью находится в поле управления обществом, а затрагивает он обычно абсолютно все стороны жизнедеятельности государства и практически всегда переходит в кризисную ситуацию экономического толка.
Детские кризисы и периоды становления личности ребенка
На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.
Новорожденность
Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.
Первый год
Период, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот год ребенок начинает ходить и произносит первые слова. По мнению психологов, именно ходьба становится катализатором изменения отношения к внешнему миру. Ему все интересно, поэтому новые предметы, которыми пользуются взрослые, становятся притягательными.
Помимо физических изменений ребенок начинает проявлять собственный характер в отношениях со взрослыми. Это стремление к независимости проявляется в упрямстве, агрессии и обидчивости.
Третий год
Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,
- своеволие,
- деспотизм,
- протест,
- обесценивание.
Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.
Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.
Седьмой год
Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.
В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.
Предподростковый кризис
В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.
Кризис 12-15 лет
Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.
Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.
Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.
Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.
Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
Кризисные и экстремальные ситуации: понятие, виды и 1.
отличительные признаки.
Чрезвычайные ситуации: понятие и классификация. Принципы 2.
оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях.
Эмоциональные, когнитивные и поведенческие реакции людей, 3.
находящихся в экстремальных ситуациях.
Психологический кризис с точки зрения различных направлений:
4.
психодинамического, экзистенциально-гуманистического и когнитивно-поведенческого.
Возрастные кризисы человека: концепции З.Фрейда, Э.Эриксона, 5.
Д.Левинсона, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.Д. Эльконина.
Жизненный цикл семьи: характеристика основных этапов развития 6.
семьи и критических периодов.
Психология стресса. Психологические механизмы адаптации к 7.
стрессовым ситуациям. Нарушения адаптации: нервно-психические, психосоматические и аддиктивные дистрессовые расстройства.
Роль диссоциации в переживании травматического стресса. Виды 8.
диссоциаций. Методы диагностики.
Острая реакция на стресс и посттравматическое стрессовое 9.
расстройство. Общее представление, классификация, критерии по МКБ–10.
Понятие «психическая травма». История развития понятия.
10.
Клинико-психологическая диагностика посттравматического 11.
стрессового расстройства (ПТСР).
Агрессия как психологический феномен.
12.
Методы исследования агрессии.
13.
Психологические аспекты терроризма.
14.
Психологические аспекты миграционных процессов.
15.
Взаимодействие культур и социально-культурные конфликты.
16.
Проблемы национальной идентификации. Современный мир и проблемы взаимодействия цивилизаций.
Религиозный фундаментализм. Антисемитизм как пример 17.
этнорелигиозного конфликта.
Толерантность и религиозная толерантность. Толерантность и 18.
политкорректность. Воспитание в культуре толерантности как профилактика этнорелигиозных конфликтов.
Основные концепции переживания утраты (Э.Линдеманн, Дж.Боулби, 19.
З.Фрейд, Ф.Василюк, В.Ворден, Э.Нилд).
Экзистенциальные аспекты кризисов. Психология смерти и умирания.
20.
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях:
21.
концептуальные подходы, виды, методы.
Психологическое консультирование в кризисных ситуациях, в т.ч.
22.
кризисная интервенция. Экзистенциальная психотерапия, арттерапия, сказкотерапия, нарративная терапия, библиотерапия и другие немедицинские методы психологической помощи в кризисных ситуациях.
Позитивный подход в психотерапии и консультировании при 23.
оказании помощи в кризисных ситуациях.
Особенности профессиональной деятельности специалистов, 24.
работающих в экстремальных ситуациях. Психофизиологические, личностные и ситуативные факторы, определяющие ее эффективность.
Эмоциональное выгорание и профессиональная деформация личности 25.
у лиц, работающих в экстремальных условиях.
Система психологического обеспечения деятельности специалистов, 26.
работающих в экстремальных условиях. Система первичной и вторичной психопрофилактики.
Психологическая подготовка специалистов экстремального профиля.
27.
Задачи и содержание.
Основные кризисы
В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:
- новорожденности (с момента рождения до месяца);
- одного года;
- трех лет;
- семи лет;
- подросткового возраста (11-12 лет);
- юности (17-18 лет);
- молодости (20-30 лет);
- зрелости (33-35 лет);
- среднего возраста (45-55 лет);
- поздней зрелости (55-65);
- ранней старости (66-75 лет);
- старости.
Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.
На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:
- Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
- На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
- Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
- Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
- На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
- На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.
Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.
Что такое кризис?
В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение , изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы — человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.
6 стр., 2870 слов
Психологические технологии и метододы воздействия на персонал организации
… персонала. Объект исследования: персонал организации. 1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала с психологической точки зрения Мотивация как стратегия преодоления кризиса … совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает … правило, более продуктивны, менее конфликтны: причина этого — желание представителей обоих полов выглядеть …
Другие современные авторы характеризуют кризис как такое состояние организации, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых внутренних изменений. Очевидно, что каждая организация испытывает это состояние, переходя от стадии становления до стадии роста, от стадии стабилизации до стадии спада и т.д. масштабность данного определения не принимается в расчет микрокризисы, которыми сопровождается любая деятельность организации в условиях рынка. Другие авторы определяют кризис через описание его характеристик. Например Н. А. Горелов указывает, что «…возникновение кризисной ситуации сопровождается:
§ наличием угроз для реализации наиболее важных целей организации
§ дефицитом времени для принятия решения по урегулированию кризиса
§ давлением окружающих лиц, принимающих решение.
В любом случае кризисная ситуации характеризуется тремя важными свойствами, которые можно обозначить как силу масштаб и длительность кризиса.
Сила: чем больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем сильнее , например, личностный, групповой, общественный кризис.
Масштаб: чем большая часть системы находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение.
Длительность: чем дольше система находится в кризисном состоянии, тем более серьезными могут оказаться его негативные последствия.
Кризис( с греч.) — решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация — это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных , так и положительных последствии.
4 стр., 1568 слов
Кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни)
«Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически» Л. С. Выготский Разделение дорог — именно так переводится на русский греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие «кризис», что значит «поворотный пункт, революционный прыжок в развитии — тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно». Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. …
Кризисное состояние организации — явление, характеризующееся признаками необратимости отдельных процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис.
Семейный кризис
Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.
Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:
Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу. Потеря стремления нравиться друг другу. Появление ссор на почве воспитания детей. Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей. Недопонимание чувств друг друга. Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу. Проявления эгоизма. Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной. Отношения жены с матерью мужа. Отношения мужа с матерью жены. Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться
Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета)
Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.
Возрастной кризис
В системе жизненных переломных моментов весомую нишу занимает именно кризис развития. Возрастные кризисы в психологии принято разделять на девять этапов.
- Этап 1 – кризис новорожденности. Подразумевает нестабильность всех уровней физиологического и психоэмоционального состояния младенца. Привыкший к налаженным процессам в утробе матери, он не готов моментально после рождения перестроиться на другую сферу обитания. Психология возрастного кризиса у детей грудничкового возраста самая мягкая и легко переживаемая, поскольку трудности выражаются больше в физической перестройке организма грудничка.
- Этап 2 – годовалый кризис. Предполагает становление малыша, открытого для первых воспитательных процессов. Он учится сидеть, ходить, говорить, перестраиваться с грудного молока на взрослое питание. Это своеобразный стресс для ребенка, ведь он переходит границу первого года своей жизни.
- Этап 3 – трехлетний кризис. Проявляется у деток по-разному, но, в основном, определяется крайним упрямством, капризами и своеволием. В этот период жизни малышу свойственно периодически отказываться от еды, которую он не любит, оказывать сопротивление при укладывании спать, не хотеть самостоятельно одеваться и убирать игрушки.
- Этап 4 – дошкольный кризис. Возрастная психология у ребенка 7 лет основана на формировании у него социального ощущения своего «я». В это время малыш начинает подражать взрослым, манерничать, говорить о своих желаниях. Это уже не тот младенец, который способен лишь выговаривать отдельные слова и беззаботно играть в рассыпанные по полу игровые атрибуты. Возрастная психология кризиса 7 лет предполагает отхождение ребенка от раннего детства и утерю детской наивности и непосредственности. В это время родителям становится сложнее контролировать свое чадо, ведь малыш начинает больше времени проводить вне дома, со своими сверстниками, в школе. Процесс адаптации к новым условиям жизни, знакомство с большим количеством новых людей, с одноклассниками и учителями становятся непривычными для ребенка 7 лет. Психология кризиса этого времени для детского сознания определяется первыми проявлениями ребенком собственного «я».
- Этап 5 – кризис 13 лет или пубертатный кризис. Психология подросткового возраста предполагает начало личностного развития ребенка, становление его психоэмоционального развития. Данный период сопровождается быстрыми изменениями не только в моральном плане, но и в физическом. Поэтому этот возраст по-другому называют переходным.
- Этап 6 – юношеский кризис. Происходит у подростка при достижении 17 лет, когда он, вроде бы, уже и не подросток, но еще и не взрослый. На данном этапе встает вопрос о выборе своего будущего, связанный с окончанием общеобразовательного обучения и необходимостью поступления в ВУЗ, определения своей профессии. Часто молодые люди не могут справиться со своими желаниями и своими предпочтениями, им сложно понять, чего они хотят от жизни, кем мечтают стать, поэтому и возникает переломный кризисный момент.
- Этап 7 – 30-летний кризис. В психологии возраста отдельное место занимает период зрелости, который знаменуется подведением первых жизненных итогов. Если мужчинами он приветствуется, то женщины желают оттянуть момент тридцатилетия как можно дальше.
- Этап 8 – кризис 40 лет. Данный период жизни переносится женщинами еще болезненнее, нежели предыдущий. Они начинают чувствовать себя не такими красивыми, как раньше, поэтому часто пребывают в унынии. Но не только дамы переживают этот этап с трудом. Для мужчин сорокалетие является первым звоночком в постепенном угасании былых сил во всех физиологических отношениях, а ведь физическая сила и здоровье – чуть ли не главное достоинство каждого мужчины.
- Этап 9 – кризис возраста за 50. В то время, когда пятидесятилетний человек должен подводить итоги проделанной в жизни работы и осуществленным мечтам, ему, к сожалению, приходится осознавать факт того, что большая половина жизни уже прожита, что не вернуть уже те счастливые моменты, которые так радовали его раньше, что не стать уже моложе и здоровее, что не получится уже сделать всего того, что можно было осуществить в молодости.
Психология кризисов жизни по годам на примере людей различных возрастных категорий раскрывает особенности и формы проявления эмоциональной нестабильности и перестройки человека на фоне возрастных изменений его организма.
Подростковый кризис
Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.
Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.
Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.
Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.
Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.
Признаки этого кризиса:
- Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
- Решение подростка единственно верное, без вариантов;
- Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.
В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.
Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.
Совет!Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом
Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.
Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.
Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.
Центр управления в кризисных ситуациях
ЦУКС был создан в 2009 году при Штабе Всероссийской службы медицины катастроф и его взяла в свою структуру Единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС. Создание ЦУКСа преследовало следующие цели: повысить эффективность в управлении средствами и силами ВСМК при постоянном взаимодействии с МЧС РФ и остальными ведомствами в случаях угрозы чрезвычайных ситуаций и для ликвидации последствий. В результате согласованные решения относительно помощи пострадавшим и их эвакуации принимаются гораздо быстрее.
Только уходящий 2017 год принес нашей стране более двухсот ЧС. Это немного меньше количества прошлогодних, но все равно много. Центр кризисных ситуаций всемерно помогал Национальному центру в прогнозировании и моделировании развития каждой ситуации, в контроле за мероприятиями, за своевременностью выдвижения средств и сил, за привлечением как региональных, так и федеральной группировки. В итоге и погибших в результате чрезвычайных ситуаций 2017 года значительно меньше, чем было в 2016-м.
Технологические
Кризисная ситуация технологического плана — это отсутствие новых идей, когда ярко выражена потребность в новых технологиях. Это очень тяжелый кризис для общества. Когда раз за разом безуспешны усилия не только в покорении космоса, но и обработку выловленной селедки не получается выполнить собственными силами, когда у разных предприятий несовместимы изделия, созданные для одного узла, когда новые технологические решения появляются где-то не у нас.
Такие кризисные ситуации, если говорить обобщенно, выглядят кризисом научно-технического прогресса, противоречиями между возможностями, тенденциями, последствиями. Как пример можно привести идею «мирного атома». Использовать его тоже в целом получается слабо: то Чернобыль, то Фукусима. Атомные электростанции и ядерные боеголовки, корабли и подводные лодки, строительство громаднейших токамаков — все это грозит планете страшной гибелью, и общество явно ощущает этот путь в никуда.
Суть возрастного кризиса
Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.
Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.
Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.
Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:
- Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
- Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.
Кризис четверти жизни
Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме — у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка».
За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять — приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.