Этап медицинской эвакуации означает
Содержание:
- История этапно-эвакуационной системы[править]
- До какого места везут пациента?
- Цели медицинской эвакуации.
- Как обратиться за помощью?
- Какими видами транспорта осуществляется медицинская эвакуация?
- Эволюция системы к концу войны[править]
- Этапы эвакуации, на 1940 год, для РККА[править]
- Первая медицинская помощь при эвакуации.
- Сколько стоит медицинская эвакуация?
- Кто подвержен риску?
- Я подал обращение. Почему так долго? Что происходит, пока я жду?
История этапно-эвакуационной системы[править]
В 1916 году выдающийся русский врач Оппель разработал систему этапно-эвакуационного лечения, которая с минимальными изменениями существует по сей день. Новая техника органично вписалась в эту схему.
Этапно-эвакуационная система предназначена для устранения серии противоречий военной медицины.
С одной стороны, помощь раненому (первичная хирургическая обработка как минимум) должна быть проведена в кратчайшие сроки, в идеале — в течение 4-6 часов после ранения. После этого, во многих (хотя и не во всех) случаях, раненый становится нетранспортабельным — как миниум, на 4-6 дней.
С другой стороны, за 4-6 часов раненого реально доставить не дальше тыла дивизии, а из дивизионных госпиталей раненых нужно эвакуировать — за 4-6 дней фронт может значительно сместиться, да и нет возможности в тылу дивизии держать — то есть, где-то устроить, кормить и лечить — (400 раненых в день на 5 дней) 2000 раненых.
До ПМВ (и в России во время ПМВ) эта задача решалась в лоб — «эвакуация во что бы то ни стало», что приводило к высокой смертности среди раненых и очень низкому проценту возвращения в строй (40-50%).
Во время ПМВ во Франции были, с одной стороны, попытки приблизить квалифицированную помощь к линии фронта, лишь умеренно успешные (12-20 км — тот минимум, ближе которого нормальная медицинская работа немыслима), и попытки максимально ускорить эвакуацию, более успешные, но работавшие только в период стабилизации фронта. Маневренный период, особенно последнее немецкое наступление, стали очень тяжелым испытанием для французской санитарной службы.
Идея Оппеля состояла в том, что на каждом этапе санитарной эвакуации раненому нужно оказывать помощь в определенном, прописанном в директивах объеме — не более, но и не менее.
Минимальный объем должен дать раненому хороший шанс доехать живым до следующего этапа, нормальный — подлечить, насколько позволят условия этапа, а максимальный — сделать что-то полезное при невозможности эвакуации.
До какого места везут пациента?
Всегда от больницы и до больницы. Остальное зависит от рекомендаций врача.
В случае необходимости к работе привлекают территориальные центры ВЦМК «Защита» для досопровождения.
Например, нужно эвакуировать пациента из Испании. Он житель Челябинска.
Вариант 1. Эвакуация на реанимобиле от зарубежной клиники до самолета. Самолет летит в Челябинск. Там пациента встречает реанимобиль территориального центра медицины катастроф Челябинска или станции скорой медицинской помощи для доставки в больницу города Челябинск.
Вариант 2. Эвакуация проходит неудобным стыковочный рейсом. Возможности сопровождать пациента до Челябинска нет. Тогда из Челябинска в Москву к его прилету из Мадрида вылетает бригада территориального центра медицины катастроф. В Москве пациента передают им. Они летят дальше в Челябинск и также госпитализируются.
Цели медицинской эвакуации.
-
Оперативная доставка раненых на этапы МЭ для оказания своевременной помощи и лечения.
-
Освобождение первичных этапов эвакуации для приема вновь прибывших пострадавших.
В процессе МЭ важны все пункты плана. Маршрут, по которому осуществляется эвакуация – это расстояние от пункта отправки до места назначения.
В очагах используют медицинский транспорт, которого, как правило, не хватает. Поэтому используют все возможные медицинские приспособления – носилки, подручные средства (доски). Главное в этом процессе как можно быстрее доставить человека на основной транспорт, чтобы доставить в больницу. И чем короче этот путь, тем меньше пострадавшие подвергаются рискам. В такие моменты привлекаются практически любые транспортные средства, а в переносках участвует медицинский персонал, спасатели, добровольцы из местного населения. Места погрузки раненых должны находится вне зоны поражения или зоны заражения, пожаров и т.п. До транспортировки, за ранеными наблюдают и оказывают первую медицинскую помощь медицинский персонал, санитарные дружины, спасательные отряды.
Если говорить с медицинской точки зрения, то МЭ является вынужденным этапом и не является положительным фактором в деле оказания медицинской помощи. Но в таких ситуациях невозможно поступить иначе и транспортировка необходима для скорейшей доставки раненых к местам получения профессиональной помощи.
Как обратиться за помощью?
Получить помощь в организации медицинской эвакуации можно тремя способами:
- написать обращение на сайте Минздрава России, позвонить по телефону горячей линии Минздрава России: 8 (800) 500-18-35 или сообщить о случившемся в ходе личного приема обращений граждан;
- подать заявку в ВЦМК «Защита» напрямую по адресу электронной почты airamb@vcmk.ru или по телефону горячей линии: 8 (499) 190-60-54 или 8 (495) 942-45-23;
- оставить сообщение или комментарий в сообществе помощи путешественникам #СвоихНеБросаем в , , или написать сообщение официальному представителю службы поддержки в или .
Какими видами транспорта осуществляется медицинская эвакуация?
Медицинская транспортировка осуществляется наземным и воздушным транспортом:
санитарным автотранспортом;
Реанимобиль
- железнодорожным транспортом;
- пассажирскими регулярными или чартерными авиарейсами после предварительного согласования условий размещения пациента на борту;
- спецбортами или самолетами и вертолетами, оснащенными медицинскими модулями, «Air ambulance»;
Специальные воздушные суда с медицинскими модулямиАмбулифт для посадки на борт
Как оснащен спецборт/регулярный рейс?
Спецборт, совершающий санитарный рейс, оснащён специальным медицинским модулем, аппаратом искусственного дыхания и кардиомониторами, которые позволяют оказывать медицинскую помощь пострадавшим во время полёта.
При транспортировке пациента регулярным или чартерным авиарейсом, на борту устанавливаются специальные носилки Stretcher. Для оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса в самолете.
ля оборудования носилочного места для одного пациента в среднем выкупается 9 посадочных мест эконом-класса на регулярном рейсе
В обоих случаях точный перечень аппаратуры на борту устанавливается в зависимости от рекомендаций к транспортировке пациента, прописанных в «Fit to fly».
Во время транспортировки специалисты Центра используют необходимую медицинскую аппаратуру, кислородное оборудование, проводят реанимационные мероприятия, мониторинг и поддержание жизненно важных функций организма.
Эволюция системы к концу войны[править]
К 1944 году эта схема несколько изменилась. До дивизии включительно все осталось, как было, а вот госпитальная база армии (ГБА) существенно усложнилась.
ХППГ поделились (по применению) на ХППГ 1-й линии, ХППГ 2-й линии (они же — ХППГ 1-го эшелона ГБА) и ХППГ 2-го эшелона. ХППГ 1-й линии — это непосредственное усиление ДМП/ДГ, 2-й линии — специализированные (путем придания ОРМУ) госпитали, располагаемые группами. Один ХППГ — для ранений в голову и шею, один — для переломов бедра и повреждений крупных суставов, один — для полостных и урологических раненых, 1-2 ГЛР, терапевтический ППГ, инфекционный ППГ, в ту же группу входит эвакоприемник.
Второй эшелон ГБА заменил ГОПЭП и состоит из сортировочного эвакогоспиталя, нескольких эвакогоспиталей и ППГ. В этот же район выдвигаются фронтовые ГЛР.
Из нововведений примерно 1940 года (распространился широко — позже, не очень понятно, когда) нужно отметить еще КЭГ — контрольный эвакогоспиталь. Там раненые проверяются перед погрузкой в санпоезд, чтобы не допустить отправки нетранспортабельных или плохо подготовленных раненых. За год работы одного из КЭГов количество снятых с эвакуации упало с 46 до 5%. Примерно половина раненых снималась с эвакуации по причине некачественно наложенной гипсовой повязки. Разумеется, в эвакогоспитали сообщалось о качестве их работы — с соответствующими оргвыводами.
Этапы эвакуации, на 1940 год, для РККА[править]
— на передовой, до роты включительно — первая помощь, оказываемая бойцами, санинструктором, санитаром, или даже самим раненым. Эта помощь сводится к наложению бинта, при необходимости — жгута и иммобилизации подручными средствами (хотя у санитаров могут быть готовые шины).
— в батальоне — доврачебная помощь, оказываемая фельдшером на БМПi. Проверка и исправление повязок и иммобилизации, ревизия жгута, при возможности — дача противошоковых средств, стрептоцида, хотя бы просто горячего сладкого питья. Здесь же могли делаться трахеотомия и пришитие языка, по крайней мере, в теории
— в полку — первая медицинская помощь, оказываемая врачом на ПМПii. Главным образом, она сводится к заполнению карточки передового района, а также к повторной проверке и исправлению повязок и ревизии жгута. Из операций в полку делаются трахеотомия и пришитие языка, а также транспортная ампутация. Также врач в полку может наложить торсионный пинцет на сосуд прямо в ране, для временной остановки кровотечения, для борьбы с шоком уже на этом этапе применяли переливание крови или кровезамещающей жидкости.
— в дивизии — квалифицированная медицинская помощь, оказываемая хирургической бригадой на ДМП, обеспечиваемом медико-санитарным батальоном (медсанбат, МСБ) должно быть остановлено (окончательно) кровотечение, раненый должен быть выведен из шока (впрочем, допускалась отправка шоковых в ХППГ, при перегрузке ДМП). Список операций, проводимых на ДМП, весьма обширен, собственно, не делаются на ДМП только серьезные операции на головном и спинном мозге; однако, все, что делается на ДМП, относится к разряду ургентных, производимых по жизненным показаниям, операциям, или к ПХО.
— в армии — специализированная медицинская помощь, оказываемая бригадами и врачами-специалистами из ОРМУ (отдельных рот медицинского усиления) и ХППГ (хирургических подвижных полевых госпиталей), являющихся средствами усиления, то есть, частями армейского подчинений, придаваемых по необходимости дивизиям. ОРМУ и ХППГ, как правило, специализируются — конечности, нейрохирургия, челюстно-лицевые, полостные. На этом же уровне появляются ГЛР — госпитали для легкораненых (впрочем, ХППГ, специализированные под ГЛР, тоже бывали) — в ГЛР легкораненые лечатся в армейском или фронтовом районе, сочетая лечение и реабилитацию с боевой подготовкой. Впервые идею ГЛР в 1915 году высказали во Франции. В теории, ОРМУ должны были быть использованы как средство усиления и специализации ППГ — но на практике использовались и для смены ДГ (говорят, эту смену очень не любили — много отчетности сопровождало передачу развернутого ДГ с ранеными и получение имущества взамен переданного), и для развертывания стационарных госпиталей, и даже для развертывания не предусмотренного уставами передового (ближе ДМП) пункта хирургической помощи.
Военно-полевая медицина заканчивается, а военная медицина вообще начинается на ГОПЭП — головном приемно-эвакуационном пункте. Там раненых готовят к транспортировке вглубь страны, в стационарные госпитали. ГОПЭП располагается, как правило, около узловой станции железной дороги.
Таким образом, первой инстанцией, где раненым могли заняться всерьез, был медсанбат — недаром о нем столько пишут.
Первая медицинская помощь при эвакуации.
Это комплекс мероприятий, которые выполняются санитарными и спасательными бригадами, непосредственно в очаге поражения. Для этого могут использоваться не только табельные, но и подручные средства.
Здесь нужно оперативно оказать помощь, чтобы выиграть время до доставки больного к месту транспортировки. Нужно остановить действие поражающего человека воздействия. Поэтому помощь должна быть оказана в первые 30 минут. Если это очаг отравления, то 10 минут. Если у раненого произошла остановка дыхания, то время сокращается до 5 минут.
В такие моменты всё зависит от опыта спасателей.
Сколько стоит медицинская эвакуация?
Стоимость медицинской эвакуации зависит от вида транспорта, дальности транспортировки и способа обращения. Но, в любом случае, речь идет о сумме в сотни тысяч рублей. При дальних перелетах при транспортировке спецбортом может достигать миллионов.
Вот отзыв о стоимости медицинской эвакуации, который мы нашли в соцсети:
Пациент, 47 лет. Диагноз: потеря сознания, сахарный диабет 2 типа, аспирационная пневмония.
Общая стоимость пребывания в реанимации 14 дней и медицинских услуг в госпитале Bangkok Hospital Pattaya, г. Паттайя, Таиланд ~ 3 млн 200 тысяч рублей
Стоимость медицинской эвакуации регулярным рейсом ~ 850 тысяч рублей.
Стоимость страховки ~ 550 рублей.
Вы можете сэкономить на оплате услуг и посадочных мест медицинского персонала при подаче официального обращения через Минздрав России.
Но проще всего купить подходящую страховку, покрывающую такой риск. Лучшие цены вы найдете тут: instore.travel.
Кто подвержен риску?
Медицинская эвакуация может понадобиться людям с хроническими заболеваниями, женщинам на большом сроке беременности и экстремальным спортсменам. Таким путешественникам в первую очередь следует застраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. Однако, по большому счету, серьезно пострадать может каждый. Есть обстоятельства, которые происходят не по нашей вине, и которые мы не можем контролировать.
По статистике ВЦМК «Защита», основную категорию эвакуированных составляют те туристы, у которых по разным причинам нет денег лечиться за рубежом. Таких причин несколько:
- турист не оформил полис добровольного страхования;
- случай происшествия/заболевания признан страховой компанией нестраховым;
- продолжительное лечение в иностранном госпитале исчерпало лимит денежных средств по страховке.
Я подал обращение. Почему так долго? Что происходит, пока я жду?
Организация медицинской эвакуации заболевших/пострадавших туристов состоит из нескольких этапов:
- Пострадавший или его представитель отправил обращение. Его рассмотрели и отправили в работу. Связались с представителем пострадавшей стороны.
- Врачи определяют транспортабельность пациента. От нее зависят условия транспортировки. Утверждают состав и профиль сопровождающей бригады, необходимый перечень медицинского оборудования и лекарственных препаратов.
- Одновременно идет сбор документов, разрешающих транспортировку пострадавшего.
Какие это документы?
Если предстоит эвакуация из-за рубежа:
- Копии паспорта пострадавшего: заграничного и общегражданского паспорта РФ, в том числе страница с пропиской.
- Копии страхового полиса и акта о страховом случае (при наличии).
- Сведения о причинах невозможности медицинской эвакуации за счет страховой организации или иных источников.
- Сведения об обстоятельствах получения травмы или ухудшения состояния здоровья, включая копии всех медицинских документов из иностранной клиники с переводом на русский язык.
- Разрешение на полет «Fit to fly» с указанием приемлемых условий эвакуации: транспорт, положение пациента, перечень оборудования, рекомендации по кислородной поддержке и применению лекарственных средств.
Для эвакуации по России:
- Копии паспорта РФ пострадавшего, в том числе страница с пропиской.
- Копии страхового полиса и акта о страховом случае (при наличии).
- Сведения о причинах невозможности медицинской эвакуации за счет страховой организации или иных источников.
- Выписка из истории болезни пациента, заключения консилиумов врачей (если они были).
- Ходатайства местных органов управления субъектов в Минздрав России и МЧС России.
Для организации медицинской эвакуации специалисты Центра работают с представителями страховых и ассистанс-компаний, авиакомпаний, консульских учреждений и дипломатических представительств, зарубежных и российских клиник, органов здравоохранения субъектов РФ.