Статья 219. нарушение требований пожарной безопасности

Трудности доказывания и квалификации

Для того, чтобы виновник происшествия понес наказание по ст. 8.32 КоАП РФ, обязательно требуется доказать присутствие в его действиях состава и события правонарушения.

Учитывая специфику общественных отношений по охране лесных объектов и соблюдения действующих правил пожарной безопасности, не всегда по таким делам надлежащим образом оформляются доказательства.

В частности, обзоры судебной практики говорят о том, что составляя протоколы по факту административных правонарушений, должностные лица не всегда прикладывают к ним акты об осмотре места, где случилось происшествие, и часто не описывают конкретные действия виновного лица, которыми были нарушены законные требования, направленные на предотвращение пожаров в лесу.

Совокупность таких обстоятельств, безусловно, дает основания прекратить дело, и виновным удается избежать ответственности из-за несоблюдения формальных требований закона.

Особую сложность представляет и то, что КоАП не содержит прямого указания на нормативные акты, закрепляющие нормы и правила по соблюдению противопожарной безопасности, предусмотренные для лесов. Между тем, они содержатся не только в Лесном Кодексе, но и во многих подзаконных актах, поэтому при рассмотрении таких дел и правонарушителям, и должностным лицам приходится изучать массу нормативных документов, часть из которых может оказаться недействующей, а другая – относится к специальному законодательству.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность. Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей

Наказания за нарушение правил

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.

Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар

В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей

Размер штрафов

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

  • 1000-5000 руб. для граждан;
  • 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
  • 15000-1000000 руб. для юридического лица.

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  • 1500-5000 руб. для граждан;
  • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
  • 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Судебная практика

Рассматривая судебную практику 2019 г., найден случай возгорания на территории здания ОАО «РЖД». Последствиями пожара стали: повреждение кровли склада, а также фасада здания, которые также принадлежали указанной компании. Государственным инспектором был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.4 и наложен на железнодорожное предприятие административный штраф в сумме 40 тыс. руб. Мотив данного наказание — несоблюдение правил ПБ и несвоевременное очищение прилегающей территории от сухих кустов и мусора.

По ч. 2 ст. 20 кодекса также было возбуждено административное производство с наложением штрафа в 100 тыс. руб. Так, ЗАО «Тепличное» был осуществлен поджог мусора в период введения в действие чрезвычайного положения по пожарной безопасности.

Обратите внимание! Обжаловать данное наказание не удалось, санкция осталась неизменной. Случаи возбуждения ст. 219 УК РФ также не являются редкостью

Так, в феврале 2019 г. один из жителей г. Красноярск нанял бригаду сварщиков для проведения ремонтных работ в своей квартире. Работники пришли в состоянии алкогольного опьянения, однако приступили к выполнению своих обязанностей. После проведения сварочных работ, не обеспечив безопасность оборудования, положили газовый баллон возле дивана в комнате и ушли ремонтировать санузел

Случаи возбуждения ст. 219 УК РФ также не являются редкостью. Так, в феврале 2019 г. один из жителей г. Красноярск нанял бригаду сварщиков для проведения ремонтных работ в своей квартире. Работники пришли в состоянии алкогольного опьянения, однако приступили к выполнению своих обязанностей. После проведения сварочных работ, не обеспечив безопасность оборудования, положили газовый баллон возле дивана в комнате и ушли ремонтировать санузел.

Государственным инспектором был составлен протокол

Хозяин квартиры, будучи трезвым, почувствовал запах газа и дал свой комментарий об этом рабочим. Чтобы доказать ему, что никакой утечки нет, один из ремонтников поднес спичку к баллону. Произошел взрыв, в результате которого хозяин квартиры оказался заблокирован в комнате и не смог покинуть ее через лестницу. Для спасения собственной жизни он выпрыгнул в окно, но при падении сломал руку. Травмы были расценены как легкие. Работники понесли наказание, предусмотренное ст. 219 УК. РФ.

Пожары не прощают безответственного отношения к ППБ. Наступившие плачевные последствия жестко наказываются не только административным законодательством, но и уголовным

Для недопущения подобных последствий следует уделять особое внимание профилактике, а также обучению правилам поведения при возгорании не только на работе, но и дома

*Цены указаны на июль 2019 г.

Уголовная ответственность

Может наступить когда произошло умышленное (или по неосторожности) уничтожение или повреждение имущества, а так же за нарушение правил пожарной безопасности повлекшее смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. За умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (УК РФ, Статья 167) предусмотрен — штраф до 40000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет

Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок

За умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (УК РФ, Статья 167) предусмотрен — штраф до 40000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет

Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (УК РФ, Статья 168)

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, — штраф до 120000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок

Нарушение требований пожарной безопасности (УК РФ, Статья 219):

Совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — штраф до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Другой комментарий к статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает в случае возникновения вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector