О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
Содержание:
- Перечень запрещенных к обороту веществ
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Хранение наркотического вещества как административное правонарушение
- Наркотические средства для личных целей
- Перемещение наркотических средств и сбыт
Перечень запрещенных к обороту веществ
Количество изъятых средств является тем пределом, с помощью которого может быть применена любая статья за наркотики. Имеется перечень средств, которые оказывают психотропное или одурманивающее действие. Список довольно обширный, но имеются часто втречающиеся вещества, которые изымают у лиц:
- Диацетилморфин (героин).
- Дезоморфин.
- Гашиш.
- Лизергиновая кислота.
- Маковая соломка.
- Метамфетамин.
- Опий.
- Эфедрон.
- Амфетамин.
- Кодеин.
- Кокаин и др.
Кроме этого, существуют средства, абсолютно запрещенные к обороту, и для наступления уголовной ответственности достаточно 0.0001 грамма. На практике 0.5 грамма героина достаточно, чтобы получить срок в колонии или условное наказание, в зависимости от наличия в деле смягчающих или отягчающих обстоятельств, что предусматривает статья за наркотики.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:
разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путём завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
коррупция;
стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.
44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
90. Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение её в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера (включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию), а также угрозам в информационной сфере.
Хранение наркотического вещества как административное правонарушение
Наказание за хранение наркотического вещества
В случае рецидива, предварительного сговора группы лиц или если речь идет о наркотических средствах, психотропных веществах или их аналогов в крупных размерах, наказание может составить лишение свободы сроком от 5-хдо 8-и лет. Наконец, если к незаконному обороту наркотиков без цели сбыта было привлечено несовершеннолетнее лицо или речь идет об особо большом количестве наркотических веществ, к виновному лицу могут применить наказание в виде лишения свободы на срок от 8-и до 15-и лет.
Однако, как отмечалось выше, в некоторых случаях такие действия могут быть квалифицированы не как уголовное, а как административное правонарушение. Статья 6.9 об административных правонарушениях говорит о том, что хранение или другие действия в отношении наркотических веществ без цели сбыта в небольших размерах не влечет за собой уголовной ответственности. Оно квалифицируется как административное правонарушение, за которое предусмотрено наказание административным штрафом в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15-ти суток.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТ НОВОСИБИРСКА
+7 913 202-63-94
Примечание к этой статье говорит о том, что небольшое количество наркотического вещества определяется специально назначенным лицом, которое уполномочено специальным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Следовательно, лицо, у которого при осмотре было обнаружено наркотическое вещество, и которого обвиняют в его незаконном хранении, должно немедленно подать ходатайство о назначении экспертизы, которая могла бы определить количество незаконно хранящегося наркотического вещества. Именно на основании этой экспертизы и должно приниматься решение о том, каким образом будет квалифицироваться данное правонарушение — как административное, или как уголовное. В первом случае оно будет подпадать под действие статьи 6.9 Кодекса об административных правонарушениях, во втором — под действие статьи 228 УК РФ, а это — срок.
Часть 2 статьи 20.20 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) указывает на то, что от уголовной ответственности за действия, предусмотренные в ее первой части, освобождается лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за помощью в лечении от наркотической зависимости. Комментарий к этой статье признает такими лицами тех, что находятся на стационарном лечении в клинике или лечатся амбулаторно и стоят в очереди на госпитализацию.
В свою очередь, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях указывает на то, что лица, добровольно сдавшие наркотические средства, которые у них незаконно хранились, также освобождаются от административной ответственности.
Наркотические средства для личных целей
В Уголовном кодексе непосредственно незаконный оборот наркотиков описан в статьях 228-233. Несмотря на то, что для обывателя сбыт, перевозка и другие действия с наркотическими средствами, а также их классификация по видам и наркотическому действию не имеют существенной разницы, законодатель разделил суть оборота на несколько диспозиций.
В статьях 228 и 228.3 предусмотрены наказания за приобретение, хранение и перевозку наркотических средств, а также их прекурсоров или растений, содержащих одурманивающие вещества, и психотропных веществ. Причем законодатель разделяет по статьям наркотические средства и прекурсоры. Можно отметить, что статья за хранение наркотиков предполагает наказание в виде срока лишения свободы до 3 лет. За приобретение и хранение только прекурсоров – всего лишь ограничение свободы на период до 1 года.
Здесь можно отметить, что данные статьи предусматривают только те действия, которые могут совершаться гражданином по отношению к наркотическим средствам для собственного употребления, то есть не для продажи, даже если имеет место особо крупный размер.
Привлечение к уголовной ответственности не может быть осуществлено только в том случае, если гражданин по собственной воле сдал правоохранительным органам хранящиеся у него одурманивающие средства химического или растительного происхождения. При этом, как указано в статье 228, обнаружение и изъятие наркотических средств у гражданина сотрудниками правоохранительных органов не будет считаться добровольной сдачей, поэтому от ответственности человек не освобождается.
Перемещение наркотических средств и сбыт
Для сбыта наркотических средств применяются разнообразные методы и способы, которые наносят вред не только непосредственно тем, кто затем употребляет одурманивающие вещества, но и тем, кто напрямую их продает.
Известны случаи, когда для перевозки одурманивающих веществ из-за границы люди глотали капсулы с наркотиком, который затем извлекали общеизвестным способом. Если достать капсулы с содержимым не удается (происходит механическое повреждение емкостей прямо в желудке), человек умирает от передозировки.
Таким образом, можно отметить, что за сбыт наркотиков статья предусматривает наказание намного строже, чем за изготовление или хранение и переработку без цели продажи или безвозмездной реализации. Это связано с тем, что в первом случае общественная безопасность нарушается в большем размере, чем во втором.