План профессионального развития методическая разработка

О профессионализме

Пресловутое понятие компетентности можно рассматривать и иначе. Поскольку речь идет о профессиональном развитии педагогов профессионального образования (и среднего также), то необходимо оговориться, на чем данное свойство личности базируется. Что ж, основой тут является только эрудиция и авторитетность.

Компетентностью можно назвать способность учителя превращать свою деятельность в уникальное, эффективное средство формирования личности обучаемого. В данном случае преподаватель является своеобразным субъектом педагогического воздействия, структурирующим практические и научные знания. При всем этом преследуется лишь одна цель – более эффективно решать профессиональные задачи.

Вам будет интересно:«Процедить» — это как пропустить через сито

К основным составляющим рассматриваемого понятия можно отнести такие компетентности:

  • Специально-педагогическая. Имеется в виду авторитетность учителя и его осведомленность в определенной науке (либо в нескольких), которая определяет содержание предмета, показанного к изучению воспитанникам.
  • Специальная. Она базируется на научной компетентности учителя, то есть на имеющихся у него знаниях и способности применять их на практике. Это и делает его надежным источником образовательной информации.
  • Научно-педагогическая. Здесь подразумевается умение преподавателя превращать науку в способ воспитательного воздействия на школьников.
  • Методическая. Заключается в умении учителя выбирать оптимальные методы обучения, подходящие для решения дидактических задач. Это по большей части касается специалистов, которые обучают студентов педагогического факультета их дальнейшей деятельности – методике преподавания.
  • Социально-психологическая. Включает в себя знание процессов общения, осуществляемого в группах учеников и студентов, а также умение использовать коммуникации в целях решения задач и достижения результатов.
  • Дифференциально-психологическая. Отражается в умении преподавателя разбираться в индивидуальных особенностях его воспитанников, в их способностях, недостатках, достоинствах и сильных сторонах характеров. Это отражается в дальнейшем формировании учителем индивидуального подхода к каждому школьнику.
  • Аутопсихологическая. Заключается в осведомленности преподавателя о своих слабых и сильных сторонах и желании постоянно совершенствоваться ради повышения эффективности собственного труда.
  • Общепедагогическая. Здесь предполагается осведомленность учителя о необходимости научно подходить к проектированию и дальнейшей организации преподавательского процесса.

В общем, компетентность является довольно сложным и многогранным понятием. Разумеется, оно играет важную роль в теме профессионального развитие педагога. Именно по уровню компетентности можно спрогнозировать результаты осуществляемой учителем преподавательской деятельности.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки,ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Профессиональное становление

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

  • предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
  • подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
  • этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
  • этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Бизнес

Выдержка и самообладание

Выше было многое сказано об особенностях профессионального развития современного педагога

Теперь надо заострить внимание на отдельных качествах, наличие которых характеризует учителя как истинного специалиста

Выдержка и самообладание являются среди них ключевыми. Педагогу нужно уметь всегда сохранять спокойствие, держать под контролем свои чувства, не давать воли темпераменту. На занятиях учитель должен быть оптимистичным, жизнерадостным и бодрым, но не излишне возбужденным.

Без этих качеств развитие профессиональной деятельности педагога невозможно. Потому что само преподавание – сфера, насыщенная напряженными ситуациями и факторами, которые связаны с вероятностью возникновения повышенной эмоциональности. Поэтому без терпения, такта, толерантности, рациональности и устойчивости в этой деятельности не обойтись.

Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления

Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:

— установление человеком своих особенностей, черт, качеств, способностей;

— выбор критериев и норм оценивания себя;

— определение у себя качеств, которые уже соответствуют выбранным критериям и нормам, принятие или непринятие себя;

— предвосхищение своих потенциальных качеств;

— построение своих целей, задач, планов;

— изменение ценностных ориентаций и пересмотр существующих критериев оценки;

— пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя .

Процесс самоопределения очень динамичен. Человек то повышает «планку» критериев, то снижает её в зависимости от своих достижений, уровня притязаний, обстоятельств.

Н.С.Пряжников разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.

4. Определение ближних профессиональных целей.

5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.

7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

4 стр., 1531 слов

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

… качеств. В одном случае, это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Возникновение профессионального самоопределения … подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение» и особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности молодого человека. В главе второй проведено …

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности

Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;

4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);

5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) .

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования своих установок, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний и т.д. Однако все это человек может сделать, если его этому научили в вузе, прямо или косвенно, сформировали стремление стать профессионалом через диалогическое взаимодействие с преподавателями и друг другом, если сами преподаватели являлись примером профессионализма и компетентности. Если этого не произошло, человек, окунувшись в профессиональную деятельность и столкнувшись с внутриличностным конфликтом, не сможет преодолеть его самостоятельно. И тогда ему понадобится квалифицированная психологическая помощь.

План профессионального развития педагога

Он всегда составляется в индивидуальном порядке, но цель в любом случае одна – повышение пресловутых компетенций в соответствии с требованиями, предъявляемыми в современном мире к преподавателям.

Сопутствующими задачами могут являться изучение и дальнейшее использование современных методик и технологий для организации учебно-познавательной деятельности и повышения качества обучения школьников.

Вот что обычно входит в план профессионального развития педагога:

  • Освоение психолого-педагогических технологий (инклюзивных, в том числе) и дальнейшее их применение. Это необходимо для адресной работы с самыми разными контингентами воспитанников, начиная с социально уязвимых детей, заканчивая одаренными.
  • Формирование и совершенствование индивидуального стиля преподавания.
  • Освоение технологий, приемов и методов, соответствующих новым ФГОС.
  • Принятие активного участия в различных конкурсах, конференциях, практикумах и семинарах.
  • Разработка и последующая реализация новых индивидуальных программ развития воспитанников (как правило, совместно с родителями).
  • Планирование и проведение уроков нового либо более широкого формата (например, занятие-экскурсия).
  • Освоение специальных технологий и дальнейшее их применение в целях реализации коррекционно-развивающих задач.
  • Создание для раскрытия индивидуальных способностей воспитанников оптимальных условий, способствование формированию в них навыков самостоятельной учебной деятельности, привлечение для этого информационных и коммуникативных технологий.

Разумеется, это лишь пример. Планы, отражающие профессиональное развитие педагогов профессионального образования (а также общего, средне-специального и т. д.), обычно намного более подробны. И перед их составлением проводится тщательный анализ целей, задач, аспектов преподавательской деятельности, а также личных результатов и достижений учителя.

Построение профессиональной карьеры в организации

Для построения по-настоящему успешной карьеры существуют негласные правила, придерживаться которых необязательно, но предпочтительно. Итак:

  1. Образование

Его можно рассматривать в двух ключах: навыки и имидж. Конечно же имеет значение, что именно вы окончили – престижный ВУЗ или дополнительные курсы подготовки, но в любом случае – это инвестиция в свое будущее. Теоретические знания дают вам не только общее представление об отрасли, в которую вы стремитесь попасть. Они учат вас правильно разговаривать и смотреть на этот мир. «Корочка» зачастую не показывает реальных знаний, но является хорошим дополнением.

  1. Цель

Правильная моральная установка на достижение цели будет подталкивать вас идти вперед даже тогда, когда вас преследуют временные неудачи.

  1. Пиар

Здесь важно не только создание общего положительного имиджа. Постарайтесь оформить резюме таким образом, чтобы нанять вас захотело как можно больше людей

Главное не использовать шаблонный подход и следить за грамматическими ошибками.

  1. Выполнение работы

Навсегда усвойте самую важную истину: какое бы ни было задание, вы должны сделать его хорошо. Забудьте о принципе «абы как». Если хотите построить хорошую карьеру – делайте на совесть.

  1. Отношения в коллективе

Каких бы высот вы уже не добились, никогда «не задирайте нос». Ваши коллеги – первые кого спросят, хорошо ли вы работаете. Со сложными людьми попытайтесь максимально проявить дипломатический подход.

Понятие компетентности

О нем также необходимо рассказать, поскольку оно является важным и довольно-таки многофакторным. В данной теме компетентность можно охарактеризовать как явление, которое включает в себя систему теоретических знаний преподавателя, а также способы их применения в тех или иных ситуациях.

Сюда же следует отнести ценностные ориентации педагога и интегративные показатели, отражающие его культуру. Это отношение к своей деятельности и к себе самому, речь, стиль общения и многое другое.

Рассказывая про развитие профессиональной компетентности педагога, надо также оговориться, что в данное определение входят также понятия личностных качеств. Они необходимы для грамотного преподавания. Успешным можно назвать лишь того учителя, который на одинаково высоком уровне осуществляет педагогическое общение и деятельность, а также добивается стабильно впечатляющих результатов в воспитании и развитии.

Важно запомнить данное определение. Поскольку именно в соответствии с ним оценивается уровень развития профессиональной компетентности педагога

Обычно учитывают такие критерии:

Владение современными технологиями из сферы преподавания и применение их в своей профессиональной деятельности.
Готовность браться за решение предметных профессиональных задач.
Умение контролировать свою деятельность, принимая во внимание установленные нормы и правила.

Но важнейшая составляющая – это способности лично приобретать новые умения и знания, а затем в дальнейшем задействовать их в практической деятельности. Ведь в наше время общество испытывает стремительные, глубокие перемены. Самые динамичные за всю историю, можно сказать. Если несколько десятилетий тому назад одного образования хватало на всю жизнь, то сейчас уже действует другой стандарт. Его можно охарактеризовать как «образование через всю жизнь».

План профессиональной карьеры

В идеале человек должен выбирать свою будущую профессию опираясь на собственные склонности и желания. Если вы будете получать эмоциональное удовлетворение – эффективность вашей работы возрастет в разы. Тем не менее, многие предпочитают отодвинуть мечты на второй план и заниматься исключительно прибыльными делами.

И в той, и в другой ситуации нужно составить карьерный план, который позволит принять решение о том, какой карьерный путь выбрать:

  1. Возведение образа будущего
  • Оценка своих умений и знаний;
  • Оценка склонностей к определенному виду труда;
  • Выявление уровня самооценки, темпераменты и характера;
  • Представление того, как вы будете выполнять свою работу;
  • Представление того, как люди будут относиться к вам, когда вы получите работу.
  1. Этап планирования
  • Стратегические цели (мечты);
  • Тактические цели (ближайшее будущее);
  • Определение путей, с помощью которых вы будете достигать целей;
  • Запасные варианты (на тот случай, если ваш первичный план не сработает).
  1. Этап действий
  • Сбор информации о путях решения;
  • Принятие решения (выбор пути);
  • Мотивация (то, что будет стимулировать двигаться вперед).
  1. Оценка результатов
  • Уровень дохода, который вы сможете получить;
  • Специфика работы;
  • Время, которые вы будете тратить на работу;
  • Общий уровень удовлетворенности.

Совесть

Рассказывая о развитии профессиональных качеств педагога, надо отметить вниманием понятие совести. В данном случае имеется в виду субъективное осознание учителем своей ответственности и долга перед воспитанниками, которое пробуждает потребность поступить в соответствии с нормами преподавательской этики

Ведь именно из этого и рождается профессиональная самоотверженность.

Сюда же можно отнести еще понятие педагогической справедливости. Ее отражает объективное отношение учителя к каждому ученику. Настоящий специалист не делит воспитанников на любимчиков и всех остальных. А если какие-то ученики и вызывают симпатию, то это никак не влияет на оценку их успехов.

Вам будет интересно:Значение выражения «картина маслом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector