Энциклопедия решений. применение риск-ориентированного подхода при организации роспотребнадзором плановых проверок

Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности

Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:

  1. Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
  2. Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
  3. Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.

Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:

  1. Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
  2. Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
  3. Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.

К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.

Категории риска и критерии отнесения

Но и на этом информация, предоставляемая постановлением, не заканчивается – также в нем определены конкретные категории риска, классы опасности, а также особенности мероприятий при обнаружении той или иной категории риска и опасности. Более того, в тексте постановления созданы и критерии отнесения того или иного физического или юридического лица к определенной категории риска и опасности. Собственно говоря, на этом теоретическая часть закончилась – и с апреля 2016 года постановление начало вступать в силу поэтапно. К слову, процесс все еще не закончен, поэтому будет интересно взглянуть на то, какие шаги уже были успешно завершены, какие находятся на стадии реализации, а какие еще даже не стартовали и только назначены на определенную дату в будущем.

Структура системы риск-ориентированного подхода

Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:

  1. Формирование категорий классов риска.
  2. Сбор информации о конкретном субъекте.
  3. Анализ полученных сведений.
  4. Планирование надзорных мероприятий.
  5. Реализация проверок.
  6. Анализ эффективности надзорных мероприятий.

После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.

Нюансы сбора информации о субъекте

В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:

  • Наличие лицензии.
  • Прохождение аттестации.
  • Страхование.
  • Показатели аварийности и травматизма.
  • Отчетность по рискам и прочим показателям.
  • Декларации и экспертиза.
  • Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
  • Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
  • Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
  • Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
  • Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
  • Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.

При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации

Принципы риск-ориентированного подхода

Чтобы соответствовать понятию РОП, необходимо соблюсти несколько принципов организации деятельности:

  • распределить ресурсы по степени риска;
  • уровень мер зависит от уровня опасности;
  • при изменении ситуации меняется периодичность проверок;
  • действия контролирующего органа законны, то есть подчиняются правилам проверок в соответствии с установленным уровнем риска;
  • вся информация о факторах отнесения к той или иной группе доступна.

Частота контроля субъектов при РОП

В государственной сфере РОП применяется по нескольким направлениям деятельности:

  • пожарный надзор осуществляется Министерством по ЧС;
  • санэпидконтроль в сфере защиты прав потребителей, проводится Роспотребнадзором;
  • связь — проверки проводит Федеральная служба контроля области коммуникаций;
  • сфера безопасности дорожного движения, проверяемая Министерством Внутренних дел;
  • отдел охраны труда, проводит служба занятости населения на государственном уровне;
  • экологическое направление;
  • обработка и утилизация отходов, контроль осуществляет Росприроднадзор;
  • область ветеринарии;
  • производство алкогольной продукции;
  • медицинская деятельность, сфера производства лекарственных средств проводится Росздравнадзором;
  • энергетическая сфера;
  • антимонопольное регулирование;
  • рекламная деятельность;
  • строительная сфера.

Для справки! Под контролем Министерства по ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий находится сразу несколько направлений деятельности.

Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход меняет систему госконтроля

С 1 января 2019 года при плановых проверках бизнеса будет применяться риск-ориентированный подход. Это является одним из ключевых изменений в работе контрольно-надзорных органов в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.

Ведь различные предприятия одной направленности далеко не одинаковы по уровню потенциальной опасности. Большинство предпринимателей принадлежит к низкой категории риска, поскольку их деятельность не несёт серьёзной угрозы здоровью и имуществу граждан.

Традиционный подход к проверкам не учитывает этой разницы и старается с одинаковой тщательностью проверить каждый подконтрольный субъект. Но поскольку ресурсы ограничены, их хватает лишь на одинаково поверхностный взгляд. Риск-ориентированный подход позволяет сфокусировать возможности контроля там, где это наиболее необходимо.

Это не означает, что государство пускает на самотёк всё, что попадает в нижние категории. Однако вместо политики «надзирать и наказывать» к ним будут применяться иные меры, выраженные в партнёрском отношении к бизнесу.

При этом в отношении подконтрольных субъектов с низким уровнем риска профилактические мероприятия могут осуществляться с большей периодичностью и заменять собой плановые проверки, вплоть до их полной отмены. Таким образом, малый бизнес получает в лице государства помощника, указывающего на недостатки, но сам уровень безопасности не страдает из-за отсутствия проверок.

Ориентация на недопущение ущерба закладывает и иную мотивацию деятельности контрольно-надзорных органов: их действия должны быть направлены на снижение фактического риска, связанного с нарушениями обязательных требований. Таким образом, чем больше ущерба не допустили контрольные ведомства, тем лучше оценивается их работа. А значит, они сами заинтересованы активней проверять субъекты, несущие реальные риски.

Особенностью системы управления рисками является её динамичность. Контрольно-надзорные органы не относят бизнес к определённому уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, каждый надзорный орган проводит регулярную реклассификацию субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию. Добросовестный предприниматель имеет возможность снизить категорию риска своего дела, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.

Итогом введения этой системы должно стать значительное повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Надзор научится распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес получит значительное снижение административной нагрузки.

Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов)

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области
Перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, деятельности которых присвоены высокая и значительная категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области на 2019 год

Перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, деятельности которых присвоены высокая и значительная категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области на 2020 год

Лицензионный контроль деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

______________________________Дата изменения: 21.08.2019 15:13

Базовые принципы риск-ориентированного подхода

Рассмотрим базовые принципы РОП:

  1. Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
  2. Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.
  3. Формирование системы управления рисками.
  4. Оценка субъекта на соответствие категории риска на основании правдивых и полных сведений.
  5. Субъект может изменяться, а потому важна периодическая переоценка рисков.
  6. Совершенствование системы сбора информации, на основании которой принимается решение о присуждении определенной категории.

Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.

Как определяется класс риска?

Категория риска присуждается на основании двух факторов:

  • Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
  • Степень вероятности нарушения требований.

Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.

Категории риска

При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:

  1. Очень высокий риск.
  2. Высокий.
  3. Значительный.
  4. Умеренный.
  5. Пониженный.

Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector