Энциклопедия решений. применение риск-ориентированного подхода при организации роспотребнадзором плановых проверок
Содержание:
Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода
При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности
Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:
- Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
- Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
- Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.
Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:
- Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
- Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
- Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.
К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.
Категории риска и критерии отнесения
Но и на этом информация, предоставляемая постановлением, не заканчивается – также в нем определены конкретные категории риска, классы опасности, а также особенности мероприятий при обнаружении той или иной категории риска и опасности. Более того, в тексте постановления созданы и критерии отнесения того или иного физического или юридического лица к определенной категории риска и опасности. Собственно говоря, на этом теоретическая часть закончилась – и с апреля 2016 года постановление начало вступать в силу поэтапно. К слову, процесс все еще не закончен, поэтому будет интересно взглянуть на то, какие шаги уже были успешно завершены, какие находятся на стадии реализации, а какие еще даже не стартовали и только назначены на определенную дату в будущем.
Структура системы риск-ориентированного подхода
Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:
- Формирование категорий классов риска.
- Сбор информации о конкретном субъекте.
- Анализ полученных сведений.
- Планирование надзорных мероприятий.
- Реализация проверок.
- Анализ эффективности надзорных мероприятий.
После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.
Нюансы сбора информации о субъекте
В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:
- Наличие лицензии.
- Прохождение аттестации.
- Страхование.
- Показатели аварийности и травматизма.
- Отчетность по рискам и прочим показателям.
- Декларации и экспертиза.
- Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
- Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
- Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
- Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
- Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
- Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.
При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации
Принципы риск-ориентированного подхода
Чтобы соответствовать понятию РОП, необходимо соблюсти несколько принципов организации деятельности:
- распределить ресурсы по степени риска;
- уровень мер зависит от уровня опасности;
- при изменении ситуации меняется периодичность проверок;
- действия контролирующего органа законны, то есть подчиняются правилам проверок в соответствии с установленным уровнем риска;
- вся информация о факторах отнесения к той или иной группе доступна.
Частота контроля субъектов при РОП
В государственной сфере РОП применяется по нескольким направлениям деятельности:
- пожарный надзор осуществляется Министерством по ЧС;
- санэпидконтроль в сфере защиты прав потребителей, проводится Роспотребнадзором;
- связь — проверки проводит Федеральная служба контроля области коммуникаций;
- сфера безопасности дорожного движения, проверяемая Министерством Внутренних дел;
- отдел охраны труда, проводит служба занятости населения на государственном уровне;
- экологическое направление;
- обработка и утилизация отходов, контроль осуществляет Росприроднадзор;
- область ветеринарии;
- производство алкогольной продукции;
- медицинская деятельность, сфера производства лекарственных средств проводится Росздравнадзором;
- энергетическая сфера;
- антимонопольное регулирование;
- рекламная деятельность;
- строительная сфера.
Для справки! Под контролем Министерства по ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий находится сразу несколько направлений деятельности.
Риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход меняет систему госконтроля
С 1 января 2019 года при плановых проверках бизнеса будет применяться риск-ориентированный подход. Это является одним из ключевых изменений в работе контрольно-надзорных органов в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.
Риск-ориентированный подход предполагает, что контрольно-надзорная деятельность должна основываться на рисках и быть соразмерной им: частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.
Ведь различные предприятия одной направленности далеко не одинаковы по уровню потенциальной опасности. Большинство предпринимателей принадлежит к низкой категории риска, поскольку их деятельность не несёт серьёзной угрозы здоровью и имуществу граждан.
Традиционный подход к проверкам не учитывает этой разницы и старается с одинаковой тщательностью проверить каждый подконтрольный субъект. Но поскольку ресурсы ограничены, их хватает лишь на одинаково поверхностный взгляд. Риск-ориентированный подход позволяет сфокусировать возможности контроля там, где это наиболее необходимо.
Это не означает, что государство пускает на самотёк всё, что попадает в нижние категории. Однако вместо политики «надзирать и наказывать» к ним будут применяться иные меры, выраженные в партнёрском отношении к бизнесу.
При этом в отношении подконтрольных субъектов с низким уровнем риска профилактические мероприятия могут осуществляться с большей периодичностью и заменять собой плановые проверки, вплоть до их полной отмены. Таким образом, малый бизнес получает в лице государства помощника, указывающего на недостатки, но сам уровень безопасности не страдает из-за отсутствия проверок.
Ориентация на недопущение ущерба закладывает и иную мотивацию деятельности контрольно-надзорных органов: их действия должны быть направлены на снижение фактического риска, связанного с нарушениями обязательных требований. Таким образом, чем больше ущерба не допустили контрольные ведомства, тем лучше оценивается их работа. А значит, они сами заинтересованы активней проверять субъекты, несущие реальные риски.
Особенностью системы управления рисками является её динамичность. Контрольно-надзорные органы не относят бизнес к определённому уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, каждый надзорный орган проводит регулярную реклассификацию субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию. Добросовестный предприниматель имеет возможность снизить категорию риска своего дела, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.
Итогом введения этой системы должно стать значительное повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Надзор научится распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес получит значительное снижение административной нагрузки.
Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов)
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области
Перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, деятельности которых присвоены высокая и значительная категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области на 2019 год
Перечень юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, деятельности которых присвоены высокая и значительная категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Калужской области на 2020 год
Лицензионный контроль деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
______________________________Дата изменения: 21.08.2019 15:13
Базовые принципы риск-ориентированного подхода
Рассмотрим базовые принципы РОП:
- Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
- Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.
- Формирование системы управления рисками.
- Оценка субъекта на соответствие категории риска на основании правдивых и полных сведений.
- Субъект может изменяться, а потому важна периодическая переоценка рисков.
- Совершенствование системы сбора информации, на основании которой принимается решение о присуждении определенной категории.
Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.
Как определяется класс риска?
Категория риска присуждается на основании двух факторов:
- Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
- Степень вероятности нарушения требований.
Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.
Категории риска
При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:
- Очень высокий риск.
- Высокий.
- Значительный.
- Умеренный.
- Пониженный.
Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.