Экологические организации мира

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Законодательные нормы

Помимо того, что закон определяет право каждого человека на проживание в благоприятной и здоровой окружающей среде, природоохранная экологическая деятельность касается и его самого, то есть он должен поддерживать соответствующее качество этой среды и охранять ее доступными методами. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду осуществляется за счет государственного контроля над качеством природной среды, а также соблюдением установленного природоохранного законодательства. Одной из важнейших мер сохранности окружающей среды является реализация правильного экологического образования, а также корректного воспитания каждой личности, и в особенности это относится к молодому поколению.

В законодательстве изложены основные цели природоохранной деятельности государства, экономический механизм ее реализации, а также нормирование качества окружающей среды, план проведения соответствующих экспертиз и различные экологические требования к уже функционирующим производствам.

Задачи

Мероприятия природоохранной деятельности преследуют следующие цели:

  • обеспечение агропромышленного и промышленного комплексов на таком уровне, чтобы добиться минимального ущерба природе;
  • организация функционирования различных предприятий так, чтобы их работа наносила минимальный вред человеку и природным экологическим процессам;
  • регулировка процессами использования природных энергетических и материальных ресурсов с целью увеличения степени их экономичности, а также увеличения положительного воздействия на природу;
  • сохранение всех примечательных или типичных объектов как живой, так и неживой природы посредством создания заказников, заповедников или различных национальных парков;
  • проведение комплекса работ, направленных на организацию экологически безопасного отдыха, а также охраны здоровья населения.

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.
  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ

    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ

    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

1.doc

            7  

3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции основных документовРоссииобщейспециальной^ Правовые аспекты охраны природыздоровье^ Лекция № 38. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населенияс^ Лекция № 39. Организация гражданской обороны на промышленном объектеГражданская оборона на промышленном объекте^ Основными задачами ГО на объекте являются^ Организационные мероприятия^ Инженерно-технические мероприятия ГО^ Экономические мероприятия^ Экологические мероприятия^ Начальником гражданской обороны объектазаместитель начальника гражданской обороны^ Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала^ Заместителем начальника ГО по инженерно-технической частиотделы по делам ГО и ЧСОсновные требования, предъявляемые к убежищам3убежище^ Убежища укомплектовываются работоспособным оборудованием:жизнедеятельностьПост 1Закрыть убежище»Пост 2Пост 3^ Лекция № 40. Город как зона повышенной опасностифенол, бензол, формальдегид и т. д.Правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций^ Карманная кража^ Лекция № 41. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характераТерроризм^ Криминальный терроризмПолитический терроризм^ Если вы оказались в заложниках:алкогольногоагрессивно^ Лекция № 42. Понятие о ЧСвнутренниевнешние:стадийность^ Чрезвычайными ситуациями^ Чрезвычайные ситуации^ Стихийные бедствияПонятие рискаиндивидуальныйсоциальныйИндивидуальныйСоциальный^ Величину риска (R)R = n / N,ИнженерныйМодельныйЭкспертныйСоциологическийАварииКатастрофа^ 1. Аварии на химически опасных объектах токсичность^ Пороговая концентрацияПредел переносимостичрезвычайно опасные;высокоопасные;умеренно опасные;малоопасные вещества.^ Классификация аварийАварииАвариичастнаяобъектоваяместнаярегиональнаяглобальная^ 2. Аварии на радиационно-опасных объектах локальныеместныеобщие^ При анализе аварий используют цепочку «исходное событие – пути протекания – последствиязона экстренных мер защитызона предупредительных мероприятийзона ограниченийтехногенные^ 3. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах Пожар^ Пожаро-взрывоопасные объектыКатегория АКатегория БКатегория ВКатегория ГКатегория ДПВООтяжелыесредниелегкие^ Строительных нормах и правилахпротивопожарный режим —^ 4. Аварии на транспорте ДТП^ 5. Общая характеристика ЧС природного происхождения Риск = ф (Pa, Pb, Pcb, C),^ 6. ЧС геологического характера Землетрясения —Шкала Рихтерамагнитудвулканизмом.МагмаЛаваОползеньСелиЛавина^ 7. ЧС метеорологического характера Ураган —Буря —^ Пыльные буриСмерчторнадо.^ 8. Природные пожары типичные случаи возникновения лесного пожара:^ 9. Биологические ЧС ЭпидемияПандемияЭпифитотия^ 10. Космические ЧС КосмосАстероиды^ Первая группавторой группеТретья группа —^ Лекция № 43. Организация работы комиссии на ЧС объектахрежим повседневной деятельности —режим повышенной готовностиоперативная группаот 21 июля 1997 г. 1116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектовот 24 июля 1995 г. 1738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций^ Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)Предупреждение чрезвычайных ситуаций —^ Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераОсновная цель РСЧС —комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорийтрех режимахЗаконодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характераОбеспечение безопасности жизнедеятельностиФедеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера(1994 г.)в главе I
            7  

Поиск по сайту:  

Оформление результатов контроля

Содержание акта

Содержание акта:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
  1. протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды,
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз,
  3. объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  4. предписания об устранении выявленных нарушений и
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Виды экологического надзора

Органы государственного экологического надзора проводят следующие виды надзора:

  • земельный;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • за обращением с отходами;
  • федеральный лесной;
  • федеральный охотничий;    
  • в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • в особой экономической зоне РФ;
  • за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и использования:

  • атмосферного воздуха;
  • водных объектов;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • озера Байкал;   
  • объектов животного мира и среды их обитания.

В чем заключается кризис?

Экологический кризис представляет собой напряженное состояние отношений природы и человека, которое характеризуется отсутствием соответствия производственных отношений и производительных сил в обществе экологичным и ресурсным возможностям биосферы. При этом нужно правильно понимать, что это обратимое состояние, и в качестве наиболее активной стороны здесь выступает сам человек, так как он может предотвратить возникновение экологической катастрофы, и именно для этого существует природоохранная деятельность. Стоит отметить, что на протяжении существования нашей планеты экологические кризисы возникали уже неоднократно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector