Спусковое устройство «решётка»

Содержание:

Самоблокирующиеся

Для повышения безопасности и удобства спуска были разработаны спусковые устройства, автоматически закрепляющиеся на веревке при потере контроля над ним. Такие спусковухи не крутят веревку и имеют рукоятку управления разблокировкой. Их подразделяют на устройства одиночного (блокировка при отпускании рукоятки) и двойного (блокировка и при отпускании, и при сильном зажатии рукоятки) действия.

Одним из первых (если не первым) таких спусковых устройств стал Petzl Stop одиночного действия, разработанный на базе петцлевской же «каталки». И до сих пор он остается одним из самых популярных (его даже многие копируют — например тот же «Венто Стопор-десантер«).

Появившиеся позже Kong Indy и Anthron Double Stop — устройства двойного действия, различные по конструкции. Indy по конструктиву напоминает Stop, но с добавленной дополнительной тягой и кулачком, поджимающим веревку при зажатии рукоятки. Double Stop же имеет принципиально иную конструкцию, разработанную словацкими инженерами из Anthron. В настоящее время оба устройства можно встретить под различными торговыми марками (например, у Singing Rock есть и Indy, и Double Stop).

Особняком стоит разработанное Petzl устройство для промышленного альпинизма I’D. Оно двойного действия, при этом снабжено защитой от неправильной заправки веревки (в таком случае оно просто не будет двигаться) и системой надежной блокировки (закрепления) веревки, что позволяет при работе не отвлекаться на контроль закрепления на нужной высоте. Управляется все одной удобной рукояткой. Довольно крупное и увесистое устройство, что впрочем для промальпа не имеет значения.

Приёмы только с одной веревкой

Перила для спуска

Предположим мы подошли к склону вниз. Крепим веревку вокруг дерева/камня штыком или булинем и кидаем вниз. Перила готовы. Спускаемся «спортивным способом»

Если склон еще круче, то спортивным способом спускаться будет опасно. Тогда можно применить классический дюльфер.

Только в нашем случае у нас нету репшнура для схватывающего узла как в видео. Но что мешает его сделать хоть из шнурков? Всё лучше чем ничего. Про ремни для страховки речь пойдет ниже.

Этот способ не приятный. Альпинистов начала 20го века можно было узнать по натёртостям от веревки в районе шеи. Автор видео рекомендует подкладывать под веревку сидушку или одежду, от себя добавлю, что под ногу можно положить скальный молоток.

В случае спуска по одинарной веревке, последнему участнику придется развязать её и спуститься ногами  (лазаньем) без страховки

Поэтому, если длина веревки позволяет, лучше, перекинуть её через дерево, связать концы (это важно), бросить концы вниз и поправить веревку так, чтобы её середина пришлось на вашу опору (дерево)

Спуск происходит точно так же, по одинарной, только человек обхватывает не одну веревку, а сразу две её ветки.

Когда вся группа спуститься, узел развязывают и тянут за одну из ветвей веревки, чтобы её сдернуть и забрать с собой.

Подъем по веревке

Тут все просто. Если ничего кроме веревки нет, то сложно придумать что-то хитрое.

Страховка через дерево/скальный выступ или через поясницу

Иногда участнику проще лезть держась всеми руками за рельеф, а не за веревку. Веревкой мы лишь страхуем его (организовываем верхнюю страховку). Для начала надо прикрепить человека к этой веревке.

Для этого вяжем булинь вокруг груди и оставляем хвост подлинее.

Продеваем кончик под веревкой, что идет вокруг тела.

Продеваем руку, сдвигаем. Вот что получится сзади.

Спереди хвост «подтяжек» закрепляем абы каким узлом — нагрузки на нем не будет. Перекрестие с соседней веткой подтяжек надо сделать,чтобы узел не подвинулся по горизонтали, и подтяжки не слетели с плеча.

Это техника XIX- первой половины XX века, повисите немного в такой системе и вы станете поклонником технического прогресса и побежите покупать нормальную беседку. Я здесь демонстрирую это как аварийный вариант. Срываться в такой обвязке и даже висеть не рекомендуется — веревка сильно врезается в тело. В настоящее время использование только верхней обвязки вообще запрещено, так как если повисеть на такой штуке без опоры под ногами, можно задохнутся.

Веревку к страхуемому прикрепили. Теперь накидываем веревку на скальный выступ или заводим за дерево. Сила трения обычно даже больше, чем в страховочном устройстве, чтобы удержать напарника достаточно малейшего усилия руки.

Кому показалось мало, вот длинное видео на канале Спормарафона, а вот подробная статья на сайте ФАР о этом способе страховки.

Натягиваем переправу одной веревкой без карабинов

Видео достаточно адекватное, только в том месте, где автор использует узел восьмерка-проводник, я советую использовать австрийский проводник. Так узел будет проще развязать после пришедшихся на него сильных нагрузок.

Чтобы все элементы уместились в одно фото, покажу это на ножках стола.

Безопасность[править | править код]

Существует несколько способов обеспечить безопасность спуска на веревке. Даже если вы уронили страховочные устройства, вы сможете пройти дюльфер с использованием итальянского узла!

Итальянский узел (UIAA)править | править код

Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным

Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине

Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.

Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.

Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.

Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).

1 Если вы хотите остановиться посреди спуска (чтобы извлечь точки страховки, установленные на трассе, например), можно воспользоваться следующим способом высвободить руки.

2 Пропустите веревку под ногой в три-четыре оборота. Убедитесь, что крепко удерживаете контрольную веревку.

3 Теперь осторожно ступайте, опираясь на контрольную веревку. Обороты веревки вокруг ноги остановят спуск, а руки будут свободны

НИЖНЯЯ СТРАХОВКА

Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.

Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов

Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.

Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.

1 Альтернативный способ обеспечения страховки при спуске по веревке: первый спускающийся просто слегка придерживает веревку.

2 Если нужно притормозить спуск, надо просто натянуть веревку, придавая системе напряжение. Это замкнет устройство для спуска.

Для одной или двух веревок

Наиболее типичные представители этих устройств — различные «восьмерки» (Figure8 по-буржуйски).

Они могут быть как простыми классическими (в виде цифры «8»), так и более современными. Например, в Росии наиболее распространен «Инвар» — восьмерка с большим рабочим кольцом, маленькой перемычкой и крупными «рогами«(или «усами»), позволяющими регулировать трение или закрепить веревку. Есть и буржуйские «рогатые» варианты, например Petzl Pirana. Существуют также варианты с немного отогнутым в сторону рабочим кольцом (как у Lucky Face) или кольцом квадратной формы, что уменьшает «кручение» веревки в восьмерке. Веревку в той или иной мере «крутят», могут применяться в качестве страховочных устройств (но нежелательно).

Классическая восьмерка
Инвар
Lucky Face
Petzl Pirana

Помимо «семейства восьмерочных» есть и другие спусковухи.

Это, к примеру, очень популярная у спелеологов «решетка«. Простая и надежная конструкция, веревку не крутит, множество вариаций пропускания веревки (что позволяет гибко регулировать трение веревки в устройстве) и низкая чувствительность к загрязнению. У «решетки» есть еще одна интересная особенность — она работает в обе стороны и, если при спуске веревка обрывается выше устройства (но при этом нижний конец закреплен), решетка вас удержит.

Любопытную железку придумал Kong — спусковое устройство DeJump для каньонинга. Это устройство, может работать с одинарной или двойной веревкой и примечательно тем, что имеет систему выстегивания под нагрузкой. При этом, в зависимости от задачи, веревку в него можно заправить и без возможности выстегивания.

Из отечественных устройств стоит отметить «краб» и «рыбку» (есть еще «букашка») — спусковухи для промальпа, выполненые из стали (хотя есть и алюминиевые варианты). Работать с ними можно как на одной, так и на двух веревках, веревки встегиваются в устройство и закрепляются на «рогах» независимо друг от друга, что может быть полезным для позиционирования.

Решетка Petzl
Kong DeJump
«Краб«
«Рыбка«

Спусковые устройства Petzl

Эта марка известна на рынке по выпуску спасательного и альпинистского оборудования. Обзор подъемников начнем с серии Tibloc. Данное устройство отличается оригинальным дизайнерским оформлением. Приспособление лишено подвижных частей, что делает его максимально простым в эксплуатации. На этом фоне устройство отличается довольно агрессивными зубцами, которые могут проскальзывать при неправильной установке, повреждая веревку и дезориентируя пользователя. После нескольких тренировок его эксплуатация не вызовет проблем.

К плюсам инструмента относится малый вес и отсутствие подвижных деталей, а среди недостатков – медленная работа и требование определенных навыков для использования.

Подъемники механические

Эти модификации позиционируются как усовершенствованные прусики. Практически все приспособления работают на одинарной веревке. Например, канатно-спусковое устройство Wild Country Ropeman отличается компактностью и эффективностью. Состоит оно из узла со встроенным карабином и камлотом.

Положительные стороны:

  • Простота эксплуатации.
  • Надежность и прочность.
  • Не воздействует агрессивно на оплетку.

Среди минусов:

  • Он не предназначен для использования с двойной веревкой.
  • Имеет относительно приличный вес.

Некоторые спусковые устройства в альпинизме могут использоваться при подъеме на нижней части каната. Они называются «магические пластины». Функционал модели включает в себя пару карабинов. При этом изделие не требует агрегации с дополнительными аналогами, однако подъем не является простым по сравнению с профессиональным приспособлением, поскольку требуется определенное время для освоения данного аппарата.

Веревка+карабин+кордалет

Обвязка из кордалета или куска верёвки

Кордалет — репшнур 5-7 метров, диаметром 6-7 мм.

В видео всё доходчиво показано. (В конце показан тот же способ привязывания к концу основной верёвки, что я показал выше на фотографиях)

Главное теперь у нас есть личная обвязка. Хоть она и не удобная, в ней не повесишь, но зато у каждого своя — скорость действий группы возрастает.

Вставив туда карабин можно делать кучу штук:

Страховка схватывающим узлом

Воспользуемся репшнуром традиционно — свяжем схватывающий узел. Создать дополнительную страховку им можно при спортивном дюльфере или классическом дюльфере.

картинка из книжки про технику альпинизма полувековой давности говорит нам, что новое — это забытое старое

Если вам надо приспуститься немного ногами, а потом подняться или совершать другую работу на пологом склоне (вспоминаем передвижение по косым перилам), то тоже пользуемся кордалетом. Его можно встегнуть в надежный ремень. Тогда можно спокойно отпустить руки, не боясь подскользнуться.

Собрав карабины с участников вашей группы, можно соорудить более эффективный вариант переправы, чем просто из одной веревки. Станцию делаете из кордалета.

II. Специализированные механические устройства, которые разработаны и сертифицированы для страховки двух человек.

1. Страховочные устройства, которые могут применяться для работы в горах.

1.1. Рис. 10. Страховочное устройство «540° Rescue Belay»«540° Rescue Belay» выпускается канадской компанией «Traverse Rescue» в двух вариантах:1.2. Рис. 11 1.3. Рис. 12

1.4. Отмечают следующее положительные стороны «540° Rescue Belay» :

2. На сегодняшний день существует еще три устройства, которые имеют функцию автоматического блокирования веревки при удержании срыва, работают с веревками 10.5-11мм и позиционируются как СУ для страховки спасательных грузов ≥ 200кг. (см. рис. 13).

2.2. «SAR Pro ALLP Tech», рис. 13Б.

Другие характеристики:Несмотря на то, что СУ применяется уже около 10лет, никаких определенных отзывов спасателей-практиков об опыте применения этого устройства в горах найти не удалось.

2.3. «Heightec — PMI Quadra» рис. 13В.

Другие характеристики:Устройство «Heightec — PMI Quadra» появилось совсем недавно в 2007-2008г. Пока никаких отзывов практиков найти не удалось. Вся приведенная выше информация взята с сайтов производителя и дилеров.

Про снаряжение

Даже отправляясь в поход с полноценным комплектом горного снаряжения, указанные выше приёмы полезно знать каждому как аварийные. Мало ли кто что потеряет/забудет и т.д.

Если вы планируете применять указанные выше приёмы на конкретном маршруте как основные и уверены, что более сложных, крутых участков не встретится, то следующие мысли о подборе экипировки будут вам полезны.

Про веревку:

Для экономии веса рассмотрите возможность уменьшения диаметра и длины верёвки.

Если у вас не планируется камнеопасных осыпных склонов, где веревка может быть перебита камнем (надеюсь для прохождения такого препятствия вы возьмете не только толстую веревку, но и каски, обвязки и т.д.) можно взять 6 или 7 мм репшнур. Если вы планируете натягивать переправу, то помните, что репшнур скорее-всего будет растягиваться легче, чем верёвка-статика.

Протяженность препятствий в простом походе тоже будет маленькой. Ключевые участки на перевалах 1А, где если и надо что-то вешать, то только слабому участнику-новичку, составляют десяток метров максимум. Потому можно взять верёвку короче стандартной, обычно я хожу с 30 метрами.

Про карабин:

Немуфтующиеся карабины легче муфтующихся. Но сильно сэкономить на этом не выйдет. Особенно если он у вас групповое снаряжение. Тогда почему бы не взять карабин с муфтой для надёжности?

Обратите внимание на карабин Edelrid Pure Slider Slate. 42 грамма и при этом муфта блокируется

42 грамма и при этом муфта блокируется

Страховочный ремень

Использование страховочных ремней в альпинизме и горном туризме запрещено. Там где есть вероятность зависнуть, болтая ножками в воздухе, надо взять приличную обвязку с нормальными ножными обхватами. В нашем случае таких случаев не предполагается совсем, потому можно сэкономить вес и время, используя то, что обычно служит для поддержки штанов.

В основном такие ремни используют кого не жалко военные.

Самая крутая тут штука, как это часто бывает, от Arcteryx.

E220 Rigger’s Harness. Оно не просто ремень. К нему можно прицепить «ноги» — до полноценной беседки не будет хватать только петель для развески снаряжения. Видео от производителя тут.

А вот ремень ниже кто только не делает, но по запросу «Rigger’s Belt» в гугле найдёте его. Крепление ремня происходит прямоугольной пряжкой, а к треугольнику крепится при желании карабин.

Ремень американских морпехов. Удобно же стрелять по узкоглазым коммунистам из открытого вертолёта, пристраховавшись с помощью вот такого ремня.

Ремень Trainer Belt от компании 5:11.

Показанные выше ремни придуманы для военных, основная их задача — крепление подсумков со снаряжением. Туристам это не нужно, а вещь полегче почему бы и не взять.

Для одной веревки

Одни из самых простых спусковых устройств.

«Классикой жанра» можно считать «каталки» (или, как их еще называют «боббины«) — устройства, состоящие из двух шкивов, заключенных в рамку из двух пластин. Просто, надежно и достаточно удобно. Одна из пластин подвижная — для заправки веревки она поворачивается вокруг оси одного из шкивов. В закрытом положении фиксируется специальной защелкой, что позволяет не отстегивать спусковуху от системы при перестежке (еще плюс — не потеряется =) ). Каталки производят многие фирмы, включая, конечно же Petzl (поправьте меня если что — по-моему Петцль их и придумал).

Также есть и другие варианты спусковух под одиночную веревку — например Конговский Robot или Вентовское СУ-Р (спусковое устройство роликовое — наши любят такие некрасивые названия…).

«Каталка» от Petzl
Kong Robot
Венто СУ-Р

Это может быть также маленькая «восьмерка» (в которую не влезают две веревки), узкая «решетка» или (из отечественных разработок) «полукраб«, представляющий собой, естественно, половинку устройства «краб«. Обо всех этих устройствах — в следующем разделе.

Ascender

Это спусковое устройство можно сравнить с элитными автомобилями по аналогии. Агрегат отличается быстротой, удобством использования, безопасностью и неприлично высокой ценой. Для подъема агрегат подойдет оптимально. Приспособление оснащено эргономичной рукояткой, продуманным замком с защелкой и блокиратором. Управлять им можно свободно при помощи одной руки. В конструкции предусмотрено специальное отверстие для установки фиксирующего карабина. Имеются дополнительные гнезда для добавочных педалей и фиксаторов.

Преимущества модели: максимально продуманная конструкция и удобство в эксплуатации, абсолютное удобство в использовании. Среди минусов можно отметить большой вес и высокую стоимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector