Приложение. методика водохозяйственного районирования территории рф

Содержание:

Субъекты хозяйствования, обязанные сдавать форму 2-ТП (Водхоз)

Перечень тех, кто обязан сдавать 2-ТП (Водхоз), устанавливает Росводресурс. К числу таких хозяйствующих субъектов относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и их подразделения, которые осуществляют водопользование, а также:

  • сбрасывают (отводят) сточные воды;
  • изымают водные ресурсы из природных резервуаров или водоемов в объеме 50 куб. м в течение суток и более;
  • получают из системы водоснабжения водные ресурсы в количестве 300 и более куб. м  в течение суток (кроме сельхоз нужд);
  • сельхозпредприятия, которые на обеспечение своей деятельности изымают в течение суток 150 и более куб. м водных ресурсов;
  • предприятия, использующие оборот водоснабжения мощностью 5 тыс. и более куб. м в сутки, независимо от объема забора. 

Меры ответственности за нарушение водного законодательства

Лица, нарушающие законодательство о водных объектах, могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.

КоАП РФ содержит меры ответственности, предусмотренные за незаконное изъятие воды и сброс сточных вод в озера, реки и другие водоемы. Ответственность придется нести также лицам, которые нарушают порядок добычи ископаемых из недр, в том числе угля, торфа и иных природных богатств.

Особое внимание уделяется сооружениям, с помощью которых осуществляется добыча нефти из прибрежных и шельфовых зон. Ловля рыбы, крабов и моллюсков, осуществляемая в промышленных масштабах, также строго регламентирована

Ловля рыбы, крабов и моллюсков, осуществляемая в промышленных масштабах, также строго регламентирована.

В последнее время Прокуратура РФ применяет меры реагирования на жалобы граждан об ограничении доступа к водным объектам. По закону предприниматель, который ведет свою деятельность на проточном водоеме, обязан обеспечить доступ жителей к воде.

На примере это выглядит следующим образом: предприниматель организовал на озере инфраструктуру для отдыха – платный пляж, прокат рыболовного снаряжения и снастей. Люди, приезжающие на отдых, могут арендовать лодку или удочку у коммерческой организации, но гражданин, приехавший со своей удочкой, должен иметь возможность беспрепятственно заниматься ловлей рыбы и отдыхать у берега озера.

Такая позиция обусловлена тем, что водная гладь – это собственность Российской Федерации, и все ее граждане должны иметь доступ к водным объектам. На сегодняшний день сложилась практика применения санкций к тем, кто пытается ограничить доступ людей к водным объектам. Исключение в данном случае могут составлять только искусственные водоемы, вырытые на территории частного владения.

9.1. Структура государственного водного кадастра [12]

  • составлении схем комплексного использования и охраны вод и водохозяйственных балансов;
  • проектировании водохозяйственных, транспортных, промыш­ленных и иных предприятий и сооружений, связанных с использо­ванием вод;
  • прогнозировании изменений гидрологических и гидрогеоло­гических условий, водности рек и качества вод;
  • разработке мероприятий по повышению эффективности ра­боты водохозяйственных систем;
  • нормировании потребления и сброса вод, а также показате­лей качества вод;
  • разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
  • осуществлении государственного контроля за проведением мероприятий по рациональному использованию и охране вод;
  • регулировании взаимоотношений между водопользователя­ми, а также между водопользователями и другими заинтересованными организациями и учреждениями;

решении других вопросов, связанных с использованием вод.Для ведения ГВК Федеральное агентство по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды соз­дает автоматизированную информационную систему.Данные ГВК, наиболее часто используемые различными орга­низациями и учреждениями при решении разнообразных задач, планировались к публикации.В изданиях ГВК даются основные сведения о водных объектах и водопользователях, ресурсах поверхностных и подземных вод, данных регулярных наблюдений за режимом, качеством и исполь­зованием вод, водных балансах и балансах химических веществ поверхностных вод с учетом данных об использовании вод с раз­личным уровнем обобщения во времени и пространстве (от сред­несуточных до многолетних характеристик, от участков рек да речных бассейнов и от областей до страны в целом), а также данных об использовании вод по отраслям народного хозяйства, ми­нистерствам и ведомствам.Публикуемая часть ГВК состоит из трех разделов:

  • поверхностные воды,
  • подземные воды,
  • использование вод.

Каждый из этих разделов в свою очередь подразделяется на следующие серии:

  • каталожные данные,
  • ежегодные данные,
  • многолетние данные.

Кроме того, будут готовиться объединенные издания, содержа­щие анализ состояния и оценку изменений водных ресурсов, вод­ных балансов и использования вод. Эти издания будут охватывать одновременно все три раздела.Издания подготавливаются и публикуются:

  • раздел 1 (поверхностные воды) — Федеральным агентством по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • раздел 2 (подземные воды) — Министерством геологии;
  • раздел 3 (использование вод) — Министерством природных ресурсов;
  • Объединенные издания подготавливаются и публикуются Федеральным агентством по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Краткое содержание изданий ГВК приводится в приложении 1.

Формы публикаций разрабатываются по разделу «Подземные воды» — Министерством геологии по согласованию с Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды;На титульном листе каждого издания указываются следующие сведения:

  • наименование министерства (ведомства), осуществляющего издание материалов;
  • титул «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР» (большими буквами);
  • индекс УДК;
  • раздел и серия;
  • наименование издания;
  • часть и ее наименование (если издание делится на части);
  • том и выпуск по территориальному делению;
  • наименование бассейна (района);
  • издательство, место и год издания.

Оформление титульных листов производится в соответствии с образцами, приведенными в приложении 2. Обложка издания вос­производит титульный лист без указания индексов, серий и раз­делов.По согласованию между ведомствами, осуществляющими веде­ние ГВК, изложенная структура изданий может дополняться или уточняться.Настоящий документ определяет только общую структуру и периодичность изданий ГВК, а также общий порядок их подготов­ки и публикации.Состав публикуемых данных, формы публикаций и территори­альное деление России для изданий материалов ГВК определяются отдельными документами.

Стратегическое значение водного кадастра

Водный реестр содержит информацию о ресурсном потенциале страны. В акваториях морей, подземных источниках воды, а также гидроэлектростанциях сконцентрированы государственные интересы. От рационального использования водных ресурсов зависит благополучие страны.

Принципиально важным моментом в управлении ресурсами всегда считался поиск баланса интересов между индустриальным развитием и сохранением природного разнообразия. Государственный кадастр водных объектов ведется для того, чтобы поддерживать экологию таких объектов на постоянном уровне.

Это означает, что в ГВК, помимо прочего, содержатся сведения об утилизации промышленных отходов. Организации, осуществляющие такую деятельность, отчитываются о том, сколько отходов было слито в сточные воды. Существует система обводных каналов, которая не позволяет токсичным элементам загрязнять чистые водоемы.

Кодирование водных объектов

Систематизация информации невозможна без методики шифрования, благодаря которой можно легко и быстро идентифицировать любой объект. С этой целью еще в Минводходе СССР было введено такое понятие, как код водохозяйственного участка по государственному водному кадастру.

Кодирование ведется с использованием так называемого фасетного способа, при котором условные обозначения сгруппированы от крупных к более мелким.

Рассмотрим этот принцип на конкретном примере: ЧЕР ДНЕПР – так обозначается река Днепр, которая впадает в Черное море.

Мелкие реки и ручьи, впадающее в единый бассейн, обозначаются как ПОБЕР. Например, БЕЛ ПОБЕР – это побережье Белого моря.

Существует методика для расчета числового уровня притоков рек. В зависимости от величины, притоки подразделяются на уровни и порядки.

Форма государственного водного реестра

ФОРМАгосударственного водного реестра

Приложение. Государственный водный реестр

     Государственный водный реестр

Раздел 1 «Водные объекты и водные ресурсы». Основные формы

1.1. Бассейновые округа
1.1.1. Бассейновые округа. Состав
1.1.2. Бассейновые округа. Границы. Опорные точки
1.1.3. Бассейновые округа. Границы. Описание
1.1.4. Бассейновые округа. Границы. Карта
1.2. Речные бассейны
1.2.1. Речные бассейны. Состав
1.2.2. Речные бассейны. Границы. Опорные точки
1.2.3. Речные бассейны. Границы. Описание
1.2.4. Подбассейны. Границы. Опорные точки
1.2.5. Подбассейны. Границы. Описание
1.2.6. Речные бассейны. Границы. Карты
1.2.7. Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)
1.3. Водные объекты
1.3.1. Водные объекты. Изученность
1.3.2. Водные объекты. Список пунктов наблюдений
1.3.3. Водные объекты. Основные гидрографические характеристики водосборных площадей рек
1.3.4. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики рек. Характерные уровни воды (над нулем графика)
1.3.5. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики рек. Средние и характерные расходы воды
1.3.6. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики озер и водохранилищ. Средние месячные и на 1-е число месяца уровни воды озер и водохранилищ
1.3.7. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики озер и водохранилищ. Характерные уровни воды озер и водохранилищ
1.3.8. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики озер и водохранилищ. Температура воды озер и водохранилищ (у берега)
1.3.9. Водные объекты. Основные гидрологические характеристики озер и водохранилищ. Температура воды на акватории озер и водохранилищ
1.3.10. Водные объекты. Состояние и качество вод

Раздел 2 «Водопользование»

2.1. Водохозяйственные участки
2.1.1. Водохозяйственные участки. Систематизированный перечень водохозяйственных участков
2.1.2. Водохозяйственные участки. Границы. Опорные точки
2.1.3. Водохозяйственные участки. Границы. Описание
2.1.4. Водохозяйственные участки. Границы. Карты
2.1.5. Водохозяйственные участки. Параметры водопользования
2.2. Права пользования водными объектами и права собственности на водные объекты
2.2.1. Государственная регистрация
2.2.2. Лицензии на водопользование
2.2.2.1. Разрешения на специальное водопользование, выданные на территории Республики Крым и г.Севастополя до 21.03.2014.
2.2.3. Договоры пользования водными объектами

2.2.3. Договоры пользования поверхностными водными объектами

2.2.3.1. Договоры аренды водного объекта, заключенные на территории Республики Крым и г.Севастополя до 21.03.2014 г.
2.2.4. Распорядительные лицензии
2.2.5. Права собственности на водные объекты
2.3. Использование водных объектов
2.3.1. Использование водных объектов. Забор воды из водных объектов
2.3.2. Использование водных объектов. Водоотведение
2.3.3. Использование водных объектов без изъятия вод
2.4. Защитные и охранные зоны
2.4.1. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов
2.4.2. Зоны с особыми условиями их использования

Раздел 3 «Инфраструктура на водных объектах»

V. Утверждение количества водохозяйственных участков и их границ

50. Утверждение количества гидрографических единиц и их границ осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.

51. При утверждении количества водохозяйственных участков и их границ в состав утверждаемых документов включаются:

51.1. систематизированный перечень водохозяйственных участков на территории Российской Федерации в табличной форме;

51.2. альбом карт с нанесенными на них границами водохозяйственных участков и опорными точками на этих границах;

51.3. описание границ водохозяйственных участков;

51.4. реестр опорных точек границ водохозяйственных участков (Приложение 2).

52. Хранение документов, предусмотренных настоящей Методикой на бумажных и электронных носителях, краткой пояснительной записки и иных материалов, использовавшихся при осуществлении водохозяйственного районирования, обеспечивается Федеральным агентством водных ресурсов.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 ст. 5225

*(2) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 1. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23 ст. 2381; 2006, N 50 ст. 5279)

*(3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 1.

*(4) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 33.

*(5) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 32.

*(6) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, ст. 28.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 ст. 5225

>Структура кода водохозяйственного участка

Порядок составления отчета

В форме отражаются сведения о каждом обособленном подразделении и юридическом лице без обособленных подразделений. Предоставлять отчет необходимо по месту осуществления хозяйственной деятельности, связанной с использованием водных ресурсов.

Отчет рекомендуется формировать с использованием программы ИАС 2-ТП (Водхоз) – полное название «Информационно-аналитическая система статистической обработки сведений об использовании воды по форме федерального статистического наблюдения (водхоз)». Данная программа находится в свободном доступе на официальных сайтах территориальных водных управлений (например: «Мособлводхоз», «Федерального агентства водных ресурсов»). Скачать ее можно совершенно бесплатно. Программа рекомендована для использования во многих регионах России, а в некоторых, ее использование является обязательным.

Рис.1. Запуск программы ИАС 2-ТП (Водхоз)

Особенность данной программы заключается в том, что при ее заполнении необходимо выбрать из предложенного списка филиал того органа, который будет осуществлять прием отчетности (в последующем изменить его будет нельзя). То есть, на одном компьютере можно сформировать отечность только в Росводресурсы одного региона (рис.2).

Рис.2 Выбираем в ИАС 2-ТП (Водхоз) отдел водных ресурсов своего водного управления

Во-первых, заполняем окно общих данных: год, наименование организации, адрес, ОКПО, ОКВЭД, данные об ответственном за сдачу лице и другое.

Код ОКАТО (общероссийский классификатор административно-территориального деления объектов) должен быть выбран в соответствии с используемым ВХУ (водохозяйственного участка). В противном случае, при заполнении формы 2-ТП (Водхоз) несоответствие ВХУ и ОКАТО не даст возможности ее корректно сформировать. Программа будет выдавать предупреждение о том, что данные формы не верны. Также в соответствии между собой должны находиться коды водного объекта и расстояние до устья. 

Во-вторых, заполняем вторую вкладку (Раздел 1). Вносим данные о том, на основании чего в вашей организации происходит водопользование  (договор, лицензия, решение); информацию о «водоснабженцах»; информацию о водоснабжении; помесячном и годовом заборе воды в кубометрах; данные о виде водоснабжения, его объеме (рис.3).

Рис. 3. Раздел 1 отчета 2-ТП (Водхоз): «Забрано из природных источников, получено от поставщиков, использовано, передано и потеряно воды»

В-третьих, вносим данные в раздел 2 «Водоотведение». Опять же заполняем информацию о том, на основании чего происходит водоотведение в организации (решение, лицензия). Коды качества воды, ОКАТО, ВХУ. Данные об отведении воды в кубометрах, приемники отведенных вод; объем воды, сброшенных в водные объекты, виды стоков, в том числе ливневые (рис.4).

Рис.4. Раздел 2 «Водоотведение»

После заполнения модуля необходимо сохранить файл в форме Excel, далее скачать этот же отчет в формате tp2 и перенести документ на электронный носитель (флешкарту, диск).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector