Гост р 52284-2004 автолестницы пожарные. общие технические требования. методы испытаний (с изменением n 1)

Правила безопасности при работе автолестницы¶

Зона обслуживания АЛ-30(4310)
1 – первая зона; 2 – вторая зона

Зона обслуживания АЛ-30(4310)
1 – первая зона; 2 – вторая зона

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • производить посадку в люльку более 2-х человек;
  • нагружать люльку грузом массой более 200 кг;
  • одновременное нахождение в спасательном рукаве людей сверх нормы, указанной в инструкции по эксплуатации;
  • нахождение на лестнице и перемещение по ней людей сверх нормы, указанной в инструкции по эксплуатации;
  • проводить работы в составе неполного экипажа;
  • допускать посторонних лиц в зону работы автолестницы;
  • работать в районе линий электропередач, находящихся под напряжением, на расстоянии ближе 30м;
  • начинать работу с не установленными опорами ближе 2 – 2,5 м от обрывов, котлованов, не засыпанных канав;
  • работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  • работать в ночное время при неисправных осветительных приборах автолестницы;
  • находится под поднятыми коленами;
  • работать на поверхности с уклоном более 6°;
  • работать с поднятыми опорами;
  • оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  • работать без колодок под задними колесами;
  • работать с отключенной автоматикой бокового выравнивания;
  • проведение маневров лестницы при нахождении на коленах людей;
  • работать при отсутствии питания в системе электрооборудования, т.к. в это время автоматика и блокировка не действуют;
  • работать при неисправной гидросистеме;
  • работать при незаблокированных рессорах;
  • работать при обнаружении неисправностей гидрозамков, болтов крепления и возникновения опасных колебаний колен до устранения дефектов;
  • работать при отказе системы блокировки;
  • работать при температуре рабочей жидкости в системе свыше допустимой;
  • поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  • поднимать груз, примерзший, заваленный другими предметами и приболченный;
  • перемещение с места на место с поднятым комплектом колен;
  • регулировка предохранительного клапана при выполнении движений;
  • работа ручным стволом с не опертой вершиной лестницы;
  • смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.

вылет лестницыЗАПРЕЩАЕТСЯ

Автолестница M55L

Описание

Отличительными особенностями пожарных автолестниц производства МАГИРУС являются непревзойденные скорости выполнения операций, безотказность в работе и высочайшая безопасность. Они соответствуют самым высоким стандартам транспортных средств данного класса, адаптированы к российским условиям эксплуатации и стабильно работают в любых климатических условиях.

Подробнее

Исполнение

Многофункциональность

Научно-исследовательские и конструкторские разработки МАГИРУС позволили создать совершенную автолестницу по качеству, техническим возможностям и эргономике, которая позволяет максимально эффективно выполнять поставленные перед пожарными и спасателями задачи.

Система опор

Максимальную функциональность и простоту эксплуатации обеспечивает система опор МАГИРУС по типу Варио.

  • Непревзойденная устойчивость автолестницы и максимальная безопасность работы
  • Сокращенное время боевого развертывания
  • Увеличенный боковой вылет
  • Оптимальная адаптация к любой поверхности
  • Компенсация вертикальных перепадов опорной поверхности
  • Система автоматического выравнивания при работе на уклонах
  • Минимальная высота опор, возможность расположения опор под препятствиями
  • Высокая гибкость управления

Компьютерная стабилизация

Уникальная система компьютерной стабилизации МАГИРУС не имеет аналогов в мире:

  • Автоматическое демпфирование колебаний комплекта колен (при порывах ветра, движении людей, прыжках в люльку и пр.)
  • Высокая точность управления даже при максимальной рабочей высоте подъема
  • Увеличенная скорость работы и спасения
  • Минимальный износ конструктивных элементов, сокращение времени и стоимости технического обслуживания
  • Непревзойденный срок службы
  • Функция вертикального спасения из шахт
  • Дополнительные инструменты безопасности (датчики столкновения, цифровые системы контроля работы, предупреждающая индикация и др.)
  • Плавность выдвижения

Интеллектуальные системы мониторинга

  • Максимальная эксплуатационная надежность
  • Вывод на дисплей технических показателей работы в виде текстовой информации и графических элементов; интуитивно-понятное меню
  • Постоянный контроль нагрузки на комплект колен при помощи тензометрических датчиков
  • Прекращение движения лестницы при достижении критических значений
  • Защита всех электронных компонентов от электромагнитных помех, устойчивость к вибрациям
  • Индикация вылета на дисплее, предупреждающие световые сигналы при достижении предельных параметров работы.

Характеристики

Технические характеристики:

  • Рабочая высота: 55 м
  • Боковой вылет: 23 м
  • Грузоподъемность спасательной люльки: 300 кг
  • Производительность лафетного ствола: 1600 л/мин
  • Колесная формула: 6х4
  • Экологический класс: Euro V

Особенности:

  • Полностью автоматическая пожарная автолестница
  • Одновременное движение в трех направлениях (подъем, выдвижение, поворот)
  • Малое время боевого развертывания
  • Чувствительные к нагрузкам гидравлические системы, высокоточные системы контроля и диагностики и, как следствие, безупречная функциональная надежность
  • Максимальная безопасность за счет уникальной системы демпфирования колебаний комплекта колен (компьютерной стабилизации)
  • Многофункциональная система электронного мониторинга (шина CAN), удаленная диагностика
  • Минимальные расходы на обслуживание
  • Интеграция с системами GPS, SMS и пр.
  • Система опор ВАРИО, контроль вылета стрелы. Расположение опор под препятствиями
  • Эргономичная и устойчивая к воздействиям окружающей среды надстройка AluFire, встроенное освещение рабочих зон
  • Спасательный лифт с автоматически выдвигающимися рельсами для простого и быстрого входа/выхода
  • Идеальное решение для работы в условиях современного города

Дополнительные опции:

  • Установка насосов и системы пеносмешения
  • Спасательный лифт грузоподъемностью до 300 кг
  • Спасательный транспортер грузоподъемностью до 500 кг
  • Кронштейн канатно-спускового устройства
  • Многофункциональные приемные устройства для установки дополнительного оборудования (носилки, вентиляторы, прожекторы и пр.)
  • Функция «вертикального» спасения (например, из шахт)
  • Система питания с розетками на комплекте колен и в спасательной люльке
  • Светодиодное освещение платформы, ступеней, рабочего пространства вокруг платформы и т.д.
  • Дополнительные опции по запросу

Буклет

Брошюра МАГИРУС Автолестницы

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63

Первый вариант пожарной машины на новом шасси ЗИЛ-130 появился в серийном производстве с осени 1965 года. Разработку и производство машины под обозначением ПМЗ 63 вел Прилукский завод противопожарного оборудования. Через некоторое время, в соответствии с новой системой обозначений, машину переименовали в АЦ30(130)63. В индексе машины буквы АЦ обозначали автоцистерну, 30 – мощность установленного насоса в литрах в секунду, 130 – тип базового шасси и 63 – тип модели. Впоследствии к производству машин с таким же обозначением приступили заводы в Орехово и Лосино-Петровском.

Боевой расчет машины состоял из семи человек, в их число входил и водитель. Перевозимый запас воды в цистерне – 2100 литров, запас пенообразующего состава – 150 литров. Автоцистерны комплектовались переносной мотопомпой МП 800А, трехколенной лестницей и прочим оборудованием. Напор воды обеспечивался с помощью насоса модели ПН 30КФ мощностью 30 л/сек., однако встречаются машины поздних выпусков с насосом мощностью 40 л/сек. Таким был вариант АЦ30(130)63А, который оснащался 40-литровым насосом ПН 40У с увеличенной производительностью (именно об этом говорила литера «А» в обозначении модели). Завод в Прилуках ставил такой насос на весь ассортимент выпускаемой продукции с конца 60-х. Дальность сплошной струи воды достигала 100 метров, при использовании лафета она сокращалась до 60 метров.

Привод насоса осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности. Число оборотов двигателя пожарного ЗИЛа могло регулироваться из насосного отделения.

Требования к эксплуатации

Существуют стандартные нормативы эксплуатации и обслуживания автолестниц. Основные пункты таковы:

  1. Содержать технику в исправном техническом состоянии, в полной комплектации.
  2. После использования () автомобиль и лестницу обязательно очищают. При этом проводят смазочные операции согласно карте смазки.
  3. Если при осмотре на тросах обнаружены даже самые незначительные обрывы, то их необходимо заменить.
  4. При установке пожарной лестницы-машины около горящего объекта необходимо учитывать удобство применения. Поэтому чем ближе автомобиль подойдет к стенам объекта или к его ограждениям, тем лучше.
  5. Нельзя останавливать пожарную машину, если ее колеса попали на крышки люков колодцев, защитные ограждения траншей или котлованов.
  6. Нельзя эксплуатировать автолестницу, если угол наклона меньше 6°.
  7. В подготовку к работе включается поднятие ручного тормоза и опускание опорных щек.
  8. Первый маневр – поднятие лестницы в сборе.
  9. Затем производят ее раздвижение. Первые метры проводят на малых скоростях.
  10. Как только конструкция будет поднята на требуемую высоту, двигатель автомобиля надо заглушить.
  11. Пожарные и спасатели должны подниматься и спускаться друг за другом с интервалом не менее 3 м.
  12. При работе необходимо учитывать расположение линий электропередач. При этом придется учитывать высоту лестницы пожарной машины.

Другие версии машин на базе ЗИЛа-130

Кроме автоцистерн существовали другие версии пожарных ЗИЛов-130. Среди них можно выделить автомобили газодымозащитной службы АГ-12(130)-ПМ-198 и установки порошкового тушения АП 2. Такие машины использовались в пожарных частях крупных городов до середины 90-х.

Еще один тип пожарных автомобилей ЗИЛ – автонасосы. Самым распространенным был насос АН30(130)64А, который начал выпускаться в середине 60-х годов под обозначением ПМЗ-64А. Машины не имели цистерны для воды, запас пенообразующего состава составлял 500 литров. В комплект машины входила трехколенная лестница, кислородные баллоны и другие средства пожаротушения.

Требования охраны труда

Для безопасности использования оборудования необходимо соблюдать определенные правила:

  • Один раз в месяц на автолестницах пожарных с лифтами контролировать работоспособность ловителей для кабины лифтов;
  • После установки оборудования на выбранную площадку нужно:
  1. Пожарную автолестницу и автоподъемник поставить на стояночный тормоз.
  2. Включить силовой привод механизмов лестницы и пожарного автоподъемника.
  3. На основном пульте управления, при наступлении темноты: включить освещение пульта, люльки и стрелы.

При работе на автолестнице и автоподъемнике водитель обязан:

  1. Соблюдать и требовать от работающих на оборудовании, соблюдения требований безопасности, указанных в технической документации производителя.
  2. Оставлять включенными при малых перерывах в работе двигатель и гидронасос.
  3. Выдвигать пожарную автолестницу выше карниза кровли на 1-1,5 м и зафиксировать на замыкатели, при их наличии.

При подъеме и спуске в люльке людей следует:

  1. Проконтролировать громкую двустороннюю связь между люлькой и основным пультом управления.
  2. Люльку перевести в рабочее положение.
  3. Люльку поднять на нужную высоту или опустить на землю для посадки в нее людей.

Движение люльки можно осуществлять после:

  1. Посадки людей в количестве не больше, чем рекомендует техническая документация.
  2. Закрытия двери устройства и надежной фиксации всех людей.
  3. Команды оператора.

По завершении работ люльку перевести в положение для транспортировки.

Автомобильные пожарные лестницы – это механизированные конструкции, устанавливаемые на специально приспособленные автомобильные шасси. Это позволяет быстро доставить пожарную лестницу в нужное место и обеспечить тушение пожара и эвакуацию людей с любой высоты в кратчайшие сроки.

Функции автолестницы¶

  • Поднятие/опускание лестничного марша
  • Выдвижение/складывание телескопических секций лестницы
  • Вращение лестницы на 360° в обоих направлениях
  • Подача воды наверх через телескопический трубопровод вдоль секций лестницы и лафетный ствол
  • Спасательные операции с помощью лифта (поднятие/опускание лифта)
  • Подача огнетушащих веществ через телескопический трубопровод и лафетный ствол.

Тактические возможности

Время движения лестницы на макс. скорости без нагрузки, сек., не более
— поднятие с мин. угла до макс. 55
— опускание с макс. угла до мин. 50
— выдвижение на полную длину при макс. угле поднятия 65
— складывание (полное) секций лестницы при макс. угле поднятия лестницы 60
— поворачивание на 360° вправо или влево при полностью выдвинутых секциях лестницы и макс. угле поднятия лестницы 60
— поднятие (или опускание) лифта с нижней позиции до макс. высоты при макс. угле поднятия лестницы 70

Устройство автолестницы

Вид автолестницы со стороны установки

Вид автолестницы со стороны установки

АЛинструментаПТВ24 V

Схемы автолестницы

Требования к пожарным автолестницам

Основными требованиями к оборудованию являются:

  • Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении;
  • Маневренность и управляемость;
  • Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным;
  • Коэффициент устойчивости автолестницы — 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки;
  • Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч;
  • Наличие аварийного привода;
  • Оснащение светоотражателями и тормозной системой;
  • Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма;
  • Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении;
  • Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы;
  • Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции;
  • Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17 — 60 метров, что зависит от выбранной модели.

Навигация¶

  • 2020/04/17 12:44 Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС.
    2020/01/19 16:59 Obsidian обновил страницу Коэффициент сжимаемости воздуха.
    2019/08/17 15:24 Obsidian обновил страницу Ствол А.
    2019/08/17 15:24 Obsidian обновил страницу Ствол Б.
    2019/07/18 10:44 Aleksey обновил страницу Линейная скорость распространения горения.
    2019/04/10 14:10 Obsidian обновил страницу Сибирская Пожарно-спасательная академия (Сибирская Пожарно-спасательная академия).
    2019/01/23 15:56 Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2019/01/23 09:32 Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС.
    2018/12/04 11:01 Obsidian обновил страницу Приборы подачи огнетушащих веществ.
    2018/11/11 16:12 Obsidian обновил страницу Путь пройденный огнем.
    2018/11/11 16:08 Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2018/11/04 20:15 Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
    2018/09/03 11:21 Obsidian обновил страницу Насосно-рукавные системы.
    2018/08/27 09:34 Obsidian обновил страницу Тушение пожаров в зданиях с навесными вентилируемыми фасадами.
    2018/07/31 16:54 Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/31 15:00 Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/24 09:26 Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/07/17 14:46 Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
    2018/06/19 20:56 Tor обновил страницу Совмещенный график тушения пожара изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода огнетушащих веществ во времени.
    2018/05/18 16:40 Obsidian обновил страницу Оперативный штаб пожаротушения.
  • Случайная страница
  • Новая страница
  • Все страницы
  • Категории
  • Файлы
    • Пожарные автомобили насосно-рукавные
    • Unimod
    • АЛ-30(131)ПМ-506Д
    • АЛ-30(4310)ПМ-512
    • АЛ-30(43114)ПМ-506Е
    • АЛ-37(53229)ПМ-544
    • АЛ-50(53229)ПМ-513
    • АЛ-17(5301)
    • АЛ-30(131)Л21
    • АЛ-30(43206)
    • АЛ-30(433442)ПМ-506Н
    • АЛ-30(53373)
    • АЛ-30(5557)
    • АЛ-30/40(4320-60)
    • АЛ-42(53605)мод.01ВИТ
    • АЛ-52(65201)130ВР
    • АЛ-55(6520)мод.02ВИТ
    • АЛ-60(TATRA-815)ПМ-553А
    • АЛГ-17(51)ЛЧ
    • АНР 40-1,4(43118)
    • АНР 40-800(43253)
    • АЦ 5,0-100(43118)
    • АЦ 5,0-100(43118)-2
    • АЦ-5,0-40(43114)ПМ-525А
    • АЦ-5,0-40(43114)ПМ-593
    • АЦ-5,0-40(43253)ПМ-536А
    • АЦ-5,0-40(5337)ПМ-596
    • Варгашинский завод ППСО
    • Задержка рукавная
    • История пожарных автомобилей
    • Давид Саруханов
    • 05.01.2001 г.Новосибирск ЦУМ
    • 25.03.2018 г. Кемерово ул. Ленина 35, Торгово-развлекательный центр Зимняя Вишня
    • Лестница штурмовая
    • Ликвидация горения
    • Маркировка пожарных автомобилей
    • Новости
    • Нормативы по ПСП
    • Основные пожарные автомобили общего применения
    • Основные пожарные автомобили целевого применения
    • Сниппеты
    • Пожарные автомобили
    • Пожарные автомобили первой помощи
    • Пожарные автоцистерны
    • Пожарные аэродромные автомобили
    • Пожарные коленчатые автоподъемники
    • Пожарные рукавные автомобили
    • ОАО «Пожтехника»
    • Прием и обработка сообщения о пожаре
    • Ручные пожарные лестницы
    • Специальные пожарные автомобили
    • Тушение пожаров в зданиях с навесными вентилируемыми фасадами

    Страницы на которых имеются ссылки на данную статью

    • АЛ-30(131)ПМ-506Д
    • АЛ-30(4310)ПМ-512
    • АЛ-30(43114)ПМ-506Е
    • АЛ-37(53229)ПМ-544
    • АЛ-50(53229)ПМ-513
    • АЛ-17(5301)
    • АЛ-30(131)Л21
    • АЛ-30(43206)
    • АЛ-30(433442)ПМ-506Н
    • АЛ-30(53373)
    • АЛ-30(5557)
    • АЛ-30/40(4320-60)
    • АЛ-42(53605)мод.01ВИТ
    • АЛ-52(65201)130ВР
    • АЛ-55(6520)мод.02ВИТ
    • АЛ-60(TATRA-815)ПМ-553А
    • АЛГ-17(51)ЛЧ
    • Вылет (автолестницы)
    • Высота подъёма (автолестницы)
    • Длина лестницы (стрелы пожарной автолестниы)
    • Огнетушащие вещества
    • Оперативный штаб пожаротушения
    • Пожар
    • Пожарные автомобили
    • Пожарные автоцистерны
    • Пожарные коленчатые автоподъемники
    • Рабочее поле пожарной автолестницы
    • Ручные пожарные лестницы
    • Специальные пожарные автомобили
    • Тушение пожара

    Страницы на которые ссылается данная статья

Поиск по сайту

Эксплуатационные характеристики¶

Поле действия установкиАЛ-52(65201)130ВР

Поле действия установкиАЛ-52(65201)130ВР

  1. Наличие лифта, что позволяет осуществлять поточную эвакуацию.
  2. Наличие дополнительного рельса, позволяющего опускать лифт до земли.
  3. Наличие лафетного ствола, дистанционно-управляемого с основного пульта управления.
  4. Камера видеонаблюдения с 12-кратным увеличением, сигнал с которой подаётся на жидкокристаллический дисплей, что позволяет оценивать ситуацию с места оператора.
  5. Телескопический трубопровод для подачи огнетушащих веществ к лафетному стволу.
  6. Платформа оборудована дополнительной боковой лестницей для безопасной эвакуации из лифта и с лестничного марша.
  7. Наличие автономного резервного четырёхтактного двигателя, обеспечивающего работу во внештатных ситуациях (аварийных режимах).
  8. Автоматическое, полуавтоматическое и ручное управление гидравлической системой.
  9. Установка в рабочее горизонтальное положение не более чем за 30 секунд.
  10. Наличие подогрева бака с гидравлической жидкостью и подогрев дисплея пульта управления, что позволяет эксплуатировать АЛ при низкой температуре.
  11. Каждый аутригер оборудован сенсорами плотного контакта с землёй и сенсором обнаружения препятствий.
  12. На вершине лестницы также установлены сенсоры обнаружения препятствий.
  13. Рабочее место оператора оборудовано дополнительной выдвижной платформой для увеличения рабочей площади и креслом для оператора.
  14. На автолестнице установлена трансмиссия (КПП и КОМ) фирмы ZF (Германия).
  15. Гидравлический насос DARK (Германия).
  16. Надстройка смонтирована на независимой субраме повышенной жёсткости, что обеспечивает повышенную устойчивость и надёжность конструкции.

Разное

Лафетный ствол установленныйна верхнем звене установки

Лафетный ствол установленныйна верхнем звене установки

Пульт управления установкой

Пульт управления установкой

Опоры платформы автолестницы

Опоры платформы автолестницы

Так же вас могут заинтересовать следующие страницы

  1. Пожарные автолестницы
  2. Классификация пожарной техники

У данной страницы нет кураторов!

  Имя Размер
Back.png 169,34 KB
Field.png 52,82 KB
Lafet.png 160,26 KB
Main.png 184,83 KB
Pult.png 179,41 KB
SchemaBack.png 22,97 KB
SchemaFront.png 24,42 KB
SchemaSide.png 73,12 KB
Turret.png 163,77 KB

Просмотров:

Понравился материал — расскажите о нем:

Аэромобильные группировки ГДЗС История пожарной охраны Личности Навигация Награды Нормативные акты Нормативы Общественные мероприятия Огнетушащие вещества Огнетушители Организационные основы Памятные даты Пожарная опасность веществ и материалов Пожарная опасность зданий и сооружений Пожарная тактика Пожарная техника Пожарное оборудование Пожарно-строевая подготовка Пожарные автомобили Пожарные насосы Пожарный инструмент Предприятия-изготовители Приборы подачи ОТВ Программное обеспечение Противопожарное водоснабжение Профессиональная подготовка Профессиональный сленг Расчеты СИЗОД Снаряжение пожарных Списки Спорт Средства индивидуальной защиты Статистика Термины Участники тушения пожара Учебное оборудование Форма Шасси

Принципы нашего сообщества

Адрес для обратной связи с администратором сайта: Obsidian e-mail

ScrewTurn Wiki version 3.0.5.600. Some of the icons created by FamFamFam.

Устройство автолестниц пожарных

Пожарные автолестницы – это пожарные автомобили со стационарными механизированными выдвижными и поворотными лестницами.

Основные конструктивные элементы автолестницы:

  • Базовое шасси с передней опорной стойкой и платформой;
  • Силовая установка;
  • Основание для опоры;
  • Основание подъемно-поворотное;
  • Стрела;
  • Механизмы, посредством которых: поворачивается башня, осуществляется подъем-спуск, выдвигается или сдвигается стрела;
  • Гидросистема;
  • Система электрооборудования;
  • Пульты управления с устройствами управления и блокировки.

Автолестница пожарная АЛ 30, основные узлы

На рисунке:

  • Поз. 1 — основное шасси;
  • Поз. 2 — опоры;
  • Поз. 3 — устройство выключения рессор;
  • Поз. 4 — круг опорно-поворотный;
  • Поз. 5 — рама поворотная;
  • Поз. 6 — секции для стрелы.

Комплект секций стрелы в выдвинутом состоянии

Особенности стрелы:

  • В ее составе четыре, пять, шесть или семь секций, что зависит от модели механизма;
  • Все секции телескопически соединены между собой;
  • Каждое звено изготавливается из высокопрочной легированной стали;
  • В составе секции две боковых фермы, которые образуют снизу профилированную тетиву и верхний пояс;
  • Между собой элементы соединены раскосами и стойками;
  • В горизонтальной плоскости боковые фермы соединены ступенями;
  • В комплект колен автолестниц большой высоты входит лифт, который служит для быстрого подъема пожарных на высоту, специального оборудования или эвакуации людей;
  • Лифт при помощи лебедки на роликах перемещается по направляющим, прикрепленным к верхним поясам секций стрелы;
  • Лифт имеет систему торможения или ловитель. При обрыве троса автоматически срабатывает у лебедки система торможения, что останавливает лифт;
  • Вверху первой стрелы автолестницы иногда устанавливается с ручным или канатным управлением съемный лафетный ствол. Этот механизм может иметь дистанционное управление с  электроприводом, или неуправляемым коллектором для пеногенератора ГПС-600, при котором автолестница выполняет функции пеноподъемника.

Помимо этого:

  • Все современные модели автолестниц предусматривают устройство специальной площадки, где крепится эластичный секционный спасательный рукав РС-С. Это позволяет выполнять быстро эвакуацию, включая людей с ограниченными возможностями;
  • Некоторые автолестницы имеют съемную или постоянно закрепленную на вершине подвесную люльку, чаще двухместную. Это придает конструкции дополнительные возможности, которые характерны для автоподъемников;
  • При оснащении автолестницы пропорциональной системой электрогидроуправления, люлька снабжается дополнительным пультом, с него оператор может управлять всеми перемещениями стрелы.

Регламент застройки

Приступая к застройке, подрядчик обязательно согласовывает план с управлением МЧС на момент его соответствия требованиям регламентирующих документов. Есть два основных понятия:

  • пожарный проезд, обеспечивающий сквозное проникновение спецтехники через территорию;
  • пожарный подъезд, гарантирующий движение транспорта непосредственно в зоне возгорания.

Эти участки должны иметь универсальные габариты, независимо от того, пожарные машины какой высоты и ширины имеются на вооружении у ближайшей станции спасателей. И все же при планировании застройки индивидуально рассчитывают ширину проездов и подъездов и подбирают разновидности этих зон.

Расчет ширины

Чем меньше этажность зданий, тем уже проезд для спецмашин. Все дело в том, что чем меньше строение, тем легче провести в нем спасательную операцию. Современные градостроители придерживаются следующих показателей:

Количество этажей Ширина проезда (м)
до 5 3.5
6 – 16 4.2
больше 17 6

В ограниченном пространстве в этот размах могут включаться тротуары, но при условии, что пешеходные дорожки проложены с учетом нагрузки более 16 тонн.

Высота

Высота пролета рассчитывается при возведении арки, ведущей в закрытые и полузакрытые дворы. Она остается прямо зависимой от высоты пожарных машин с лестницей как основного вида техники, стоящей на вооружении МЧС. Минимально арочный проезд для пожарной машины возвышается на 4.25 м. При условии поочередного размещения закрытых дворовых территорий такие арки размещают через каждые 300 метров. Эти нормы прописаны в СНиП 2.08.02-89.

Расчет длины

Длина – важный параметр для создания свободного пожарного подъезда, который должен вести к самому зданию. При его расчете также учитывается этажность. Длина подъезда – расстояние от его ближайшего края до стены.

Количество этажей Длина подъезда (м)
до 10 5 – 8
более 10 8 – 10

Если в конце проезда тупик, то обязательно оборудуют свободную площадку 15×15 м для разворота спецтранспорта. Длина тупикового проезда не должна превышать 150 м.

Габариты автомобиля важны и при расчете высоты расположения патрубков для подключения пожарных машин. Сухотрубы являются обязательным атрибутом системы пожарной безопасности при возведении производственных и жилых зданий. Команда спасателей, прибыв по вызову, ориентируется на специальные таблички на фасаде здания.

Согласно п. 7.4.4 СП 54.13330.2016, являющихся нормативным документом для проектирования многоквартирных домов, допускается оборудование зданий до 50 метров внутренней системой подачи воды для тушения пожара. Часть труб при этом вместе с запорными клапанами и полугайками для подключения воды выводится наружу. Соединительные части в этом случае располагают на фасаде на высоте 0.8 – 1.2 метра от земли в зоне площадки подъезда для двух автомобилей.

В основном для МЧС СП 10.13130.2009 регламента расположения патрубков для подключения ПА нет. В проекте – внесение изменений, в которых будет прописано, что «установка патрубков унифицирована с ПК зданий. Верхняя точка при этом будет 1.35 м от пола для одиночных выходов. Для спаренных – для нижнего 1±0.15 м и 1.5±0.15 м для верхнего».

Типы конструкций

Разновидности пожарных автолестниц

Существует несколько признаков, по которым классифицируется оборудование.

К ним относятся:

Разная высота выдвижения лестницы. Она может быть:

  1. Легкой — до 20 м;
  2. Средней — в пределах от 20 до 30 м;
  3. Тяжелой — более 30 м.

Использование специального оборудования для эвакуации. К ним относятся:

  1. Самый простой вариант, в котором предусмотрена только выдвижная лестница;
  2. Автолестница, оборудованная на вершине люлькой;
  3. Лестница с лифтом, который перемещается с помощью гидравлического привода;
  4. Автолестница, с люлькой, расположенной на ее вершине, и лифтом, передвигающимся по ней.

Виды механизмов, приводящих в движение секции стрелы:

  1. Гидравлический;
  2. Электрический;
  3. Механический;
  4. Комбинированный.

Описание модели

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ

Для проведения спасательно-эвакуационных работ в 5-этажных зданиях пожарная охрана выдала задание на разработку 17-метровых автолестниц. Их появление как раз совпало с началом массового промышленного строительства пятиэтажек — «хрущевок». Первые же инженерные расчеты показали, что для относительно небольшой 17-метровой лестницы не понадобится шасси тяжелого грузовика. Для этой цели вполне подходит самый массовый и дешевый в СССР 50-х годов грузовой автомобиль ГАЗ-51, с 1955 года ГАЗ-51А. В результате во второй половине 50-х Новоторжокский завод противопожарного оборудования начал поставку в пожарные части, расположенные в районах новой пятиэтажной застройки, «газиков» с лестницами, получившими индекс по своей максимальной длине — АЛ-17. Для ее установки не пришлось вносить радикальных изменений в шасси грузовика, даже длина базы и заднего свеса рамы остались стандартные. Лестница опиралась на шасси автомобиля как раз в районе заднего моста.

В первые годы выпускалась лестница с ручным приводом АЛГ-17(51)ЛТ. С 1962 года ей на смену пришла АЛГ-17(51)ЛЧ, разработанная Торжокским заводом противопожарного оборудования, с гидравлическим приводом, который автоматизировал выдвижение и поворот лестницы. Механизмы лестницы приводились в действие от обычной коробки отбора мощности, которая серийно применялась на самосвалах, мусоровозах, пожарных автоцистернах, тоже массово строившихся на шасси ГАЗ-51. Привод же выдвижных опор оставался механическим на всех модификациях, так что водителю машины приходилось изрядно потрудиться при каждом боевом развёртывании. Лестницы серии АЛ-17 поднимались от горизонтального положения на 80 градусов и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов.

ГАЗ-51 с лестницей АЛ-17 прославился в качестве игрового автомобиля в знаменитом советско-итальянском фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (в зарубежном прокате — «Эта безумная, безумная гонка по России»). Там есть сцена, где три итальянских гостя и сопровождающий их сотрудник КГБ на ходу выдвигают вперед пожарную лестницу и прямо на высокой скорости перебираются по ней на крышу едущих в 17-ти метрах впереди «Жигулей» с главной героиней за рулем. Конечно, в реальности развернуть лестницу движущегося пожарного автомобиля невозможно, но кинотрюк получился незабываемый.

В Военно-техническом музее г. Москвы представлена «гидравлическая» модификация лестницы для пятиэтажек АЛГ-17(51)ЛЧ. Точно такая же машина, тоже сохранившаяся в хорошем состоянии, установлена в качестве памятника в московских Новых Черемушках — перед зданием Управления МЧС по Юго-Западному административному округу столицы.

Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ, шасси ГАЗ-51. Государственный военно-исторический музей, Московская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector