О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 1 апреля 2020 года)
Последние поправки
Последняя редакция ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 218. Изменения произошли в статье 10, в которой дан список полномочий Правительства Российской Федерации. В эту статью был добавлен пункт «с». Согласно этому пункту в полномочия Правительства РФ добавилось то, что оно упорядочивает и регулирует действия Федеральных органов во время пожаров в лесах.
В ст. 4 ФЗ 68 «О чрезвычайных ситуациях» описана единая система, по которой работают органы, сотрудники, граждане и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта единая система объединяет силы, действия и мероприятия, проводимые всеми органами Российской Федерации при предупреждении и ликвидации ЧС.
Принципы ЕГС:
- Создание и использование норм и экономических функций по защите населения на водных объектах;
- Сотрудничество в международном масштабе для защиты граждан. Защита происходит как на пожарах, так и на водных объектах и в других ситуациях;
- Создание и использование научных и технических программ по защите и безопасности населения;
- Помощь в реализации прав и обязанностей населения в описываемой сфере;
- Поддержание органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией катастроф, в состоянии готовности;
- Планирование и реализация мероприятий и операций по поддержке населения, пострадавшего в катастрофах и проведение гуманитарных акций;
- Сбор, обработка и использование сведений в описываемой сфере;
- Ликвидация техногенных и природных катастроф;
- Мероприятия по разъяснению и профилактике, а также подготовке населения к возможным катастрофам;
- Проведение экспертиз и надзора в области защиты граждан во время опасных ситуаций;
- Оповещение и информирование населения о надвигающейся катастрофе;
- Создание и использование финансовых резервов;
- Оценка и прогнозирование возможных ЧС.
Согласно 68 ФЗ ст. 14 у организаций, защищающих население от чрезвычайных ситуаций, существует ряд определенных обязанностей.
Среди этих обязанностей:
- Организация и осуществление запланированных мер по защите сотрудников организаций во время катастроф;
- Информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях, предоставление Федеральным органам информации и участков для установки оборудования;
- Организация мероприятий по повышению уровня жизнедеятельности работников;
- Предоставление необходимой информации населению;
- Создание операций и их осуществление, а также подготовка граждан к возможным чрезвычайным ситуациям;
- Создание финансовых резервов;
- Поддерживать в нужном состоянии технические системы, оповещающие население о надвигающихся катастрофах;
- Финансировать операции и мероприятия по подготовке работников и граждан;
- Проводить спасательные и аварийные работы при необходимости, организовывать неотложные работы на объектах.
В статье 19 ФЗ 68 дан список обязанностей всех лиц при предостережении о надвигающейся катастрофе и при аварийно-спасательных операциях. Каждый гражданин России обязан следовать законодательству страны в описываемой области для защиты и безопасности. Кроме этого при обнаружении возникших опасных ситуаций и при обнаружении ситуаций, когда необходима помощь, граждане обязаны оказывать содействие другим лицам. Другой обязанностью населения считается соблюдение мер безопасности в быту и на производстве. Государственные органы и организации проводят мероприятия по обучению граждан о необходимых действиях во время возникновения чрезвычайных ситуаций, эти действия они обязаны совершать. Граждане обязаны обучаться приемам оказания первой помощи и поведения на воде, при пожаре и других катастрофах.
Скачать последнюю редакцию закона
ФЗ о ЧС природного и техногенного характера помогает скооперироваться государственным органам и гражданам Российской Федерации для предотвращения и ликвидации возникших ЧС. Чтобы избежать возможных ошибок, повреждений или чтобы не пострадать во время катастрофы, рекомендуется изучить этот закон.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (800) 350-73-59
Обзор документа
Утверждены основы госполитики России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г.
В документе отмечается, что к числу основных угроз отнесены стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, техногенные аварии и катастрофы, особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, также связанные с урбанизацией и ростом интенсивности миграции.
Среди задач госполитики в этой области названы внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении госнадзора, развитие систем раннего обнаружения опасных природных явлений и процессов, применение систем дистанционного мониторинга, в том числе с помощью космических аппаратов, развитие авиационно-спасательных технологий, создание специализированных робототехнических комплексов, развитие систем информирования и оповещения населения, создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, привлечение волонтеров, формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения и ряд других.
Раскрыты механизмы реализации госполитики, показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ресурсное обеспечение соответствующих мероприятий и некоторые другие аспекты.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: