Статья 17. основные задачи подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуаций

Основные задачи гражданской обороны — список

Он состоит из следующих действий:

1. Обучать население способам, которыми оно может защитить себя от опасностей, имеющих место вследствие военных действий либо при их ведении.

2. Оповещать жителей о таких опасностях.

3. Эвакуировать людей, а также материальные и культурные ценности в безопасный район.

4. Предоставлять жителям убежища и средства по индивидуальной защите.

5. Проводить мероприятия по световой маскировке и прочим ее видам.

6. При военных действиях и их последствиях вести аварийно-спасательные работы.

7. Обеспечивать пострадавшее от военных действий население медицинским обслуживанием с оказанием в срочном порядке требуемых мер первой помощи.

8. Бороться с пожарами при военных действиях или их последствиях.

9. Выявлять и обозначать районы, испытавшие воздействие заражения — радиоактивного, химического, биологического и т. п.

10. Обеззараживать население, здания, территорию, технику и проводить прочие неотложные мероприятия.

11. Восстанавливать и поддерживать порядок в местах, пострадавших при военных действиях.

12. Оперативно организовывать работу всех нужных коммунальных служб в условиях ведения войны.

13. Проводить захоронение трупов.

14. Разрабатывать меры, цель которых — сохранность особо важных объектов, необходимых для стабильного функционирования экономической системы и обеспечения выживания и безопасности населения во время войны.

15. Обеспечивать и поддерживать ресурсы ГО в полной готовности.

Чем обязаны заниматься органы власти в субъектах РФ?

Их задачи состоят в следующем:

1. Составлять планы обучения гражданской обороне населения.

2. Организовать преподавание и изучение в образовательных учреждениях (как государственных, так и частных) курса ОБЖ.

3. Создавать и оснащать с технической точки зрения курсы, консультационные пункты и УМЦ с организацией их деятельности.

4. Учитывая особенности региона, уточнять программы, по которым должностные лица и сотрудники будут проходить обучение по подготовке в таких УМЦ и на соответствующих курсах.

5. Проводить учебные сборы с участием преподавателей ОБЖ и руководства ОУ.

6. Пропагандировать знания в области ГО среди населения.

7. Производить выпуск специальной литературы и необходимых пособий с обеспечением ими населения.

8. Контролировать качество и ход просвещения жителей в сфере ГО.

9. Обучать работников собственных организаций в данной области с уточнением состава и методик необходимых программ.

10. Следить за состоянием материально-учебной базы для занятий по ГО.

Кто относится к обучаемым

Всех подлежащих обучению гражданской обороне лиц можно отнести к одной из перечисленных ниже групп:

1. Начальникам ГО федеральных органов власти, главам власти (исполнительной) субъектов РФ и руководителям местного самоуправления, которые, согласно должности, выступают в роли начальников по гражданской обороне.

2. Должностным лицам, руководителям и работникам органов, управляющих мероприятиями ГО (в том числе начальникам организаций).

3. Личному составу соответствующих формирований.

4. Работающему населению, не относящемуся к составу формирований.

5. Учащимся школ и студентам.

6. Неработающему населению.

Формы обучения в области ГО

1. Начальники ГО федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО:

  • а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;
  • б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО;
  • в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

2. Начальники гражданской обороны организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:

  • а) самостоятельная подготовка;
  • б) переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, УМЦ ГОЧС и на курсах ГО;
  • в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

3. Личный состав формирований:

  • а) повышение квалификации в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО (руководители формирований);
  • б) проведение занятий с личным составом формирований по месту его работы;
  • в) участие в учениях и тренировках по ГО.

4. Работающее население, не входящее в состав формирований:

  • а) проведение занятий по месту работы;
  • б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО;
  • в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении действий или вследствие этих действий.

5. Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования:

  • а) обучение (в учебное время) по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
  • б) участие в учениях и тренировках по ГО;
  • в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

6. Неработающее население (по месту жительства):

  • а) посещение мероприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, консультации, показ учебных фильмов и др.)
  • б) участие в учениях по ГО;
  • в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

Обучение гражданской обороне

Закон Российской Федерации № 28-ФЗ от 12.02.98г. «О гражданской обороне»

Закон Российской Федерации в редакции федерального закона № 12-ФЗ от 13.01.96г. «Об образовании»

Постановление Правительства РФ № 841 от 02.11.2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»

Организационные указания по обучению населения РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы.

Учебный объект организации – элемент промышленного, сельскохозяйственного и др. производства, на котором проводятся занятия, учения и тренировки по защите от ЧС военного времени.

Учебный городок – территория со специально оборудованными площадками, сооружениями, элементами объектов промышленности и т.п., технологических, коммунальных, энергетических и др. сетей, завалами и другими элементами, имитирующими участки очагов поражения.

Объекты ГО – защитные сооружения ГО, пункты управления, узлы связи и др.

Учебный кабинет – помещение с мебелью и средствами обеспечения учебного процесса, предназначенное для теоретической подготовки населения, а также проведения практических занятий по отдельным темам в области ГО.

Уголок ГО – часть учебного, служебного или другого помещения со средствами обеспечения учебного процесса, предназначенная для проведения занятий по программам обучения в области ГО.

Действия при радиационной опасности

Если информация о радиационной аварии получена на улице, то необходимо прикрыть органы дыхания платком, шарфом и быстрее укрыться в помещении. В укрытии действия населения в условиях ЧС предполагают следующее:

  1. Снять верхнюю одежду и упаковать ее в полиэтиленовый пакет.
  2. Если есть такая возможность, то необходимо принять душ.
  3. Все вентиляционные отверстия, щели в окнах и двери заделать для предотвращения проникновения радиации внутрь.
  4. Набрать воды в емкости, которые можно герметично закрыть.
  5. Продукты питания разместить по пакетам и убрать в холодильник или закрытый шкаф.
  6. Если имеется респиратор, то его надо использовать для защиты органов дыхания. В случае его отсутствия для этих целей подойдет ватно-марлевая повязка или любые другие подручные средства.
  7. Необходимо провести йодную профилактику: на протяжении недели принимать по таблетке «Йодистого калия». Если такого препарата не оказалось, то можно в стакан воды капнуть 3-5 капель йода и выпить. Детям дозировка составляет 1-2 капли.

После прекращения угрозы остается опасность из-за загрязнения местности радиоактивными продуктами. Чтобы исключить это вредное воздействие на организм, надо соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Не покидать помещение без срочной необходимости.
  2. Выходя на улицу, надо надевать плащ, сапоги, перчатки и пользоваться респиратором.
  3. Нельзя купаться в открытых водоемах, собирать ягоды и грибы в лесу.
  4. Дом и территорию вокруг здания чаще увлажнять. Делать уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
  5. Воду пить можно только из проверенных источников или покупать в магазине.
  6. Перед едой рот рекомендуется полоскать раствором питьевой соды.

Эти простые рекомендации позволят снизить риск развития лучевой болезни.

Безопасность в общественном транспорте

Передвижение в городском транспорте также нельзя назвать абсолютно безопасным. Полностью исключить аварийные ситуации невозможно, поэтому надо быть к ним готовыми. Действия населения при ЧС такого характера будут более результативными, если во время поездки на общественном транспорте соблюдать следующие рекомендации:

Если нет возможности во время движения сидеть, то лучше занять место в середине салона

Необходимо обратить внимание на расположение аварийных выходов. Учитывая, что передвижение трамваев и троллейбусов зависит от электрического питания, то в аварийной ситуации необходимо как можно быстрее покинуть салон

Паника приводит к скоплению людей возле выходов, поэтому можно воспользоваться аварийным, для этого следует выдернуть шнур и выдавить стекло. При возгорании в салоне у водителя необходимо взять огнетушитель и постараться ликвидировать очаг возгорания.

Опасными считаются аварии на воздушном транспорте. Покинуть самолет в воздухе не получится, как автомобиль или автобус. Наиболее тяжелые последствия наблюдаются в результате разрушения самолета, отказа двигателя на большой высоте, систем управления.

Знание инструкций, как необходимо действовать в той или иной ситуации на борту, помогут избежать опасных последствий:

  1. Декомпрессия на борту возникает при нарушении герметичности салона. Начинается с оглушительного рева и все пространство быстро заполняется пылевыми частицами, видимость сильно нарушена. Воздух быстро выходит из легких, и предотвратить этот процесс невозможно. Если случилась такая ситуация, необходимо надеть кислородную маску. Сделать это необходимо до того момента, как приступить к спасению своих близких, детей. Если не помочь себе, то сознание покинет очень быстро, и помочь будет уже невозможно.
  2. После надевания маски необходимо пристегнуть ремни безопасности.
  3. Если на борту случился пожар, то опаснее дым, поэтому надо прикрыть органы дыхания, желательно смочить салфетку или платок водой.
  4. К выходу после посадки надо передвигаться на четвереньках по полу, там меньше задымленности.
  5. После выхода на улицу надо отойти от борта самолета как можно дальше на случай, если произойдет взрыв.

В любой ситуации действия населения при угрозе ЧС должны осуществляться без паники. Это позволит спасти многие жизни.

Группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС природного и техногенного характера

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в ЧС.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления РСЧС (работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенные в состав органов управления РСЧС (уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по ЧС органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций ( председатели комиссий по ЧС).

Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав РСЧС;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по ЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;

г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования РСЧС, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Подготовка в области защиты от ЧС предусматривает:

а) для работающего населения — проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в ЧС с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от ЧС;

в) для обучающихся — проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования РФ по согласованию с МЧС РФ;

г) для руководителей органов государственной власти — повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Разновидности ЧС

Действия населения при непредвиденных ситуациях будут зависеть от разновидности аварий, а они бывают следующие:

Техногенного характера. В эту категорию можно отнести аварии на транспорте, разрушения сооружений, взрывы, пожары и выбросы химических веществ, катастрофы на водных сооружениях. Действия населения при техногенных ЧС будут отличаться с учетом нюансов конкретной ситуации. Военные ситуации. На первом месте – применение оружия массового поражения, сюда же можно отнести террористические действия, социальные протесты, захват и разрушение обширных территорий. Чрезвычайные ситуации социально-политического характера: похищение людей, торговля различными видами оружия, взятие в заложники, антиконституционные действия. Действия населения при ЧС биологического характера часто направлены на ликвидацию или недопущение поражения живых организмов

Важно не допустить распространение эпидемий среди людей, причинение вреда окружающей среде

Подготовка населения к действиям в ЧС позволит выйти из экстремальных ситуаций с минимальными потерями и повреждениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector