Глава 5. организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в рамках комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения и территорий субъекта российской федерации
Содержание:
- Принцип действия
- Участники системы
- Автоматизированная информационная система мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лабораторного контроля в г. Москве (АИСМП-ЧС)
- Задачи системы
- Причина возникновения
- Стадии развития
- Классы чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения
- Исследование источников
- Оборудование собственного производства
- Презентация на тему: » ТЕМА «МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС. ТЕСТ ПО ТЕМЕ МЧС РОССИИ Допишите, что означают данные даты: 27 декабря 1990 г_________________ 19 ноября 1991 г___________________.» — Транскрипт:
- Мониторинг ЧС из космоса
Принцип действия
Для выявления ЧС каждого типа используется свой набор датчиков и алгоритм обработки информации, но в остальном все станции мониторинга ЧС действуют по одинаковой схеме:
- Для определений факта возникновения ЧС, станция сравнивает показания датчиков с критическими значениями. Если текущие показания выходят за пределы нормы, формируется сигнал ЧС. Для каждой станции может быть заведено несколько уровней ЧС.
- Работа системы подразумевает непрерывную передачу данных на удаленный WEB сервер для организации мониторинга в режиме реального времени. Серверов может быть несколько. Данные на них могут передаваться как с использованием мобильной связи (GPRS/3G), так и через локальную сеть предприятия (Ethernet / WiFi).
- Для передачи данных на удаленный WEB сервер используется протокол HTTP (HTTPS). Все станции являются HTTP клиентами, и соединяются с сервером так же, как и пользователь при регистрации на любом сайте.
- Программное обеспечение для серверов представляет собой набор WEB приложений (PHP, JavaScript и HTML файлы). Разместив файлы в отдельном каталоге на WEB сервере, и открыв этот URL с помощью браузера, мы попадем на страничку системы «КСЭОН-Инфо». Эта страничка отвечает за связь со всеми компонентами системы, и одновременно является интерфейсом пользователя.
- Использовать программное обеспечение можно на любом WEB сервере с поддержкой PHP. Такой сервер можно сделать из стационарного или промышленного компьютера, ноутбука, роутера или ПЛК. Так же программное обеспечение можно использовать на существующем сайте в сети интернет.
- Проверить работоспособность станций и настроить их можно через СМС сообщения. Список телефонных номеров, для которых будет доступна эта опция, должен быть заранее прописан через WEB интерфейс системы.
- Станции могут производить СМС рассылку на зарегистрированные в системе телефонные номера при появлении ЧС. Текст сообщений для каждой ЧС и список телефонных номеров, должен быть заранее прописан через WEB интерфейс системы.
- Для запуска систем оповещения населения в автоматическом или ручном режиме применяются блоки БСО. Они так же, как и станции мониторинга ЧС являются HTTP клиентами и могут работать через интернет или локальную сеть. Блоки БСО с заданным интервалом считывают информацию о ЧС с сервера, и при их появлении включают оповещение.
Участники системы
Мониторинг осуществляется многими учреждениями и организациями. Прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера, к примеру, занимаются подразделения Росгидромета. Эта служба, кроме прочего, следит за состоянием атмосферы, почвы и воды.
Сейсмическими наблюдениями, прогнозированием землетрясений занимается сразу несколько ведомств. Среди них МЧС РФ, Госстрой, Минобороны, РАН и пр.
Особая роль в прогнозировании принадлежит Минприроды. Это ведомство координирует работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельность других структур, осуществляющих наблюдения за состоянием природы. Министерство и его подразделения организуют и осуществляют мониторинг:
- Источников антропогенного влияния на окружающую среду.
- Растительного и животного мира.
- Водной среды в местах сброса стоков и водозабора.
- Опасных геологических явлений.
В России ведутся также социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в сфере здравоохранения. Этой деятельностью занимается Минздравсоцразвития.
За состоянием техногенных объектов следят надзорные ведомства: Госатомнадзор и Госгортехнадзор России, а также подразделения, входящие в структуру федеральной исполнительной власти. Контрольные органы сформированы также на региональном уровне. На предприятиях мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляют отделы по промышленной безопасности.
Автоматизированная информационная система мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лабораторного контроля в г. Москве (АИСМП-ЧС)
Назначением системы является предоставление пользователям доступа к интегрированным данным, имеющимся в настоящей системе, на основе данных других информационных систем и технологий, а также данных, генерируемых системой. Система предназначена для обеспечения доступа к данным, минуя непосредственное обращение пользователей к средствам получения и хранения этих данных и информационным системам (ИС), предназначенным для решения соответствующих задач, решение которых не может быть обеспечено настоящей системой.
АИСМП-ЧС состоит из следующих инструментальных средств:
- визуализация картографических данных и данных, получаемых из ИС, предназначенных для решения соответствующих задач на картографической основе г. Москвы;
- ведение базы данных АИСМП-ЧС;
- редактирование имеющейся информации и добавления новой, в том числе картографической;
- поддержка принятия решения;
- взаимодействие со средой программного обеспечения (СПО) автоматизированной системы контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ);
- взаимодействие с СПО автоматизированной системы дистанционного мониторинга «Лидар» (АСДМ «Лидар»);
- взаимодействие с СПО вновь создаваемых систем.
АИСМП-ЧС выполняют следующие основные задачи:
- сбор и аккумулирование результатов наблюдений и данных, поступающих от всех существующих автоматизированных систем мониторинга источников техногенной, радиационной и природной опасности г. Москвы с привязкой поступившей информации к цифровой векторной карте г. Москвы;
- автоматизированная подготовка и представление вышестоящим органам управления докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС. сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и принятых мерах по ликвидации ЧС;
- отображение оперативной обстановки по ЧС на фоне интерактивной цифровой векторной карты города Москвы на основе поступающей оперативной информации для повышения полноты мониторинга;
- моделирование сценариев возможного развития ЧС на основе анализа поступающей оперативной информации и решение расчетных прогнозных задач по утвержденным методикам для планирования и осуществления комплекса превентивных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС;
- обобщение данных лабораторного контроля, проводимого с целью обнаружения и индикации различных видов заражения (загрязнения) объектов окружающей среды для повышения контроля за радиационной, химической и экологической обстановкой в городе, включая контроль состояния источников ЧС, обстановки в их зонах, а также в зонах применения средств поражения и в зонах возможныхтеррористических актов;
- информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в ЧС и тушении пожаров.
Настоящая система решает актуальную задачу — интегрирование разрозненных данных и предоставление общих средств их анализа с целью мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лабораторного контроля в городе Москве.
Задачи системы
Прогнозирование и мониторинг направлены на достаточно широкий круг объектов. Их состав зависит от управленческих задач и целей.
К наиболее актуальным направлениям относят прогнозирование:
- Вероятности возникновения источников опасности (техногенных аварий, стихийных, экологических бедствий, эпизоотий, эпидемий и пр.) и масштабов ЧС, размеров зон поражения.
- Возможных продолжительных последствий при чрезвычайных ситуациях определенных масштабов, типов, временных интервалов, их совокупностей.
- Потребностей средств и сил для ликвидации ЧС.
При решении указанных задач применяются соответствующие методы. Результаты прогнозирования и мониторинга используются как основа для разработки долго-, средне- и краткосрочных планов, целевых программ, принятия решений, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС.
Причина возникновения
По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.
В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.
Причины ЧС можно разделить на:
- Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
- Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.
Стадии развития
Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций – их стадийность. Выделяют 5 этапов:
- Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
- Развитие катастрофы.
- Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
- Стадия затухания.
- Этап ликвидации последствий.
Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.
Для возникновения ЧС необходимы:
- Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
- Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
- Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.
Классы чрезвычайных ситуаций
ЧС – обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.
Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.
Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба – не больше 5 млн р.
Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба – не больше 5 млн р.
Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.
Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.
3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения
3.3. Классификация чрезвычайных ситуаций по риску возникновения
Чрезвычайные ситуации, исходя из частоты их появления, классифицируются как массовые, редкие и уникальные.
Массовые ЧС характеризуются высокой частотой (вероятностью) возникновения (десятки-сотни и более ЧС) в течение отчетного периода (года) при их рассмотрении на федеральном уровне или на уровне субъекта федерации.
Для циклических ЧС может быть осуществлена групповая типизация ЧС, выявлены законы распределения вероятности возникновения ЧС, определена частота возникновения ЧС каждой группы в течение года.
Как правило, ущерб (в том числе экономический) от каждой ЧС, относимой к числу циклических, относительно невелик. Высокий интегральный ущерб от ЧС получается в результате большой частоты их возникновения.
Массовые ЧС должны быть объектами статистического мониторинга, осуществляемого на территориях субъектов Российской Федерации, в целях анализа и обобщения статистических данных и научного прогнозирования.
Редкие ЧС характеризуются относительно невысокой частотой (вероятностью) возникновения в течение отчетного периода (несколько ЧС в год).
Для редких ЧС может быть осуществлена групповая типизация, выявлены гипотетические законы распределения вероятности возникновения, а также оценена частота возникновения за достаточно длительный период времени (за десять и более лет).
Как правило, ущерб (в том числе экономический) от каждой ЧС, относимой к числу редких, может быть достаточно большим. Высокий интегральный ущерб от ЧС за достаточно продолжительный период времени достигается за счет сочетания частоты их возникновения и ущерба от каждой ЧС.
Редкие ЧС также должны быть объектами систематических статистических наблюдений.
Уникальные ЧС характеризуются исключительно низкой частотой (вероятностью) возникновения в течение отчетного периода (года).
Для уникальных ЧС вероятность их возникновения определяется теоретически.
Фактический или прогнозируемый ущерб (в том числе экономический) от каждой уникальной ЧС, может быть очень большим, даже катастрофическим по своим масштабам.
Уникальные ЧС должны быть предметом специального комплексного анализа, осуществляемого с целью формирования исходных данных для создания моделей, позволяющих осуществлять их прогнозирование.
Дополнить классификацию ЧС по масштабам распространения и тяжести последствий двумя показателями:
отношение ущерба от ЧС к общему объему ВВП страны;
отношение числа пострадавших людей в ЧС к общей численности населения страны.
Эти показатели определяют способность экономики страны противостоять ущербу и ликвидировать последствия ЧС. Предполагается рассматривать ЧС как крупное национальное стихийное бедствие, крупную национальную аварию в масштабе страны, если ущерб от нее превысит 1% от годового ВВП, или численность пострадавшего населения — 1% от общей численности населения страны, или число погибших — более 100 человек.
Отметим, что корректная классификация ЧС имеет большое значение в связи с обеспечением механизма действия права, в частности, с созданием условий его эффективности, с осуществлением правореализации (изменением полномочий органов власти и управления), введением дополнительных мер ответственности за нарушение режима ЧС или невыполнение должностными лицами возложенных на них обязанностей и т.п.
3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по количеству пострадавших людей и материальному ущербу3.2. Классификация чрезвычайных ситуаций по количеству пострадавших людей и материальному ущербу
4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ >>>
Исследование источников
Оно осуществляется на начальной стадии анализа рисков. Изучаются источники ЧС, в результате возникновения которых:
- Нормальная жизнедеятельность людей на соответствующих территориях существенно нарушается.
- Вероятны жертвы среди населения либо ущерб здоровью значительного числа людей.
- Возможны существенные материальные потери.
- Вероятен ущерб природе.
При обнаружении источников опасности особое внимание уделяется объектам, отнесенным к категории потенциально опасных. В ходе анализа оценивается их техническое состояние, вероятность и масштаб угрозы для граждан, проживающих рядом с ними
Анализу подвергаются также объекты, которые находятся в зоне вероятных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений.
Оборудование собственного производства
Группа оборудования | Назначение | Типы датчиков | |
Станции мониторинга уровня воды |
измерение уровня воды в водоеме формирование сигналов ЧС в случае изменения уровня выше или ниже заданных значений |
ультразвуковые датчики уровня воды (дальномеры) |
|
Станции мониторинга химического или радиоактивного заражения |
мониторинг концентрации вредных веществ в воздухе или радиоактивного фона формирование сигналов тревоги при повышении контролируемых параметров выше критических значений |
Датчики аммиака, сероводорода, паров ртути, метанола, угарного газа и т.д. |
|
Станции мониторинга лесных пожаров |
мониторинг концентрации угарного газа в воздухе, дистанционное измерение температуры пирометрическим методом, фотосъемка контролируемых площадей |
Датчики СО, пирометры, метеодатчики |
Презентация на тему: » ТЕМА «МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС. ТЕСТ ПО ТЕМЕ МЧС РОССИИ Допишите, что означают данные даты: 27 декабря 1990 г_________________ 19 ноября 1991 г___________________.» — Транскрипт:
1
ТЕМА «МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС
2
ТЕСТ ПО ТЕМЕ МЧС РОССИИ Допишите, что означают данные даты: 27 декабря 1990 г_________________ 19 ноября 1991 г___________________ 10 января 1994 г.___________________
3
ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ 112 или 01
4
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 27 декабря 1990 г 19 ноября 1991 г.10 января 1994 г. Образование Государственного комитета по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Создание МЧС Образование Российского корпуса спасателей
5
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Кто был первым председателем МЧС? Кого назначили на пост министра МЧС в 2012 году? Цель службы МЧС? Назовите 2,3 задачи МЧС
6
КАКОВЫ ЖЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РФ, ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно-спасательных работ В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям на первом месте стоят мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ЧС и смягчения их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать система наблюдения за состоянием и развитием различных природных и техногенных процессов и явлений, а также определение вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера. Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование ЧС».
7
Запишите в тетрадь. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы,гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны
8
Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций создание банка данных по источникам ЧС проведение наблюдений за источниками ЧС прогнозирование ЧС обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС
9
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; — определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); заблаговременное определение места, времени и параметров источников ЧС; заблаговременное определение места, времени и последствий (масштабов) ЧС; организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений — организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.
10
ВИДЫ МОНИТОРИНГА Существует несколько видов мониторинга. Например : Мониторинг атмосферы Мониторинг геологических процессов. Данные мониторинга служат основой прогнозирования.
11
Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями: Первый -эвристический-через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга. -второй (математический)-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.
12
Для расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
13
ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
14
ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает? Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера? Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера? Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций? Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?
15
СТР.79. ПРОЧТИТЕ –ЭТО ИНТЕРЕСНО Д/З П.4.1, стр.79.вопросы.
16
УРОК ОКОНЧЕН Спасибо за работу!
Мониторинг ЧС из космоса
Оператор российских космических средств дистанционного зондирования Земли Госкорпорации «Роскосмос» продолжает оперативный мониторинг событий на планете средствами российской орбитальной группировки.
В частности, с 9 апреля по 16 апреля 2020 года проводился мониторинг следующих чрезвычайных ситуаций по заявкам МЧС России:
- Обстановка в устье реки Бурея в Хабаровском крае;
- паводковая обстановка в Вологодской и Архангельской областях;
- угроза подтопления в Новгородской области;
- угроза природных пожаров в Еврейской автономной области;
- обрушение здания в городе Орехово-Зуево;
- готовность к лесопожарному периоду в Красноярском крае;
- возгорание в Чернобыльской области;
- гидрологическая обстановка в Тюменской, Амурской, Свердловской и Омской областях, Республике Саха, Пермском и Хабаровском краях;
- паводки в Республике Саха;
- лесные пожары в Республике Саха;
- паводки в Республике Саха, Забайкальском и Камчатском краях.
В рамках деятельности Международной Хартии по космосу и крупным катастрофам осуществлен мониторинг следующих событий:
- Ураган и его последствия в Папуа-Новая Гвинея;
- прохождение урагана на Фиджи;
- прохождение урагана в Вануату;
- прохождение урагана в Королевстве Тонга.
Кроме того, на основе сообщений СМИ по всему миру была запланирована космическая съемка следующих событий:
- Передвижение платформы «Морской старт» в Приморском крае;
- строительство медицинских центров по борьбе с коронавирусом на территории Российской Федерации;
- возгорания в Пензенской области;
- пожары в Республике Беларусь;
- последствия пожара на складе в Московской области;
- извержение вулкана в Индонезии;
- мониторинг прохождения торнадо в США.
За отчетный период в МЧС России переданы российские данные дистанционного зондирования Земли в объеме около 949 тысяч квадратных километров (160 маршрутов без учета облачных маршрутов и маршрутов, проходящих по районам интереса нескольких заявок одновременно).
В Международную Хартию по космосу и крупным катастрофам в указанный период переданы данные в объеме около 18 тысяч квадратных километров (8 маршрутов без учета облачных маршрутов и маршрутов, проходящих по районам интереса нескольких заявок одновременно) по территории Королевства Тонга, Независимого Государства Папуа Новая Гвинея и Республики Фиджи.
Госкорпорация «Роскосмос» поддерживает оперативное взаимодействие с МЧС России для своевременного реагирования на возникновение паводковой и пожароопасной ситуации и осуществления космического мониторинга пострадавших территорий.