Шпаргалка по экологическому праву

Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству. При этом перечень запрещенных действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут быть созданы новые средства воздействия. Конвенция устанавливает пределы дозволенных действий государств в сфере управления природными явлениями и является бессрочной.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены к 1993 г. на 30 процентов.

Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться. Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.

Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Понятие и предмет международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды (МПОС) — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом МПОС являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция «устойчивого развития». Понятие «устойчивое развитие» было выработано с позиций экосистемного подхода, основу которого составляет императив выживания человечества, помещающий экологическую проблематику в общем и концепцию «устойчивого развития» в частности на уровень глобальных проблем. Как отметил К. Аннан, «вся идея устойчивого развития… заключается в том, что окружающая среда и развитие неразрывно связаны между собой»1Аннан К. О всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге — 18.11.2004..

В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию были разработаны принципы по обеспечению устойчивого развития:

  • сочетание сохранения природы и развития общества:
  • удовлетворение основных потребностей человека;
  • достижение равенства и социальной справедливости;
  • обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия;
  • поддержание целостности экосистем.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в «Повестке дня на XXI век», которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития2Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. Т. I. Нью-Йорк. 1993. С 11.. После конференции в Рио-де-Жанейро началось активное распространение концепции «устойчивого развития» на международном (универсальном и региональном) и внутригосударственном уровнях.

Концепция экологической безопасности объединяет нормы международного права, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Причем защита и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с обеспечением международной безопасности во всех ее аспектах.

Экологическая безопасность — это состояние защищенности человеческого общества, а также государства ог угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Существует два основных подхода к экологической безопасности.

1. Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение природных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, так как могут стать источником социальных конфликтов в результате недостатка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую нестабильность, социальные трения.

2. Другая интерпретация экологической безопасности связана с безопасностью индивида, а не государства, так как экологические проблемы не имеют национальных границ. Охрана окружающей среды сохраняет здоровье человечества.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

3. обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам:

  • предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
  • восстановление истощенных популяций;
  • сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

Конвенция по биологическому оружию (BWC)

Это было первое многостороннее соглашение в области разоружения о запрещении производства целой категории оружия. Конвенция стала результатом длительной работы международного сообщества по созданию нового документа, который смог бы дополнить Женевский протокол 1925 года (который, в свою очередь, запрещает лишь использование, но не владение химическим и биологическим оружием или его распространение). Проект BWC, представленный англичанами, был подписан 10 апреля 1972 года и вступил в силу 26 марта 1975 г. Он обязывает 172 государства-участника по состоянию на декабрь 2014 года запретить разработку, производство и накопление биологического и токсинного оружия. Тем не менее отсутствие какого-либо формального режима контроля ограничивает эффективность Конвенции. Вкратце о содержании данного соглашения можно сказать следующее:

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не приобретать или не сохранять биологическое оружие.
  2. Уничтожить или переключить на мирные цели биологическое оружие и связанные с ним ресурсы.
  3. Не передавать никому биологическое оружие, не оказывать помощь в его приобретении и сохранении.
  4. Предпринять любые национальные меры, необходимые для реализации положений BWC на внутреннем рынке.
  5. Советоваться на двусторонней и многосторонней основе по вопросам, связанным с осуществлением BWC.
  6. Создавать запросы в Совет Безопасности ООН для расследования предполагаемых нарушений конвенции и уважать его последующие решения.
  7. Оказывать помощь государствам, подвергнутым опасности в результате нарушения Конвенции по биологическому оружию.
  8. Сделать все возможное для поощрения мирного использования биологических технологий и науки.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство (далее — сх) также активно использует различные компоненты природной среды. Прежде всего сельское хозяйство активно влияет на состояние земель, водных объектов, фауны, флоры.

В ст 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено правило, согласно которому эксплуатация объектов сельскохозяйственного назначения должна осуществляться с учетом природоохранных требований. То есть субъектами сх-деятельности в обязательном порядке должны проводиться природоохранные мероприятия, направленные на охрану земель, почв, водных объектов, флоры, фауны. Так, при определении места выпаса и прогона сх-животных, должны предусматриваться и проводиться мероприятия не только по охране этих животных, но и по охране объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий акваторий ( ст 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Для охраны земель осуществляется защитное лесоразведение, мероприятия по внедрению почвозащитных систем земледелия, рекультивационные работы, кроме того, субъекты сх-деятельности должны осваивать новые ресурсосберегающие технологии возделывания сх-культур.

Требования по охране земель и мероприятия сформулированы в ст 13 ЗК РФ. Сельское хозяйство организации, использующие водные объекты для забора, изъятия водных ресурсов обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб, купающихся в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод. Согласно ст 61 ВК РФ, орошение, в том числе и с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы, должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по защите водных объектов и их водосборных площадей. Все объекты СХ-назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. В соответствие с САНПИНами, утвержденными Постановлением главного санитарного врача РФ от 25.09.07 № 74, вокруг объектов сельского хозяйства, являющихся источниками воздействия на среду обитания объектов животного мира и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (ССЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух, химического, биологического, физического до значений, установленных гигиенических нормативов. По своему функциональному назначению, ССЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельского хозяйства назначения в штатном режиме. Критерием определения размера ССЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха ПДУ вредного физического воздействия.

Указанными санитарными правилами устанавливаются классы опасности объектов и производств агропромышленного комплекса, а также требования к размеру санитарно-защитных зон. Например, 1 класс опасности — свиноводческие комплексы, птицефабрики — здесь ССЗ предполагается 1 км ( 1000 м); крупный рогатый скот — ССЗ порядка 500 м; минимальная ССЗ — 50 м.

СИТЕС (SITES)

Ситес — это конвенция, подписанная в 1973 г. в Вашингтоне и вступившая в силу 1 июля 1975 г., касающаяся торговли представителями дикой флоры и фауны, которые находятся сейчас под угрозой вымирания. Это одно из самых обширных и старейших существующих соглашений за всю историю. Эта международная конвенция регулирует и контролирует торговлю определенными видами животных и растений. Была разработана специальная система лицензирования, контролирующая весь импорт, экспорт и реэкспорт. Каждый участник Конвенции должен создать один орган (или более) управления, который отвечал бы за управление этой системой лицензирования, а также по меньшей мере один научный орган для консультации по вопросам влияния торговли на конкретные виды животного или растительного мира. Под защитой Ситес находятся примерно 5000 видов животных и 29000 видов растений. Каждый из них можно найти в Приложении к конвенции, а также степень угрозы и лимиты для торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector