Венская конвенция об охране озонового слоя

Приложение A

Регулируемые вещества

Группа Химическое вещество Озоноразрушающая способность*
Группа I

CFCl3 (ХФУ-11)

CF2Cl2 (ХФУ-12)

C2F3Cl3 (ХФУ-113)

C2F4Cl2 (ХФУ-114)

C2F5Cl (ХФУ-115)

1,0

1,0

0,8

1,0

0,6

Группа II

CF2BrCl (галон-1211)

CF3Br (галон-1301)

C2F4Br2 (галон-2402)

3,0

10,0

(Еще не определена)

* Эти значения озоноразрушающей способности носят оценочный характер, поскольку основаны на имеющейся на сегодняшний день научной информации, и подлежат периодическому обзору и пересмотру.

1 In acccordance with the relevant provisions of article 11 of the Protocol, the Parties decided, at their first meeting held in Helsinki on 5 May 1989, to set the value for the ozone depleting potential for halon-2402 to 6.0 — En application des dispositions pertinentes de l’article 11 du Protocole, les Parties ont décidé, lors de leur première réunion tenue à Helsinki, le 5 mai 1989, de fixer à 6.0 la valeur du potentiel d’appauvrissement de la couche d’ozone pour le halon-2402.

Основные положения Монреальского протокола

Основные положения Монреальского протокола содержатся в следующих его статьях:

  • Статья 2. Меры регулирования. График поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.
  • Статья 4. Контроль торговли ОРВ. Эти меры предназначены как для того, чтобы поощрять страны присоединяться к Монреальскому протоколу, так и предотвращать передачу в обход мер регулирования произведенных ОРВ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.
  • Статья 5. Специальный статус развивающихся стран. Одной из характерных особенностей Монреальского протокола является предусмотренный в нем особый режим в отношении развивающихся стран. В соответствии с этой Статьей развивающиеся страны с уровнем потребления ОРВ ниже установленного предела (страны, действующие в рамках Статьи 5) имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в * Статье 2, «для удовлетворения своих основных внутренних потребностей».
  • Статья 6. В соответствии с этой Статьей не реже одного раза в 4 года проводится пересмотр мер регулирования на основе обзора и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. В частности, именно подобные научные оценки послужили основой для принятия Сторонами поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.
  • Статья 7. Статья предусматривает ежегодное представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ. На основе этих данных формулируются соответствующие меры по регулированию ОРВ, разрабатываются стратегии поэтапного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.
  • Статья 8. Несоблюдение. В соответствии с этой Статьей принята процедура, касающаяся несоблюдения Монреальского протокола. Эта процедура предусматривает принятие мер в отношении Сторон, которые не соблюдают его положения, включая требования о представлении данных, мер регулирования и положения, касающиеся торговли. Комитет по выполнению, созданный в соответствии с этой процедурой, рассматривает обстоятельства случаев возможного несоблюдения. О случаях несоблюдения Монреальского протокола Комитет представляет информацию на совещаниях Сторон и рекомендует принятие соответствующих мер, таких как:
    • оказание технической или финансовой помощи;
    • вынесение предупреждений;
    • приостановление статуса Стороны Монреальского протокола.
  • Статья 10. Финансовые механизмы. Эта статья посвящена передаче технологий и требует от Сторон принятия всех возможных мер для обеспечения передачи развивающимся странам наилучших из имеющихся в наличии экологически безопасных заменителей и связанных с ними технологий на справедливых и наиболее благоприятных условиях. Статьей учрежден механизм финансирования для содействия передаче заменителей и связанных с ними технологий.

Этот механизм включает Многосторонний фонд Монреальского протокола (далее — МФМП), а также другие формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества. Из средств МФМП покрываются «согласованные дополнительные расходы», которые несут развивающиеся страны, действующие в рамках пункта 1 Статьи 5, по соблюдению мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.

Основные сведения

В результате научных исследований было обнаружено, что ряд широко используемых химических веществ являются чрезвычайно опасными для озонового слоя. Галоидоуглеводороды представляют собой химические вещества, в которых один или более атомов углерода связаны с одним или более атомов галогенов (фтор, хлор, бром или йод). Озоноразрушающая способность (ОРС), галоидоуглеводородов, содержащих бром, как правило, гораздо выше, чем у тех, которые содержат хлор. Синтетическими химическими веществами, которые обеспечивают большую часть хлора и брома для разрушения озона, являются бромистый метил, метилхлороформ, тетрахлорметан и семья химических веществ, известных как галоны, хлорфторуглероды (ХФУ) и гидрохлорфторуглероды (ГХФУ).

Научное подтверждение факта истощения озонового слоя побудило международное сообщество создать механизм сотрудничества по принятию мер для защиты озонового слоя. Это было закреплено в Венской конвенции об охране озонового слоя, которая была принята и подписана 28 странами 22 марта 1985 года. В сентябре 1987 года это привело к разработке проекта Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Основной целью Монреальского протокола является защита озонового слоя путем принятия мер по ограничению общего мирового производства и потребления веществ, разрушающих его, с конечной целью их полной ликвидации на основе научных знаний и технологической информации.

Монреальский протокол строится вокруг нескольких групп разрушающих озоновый слой веществ. Группы химических веществ классифицируются в зависимости от химической семьи и перечислены в приложениях к тексту Монреальского протокола.

Монреальский протокол контролирует почти 100 химических веществ в нескольких категориях. Для каждой группы химических веществ или приложения Договор устанавливает график поэтапного отказа от производства и потребления, с тем чтобы в конечном итоге отказаться от них полностью.

Монреальский протокол устанавливает график потребления озоноразрушающих веществ. Потребление определяется как произведенное количество плюс импорт за вычетом экспорта в любой данный год. Существует также практика вычета за уничтожение объявленных запасов.

Процент сокращения связан с назначенным базовым годом для данного вещества. Протокол не запрещает использование уже существующих или вторично регулируемых веществ за пределами сроков поэтапной ликвидации.

Есть несколько исключений для основных видов применения, где пока нет приемлемых заменителей, например, в дозированных ингаляторах (MDI), обычно используемых для лечения астмы и других респираторных заболеваний, или галоновых системах пожаротушения, используемых на подводных лодках и самолетах.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя в ознаменование даты подписания в 1987 году Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Равно успешно велось осуществление Монреальского протокола, как в развитых, так и развивающихся странах. Все графики поэтапного вывода в большинстве случаев соблюдались, а некоторые шли даже с опережением графика. Учитывая устойчивый прогресс, достигнутый в рамках Протокола уже в 2003 году, бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Монреальский протокол: «возможно, наиболее успешным международным соглашением в истории человечества». Его взгляды разделяет широкое международное сообщество.

Первоначально внимание было сосредоточено в отношении химических веществ с более высокой озоноразрушающей способностью, включая ХФУ и галоны. График поэтапного отказа от ГХФУ был более гибким в силу их более низкой озоноразрушающей способности и потому, что они также были использованы в качестве переходных заменителей ХФУ

График поэтапного отказа от ГХФУ была введен в 1992 году для развитых и развивающихся стран, в последнем случае с мораторием в 2015 году и окончательным отказом к 2030 году в развитых странах и 2040 году в развивающихся странах.

В 2007 году, стороны Монреальского протокола постановили ускорить график поэтапного отказа от ГХФУ для развитых и развивающихся стран.

Всеобщая ратификация

16 сентября 2009 года Венская конвенция и Монреальский протокол стали первыми договорами в истории ООН, получившими всеобщую ратификацию.

Кигальская поправка

Стороны Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, достигли соглашения на их 28-м совещании сторон, состоявшемся 15 октября 2016 года в Кигали, Руанда, относительно поэтапного сокращения потребления и производства хлорфторуглеродов

Контроль за опасными веществами

Эта область международного права охраны окружающей среды содержит нормы, относящиеся к контролю за опасными веществами и отходами, их трансграничной перевозке, предотвращению незаконного международного оборота и экологически безопасному удалению. Этим задачам, в частности, посвящены следующие международные конвенции и соглашения:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, заключённое в Женеве (Швейцария) в 1957 году;
  • Международный кодекс поведения ФАО в области распределения и использования пестицидов, подписанный в Риме (Италия) в 1985 году;
  • Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов, заключённая в Базеле (Швейцария) в 1989 году;
  • Конвенция о запрещении импорта в Африку и контроле за трансграничными перевозками и управлении опасными отходами в Африке, заключённая в Бамако (Мали) в 1991 году;
  • Конвенция о запрещении импорта в страны Форума тихоокеанских островов опасных и радиоактивных отходов и контроле за трансграничными перевозками и управлении опасными отходами в южной части Тихого океана, подписанная в Вайгани (Папуа — Новая Гвинея) в 1995 году;
  • Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, подписанная в Роттердаме (Нидерланды) в 1998 году;
  • Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, подписанное в Женеве (Швейцария) в 2000 году;
  • Конвенция о стойких органических загрязнителях, подписанная в Стокгольме (Швеция) в 2001 году.

Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды

Ниже представлены международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Некоторые из них регулируют контроль над всемирным и природным наследием.

Рамсарская конвенция

Итак, Рамсарская конвенция – в ней речь идет о водно-болотных угодьях международного значения, которые служат средой обитания водоплавающих птиц. 

Существует 40 видов водно-болотных угодий, таких как берега, лагуны, коралловые рифы, озера, болота, торфяники, реки и т.д., которые защищены главным образом благодаря своей уникальности, репрезентативности, особой ценности среды обитания, наличию редких и охраняемых видов, мест существование большого количества водоплавающих птиц. 

Реализация положений Конвенции заключается главным образом в обеспечении постоянной защиты всех районов, пригодных для проведения Рамсарской переписи, и их рационального использования.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Ее главной целью является правовая охрана памятников культуры и природы, имеющих чрезвычайную и универсальную ценность. Эти памятники включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В настоящее время в 148 странах насчитывается 890 таких объектов, из которых 689 классифицированы как культурное наследие, 176 — как природное наследие, 25 — как «смешанное» — культурное и природное (по состоянию на 2009 год). 

Чтобы природный объект стал объектом защиты, он должен соответствовать как минимум одному из четырех условий:

  1. Является уникальным свидетельством фрагмента истории Земли, включая биологическую эволюцию;
  2. Является конкретным примером хода экологических и биологических процессов в эволюции экосистем или растений и животных;
  3. Обладает уникальными качествами природной красоты;
  4. Содержит значительную естественную среду обитания, важную для защиты биоразнообразия или исчезающих видов с выдающимися универсальными ценностями.

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция, также называемая СИТЕС – в ней речь идет о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Ее основная цель — ограничить приобретение видов, которые оказались вымершими по естественным причинам, контроль торговли живыми и мертвыми животными и растениями, а также изделиями из них. 

По этой конвенции на владение, торговлю или перевозку организмов и их производных, перечисленных в приложениях к Договору требуется, среди прочего, оформить соответствующие разрешения Министерства окружающей среды данной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция – в ней речь идет об охране дикой фауны и флоры Европы и их естественной среды обитания. Эта конвенция регулирует вопросы сотрудничества между европейскими странами, направленные на защиту дикой природы этого континента. 

Документ обозначил охраняемые места обитания, образующие сеть Изумруд, которая в настоящее время функционирует в Европейском союзе. В приложениях к договору содержится список растений и животных, строго охраняемых в Европе, а также указание по использованию исчезающих видов.

Божская конвенция

Божская конвенция – в ней речь идет о сохранении мигрирующих видов диких животных. Ее целью является защита исчезающих мигрирующих видов диких млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, перечисленных в двух приложениях к Конвенции. Документ предусматривает возможность заключения региональных соглашений.

Конвенция о биологическом разнообразии

Три основные цели документа:

  1. Сохранение и защита всего разнообразия форм жизни на всех уровнях его возникновения;
  2. Устойчивое использование и управление элементами биоразнообразия;
  3. Справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, включая адекватный доступ к ним. 

Вопросы, поднятые этой конвенцией, настолько широки, что все еще продолжается работа по реализации отдельных направлений деятельности. Это не все международные конвенции по охране окружающей среды, которые принимались на протяжении последних 40-50 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector