Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (мкмпнг) (одобрен резолюцией msc.268(85))

Охрана труда при морских перевозках опасных грузов

Среди действий, которые должны выполняться экипажем грузового судна, можно выделить самые основные сферы, которые затрагиваются Правилами техники безопасности персонала корабля.

К этим направлениям относятся следующие Правила:

  1. Пожарная безопасность.
  2. Охрана труда при перегрузках на суднах.
  3. Меры дополнительной безопасности при штормах.
  4. Действия по нейтрализации возгорания или воздействия ядов, спровоцированных опасным грузом.
  5. Способы своевременной, оперативной связи, оповещения капитана корабля о разгерметизации упаковки ОГ.
  6. Общие правила охраны труда на морских суднах.

По пожарной безопасности все сотрудники и персонал, обслуживающий судоходные транспортные средства, должны руководствовать теми нормативами, что утверждены Постановлением Министерства транспорта РФ №10 от 31.10.03 г.

Установленные классы

На основании общепринятого Классификатора были установлены определенные виды грузов, которые фиксируются как опасные и заносятся в определенную группу – класс.

Степень опасности по маркировке классов следует всегда понимать в хронологическом порядке. Самая первая группа грузов – это наиболее опасные вещества. Они могут причинить самый разрушительный вред людям, животным и природе.

Во втором классе Классификатора степень опасности несколько занижена, и так далее.

Структура Классификатора выглядит так, что в ней находятся:

  • классы;
  • подклассы;
  • категории;
  • группы веществ.

Какие классы не имеют подклассов или категорий с группами, а какие-то имеют. В данном вопросе все может зависеть от разновидности материала или вещества.

Внешне общая классность выглядит следующим образом:

  1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ):
    • подкласс 1.1. ВМ с массовыми взрывами;
    • подкласс 1.2. ВМ без взрывов массами;
    • подкласс 1.3. Пожароопасные ВМ, что могут врываться не массой.
    • подкласс 1.4. ВМ, классифицируемые как не значительные по степени опасности;
    • подкласс 1.5. ВМ нечувствительные;
    • подкласс 1.6. Изделия, обладающие очень низкой чувствительностью.
  2. Класс 2. Сжиженные, растворенные или находящиеся под давлением, газы:
    • подкласс 2.1. Газы неядовитые, не могущие воспламеняться;
    • подкласс 2.2. Газообразные яды (ЯГ);
    • подкласс 2.3. Горючие газы (воспламеняющиеся – ВГ);
    • подкласс 2.4. Газообразные вещества, что могут и воспламеняться и являются одновременно очень ядовитыми.
  3. Класс 3. Жидкости, что воспламеняются быстро и легко (ЛВЖ):
    • подкласс 3.1. ЛВЖ, что начинают гореть при вспышке температурой меньше -18 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.2. ЛВЖ, вспыхивающие при температурном диапазоне от -18 до +23 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.3. ЛВЖ, могущее загореться при температурах +23-61 градусов по Цельсию при условии закрытого тигла.
  4. Класс 4. Твердые вещества, которые легко воспламеняются (ЛВТ):
    • подкласс 4.1. ЛВТ;
    • подкласс 4.2. Вещества, могущие самовозгореться;
    • подкласс 4.3. ЛВТ, что при контакте с водной средой могут выделять газообразные вещества.
  5. Класс 5. Вещества окисляющие (ОК), пероксиды органические (ОП):
    • подкласс 5.1. ОК;
    • подкласс 5.2. ОП.
  6. Класс 6. Вещества ядовитые (ЯВ), инфекционные (ИВ):
    • подкласс 6.1. ЯВ;
    • подкласс 6.2. ИВ.
  7. Класс 7. Материалы радиоактивные (РМ):
    • подкласс 7.1. Уровень радиации веществ незначителен – до 0,005 мСв/ч (индекс транспорта равен — 0);
    • подкласс 7.2. Уровень радиации веществ до 0,5 мСв/ч (индекс транспорта равен — 1);
    • подкласс 7.3. Уровень радиации веществ до 2 мСв/ч (индекс транспорта равен — 10);
    • подкласс 7.4. Уровень радиации веществ более 2 мСв/ч (индекс транспорта равен более 10).
  8. Класс 8. Вещества едкие, коррозийные (ЕК):
    • подкласс 8.1. ЕК с кислотными свойствами;
    • подкласс 8.2. ЕК с общими свойствами;
    • подкласс 8.3. Разные ЕК.
  9. Класс 9. Вещества прочие, являющиеся опасными:
    • подкласс 9.1. Те грузы, что не относятся к классам 1-8;
    • подкласс 9.2. Такие грузы, которые представляют собой опасность исключительно, если их перемещать морским транспортом навалом.

Все эти категории приняты транспортниками не только теми, что провозят такие грузы по земле, но также и по воздуху и на воде.

Классификатор содержит возле каждой группы свои знаки и обозначения, которые применяются при маркировке упаковки опасного груза. В целом эти знаки представлены в следующих цветовых гаммах и символьных характеристиках.

Все отправители грузов, входящих в состав перечня опасных в этих 9-ти классах, обязаны самостоятельно упаковать его надлежащим образом. Вся тара или упаковка должна быть герметично закрыта, если вещества приемлют закрытое пространство.

Нельзя допускать размещение рядом с ОГ на палубах или в трюмах наличия провокационных веществ. Так, если вещество при взаимодействии с водой начинает выделять ядовитый газ, тогда его следует герметично упаковать, гидроизолировать и убрать подальше о воды.

Особое внимание уделяется экстренным (аварийным) ситуациям, когда в грузовом отсеке, трюме, где хранится такой груз, может образоваться пробоина с доступом воды внутрь судна

Нюансы морских перевозок

Соответственно, некоторые виды судов могут не быть приспособленными для транспортировки тех или иных грузов

Кроме того, выбор порта отправки и назначения важно выбирать с учётом характеристик перевозимого груза: зерно и нефтепродукты обычно выгружаются как минимум в разных терминалах порта, а чаще – в разных портах

Процесс перевозки грузов морем

Все необходимые для транспортировки документы, информацию о характеристиках перевозимого груза и детальных условиях его перевозки грузоотправитель обязан заблаговременно предоставить перевозчику. Ответственность за надлежащую упаковку и маркировку груза также несёт его владелец.

Водный транспорт является наиболее выгодным, а  часто и единственным доступным способом транспортировки различных грузов. При условии соблюдения требований действующего российского и международного законодательства, выбора пригодного для транспортировки вида судна, правильной упаковки и маркировки грузов и соблюдения условий перевозки  и погрузочно-разгрузочных работ, водным транспортом могут транспортироваться даже те грузы, которые иным способом перевозить запрещено или крайне затруднительно.

Предупреждение и ликвидация пожаров и других аварий (разлив, россыпь) при перевозке опасных грузов

В случае инцидентов, возникающих при перевозке опасных грузов, следует руководствоваться рекомендациями, указанными в «руководстве аварийными карточками» — АВК. В новой редакции ММОГ «процедуры действий в чрезвычайных ситуациях для судов, перевозящих опасные грузы» (EmS Guide Emergency response procedures for ships carrying dangerous goods) аварийные карточки разделены на:

  • Аварийные карточки на случай пожара;
  • Аварийные карточки разлива/россыпи груза.

Пожарные АВК

В ММПОГ представлено десять пожарных карточек, содержащих рекомендации о способах тушения опасных грузов.

Тушение пожара на судне

В каждой карточке объединены грузы, подобные по своим свойствам:

  • F-AAlfa — общая пожарная карточка;
  • F-BBravo — взрывчатое вещество и изделие;
  • F-CCharlie — невоспламеняющиеся газы;
  • F-DDelta — воспламеняющиеся газы;
  • F-EEcho — легковоспламеняющиеся жидкости, не реагирующие с водой;
  • F-FFoxtrot — самореактивные вещества и органические пероксиды терморегулируемые;
  • F-GGolf — вещества, реагирующие с водой;
  • F-HHotel — окисляющие жидкости с возможностью взрыва;
  • F-IIndia — радиоактивные материалы;
  • F-JJuliet — самореактивные вещества и органические пероксиды нетерморегулируемые.

При тушении пожаров водой возникают следующие опасности:

  • Нарушение устойчивости судна и увеличение напряжения в корпусе;
  • Инициирование пожара для самовозгорающих веществ, реагирующих с водой, таких как калий и магний, которые при реакции с водой выделяют тепло и водород;
  • Расширение области аварии при неправильной подаче воды к очагу пожара компактной струей, которая может разбрызгивать кислоты или легковоспламеняющиеся жидкости;
  • Повреждение судовых механизмов, устройств электрооборудования (возможность короткого замыкания).

Противопожарные мероприятия

Практикой морской перевозки опасных грузов выработаны определенные правила противопожарной безопасности:

  • Горючие материалы необходимо держать вдали от источников воспламенения;
  • Защита воспламеняющихся веществ производится соответствующей упаковкой;
  • К перевозке не принимаются поврежденные или имеющие течь упаковки;
  • Укладка упаковок производится в местах, защищенных от случайного повреждения или нагревания груза;
  • Производится разделение груза от веществ, подверженных воспламенению или способствующих горению;
  • Размещение грузов выполняется таким образом, чтобы в случае пожара их легко можно было удалить от опасной зоны;
  • Курение должно быть разрешено только в специальных местах вдали от опасных грузов;
  • Допускается установка электрооборудования только во взрывозащищенном исполнении;
  • Не допускается погрузка в одно помещение грузов, которые требуют применения различных средств пожаротушения или когда огнегасительное средство для одного груза является запрещенным для другого груза.

Аварийные карточки на случай разлива/россыпи

На случай разлива/россыпи опасных грузов разработано 26 аварийных карточек, в которых опасные грузы сгруппированы по своим свойствам:

  • S-AAIfa — токсичные вещества;
  • S-BBravo — коррозийные вещества;
  • S-CCharlie — легковоспламеняющиеся коррозийные жидкости;
  • S-DDelta — легковоспламеняющиеся жидкости;
  • S-EEcho — легковоспламеняющиеся жидкости, плавающие по воде;
  • S-FFoxtrot — загрязнители моря, растворимые в воде ;
  • S-GGolf — легковоспламеняющиеся твердые вещества и самореактивные вещества;
  • S-HHotd — легковоспламеняющиеся твердые вещества — расплавленный металл ;
  • S-llndia — легковоспламеняющиеся твердые вещества (переупаковка возможна);
  • S-JJuliet — увлажненные взрывчатые вещества и некоторые самонагревающиеся вещества;
  • S-KKilo — самореактивные вещества, терморегулируемые;
  • S-LLima — самонагревающиеся вещества, реагирующие с водой;
  • S-MMike — опасность самовозгорания;
  • S-NNovember — вещества, энергично реагирующие с водой;
  • S-OOscar — вещества, опасные при увлажнении (которые нельзя собрать);
  • S-PPapa — вещества, опасные при увлажнении (которые можно собрать);
  • S-QQuebec — окисляющие вещества;
  • SRRomeo — органические пероксиды;
  • S-SSierra — радиоактивные материалы;
  • S-TTango — опасные грузы, представляющие биологическую опасность ;
  • S-UUniform — газы (воспламеняющиеся, токсичные и коррозийные);
  • S-VVictor — газы (невоспламеняющиеся и нетоксичные);
  • S-WWhisky — окисляющие газы;
  • S-XX-Ray — взрывчатые предметы и вещества;
  • S-YYankee — взрывчатые химикалии;
  • S-ZZulu — токсичные взрывчатые вещества и изделия.

Пакет документов сопровождающих груз

Кроме лицензии, свидетельствующей о правомерности оказания перевозчиком услуг, понадобится еще целый пакет документации, которая будет сопровождать груз в каждом рейсе. Составлением этих бумаг занимаются как грузоотправитель, так и грузоперевозчик.

В основном к сопроводительной документации относят свидетельство и декларацию. Эти два названных документа свидетельствуют о должном состоянии грузов, их упаковки и маркировки.

Также требуются:

  • свидетельство о загрузке материалами контейнеров;
  • декларацию о загрузке морского судна;
  • для веществ 4 и 5 классов предоставляется заявление уполномоченного органа о том, что особенные условия перевозки полностью соблюдены;
  • разрешение на транспортировку грузов и Класса №6;
  • разрешение для перевозки определенных радиоактивных материалов.
    «Свидетельство о загрузке контейнера» предоставляется лицами, которые осуществляли данный процесс. Этот документ свидетельствует о выполнении обязанностей на должном уровне.

Наличие перечисленных документов в каждом рейсе является обязательным. Они свидетельствуют о том, что все проведенные грузоотправителем и грузоперевозчиком операции соответствуют регламентированным нормам на международном уровне.

Правила техники безопасности при перевозке опасных грузов

К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года, прошедшие обучение и ежегодную проверку знаний и инструктаж на рабочем месте. Члены судовой аварийной партии должны пройти дополнительное обучение и инструктаж по действиям в аварийной ситуации, применению автономных дыхательных аппаратов.

Инструктаж на рабочем месте должен производиться перед началом погрузочно-разгрузочных работ. Инструктируемые должны быть ознакомлены:

  • С наименованиями, свойствами, видами, степенью опасности опасных грузов;
  • Со средствами индивидуальной защиты при обычной работе и в аварийной ситуации;
  • С требованиями безопасности труда и противопожарным режимом при перегрузке, хранении и перевозке опасных грузов;
  • С мерами оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж должен фиксироваться в судовом журнале и журнале регистрации инструктажей по технике безопасности. Перед началом грузовых операций проверяется наличие у всех, участвующих в работе, средств индивидуальной защиты.

Во время грузовых операций ведется постоянный контроль за газовоздушной средой в грузовых помещениях (регулярно проводится вентиляция грузовых помещений).

Лица, участвующие в погрузочно-разгрузочных работах или ликвидации аварийных ситуаций с ядовитыми или едкими веществами, должны пройти санобработку под наблюдением медперсонала после окончания рабочей смены. Повторное использование спецодежды и других средств индивидуальной защиты без санобработки не разрешается.

Во время работ с ядовитыми и вредными веществами запрещается принимать пищу, курить и отлучаться по естественным надобностям до того, как будут исполнены требования личной гигиены с тщательным мытьем рук и полосканием полости рта.

Запрещается хранение пищевых продуктов на рабочих местах и в помещении спецодежды.Перед приемом пищи нужно снять верхнюю одежду, протереть обувь, вымыть тщательно лицо и руки. При работе с вредными веществами, пищу рекомендуется принимать не менее трех раз в день и употреблять не менее 2,5 литра жидкости с целью ускорения выведения вредных веществ из организма.

Средства индивидуальной защиты, загрязненные ядовитыми веществами, следует снимать в следующем порядке:

  • Не снимая, промыть или протереть перчатки 3-5% раствором соды, затем промыть водой;
  • Снять очки, респиратор, комбинезон;
  • Снять перчатки (выворачиванием), после чего вымыть руки.

Суда, перевозящие опасные грузы, должны снабжаться достаточным количеством защитной одежды, независимой (не требующей специальных приспособлений) дыхательной аппаратурой, брандспойтами и поглощающими материалами (абсорбентами), АВК предписывают применять специальное оборудование. Защитная одежда должна быть устойчива относительно воздействию различных химикатов, а используемые противогазы должны отличаться от обычных стандартных.

Количество и тип требуемого оборудования зависят от количества, класса и свойств перевозимых опасных грузов, типа и размеров судна, количества экипажа и ряда других факторов. Капитан по консультации с компанией должен определить, какое оборудование требуется.

Конвенция СОЛАС требует, чтобы каждое судно, перевозящее упакованные опасные грузы, имело минимум два комплекта локальных дыхательных аппаратов и четыре комплекта одежды, подтвержденные сертификатами.

Основные требования к перевозке по Международному Кодексу

Все опасные грузы делятся на классы, важную роль играет вид транспортировки, в зависимости от этого приходится учитывать требования к нормативным документам. Но, вне зависимости от выбора перевозок должны соблюдаться требования, предъявляемые к упаковке и маркировке. Важную роль играет также правильность составления документов, соблюдение правил безопасности.

Особые требования предъявляются к условиям размещения:

  • Груз не должен представлять неудобства для персонала;
  • Предоставление постоянного доступа для контроля состояния вещества обязательно на всём протяжении пути судна.

Чаще всего для транспортировки морем используются контейнеры, которые устанавливаются на палубу. Подробнее о типах морских контейнеров читайте здесь.

В соответствии с правилами:

  • груз не должен занимать больше половины площади палубного пространства,
  • ширина проходов между тарой/контейнерами должна быть не меньше 1 м.

Упаковка

В соответствии с установленными правилами и стандартами упаковка должна обеспечивать безопасность груза. Определённые требования предъявляются к её качеству и прочности — она должна быть устойчивой к повреждениям на всех этапах транспортировки.

Соответствующий сертификат является подтверждением прохождения всех испытаний. При контакте материала упаковки с грузом любые химические реакции исключаются.

Токсичные вещества должны перевозиться в герметичной упаковке из-за подверженности воспламенению. Необходимо учитывать, что их опасность повышается при контактировании с кислородом или водой. Бидоны, канистры, полимерные или металлические сосуды дополнительно пакуются в деревянную тару. Стеклянные сосуды укладываются в специальные заполненные негорючим впитывающим веществом ящики весом от 50 кг, они должны быть обязательно прикрыты.

Маркировка

Опасные грузы подлежат маркировке, в этих целях используется специальные знаки. В соответствии с Международным кодексом, правилами и государственными стандартами маркировке подлежат также суда. По знакам можно определить класс перевозимого груза. Если он представляет опасность по нескольким параметрам, на упаковку и судно наносятся все знаки.

Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:

  • правильное техническое (некоммерческое) название перевозимого груза;
  • знаки опасности, чётко отражающие его опасные свойства;
  • устойчивость к истиранию — маркировка должна сохраняться в течение 3 месяцев при условии постоянного воздействия морской воды.

Для транспортировки опасных грузов необходима лицензия.

Исключения из правил составляют грузы с низкой степенью опасности, а также транспортирующиеся в небольших количествах товары. В категорию исключений относятся также особые обстоятельства, когда места, в которых хранится груз, уже промаркированы соответствующими знаками опасности.

Документы

Обычно транспортировка опасных грузов морским путём связана с необходимостью оформления большого количества документов. Ответственность за их наличие и соответствие стандартам лежит в равной степени на грузоотправителе и транспортной компании. Грузополучатель также должен быть проинформирован о правилах оформления документов при передаче груза.

Разрешительные документы

Обязательным условием является наличие допуска у перевозчика. Документ представляет собой разновидность лицензии, дающей право на транспортировку в том числе опасных грузов. Такой документ оформляется отдельно. Его получение является своеобразным разрешением на отправку судна в рейс, его копия находится у капитана.

На борту должны присутствовать также Правила МОПОГ, правила обеспечения безопасности пассажиров на море.

Грузовые суда часто оснащены спецтехникой по подъему/укладке контейнеров. Все оборудование, а также контейнеры, различные механизмы, крепежные элементы также должны иметь сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам качества и исправность. Сертификаты на упаковку и укладку предоставляет грузоотправитель.

Сопроводительные документы

К сопроводительным документам относятся

  • декларация,
  • коносамент,
  • опись груза,
  • международная товарно транспортная накладная,
  • доковая расписка,
  • деливери-ордер,
  • манифест,
  • сертификаты качества на упаковку,
  • знаки опасности,
  • свидетельство о надлежащей упаковке,
  • договор фрахтования (при условии фрахтования судна).

Все копии документов хранятся у капитана и предъявляются по требованию официальных представителей портов.

Доставка опасных грузов железнодорожным транспортом

Наиболее популярны и надёжны железнодорожные перевозки опасных грузов. Этот вид транспорта всегда выделяется на фоне прочих в силу сочетания минимальной аварийности, относительно коротких сроков доставки, развитой инфраструктуры и отсутствия влияния со стороны окружающей среды (сезонность, погода и т.п.)

При разработке маршрута и расчёте стоимости транспортировки специалисты учитывают необходимость дополнительного закрепления груза, проведения погрузо-разгрузочных работ с особой осторожностью и возможность предоставления спецтехники. Передвижения опасных грузов по железной дороге регламентируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Конвенцией о международных перевозках по железной дороге (КОТИФ), Правилами международной перевозки грузов по железной дороге (МПОГ), нормативными актами отдельных государств и содружеств

Опасные грузы подразделяются на классы и подклассы, согласно ГОСТ 19433–88 и МК МПОГ (международный кодекс морской перевозки опасных грузов). Классификация их (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида и степени опасности.

Установлены следующие классы:

1 класс — взрывчатые материалы (ВМ):
1.1. Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой;
1.2. Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой;
1.3. Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой;
1.4. Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности;
1.5. Очень нечувствительные взрывчатые материалы;
1.6. Изделия чрезвычайно низкой чувствительности.
2 класс — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением:
2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы;
2.2. Ядовитые газы;
2.3. Воспламеняющиеся (горючие) газы;
  2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы.
3 класс — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ):
3.1. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С в закрытом тигле;
3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18 °С, но менее 23 °С в закрытом тигле;
3.3. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 °С, но не более 61 °С в закрытом тигле.
4 класс — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ):
4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества;
4.2. Самовозгорающиеся вещества;
4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
5 класс — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП):
5.1. Окисляющие вещества;
5.2. Органические пероксиды.
6 класс — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ):
6.1. Ядовитые вещества;
6.2. Инфекционные вещества.
7 класс — радиоактивные материалы (РМ);
7.1. Вещества с незначительным уровнем радиации, не превышающим 0,005 мСв/ч на поверхности упаковки. Транспортный индекс не определяется (ноль);
7.2. Вещества, уровень радиоактивности которых не превышает 0,5 мСв/ч, а транспортный индекс не превышает единицы;
 
7.3. Радиоактивные вещества, уровень радиоактивности которых не превышает 2 мСв/ч, а транспортный индекс не превышает десяти;
  7.3. (особые условия). Радиоактивные вещества, уровень радиоактивности которых превышает 2 мСв/ч, а транспортный индекс более десяти.
8 класс — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК):
8.1. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами;
  8.2. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами;
  8.3. Разные едкие и (или) коррозионные вещества.
9 класс — прочие опасные вещества:
9.1. Грузы, не отнесенные к классам 1–8;
  9.2. Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом при грузовых перевозках морским транспортом.

Answer-logistic.ru

Внутренние разделы:

  • Терминология
  • Типы перевозок
  • Сертификация
  • Наши статьи
  • Партнерские статьи
  • Публикации в прессе
  • Грузоподъемная техника и оборудование
  • Меры длин и весов
  • Географические названия
  • Лидеры логистики и перевозок
  • Немного энциклопедии

← Вернуться на главную

Основные меры предосторожности при морской перевозке опасных грузов

На этапе организации и при последующем выполнении транспортировки обязательно соблюдение следующих мер предосторожности:

  1. Совместимость товаров разных категорий при перевозке на одном борту;
  2. Соблюдение правильности проведения погрузочно-разгрузочных операций;
  3. Обеспечение безопасности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;
  4. Соблюдение норм укладки и хранения;
  5. Обеспечение сохранности целостности упаковки, что позволит предотвратить её повреждения и избежать наступления экологической катастрофы.

В процессе планирования морской перевозки обязательно учитывается:

  • несовместимость некоторых категорий грузов,
  • лимит численности на одном судне.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий, опасных ситуаций, которые могут оказать отрицательное влияние на целость ТМЦ, персонал должен предпринять следующие действия:

  • Безотлагательно оповестить руководство об инциденте;
  • Принять меры по предотвращению детонации, испарения яда, замыкания;
  • При повреждении целостности упаковки на открытой воде территория должна быть по возможности обособлена от повреждённой тары;
  • На следующей остановке, по ходу пути судна, уполномоченные специалисты принимают меры по ликвидации последствий, место хранения повреждённого груза вычищается.

Нормативное регулирование и суть

Опасными, согласно определению, являются любые грузы, чье хранение, транспортировка или перегрузка могут повлечь опасность для жизни и здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, вызвать уничтожение материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся с соблюдением специально разработанных правил для таких ситуаций. Сверхопасные могут транспортироваться только по специальному распоряжению, подтвержденному правительством Российской Федерации.

Основные классы опасных грузов для морских грузоперевозок 

ГОСТ 19433

В соответствии с ГОСТ 19433 опасные грузы классифицируются по классам:

1 взрывчатые вещества
2 сжатый и сжиженный газ
3 легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе нефть и нефтепродукты
4 легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся твердые вещества
5 окислители, например, серная кислота, и органические пероксиды
6 ядовитые соединения, а также инфекционные культуры
7 радиоактивные материалы
8 едкие соединения и вещества, вызывающие коррозию
9 другие опасные материалы

Море

Главными нормативными актами при такого рода транспортировке служат правила водного или морского транспорта. Однако в связи с опасностью специальных грузов разработаны и действуют множество дополнительных правовых актов, регулирующих этот вопрос.

Если речь идет о перевозке морскими судами, то базой выступают следующие документы:

  • МК МПОГ – правила морской перевозки опасных грузов, принятый Ассамблеей ММО 27 сентября 1965 г. Это базовый документ;
  • межгосударственный регламент «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Документ принят Постановлением Госстандарта СССР в 1988 году и отредактирован в 1992 г;
  • кодекс торгового мореплавания – ФЗ-81, принятый в 1999 г и откорректированный в 2015 г;
  • национальные правила МК МПОГ – упорядочивают транспортировку опасных грузов морскими судами. Утвержден Международной морской организацией в 1989 г;
  • МК МАРПОЛ – список положений по обеспечению безопасности при перемещении опасных грузов. Принят Приказом Минтранспорта РФ от 21.04.02;
  • МК Солас-74 – регламентирует систему мер безопасности человеческой жизни на воде.

Реки

Для регулировки процесса перевозки речными судами используют следующие базовые документы:

  • кодекс внутреннего судоходства России, действует с 2016 г;
  • Европейский стандарт речного судоходства, утвержденный ООН – положение А «Белой книги»;
  • Постановление РФ от №72 от 06.02.03 – правила перевозки грузов на внутреннем водном пространстве страны;
  • РРР – правила российского речного регистра;
  • административный кодекс, действует при перевозке опасных и крупногабаритных грузов. Помимо всего прочего, перечисляет возможные нарушения и меры ответственности за них;
  • ФЗ-184 – описывает стандарты и требования к маркировке и упаковке грузов;
  • Постановление Правительства России №395 от 30.07.04 – указывает на возможность и право Министерства транспорта изменять и корректировать правила.

На классификацию груза или ТМЦ, а значит и на особенности перевозки влияет в некоторой мере упаковка. Так, вещества 9 класса, если они находятся в пользовательской таре объемом не более 1 л, а не в аэрозольной упаковке, считаются неопасными и перевозятся без соблюдения повышенных мер безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector