Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15 заседании совета по железнодорожному транспорту (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний совета от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)

Охрана труда при ЖД перевозках опасных грузов

Организуя поездную и маневренную работу с вагонами, что содержат опасные грузы, стоит следовать установленным правилам, учитывая особые отметки, отраженные в перевозочной документации.

В документации на груз может стоять отметка «Сгорки не спускать». Этого требования стоит в таком случае придерживаться. А маневры осуществляются толчками.

Требование к скорости при маневрах – не больше 5 км в час или даже менее (в зависимости от класса груза).

Подавая вагоны для погрузки опасного груза, маневровые диспетчера должны быть уверены в том, что транспорт осмотрен и является годным для транспортировки.

При закреплении вагонов стоит придерживаться правил, что действительны на железной дороге. Действовать следует в соответствии с техническим распорядительным актом станции, инструкцией об обслуживании.

Обязательно наличие радиосвязи. Если такова отсутствует, маневры возможны при соблюдении мер безопасности – используется небольшое количество вагонов, бригада должна состоять из 2 и более человек.

В инструкциях прописываются правила оповещения сотрудников станции
Обязательно наличие инструкции о ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом.

Выделяют также аварийные пути, чтобы можно было осуществлять действия, отраженные в аварийной карточке.

Каждый проводник, что сопровождает груз, обязан знать все об опасных свойствах груза, мерах оказания первой медпомощи, мерах безопасности.

Обязательство отправителя груза – обеспечить проводника необходимыми защитными средствами, инструментами, запасными материалами, инструкциями. Если проводник отсутствует, вагоны задерживаются до того времени, пока он не прибудет.

Класс 1

Представлены вещества с различной способностью к детонации, которые могут спровоцировать возгорание. Также сюда относятся средства взрывания, использующиеся при производстве пиротехники.

  • Подкласс 1.1 — любые предметы, способные детонировать мгновенно и распространять взрывную волну на большое расстояние, представляющие максимальную угрозу разбрасывания.
  • Подкласс 1.2 — любые предметы, взрывающиеся мгновенно, однако не распространяющие взрывную волну на груз, представляющие высокую вероятность разбрасывания.
  • Подкласс 1.3 — быстро воспламеняющиеся изделия, предметы, материалы, вещества, предметы, груз с минимальной взрывной опасностью, невысокой вероятностью разбрасывания. Любые предметы, синтезирующие при горении опасный для здоровья объем лучистого тепла.
  • Подкласс 1.4 — объединяет изделия, предметы, материалы, вещества, угроза детонации которых минимальна и возможна только при возгорании, механическом воздействии. Воспламенение происходит только в упаковке с грузом, не происходит разбрасывания осколков.
  • Подкласс 1.5 — грузы низкой чувствительности, вероятность взрыва существует, но она ничтожно мала и с учетом соблюдения всех норм транспортировки ею можно пренебречь. Вещества данного подкласса не могут взрываться во время тестирования на устойчивость к огню.
  • Подкласс 1.6 — вещества, угроза взрыва для которых не характерна, однако в их составе присутствуют компоненты с ничтожной малой взрывоопасностью. Взрыв ограничивается только одним изделием.

Дополнительная информация

Вещества первого класса обозначаются латинскими буквами от A до S и требуют максимально осторожного обращения, поскольку:

  1. реагируют на механические воздействия;
  2. восприимчивы к высоким температурам;
  3. представляют опасность искры.

Класс 6

Собраны ядовитые, инфекционные вещества, способные привести к летальному исходу, сильному отравлению, неизлечимому заболеванию в результате контакта (попадания на кожные покровы, слизистую, внутрь организма).

  • Подкласс 6.1 — ядовитые материалы, вещества классифицируются по группам упаковки на: сильно токсичные (группа I), токсичные (группа II), малотоксичные (группа III). Маркировка — на белом фоне черный череп и скрещенные кости, внизу «6».
  • Подкласс 6.2 — инфекционные вещества, содержащие патогенные микроорганизмы, способные спровоцировать тяжелое инфекционное заболевание у живого организма. Всем инфекционным веществам присваивается определенный номер: ООН 2814 (ООН 2900), характеризующий степень угрозы (критерии оценки предложены ВОЗ). Кроме этого, определяется группа риска на основании следующих факторов: свойства патогенного микроорганизма, способ передачи, скорость распространения, перспективы излечения и выздоровления. В некоторых случаях на тару наносят надпись «В случае повреждения упаковки или утечки вещества сообщить в ближайшее учреждение здравоохранения». Маркировка — на белом фоне три полумесяца поверх окружности, надпись черная, внизу «6».

Дополнительные сведения о подклассе 6.2

В соответствии со степенью угрозы к трем группам инфекционных веществ применяют такие критерии:

1. группа 4 — микроорганизм провоцирует серьезное заболевание, передается быстро прямым путем от одного организма другому, против такого микроорганизма нет лечения, профилактики;

2. группа 3 — микроорганизмы с мощным патогенным действием, провоцирующие тяжелые патологические процессы, болезни, но не передающиеся прямым путем. Против которого есть действующие методы терапии, возможны профилактические мероприятия, таким образом, микроорганизм имеет серьезную угрозы для организма одного человека, однако не опасен для группы.

3. группа 3 — микроорганизм с мощным патогенным действием, провоцирующий заболевание живого организма, против которого есть успешные методики лечения, применяются профилактические мероприятия, вероятность распространения крайне мала, риск для людей минимален.

Требования и организация сопровождения грузов

Для транспортировки может использоваться специальное сопровождение.

В случае перевозки некоторых опасных веществ, например, в случае транспортировки газов, сопровождение является обязательным условием перевозки.

Сопровождение осуществляется в соответствии с определенным правилами:

  1. Всем сопровождающим лицам должно быть не менее 21 года, а их соответствующий рабочий стаж должен составлять не менее 3 лет.
  2. Перед транспортировкой сопровождающие лица должны пройти медицинский осмотр.
  3. Каждому сопровождающему лицу должно быть выдано удостоверение.
  4. Все сопровождающие лица должны пройти специальные обучающие курсы по программам, которые регулируются государственным органами. Также сопровождающие лица должны проходить переаттестацию хотя бы 1 раз в 5 лет для подтверждения своей квалификации.
  5. Все сопровождающие лица должны быть одеты в специальную защитную форму. Также им необходимо выдать специальные материалы и оборудование, чтобы в случае аварии они могли минимизировать вред, нанесённый окружающей среде и другим участникам аварии.
  6. Перед транспортировкой сопровождающие лица должны быть надлежащим образом проинструктированы относительно своего груза и техники безопасности. Также сопровождающим лицам нужно напомнить, что они должны делать в случае возникновения аварии.

Информация о безопасности при транспортировке опасных веществ по железной дороге в этом видео:

https://www.youtube.com/embed

Подведём итоги. Во-первых, чтобы выполнить транспортировку, нужно придерживаться определённых правил, а в случае нарушения этих правил владельца груза оштрафуют. Во-вторых, для осуществления перевозки транспортировщику понадобятся некоторые специальные документы (лицензия на перевозку, разрешение МВД, разрешение Министерства транспорта и так далее). В-третьих, сопровождать опасный груз могут люди, которые прошли специальное обучение.

Как получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости

Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61°С.

Легковоспламеняющиеся жидкости, к которым отнесены жидкие вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые:

  • имеют давление пара при температуре 50°C не более 300 кПа (3 бара) и не являются полностью газообразными при температуре 20°C и нормальном давлении 101,3 кПа;
  • имеют температуру вспышки не выше 61°C.

Дополнительная информация о классе

Веществами класса 3 считаются газойль, дизельное топливо и (легкое) печное топливо с температурой вспышки выше 61°C, но не выше 100°С. Легковоспламеняющиеся жидкости должны быть отнесены к одной из следующих групп упаковок в зависимости от степени опасности, представляемой ими во время перевозки:

  • Группа упаковки I — вещества с высокой степенью опасности: легковоспламеняющиеся жидкости с температурой кипения или начала кипения не выше 35°C и легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 23°C, которые являются либо сильнотоксичными либо сильнокоррозионными;
  • Группа упаковки II — вещества со средней степенью опасности: легковоспламеняю-щиеся жидкости с температурой вспышки ниже 23°C, которые не отнесены к группе упаковки I;
  • Группа упаковки III — вещества с низкой степенью опасности: легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от 23°C до 61°C включительно.

Символ (пламя) — черный или белый. Фон — красный. Цифра «3» в нижнем углу.

Класс 9

Вещества, представляющие угрозу, не вошедшие в группы 1-8. Представлены такие материалы, изделия:

  • выделяющие токсичную пыль, которая оседает на внутренних органах, вызывая тяжелые патологические процессы;
  • при горении синтезируют диоксины;
  • пары которых восприимчивые к огню;
  • спасательные средства;
  • материалы, вещества, представляющие угрозу;
  • литиевые батареи;
  • загрязнители водоемов;
  • генетически измененные микроорганизмы;
  • вещества, транспортирующиеся при высоком температурном режиме;
  • всеопасные вещества, не перечисленные ранее.

Дополнительные сведения

Каждому материалу присваивается определенная группа тары:

  • II – среднийриск;
  • III – незначительная степень угрозы.

Для жидких грузов, транспортируемых при высокой температуре, имеется в виду температурный режим не меньше +100°C. Для твердых грузов речь идет о температурном режиме не больше +240°C.

Для перевозки автомобиль обязательно маркируется соответствующим знаком, который наносится с двух сторон кузова,с двух торцевых сторон.

Класс 4

Объединяет любые вещества из материалов восприимчивых к огню, кроме тех, которые классифицируются в класс 1 (способные к детонации, воспламеняться при трения, неконтролируемым химическим реакциямпри повышении температуры).

Твердые вещества, восприимчивые к огню, — способные самовозгораться, а также воспламеняться при трении. В эту категорию входят порошки, пасты, гранулы, воспламеняющиеся даже при непродолжительном контакте с источником огня. Учитывается скорость распространения пламени, а также объем токсичных газов, образующихся при горении (особый риск представляют порошкообразные металлы, при тушении водой, диоксидом углерода они образуют токсичные соединения).

  • Подкласс 4.1 — любые материалы,восприимчивые к детонации, обработанные водой, спиртом для временного подавления способности к взрыванию; самореактивные вещества, вступающие в активную реакцию даже без участия кислорода. Маркировка — на светлом с красными полосками фоне темное пламя, внизу «4».
  • Подкласс 4.2 — любые вещества, восприимчивые к огню,: пирофорные материалы, воспламеняющиеся при незначительном соприкосновении с воздухом; все материалы, изделия, способные самостоятельно нагреваться при соприкосновении с воздухом, но воспламеняются только спустя долгий период времени, и если такого вещества много. Маркировка — на двухцветном фоне (верхняя часть светлая, нижняя — красная) темное пламя, внизу «4».
  • Подкласс 4.3 — любые материалы, вступающие в реакцию с водой, синтезирующие газы, быстро воспламеняющиеся, синтезируя взрывоопасную смесь. Маркировка — на синем фоне темное или светлое пламя, внизу «4».

Класс 5

В группе собраны вещества, обладающие мощным окисляющим действием, пероксиды органического происхождения; выделяющие кислород, и поддерживающие пламя; в комбинации с другими материалами, изделиями, веществами провоцирующие пламя, взрыв.

  • Подкласс 5.1 — материалы, вещества, не восприимчивые к огню, но выделяющие кислород, и поддерживающие длительное горение изделий, материалов, расположенных рядом. К данной категории относят вещества, на основании требований ГОСТа 19433-88, результатов соответствующий испытаний и практического опыта. Веществам с мощным окисляющим эффектом выбирают группу упаковки на основании результатов испытаний. Маркировка — на желтом фоне черное пламя над окружностью, внизу «5.1.»
  • Подкласс 5.2 — пероксиды органического происхождения. Такие вещества подвержены разложению с выделением большого объема тепла при нормальном или повышенном температурном режиме. Причины разложения — высокая температура, контакт с агрессивными веществами, механическое воздействие. Скорость химической реакции увеличивается пропорционально увеличению температуры окружающей среды. В результате образуются токсичные газы, восприимчивые к детонации и воспламенению. Такие пероксиды транспортируют исключительно при строго установленном температурном режиме, добавляют растворители, применяют соответствующую эксплуатационным характеристикам вещества тару. Маркировка — на желтом фоне черное пламя над окружностью, внизу «5.2».

Тематический план

  • Общее

    • Новостной форум

    • Грузоведение Книга

    • Вопросы к экзамену по дисциплине «Грузоведение» Страница

    • Глоссарий по «Грузоведению»

    • СРС Форум

    • База знаний по управлению процессом перевозок Вики

    • Рабочая программа по дисциплине Грузоведение для ЭЖД Гиперссылка

    • Литература Страница

    • Методичка для заочников 2014 Файл

    • Требования к оформлению текстовой и графической документации. Нормоконтроль Файл

    • Промежуточный тест

  • Лекция №1. Грузы. Определение, классификация, свойства

    • Общие сведения о грузах Лекция

    • Классификация грузов Файл

    • Проверочный тест №1

  • Лекция №2. Некоторые факторы, влияющие на грузы

    • Факторы, влияющие на грузы Лекция

    • Факторы, влияющие на грузы Файл

    • Проверочный тест №2

  • Лекция №3. Тарно-штучные грузы

    • Определение, классификация и номенклатура тарно-упаковочных и штучных грузов Лекция

    • Тарно-упаковочные и штучные грузы Файл

    • Проверочный тест №3

  • Лекция №4. Пакетирования и контейнерезация тарно-штучных грузов

    • Пакетирования и контейнерезация тарно-штучных грузов Лекция

    • Пакетирование и контейнеризация ТШГ (Власова Н.В) Файл

    • Проверочный тест №4

  • Лекция №5. Перевозка опасных грузов

    Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом

    • Перевозка опасных грузов Лекция

    • Опасные грузы на железнодорожном транспорте Файл Powerpoint 2007 presentation, 8.3Мбайт

    • Перевозка опасных грузов Файл

    • Проверочный тест №5

  • Лекция №6. Насыпные и навалочные грузы

    • Основные положения и общие свойства насыпных и навалочных грузов Лекция

    • Презентация 1 Файл

    • Презентация 2 Файл

    • Проверочный тест №6

  • Лекция №7. Твердые виды топлива

    • Твердые виды топлива Лекция

    • Добыча, погрузка, выгрузка и перевозка угля Файл

    • Презентация 2 Файл

    • Презентация 3 Файл

    • Проверочный тест №7

  • Лекция №8. Руда

    • Руды и рудные концентраты Лекция

    • Презентация Файл

    • Проверочный тест №8

  • Лекция №9. Минерально-строительные грузы

    • Минерально-строительные грузы Лекция

    • Видео материалы Папка

    • Презентация 1 Файл

    • Презентация 2 Файл

    • Проверочный тест №9

  • Лекция №10. Минеральные удобрения

    • Минеральные удобрения Лекция

    • Презентация 2 Файл

    • Презентация 1 Файл

    • Проверочный тест №10

  • Лекция №11. Основные виды зерновых и зернообробатывающих грузов

    • Основные виды зерновых и зернообробатывающих грузов Лекция

    • Презентация Файл

    • Зерновые, зернобобовые и прядильные культуры сельского хозяйства Файл

    • Основные виды зерновых и зернобобовых грузов Файл

    • Проверочный тест №11

  • Лекция №12. Лесоматериалы

    • Лес круглый и лесоматериалы Лекция

    • Презентация Файл

    • Лесная и лесоперерабатывающая промышленности Файл

    • Проверочный тест №12

  • Лекция №13. Маркировка тарно-штучных грузов

    • Маркировка тарно-штучных грузов Лекция

    • Презентация Файл

    • Проверочный тест №13

  • Лекция №14. Негабаритные грузы

    • Негабаритные грузы Лекция

    • Негабаритные и тяжеловесные грузы Файл

    • Перевозка негабаритного груза 1 Файл

    • Перевозка негабаритного груза 2 Файл

    • Проверочный тест №14

  • Лекция №15. Перевозка наливных грузов

    Свойства грузов, перевозимых наливом

    • Перевозка наливных грузов Лекция

    • Наливные грузы 1 Файл

    • Наливные грузы 2 Файл

    • Наливные химические грузы Файл

    • Наливные.Нефтепродукты Файл

    • Нефть и нефтепродукты Файл

    • Проверочный тест №15

  • Тема 16

  • Тема 17

  • Тема 18

Действия при внештатных ситуациях

Если возникнет аварийная ситуация, машинисты локомотивов сообщают об этом:

  • поездным диспетчерам;
  • дежурному ближайшей станции;
  • что ограничивает перегон;
  • машинисту попутного и встречного поезда.

Машинисты в таких случаях могут вскрывать документы с перевозочной документацией.

Локомотивные бригады ответственны за передачу достоверных сведений. Далее стоит следовать правилам, прописанным в аварийной карточке.

Дежурный, получивший сообщение об аварийной ситуации также уведомляет начальника станции, штаба ГО станции, поездным диспетчерам и т. д.

Неотложные меры предпринимаются работниками всеми железнодорожными службами, если был проведен специальный инструктаж и выданы индивидуальные защитные средства.

Диспетчер, что получит сообщение, уведомляет аварийную службу и регулирует движение поездов в данной зоне.

В обязательном порядке информируется Госгортехнадзор РФ. При необходимости вызывают машину скорой медпомощи.

У грузоотправителя должны быть бригада, которая состоит из квалифицированных специалистов, которые могут ликвидировать аварию при транспортировке опасного груза.

Класс 3

Эта категория объединяет жидкости, восприимчивые к огню, содержащие твердые частицы в растворе, суспензии, выделяющие пары, восприимчивые к высокой температуре (вспыхивают при +61°С).

Физико-химические качества: давление пара не выше 3 бар при температурном режиме +50°С, не сохраняют в полном объеме газообразную форму при давлении 101,3 кПа, температурном режиме +20°С, температура вспышки менее +61°С.

Дополнительная информация

Грузы третьей категории: дизельное топливо, газойль, печное топливо, способное вспыхивать при температурном диапазоне от +61°С до +100°С.

Легковоспламеняющиеся жидкости в обязательном порядке классифицируют по степени риска, относят к конкретной группе упаковки:

  • I — жидкости восприимчивые к огню, температура кипения которых не превышает +35°С, температура вспышки менее +23°С, коррозийные, токсичные;
  • II – жидкости средней степени риска, у которых температура вспышки не превышает +23°С;
  • III – жидкости незначительной степени опасности, у которых температура вспышки находится в диапазоне от +23°С до +61°С.

Основные требования

Внутренние и международные перевозки осуществляются с соблюдением нормативов, своевременно учитывая внесенные поправки. В данное время в 2020 году никаких изменений в правила внесено не было.

Для того чтобы выполнить доставку поклажи вредоносного характера, следует соблюдать правила, являющиеся основными при подготовке железнодорожного вагона или контейнера, сопроводительной документации, обслуживающего персонала, а также тарных емкостей и места их расположения.

Основными являются следующие критерии:

  1. Установление, соблюдение и контроль климатических условий внутри жд контейнера (вагона) при транспортировке грузов с высокой чувствительностью к изменениям температурного режима.
  2. Опасные элементы не должны контактировать с другими веществами, так как это может привести к утечке, возгоранию, окислению и другим реакциям с негативным воздействием на окружающую среду.
  3. Маршрут подвижного состава, выполняющего доставку опасного содержимого, должен пролегать в отдалении от поселений, санаториев, лагерей отдыха и прочих населенных объектов.
  4. Для некоторых видов вредных грузов и отдельных участков жд путей действуют специальные скоростные ограничения, соблюдение которых напрямую влияет на безопасность поездки по территории любого государства, в том числе РФ и странам СНГ.

Поправки, вводимые в сферу действия того или иного документа, помогают улучшить процесс транспортировки опасных грузов, а также повысить уровень безопасности и защиты от возникновения непредвиденных ситуаций.

Условия размещения

При размещении и креплении опасного груза стоит придерживаться норм, прописанных в Технических условиях погрузки и крепления. Способ размещения должен разработать и утвердить отправитель груза, согласовав все нюансы с отделениями железной дороги.

Обязательно соответствие таких способов требованиям гл. 1 Технических условий, что были утверждены МПС РФ.

Материалы, что используются для крепления, должны быть инертными относительно опасного груза, что будет перевозиться.

При использовании баллонов, обязательна исправность таковых, наличие надписи и краски согласно требованиям. При транспортировке баллонов с газом стоит располагать их горизонтально, направив предохранительные колпаки в одну сторону.

Вертикальное размещение допустимо, если есть защитные кольца и если есть гарантия того, что баллоны не упадут. Доски, что используются для крепления емкостей с легковоспламеняющимися веществами, пропитывают огнезащитными средствами.

Нельзя перевозить опасные грузы ОП с иными опасными или неопасными грузами.

Опасные грузы

Опасный груз – это материалы или вещества, потенциально угрожающие окружающей среде, здоровью или жизни человека, а также материальным ценностям.

Всего, по классификации ООН, имеется 9 классов опасных грузов. Сюда относятся и взрывчатые вещества, и ядовитые газы, и другие вещества и материалы. Каждый класс имеет свой способ маркировки. Подробная информация о маркировке, таре, упаковке и классах опасных грузов вот здесь.

Перевозки опасных грузов — виды транспорта

Транспортировать опасные грузы можно разными способами. Выбор конкретного из них зависит от места назначения, класса опасного груза, общего бюджета, договоренностей между обеими сторонами. Можно выделить несколько основных видов перевозки:

Перевозка опасных грузов ж/д транспортом. Отличается повышенным уровнем безопасности и относительной финансовой доступностью. Если есть необходимость в перевозке большой партии, железные дороги решат и эту проблему. Можно наметить точную дату доставки груза, так как у поездов есть точное расписание. Одновременно с этим ж/д транспорт не отличается большой скоростью. Необходимо ориентироваться в правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, получить разрешение, оформить страховку.

Автомобильные перевозки опасных грузов. Способ отличает высокая скорость перевозки. При этом он довольно демократичен. Идеален для перевозки небольших партий груза на небольшие расстояния. При этом у перевозки автомобильным транспортом есть свои ограничения

В частности, он не подходит для перевозок больших партий груза
При организации такой транспортировки важно принимать во внимание погодные условия. Кроме того, автомобильные перевозки сопряжены с различными опасностями: кражи, аварии и так далее
К такой транспортировке предъявляются особые требования

Если вас интересуют правила перевозки опасных грузов автотранспортом, загляните сюда.

Воздушный транспорт. Отличается максимальной скоростью перевозки. Подходит для осуществления оперативных межконтинентальных транспортировок. В числе минусов воздушных перевозок можно отметить высокую стоимость и средний уровень безопасности груза при этом. Кроме того, на авиационном транспорте не удастся перевезти большие партии или габаритный груз.

Перевозка опасных грузов морским транспортом. Отличается наибольшей демократичностью в плане стоимости, а также высокой безопасностью. Позволяет транспортировать большие партии груза. Одновременно с этим при организации морских перевозок требуется учитывать погодные условия. Для подготовки транспортировки нужно сначала ознакомиться с правилами морской перевозки опасных грузов, произвести соответствующую упаковку, оформить все требуемые документы и разрешения.

Для перевозки опасных грузов необходимо разрешение ADR.

Перед выбором способа транспортировки следует изучить особенности каждого из них, а затем соотнести полученные данные с вашей индивидуальной ситуацией. К примеру, если вам требуется высокая скорость, вы можете выбрать воздушный транспорт

Если же нужно перевезти большую партию груза, лучше обратить внимание на транспортировку по железным дорогам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector