Значение слова &laquoнадзор»

Разновидности вневедомственного контроля

Вневедомственный контроль имеет две разновидности:

  • внеотраслевого профиля;
  • отраслевого профиля.

К первой разновидности относится контроль за финансово-кредитными и налоговыми органами, контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности и прочее. Характерной особенностью для этого вида контроля и надзора является то, что он распространяется на организации и физических лиц, а также на государственные и негосударственные организации.

Вторая разновидность вневедомственного контроля и надзор отраслевого профиля осуществляется за соблюдением актов нормативно-правового характера, которые регулируют отношения в данной отрасли. Объектами такого контроля выступают как государственные, так и негосударственные организации, а также физические лица. Примерами данного вневедомственного контроля являются санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, который осуществляется в области здравоохранения в отношении организаций, а также физических лиц; государственный контроль в области высшего образования, осуществляемый подразделениями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации; контроль за соблюдением правил использования транспорта и прочее.

Институты государственного контроля

Государственный финансовый контроль в первую очередь предназначен для реализации финансовой политики государства и создания необходимых условий для финансовой стабилизации.

Все государства, в зависимости от специфики их устройства, имеют свои системы финансового контроля. Однако, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, базируется на общих принципах, которые выведены многолетним международным опытом. Таким образом, реализация любой крупной программы должна включает в себя различные подсистемы контроля. Самым важным звеном национального финансового контроля во всех странах, называющих себя демократическими, принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Обычно, в каждой стране имеются специализированные институты парламентского контроля за расходом денег государства. В Российской Федерации таким институтом является Счетная палата, в США — это Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса и так далее. Кроме таких институтов парламентского контроля в ряде развитых стран существует система контроля по линии исполнительной власти, другими словами правительственный контроль, а также органы финансового контроля при гаранте конституции или президентский контроль.

Актуальность вопроса в России очень высока. Так как в развитых странах вмешательство государства в экономические процессы усиливается, тогда как в тех государствах, которые осуществляют переход от планового хозяйства к рыночному, степень национального регулирования экономики и национальной ответственности в социальной сфере несоизмеримо более высоки.

Таким образом, можно выделить французскую систему внешнего контроля государственных финансов, которая отличается наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров. Они работают в административно-территориальных единицах страны, среди которых: коммуны, департаменты и округи. Государственные бухгалтера наделены полномочиями управлять денежными средствами государства, а также несут ответственность за правильность осуществляемых ими операций, и при этом еще имеют обязанность возмещать за личный счет ошибочно выплаченные или невостребованные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: на установленном законом разделении функций распорядителей кредитов (министры и другие руководители государственных органов) и государственных бухгалтеров, а также – на персональной денежной ответственности самих государственных бухгалтеров.

В крупных и развитых странах государственные органы контроля служат главным инструментом влияния на экономику. В Соединенных Штатах Америки общий экономический эффект от работы федеральных контрольных органов, согласно данным исследовательской группы конгресса США, за последние пол века исчисляется приблизительно в 500 миллиардов долларов.

Мы коротко рассмотрели что такое государственный контроль, его цель, характер и деятельность органов государственного контроля. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:

  1. Проверки исполнения предписаний, выданных предпринимателям и юрлицам по результатам предыдущих ревизий.
  2. Получения сведений о невыполнении требований, предъявляемых к работам, изделиям, услугам, об изменениях либо нарушениях в технологических процессах, способных нанести непосредственный ущерб здоровью и жизни населению, окружающей среде, а также имуществу людей и организаций. Данная информация может поступить от любых субъектов.
  3. Возникновения угрозы загрязнения природы, для жизни/здоровья населения, риска причинения ущерба имуществу.
  4. Обращения предпринимателей, организаций и граждан с жалобами о нарушении их прав, связанные с неисполнением установленных обязательных требований, получения иных сведений, подтвержденных документами либо другими доказательствами, указывающими на наличие признаков неправомерных действий. Сообщения, по которым невозможно установить автора, не выступают как основание для выполнения внеплановых проверочных мероприятий.

Различение контроля и надзора

Нормативное

В законодательстве России функциональные понятия контроля и надзора законодателем смешаны. Например: «государственный контроль (надзор)», «санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)»; «под функциями контроля и надзора понимается» , такая же ситуация прослеживается и в других нормативно-правовых актах, что позволяет, при наличии различий в дефиниции этих двух понятий, определять их как двуединое явление.

Например, согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение «государственного контроля (надзора)»:

Доктринальное

Контроль — это регулярный способ наблюдения, анализа и проверки результатов деятельности объекта с последующей корректировкой при обнаружении отклонений.

Признаки:

  1. Органы контроля и субъект находятся в подчиненности / подконтрольности;
  2. Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  3. Право контролирующих органов отменять решения субъектов и применять к ним меры административного воздействия;
  4. Возможность корректировки поведения контролируемого.

Надзор — это постоянное наблюдение и проверка действий объекта на соответствие предъявляемым требованиям; вид контроля, с преобладанием наблюдательных функций.

Признаки:

  1. Проводит проверку реализации действующих нормативно-правовых актов в различных отраслях управления;
  2. Периодичность.
  3. Отсутствие подчинённости.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае обнаружения нарушений закона прокурором, в ходе осуществления им прокурорского надзора, принимаются меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, что означает возможность корректировки действий поднадзорного объекта при выявлении отклонений от заданных стандартов.

Интегральными признаком надзора можно принять реализуемые им функции:

  • мониторинговая;
  • лицензировачная;
  • регистрационная;
  • уведомительная;
  • регламентарная;
  • оценочная (соответствия управленческих действий законодательству).

Характер государственного контроля

Государственный контроль — это функция, которая тесно переплетается не только лишь с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием.

Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, существенно способствует соблюдению режима деятельности субъектов различного рода управленческих отношений, а также разных коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.

В отдельных областях, которые особым образом затрагивают коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, которая обуславливается какими-либо формами собственности. Сюда включается надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, а также контроль над соблюдением федерального законодательства в отношении налогов и прочее.

Однако, если говорить в общем, то его сфера в негосударственной области более ограничена, чем в государственной. Таким образом, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и другое.

Среди специальных форм и видов контроля и надзора существует больше нюансов. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, а также функций управления ими.

Подобного рода контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях органов, как например Государственная налоговая служба, либо в составе иных органов госуправления, среди прочего это Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Государственный контроль осуществляется в качестве вневедомственного, другими словами, общего для всех отраслей и сфер управления, как например Государственный земельный контроль, или же в области экономики, либо социально-культурной или административно-политической деятельности. В пределах каждой из вышеперечисленных областей существуют вневедомственные и ведомственные разновидности специализированного контроля.

21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

• при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

• рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

• рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

• проверке законности нормативных правовых актов;

• рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

• рассмотрении уголовных дел;

• рассмотрении жалоб юридических лиц.

Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое должностное лицо организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector