Перекатка пожарных рукавов: особенности и периодичность процедуры

Проведение мероприятия: технические особенности

Специфика материала, из которого произведен пожарный напорный рукав, позволяет сворачивать его в плотное кольцо, которое не занимает много места в шкафу. Побочным эффектом такого хранения могут стать трещины на сгибах и прочие необратимые деформации, способные повлечь утрату герметичности.

Согласно Правилам пожарной безопасности (ППБ 01-03) и постановлению правительства РФ № 390 от 25.12.2012 перемотка является обязательной частью технического обслуживания пожарных рукавов. Периодически промывая и просушивая, их скатывают так, чтобы сгибы образовывались в новых местах.

Алгоритм перекатки пожарных рукавов следующий:

  1. Раскатка. Изделия, которые хранятся в «сплющенном» виде, раскатываются;

  2. Промывка. На данном этапе происходит подключение к крану и производится удаление скопившейся пыли. Может производиться промывка с помощью шланга непосредственно после использования оборудования;

  3. Просушка. В новую скатку изделие можно сворачивать только после того, как оно полностью просохнет. Этот позволит исключить риск образования внутренних «склеек»;

  4. Проверка целостности. Перед тем как начать перекатку пожарных рукавов проводятся испытания, позволяющие выявить присутствие повреждений (трещин, порезов и пр.);

  5. Ремонт. Предусматривается применение таких метолов устранения дефектов, как горячее склеивание, вулканизация и др. Ремонт разрешается осуществлять только опытными специалистами, обладающим лицензиями МЧС на данные виды деятельности, и имеющим соответствующие сертификаты;

  6. Перекатка пожарного рукава. На новую скатку или на новое ребро изделие перематывается со смещением на 90°. Процедура производится на специализированном оборудовании.

Качественное обслуживание пожарных напорных рукавов под силу провести только лицензированным специалистам, располагающим соответствующим перемоточным оборудованием, таким как, приспособление для перекатки и скатки пожарных рукавов ПСР-1. Основная задача такого станка состоит в том, чтобы перемотать изделий на ролик. Перемоточный станок может быть механизированным и автоматизированным (оснащенным электроприводом). С его помощью производится перекатка на новое ребро в одинарную или в двойную скатку. 

Если мероприятия выполнены с нарушением технологии, необнаруженные своевременно дефекты могут увеличить риск тяжелых последствий в случае ЧС, потому как снижают эффективность борьбы с возгоранием либо делают тушение пожара полностью невозможным.

Стоимость перекатки пожарных рукавов

Цена на данную процедуру зависит от множества критериев, основным является диаметр, который моет быть 51, 66 мм. Стоимость также зависит от общего количества, транспортной расположенности устройств, а также от состояния механизмов. Цена начинается от двухсот пятидесяти рублей за одну единицу техники. Организация, занимающаяся данным видом услуг, проводит осмотр, переноску и техническую проверку объектов. В завершение заказчик получает пакет документов, указанных выше.

Ед. измерения Цена, рублей, ед.
0-10 ПК 400 р.
10-50 ПК 350 р.
50-100 ПК 300 р.
От 100 ПК 250 р.

Руководитель компании должен ответственно относиться к содержанию и обслуживанию рукавов. Перечень обязанностей включает в себя обеспечение проверки и техническое обслуживание устройств в определенные сроки. Регулярность всегда должна присутствовать в этом деле

Важно обращаться к организациям, обладающим специальным разрешением (лицензия от МЧС), так как только такие организации смогут провести качественный осмотр и подготовку, и представить соответствующие документы

Для получения консультации по данному вопросу, позвоните по телефону + 7 495 142-24-03 или + 7 901 763-62-73, написать на почту info@gefestalarm.ru или отправьте запрос через контактную форму.

  • Предыдущая
  • Следующая

Специализированное оборудование

Еще один аргумент в пользу того, что техническое обслуживание пожарного оборудования должны проводить сертифицированные специалисты – наличие соответствующего оборудования. Для перекатки пожарных рукавов используется определенный станок.

На самом деле, это довольно примитивное устройство, по сути, просто наматывающее рукав на ролик. Однако именно с его помощью перемотка осуществляется так, как надо. Примером такого станка может служить «Приспособление для скатки и перекатки пожарных рукавов ПСР-1».

Аналогов российских производителей предостаточно: от механических, до автоматизированных, оборудованных электрическим приводом. Данное приспособление осуществляет перекат рукавов на новое ребро как в одинарную, так и в двойную скатку.

На этом, в принципе, тему сегодняшнего разговора можно считать исчерпанной. Все нюансы Вы знаете, всеми необходимыми нормативными актами вооружены. Формальную часть технического обслуживания пожарных рукавов мы обсудим при следующей встрече – это тема отдельного разговора.

На этом я буду с Вами прощаться. Совет от чистого сердца: побеспокойтесь заранее о своей безопасности – в борьбе со стихией никакой, даже самый вредный, пожарный инспектор роли не играет. При встрече с огнем один на один только Ваша подготовка и исправность всего оборудования и всех систем смогут помочь Вам. Берегите себя и тех, кто Вам дорог.

Важность соблюдения сроков перекатки

Для сохранности рукавов (шлангов) от разрывов и трещин периодически производится их перемотка. Для хранения используют специально отведённые металлические шкафы.

Различают следующие способы скатки пожарного инвентаря:

  • одинарный – при хранении в складских помещениях;
  • двойной (в редких случаях гармошка) – при хранении в специальном шкафу, иногда оснащённом краном;
  • восьмёрка – используют для скатывания перед просушиванием или вулканизацией.

при хранении в стандартных металлических шкафах должна производиться один раз в год (устройство не эксплуатировалось по назначению) с соответствующей записью в журнале. Для инвентаря, который хранится в складских помещениях, перекатка осуществляется один раз в квартал.

Часто сам производитель в инструкции по эксплуатации указывает необходимые к выполнению требования по техобслуживанию, совместимые с действующими нормативными актами и им не противоречащие. В таком случае перемотка производится на основании инструкции.

Уровень важности своевременной перемотки очень велик, так как в ходе хранения из-за длительного неиспользования пожарного рукава материал в местах сгибов может деформироваться в связи с пересушиванием. Образование трещин, разрывов или любых других дефектов приведёт к потере герметичности, поэтому периодическая перемотка крайне важна

Образование трещин, разрывов или любых других дефектов приведёт к потере герметичности, поэтому периодическая перемотка крайне важна.

Процесс перекатки включает в себя разматывание, промывание, просушивание, проверку целостности (при её нарушении производится вулканизация), намотку на новую скатку под углом в 90 градусов (по отношению к предыдущей).

Перекатка и техническое обслуживание осуществляется непосредственно специальными организациями. Кроме того, сроки перекатки часто проверяются контролирующими органами.

Инспектор, в ходе проверки, может потребовать акт перекатки пожарных рукавов, журнал с указанием дат их проведения, а также список лиц уполномоченных к произведению данной процедуры. Отсутствие или неверно заполненная документация могут послужить поводом для штрафных санкций.

Как правильно перекатывать рукава

Действия, предшествующие скатыванию, не просто подготовительные – они обязательные. Этапы:

  1. Раскатка.
  2. Вымачивание в специально ванне, а при необходимости – оттаивание.
  3. Промывка в моечной машине для размягчения основы, удаления инородных частиц, грязи, пыли.
  4. Просушка и талькирование на специальном агрегате, в башенной сушилке – для исключения слипания. Методические рекомендации допускают применение спецоборудования. Запрещено раскладывать шланги непосредственно на обогревательных приборах и на неокрашенных металлических предметах. Естественным способом процедура осуществляется раскладыванием в тени на открытом воздухе, а для зимнего времени есть специальные сушильные помещения.
  5. Проверка на целостность, осмотр. Испытания в ПЧ проводит руководство караула, закрепленное за рукавным хозяйством, оно же заносит результаты в формуляр изделия.
  6. Ремонт (вулканизация, клеи с заплатками), если обнаружены прорывы. Шланги с повреждениями отмечаются в журнале и не позднее 10 дней после обнаружения недостатков вместе с формулярами направляются на ремонт, о чем также делают запись в ведомостях по движению НПР.
  7. Перекатка под углом 90°, для чего шланг может надуваться или расширяться в месте ребра. Складка должна образоваться посередине ленты, создав новый кант.

Оборудование для перемотки

Если объем работ небольшой, то перекатку могут делать без спецоборудования ответственные работники, но, как правило, используют ручные или автоматические станки.

Примеры моделей станков:

  • ПСР-1,2 – оборудование механического типа из металлического профиля, направляющих с ручкой и двумя барабанами с втулками для наматывания;
  • СНП-2, СНП-2А, НТ 159.000, НТ 117.000 – более сложные устройства, кроме перемотки позволяющие осуществить, мойку, навязку на головки;
  • ТЦ-12у – автоматический верстак с мотором.

Процесс (ПСР-1,2):

  1. Одинарное перекручивание: создается наматыванием шланга на одну из катушек всей длиной.
  2. Вариант двойного скатывания:
    1. Наматывание на нижнюю катушку одинарно до середины длины изделия (в этом месте есть поперечная отметка).
    2. Средняя часть помещается на вилку верхнего барабана, наматывающего рукав в двойной моток.

Общие положения руководства

В методическом руководстве (инструкции) первым пунктом стоит самое важное требование, которое предъявляется пожарным рукавам. Оно гласит, что этот гибкий трубопровод должен находиться всегда в технически исправном состоянии

А поэтому его надо периодически осматривать на предмет целостности, периодически проводить испытания на выдерживание давления воды, плюс правильно хранить.

При этом в документе четко прописано, что отвечает за все это руководитель или собственник объекта. Даже если был издан приказ об ответственности на другое лицо, все равно за ненадлежащее хранение или не соответствие техническому состоянию будет отвечать руководитель.

Следующих раздел методического руководства – виды пожарных рукавов. Последние подразделяются на три вида:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Виды пожарных рукавов

Двумя первыми видами комплектуются пожарные машины. Назначение всасывающих рукавов – производить водозабор из источника. Это могут быть открытые водоемы (естественные или искусственные), колодцы и прочие гидротехнические сооружения. Водозабор производиться пожарным насосом. Напорно-всасывающие рукава используются для водозабора из открытых источников и водопроводных сетей.

Методическое руководство по эксплуатации пожарных рукавов (2007 года) четко определяет не только их назначение, но и обозначает технические характеристики изделий. В этом документе есть таблица, где эти характеристики показаны. А так же присутствует графическая часть, где на рисунке располагается рукав в разрезе с точным обозначением, из каких слоев и материалов рукав состоит.

Здесь расписываются характеристики напорной разновидности. Отличается она от двух предыдущих тем, что напорные изделия могут выдерживать большое давление протекающих внутри огнетушащих веществ. Отсюда, в принципе, и название.

В этом разделе методического руководства (2.2), так же как и в предыдущих, указываются характеристики изделий, государственные стандарты и, где они могут быть применены. Что касается последнего, то напорные разновидности используют в комплектации пожарных машин, шкафов. Поэтому и маркируются они по-разному:

  • для автомобилей маркировка – РПМ;
  • для пожарных кранов внутренних – РПК-В, наружных – РПК-Н.

Пожарный рукав марки РПМ

Тарифный план «Оптимальный»

Вы можете заказать выполнение каких-то отдельных профилактических процедур, можете выбрать конкретную организацию и заключить с ней договор на комплексное техническое обслуживание всех противопожарных систем, находящихся в Вашем здании, а можете, если Вы руководитель достаточно крупной структуры, объявить тендер.

Очевидно, что отдельные действия, как правило, будут стоить дороже, чем при «оптовой закупке» — договоре на комплексное обслуживание.

Как заключается договор? Это стандартная форма на предоставление Исполнителем неких услуг Заказчику

При его заключении, советую обратить внимание на то перечень предоставляемых услуг, то есть проводимых работ по ТО – в случае с напорными рукавами, важно, чтобы он соответствовал утвержденному «Методическому руководству по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов» (п. 3.4) либо Инструкции по их эксплуатации

Периодичность проводимых мероприятий, регламентируемая ПП РФ №390 в отношении перекатки, как и других манипуляций, также в обязательном порядке должна быть указана в договоре.

Оговорите и укажите в договоре предоставление всех необходимых актов, внесение соответствующих пометок в журнал перекатки (форма 54-Э) – именно эти документы, их заполнение, в первую очередь проверяются пожарной инспекцией, ведь именно отметки в них свидетельствуют о своевременном соблюдении требований противопожарной безопасности.

Обозначьте действия Исполнителя в случае неотложной неисправности. Рекомендую также обозначить некую пеню за некачественно выполненные работы – это широко применяемая сегодня практика.

Покончив, наконец, с формальностями – а что делать? таковы правила, можем постараться примерно прикинуть, во что же выльется в итоге техническое обслуживание

А так как мы акцентируем свое внимание на пожарных рукавах, в частности на перекатке, то давайте ограничимся расценками только на их ТО

Итак, средние по России цены на техническое обслуживание напорных рукавов в пожарных кранах, предусмотренное ППБ РФ, на 2015 год:

  • Перекатка рукавов на новое ребро в одинарную скатку – от 270 рублей до 420, в зависимости от диаметра (51мм, 66мм, 77мм).
  • Перекатка рукавов на новое ребро в двойную скатку – от 270 рублей до 460, также смотря на фактический проход.

В пожарных кранах, в подавляющем большинстве, сегодня используются рукава диаметром 51мм, намного реже – 66мм, и скатываются в одинарную скатку. Двойная скатка применяется для изделий, используемых на пожарных автомобилях. Поэтому Ваш тариф на эту услугу, скорее всего, минимальный.

Кстати, уточните у Исполнителя, чтобы перекатка проводилась по всем требованиям: раскатка, промывка, просушка, проверка на целостность и только после, в случае отсутствия каких-либо дефектов, перемотка на новое ребро.

  • Гидравлическое испытание рукавов давлением внутреннего противопожарного водопровода – 625 рублей для диаметра 51мм и 700 для 66мм.
  • Также необходимо учитывать стоимость выезда, в случае если Вы заказываете просто отдельную манипуляцию – в среднем это 25 рублей за 1км проезда по Москве. Так что есть смысл выбрать компанию, расположение которой будет поближе к Вам.

После проведения ТО, Вам обязательно должны предоставить соответствующий акт и сделать запись в журнал (54-Э).

Как видите, ТО рукавов в кранах относительно недорогое мероприятие. Однако, для того, чтобы окончательно убедить тех руководителей, кто еще подумывает над игнорированием выполнения обязательных требований Правительства Российской Федерации, хочу рассказать про систему штрафов за их невыполнение.

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром

Особое внимание уделяется герметичности всех соединений

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава

Периодичность проведения перекатки

В нормативных документах прописано, что перемотка изделий должна проходить один раз в год, если изделие находится в пожарной машине и постоянно используется, то проверку следует проводить 1 раз в три месяца.

Важно! Этот закон перемотки действует для пожарных рукавов, которые находятся в использовании. Если рукав находится на складе, периодичность проверок иная — 1 раз в квартал

Также заводское руководство может хранить в себе особые указания, в таком случае проверка будет проходить в соответствии с ними

Если рукав находится на складе, периодичность проверок иная — 1 раз в квартал. Также заводское руководство может хранить в себе особые указания, в таком случае проверка будет проходить в соответствии с ними.

Перематывать ПР разрешается фирме, которая имеет на то полномочия в виде разрешения на техосмотр и ремонт, профессиональное оборудование и персонал с должным уровнем умений и навыков. Перекатывать ПР нужно на специальной установке, она может быть как ручной, так и автоматической. Установки должны быть сделаны на заводах и иметь сопроводительные документы, которые подтверждают данный факт. Работы производятся в соответствии с инструкцией о ПР. Есть несколько видов скатки:

  • одинарный. Это вид используется при долгом хранении, когда техобслуживание проходит достаточно редко;
  • двойной — самый популярный вид скатки;
  • «гармошка»;
  • скатка «восьмерка» — практичный вид, но имеет минус — необходимость постоянной перемотки.

Обратите внимание! Процесс перекатки должен осуществляться, согласно установленному на объекте плану, и на основании приказа. Информация о выполненных действиях записывается в журнал с указанием места, даты и имени сотрудника

Процесс ремонта

Также заполняется документ о прохождении ТО для передачи директору организации и маркировочная бирка, которая ставится на изделие.

Важно! Нормы указывают только на то, что перемотка ПР должна проходить не реже 1 раза в год. ТО можно делать чаще по мере надобности

Напорные рукава

Это гибкие трубопроводы для подачи огнетушащих средств под давлением. Именно ими комплектуются ПК, также их могут устанавливать на передвижную технику. Они прочные, легкие эластичные, устойчивые к истиранию и агрессивным средам. Техническое обслуживание напорных ПР аналогично всасывающим. Сроки испытаний также сходны, за исключением методики, которая зависит от особенностей инвентаря.

Льняные и льноджутовые ПР заполняют водой под давлением 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2). Выдерживают 5 минут и проверяют, чтобы намокшие льняные нити были без свищей. Для НПР возможно испытание целой линии прохода. В этом случае проверяют не только состояние целостности самого рукава, но и соединений. Осмотр испытуемого оборудования проводят при заполненной системе. Недопустимо появление не только свищей, но и капель воды на внешней поверхности.

Дополнительный этап техобслуживания НПР – скатка и перекатка. В зависимости от вида оборудования и рекомендаций производителя должны соблюдаться сроки и процедура этого вида работ.

Частью комплекса по уходу за подающим огнетушащие средства оборудованием предполагает талькирование. Это необходимо делать во избежание слипания внутреннего слоя шланга. Для проведения талькирования в подразделении необходимо иметь:

  • шаровый кран;
  • компрессор;
  • напорный рукав;
  • заглушку;
  • молотый тальк для автомобильных шин и камер.

Все данные по техническому обслуживанию противопожарного оборудования заносятся в журнал, а также в формуляры, идущие в комплекте от производителя.

Скатка и перекатка пожарных рукавов: с какой периодичностью, правила, методы

Правила и периодичность перекатки пожарных рукавов на новую скатку регламентируются НПБ. От выполняемых действий зависит исправность, работоспособность, готовность рукавного оборудования. Мероприятие касается напорных пожарных рукавов (НПР) – армированные проволокой всасывающие типы шлангов содержаться по иным правилам.Перекаткой называется процедура скатывания рукава на новое ребро (складку). Кант перемещается на новое место, на угол 90°, таким образом, обновляется расположение сгибов.

Зачем нужна перемотка рукавов: требования

Обновление складки НПР обязательное требование – это часть технического обслуживания, стандартная мера по уходу. Для перекатки рукавов внутреннего противопожарного водопровода установлена периодичность – раз в год. Подготовительные действия – отмачивание, сушка, промывка – являются этапами мероприятия. Техническая цель перекатки – распрямить старое ребро, переместив его на середину продольного сечения, чтобы образовалась новая складка, кант.

Структура позволяет плотно скатывать шланги, что удобно для хранения, транспортировки. Рукава слипаются, слеживаются, в местах сгиба быстрее изнашиваются.

Задача перемотки – уменьшить негативные явления, к которым относятся:

  1. перетирания, трещины;
  2. деформации;
  3. утрата герметичности, образование ослабленных мест и, как следствие, прорывы, утечки, падение напора;
  4. разрывы из-за чрезмерного пересыхания;
  5. снижение гибкости;
  6. задержки при разматывании;
  7. образование гнили и плесени, скопление пыли.

Особенности требований к перекатке:

  1. обязательность после каждого использования, ТО, для хранения;
  2. регулярность;
  3. включает подготовку;
  4. способы имеют свои правила;
  5. мера как часть ТО осуществляется вручную и на спецоборудовании профильными структурами, ответственными лицами и техотделами ПЧ;
  6. сопровождается документально: техзадание, акт, журнал перемотки, бирка.

Надо ли перекатывать новые рукава

Поступившие напорные рукава наматываются на новую скатку. При приемке входной контроль обязательный (это сфера ответственности начальника караула), с испытаниями, проверками. Описанные меры невозможно выполнить, не развернув изделие, соответственно, потребуется перемотка.Новые шланги на складском хранении также подвергаются регулярной перекатке (производится чаще – раз в квартал), так как материал слеживается, одни участки испытывают меньшее давление, другие – большее, могут образовываться ослабления.

Периодичность перемотки пожарных рукавов: как часто

Нормы по регулярности перемотки:

  1. перекатка пожарных рукавов пожарных кранов должна производиться не реже 1 раза в год. Это же касается всего оборудования ПБ;
  2. если НПР хранятся на складе – 1 раз в квартал;
  3. после каждого развертывания, использования, ремонта, техобслуживания.

Сроки перекатки рукавов в автоцистерне на новую складку обычные. Для пожарной машины характерна учащенная периодичность, так как процедура требуется после каждого использования, осмотра шланга.

Виды скаток рукавов

Скатывать можно вручную или на станках. Способы зависят от того, где будет размещаться изделие:

Способ Описание
Одинарная, она же «улитка»
  • для складского хранения;
  • распрямленную ленту шланга скручивают в спиральный моток по всей его длине, не складывая его каким-либо образом;
  • в центре скатки (внутри) один конец, а другой свисает на наружном ее окончании;
  • не слишком удобная, но для длительного хранения лучшая, так как меньше перегибов.
Двойная
  • самая распространенная и универсальная;
  • сначала складывают вдвое (середина шланга отмечена на нем же линией), затем сматывают обычным способом;
  • два конца с соединительными головками оказываются снаружи (не в центре скатки), что удобно при использовании;
  • стандартно используется в отсеках пожарных машин, в ПШ, около мотопомп и другой техники, на стендах (стеллажах) в режиме готовности;
  • удобная для кассет в ШПК: концы снаружи, один – со стволом, второй – присоединен к клапану. Потянув за брандспойт моток легко развернется.
Гармошка горизонтальная или вертикальная
  • шланг складывают гармошкой – один конец возле крана ПК, второй со стволом свисает с другой стороны. Длина витков – удобная для использования или определяется размерами кассеты;
  • в отсеках пожарных машин применяется реже, хотя особых ограничений нет;
  • нередко используют для транспортировки, стягивая гармошку обвязкой;
  • для развертывания не менее удобная, чем двойная скатка;
  • вертикальная гармошка создается подвешиванием на рейке ШПК. Быстрота развертывания ускоренная.
Восьмерка Временное положение для транспортировки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector