Модельный ряд и характеристики пожарных машин ст-авто

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Пожарная техника в России изготавливается на многих автомобильных заводах. ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР предлагает весь спектр пожарной техники от пожарных автоцистерн и автолестниц до аварийно-спасательных автомобилей. Базой для специальной техники служат серийные модели грузовых автомобилей, таких, как Урал, КамАЗ, НЕФАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и других. Иногда на базовую модель только монтируется оборудование для пожаротушения, в других случаях авто подвергается масштабной переработке в части узлов и агрегатов.

Уральский автомобильный завод, Камский автозавод и Завод имени Лихачева поставляют для службы пожарной безопасности несколько модификаций автомобилей повышенной проходимости для пожаротушения. В основном это автоцистерны, которые различаются вместимостью емкости для воды, боевым расчетом (количеством посадочных мест в автомобиле), расположением и мощностью насоса и наличием дополнительных приспособлений (комплект пожарно-технического вооружения). На базе шасси выпускаемых этими заводами выпускаются автолестницы (АП-30, АП-37) различной длины и модификаций и автоподъемник коленчатый пожарный АКП-32 (На шасси КамАЗ-53229). Также в номенклатуре  завода ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР присутствуют автоцистерны пожарные на шасси КамАЗ, ЗиЛ, УрАЗ, ГАЗ.

На базе НЕФАЗ производится уникальный в своем роде пожарный автомобиль связи и освещения АСО-20, который выполняет множество функций:

  • транспортировка боевого расчета и ПТВ, а также спецоборудования, систем для эффективной и безопасной работы боевого расчета на месте пожара;
  • выработка электроэнергии для инструмента, осветительных приборов и специального оборудования;
  • функции по освещению места пожара или аварии;
  • организация мобильного пункта связи на месте пожара или аварии для боевых расчетов и персонала;
  • аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания среде.

Автомобиль связи и освещения оснащен генератором ГС-250-20/4, который входит в основу стационарной силовой установки АСО-20, а также выносным оборудованиям для выполнения своих функций по содействию пожаротушению.

Кроме пожарной техники на базе тяжелых грузовиков, ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР выпускает пожарную технику на основе автомобилей ГАЗель. К этой «легкой» пожарной технике можно отнести автомобили двух видов – непосредственно спасательные и штабные. Автомобиль бысторого реагирования АБР-3 оснащен 7 посадочными местами для боевого расчета и перечнем ручных средств для устранения последствий возгорания. В этот список входят диэлектрический ковер, огнетушитель ОП-3, ножницы для резки проводов НРЭП, электромонтажное оборудование, противопожарный защитный пояс, диэлектрические боты и перчатки, пробник для контроля напряжения, ножовка, топор. АБР-3 предназначен для доставки дополнительных сил для тушения пожара к месту аварии, а также для проведения штабных мероприятий. Также на базе этой модели ГАЗ выпускается штабной пожарный автомобиль АШ-5, предназначенный для проведения штабных мероприятий.

Также к легкой пожарной технике относится аварийно-спасательный автомобиль АСМ. Этот автомобиль оснащен основными устройствами и приспособлениями для спасения людей и оказания первой помощи.

Системы «Натиск», CAFS и другие: эффективность и надежность

На пожарных автомобилях нового поколения, поставляемых подразделениям, средства тушения остаются традиционными – это вода, пена, порошок или их комбинация. В то же время ряд фирм представляют на рынок ПА с инновационными установками для генерации компрессионной пены (типа «Натиск», CAFS, HALE CAFS, Sky CAFS, Hiromax и другие модификации). Число таких фирм-изготовителей ПА с установками типа CAFS хотя и медленно, но увеличивается.

Одним из ведущих производителей ПА с установками для генерации компрессионной пены в стране является ООО «Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» (г. Екатеринбург). Это предприятие создало линейку новых пожарных многофункциональных автоцистерн, оснащенных высокоэффективной системой пожаротушения NA-TISK, разработанной на предприятии (аналог системы CAFS с некоторыми доработками).

Заводом разработано 10 модификаций ПА, оснащенных системой NATISK, на различных типах шасси отечественного и зарубежного производства. В 2011–2013 гг. поставлено 30 моделей таких автомобилей в субъектовые подразделения пожарной охраны, а также на крупные предприятия РФ.

Подконтрольная эксплуатация созданных образцов, в том числе в северных регионах в зимнее время, подтвердила многократное (до 7 раз) повышение эффективности использования воды, вывозимой на АЦ. Кроме того, практически исключается возможность перемерзания рукавных линий: устойчивая работа системы обеспечивалась при температуре до -60 °С. Подтверждена также возможность подачи компрессионной пены по вертикальной напорной линии (на высоту до 200 м), тем более что масса рукава, наполненного этой пеной, практически равна массе пустого рукава. Опытным путем установлено, что пенное покрытие держится на вертикальной поверхности деревянной стены 1,5 ч, на металлической – до 1 ч.

Эксплуатационниками отмечен ряд других положительных моментов, подтвердивших, что применение пожарных автоцистерн с бортовой установкой «Натиск» для тушения пожаров в населенных пунктах эффективно, позволяет значительно повысить боевую готовность подразделений, снизить время оперативного реагирования.

Особо участники эксплуатационных испытаний отмечали, что заполненный компрессионной пеной рукав в разы легче рукава, заполненного водой: это улучшает маневренность при работе со стволом, снижает усталость личного состава при тушении пожара. При этом время развертывания и тушения снижается.

Пожарные АЦ с установками типа CAFS и «Натиск» предлагают к поставкам на рынок и другие отечественные производители пожарных машин. В частности, свои версии таких автоцистерн представило ООО «Чибис» из С.-Петербурга: это АЦ 5,0-40 на шасси IVECO Eurolargo (4х2), АЦ 5,0-50-7 на шасси IVECO Trakker (4х2 или 4х4).

В этих автоцистернах реализован ряд инновационных технических решений, направленных на повышение эффективности тушения пожаров, таких как:

  • интегрированная в пожарный насос система подачи компрессионной пены HALE CAFS;
  • система автоматического дозирования пенообразователя Cameleon (от 0,1 до 6%);
  • комбинированный пожарный насос GO-DIVA (3400 л/мин при давлении 16 бар, 770 л/мин при давлении 54 бар); на одной из моделей насос (40 л/с при напоре 100 м) с гидроприводом расположен внутри цистерны;
  • система инжекторного впрыска пенообразователя непосредственно в линию высокого давления (до 54 бар) с инновационным ручным стволом высокого давления для формирования пены низкой кратности.

При изготовлении надстройки указанных автоцистерн (цистерна, пенный бак, каркас и обшивка отсеков) фирма использовала коррозионностойкие материалы (нержавеющая сталь, алюминий, стеклопластик).

Установки пожаротушения

Здесь деление техники проводится на автоматические установки и неавтоматические. Отличаются они друг от друга тем, что первые включаются от сигнала датчиков, которые реагирует на повышение температуры, огня или задымленности. Вторые запускаются вручную.

При этом установки – это трубы, разбросанные по объекту и подключенные к разбрызгивателям разного вида: спринклеры, завесы, сухотрубы и прочие. В них могут быть использованы разные тушащие вещества: вода, пена, газы.

В видео показано, как работают пожарные системы тушения огня:

Обновленная версия пожарного насосно-рукавного автомобиля

В последнее время классические насосно-рукавные автомобили (АНР) потеряли былую популярность: в общем парке ПА тушения их доля ничтожно мала. Причина очевидна – недостаточная функциональность старых моделей.

Инновационную версию АНР нового поколения предложила российская фирма (ООО) «Приоритет» – один из крупнейших отечественных производителей пожарных машин (см. рис. 5).

Согласно новой версии, разработчиками существенно расширена функциональность обновленной модели. В зависимости от оперативной обстановки автомобиль может выполнять следующие операции:

  • доставка боевого расчета (1+5), ПТВ и аварийно-спасательного оборудования к месту вызова или ЧС, тушение пожара и проведение спасательных работ (функции основного ПА);
  • установка на водоисточник для выполнения функций насосной станции, обеспечивающей забор воды с высоты до 25 м и с расстояния до 25 м от АНР, в том числе в оборудованных и необорудованных местах из искусственных и природных водоемов;
  • механизированная прокладка и сбор магистральных рукавных линий (на борту данного АНР вывозится 3200 м напорных рукавов диаметром 150 мм и 400 м рукавов диаметром 77 мм на рукавных катушках);
  • перекачка больших объемов воды на большие расстояния при ситуациях природного и техногенного характера.

На созданном фирмой «Приоритет» образце АНР реализовано инновационное техническое решение – комплексное оснащение насосным оборудованием. Комплекс включает в себя основной пожарный насос с подачей 130 л/с (модель NP8000 фирмы Johstadt (Германия)) и два погружных плавающих насоса с суммарной подачей до 130 л/с, обеспечивающих забор воды с высоты до 25 м; привод погружных насосов – гидравлический.

Образец АНР создан на новом бескапотном шасси «Урал» 6370 (6х6), его полная масса – 25 000 кг, удельная мощность – 16,5 л.с./т. Надстройка автомобиля изготовлена по алюминиевой технологии.

Нормы потребления топлива

Они были введены МЧС России, чтобы обеспечить постоянное наличие и контроль над использованием горючего. Есть 2 вида учёта его потребления:

  • массовое выражение (кг, тонн) – планирование и поступление в подразделения;

  • объёмное (литры) – расход в подразделениях, кроме консистентных смазок.

Для современных ПА существуют 3 типа норм:

  • работа двигателя при полной нагрузке на каждые 100 км;

  • работа агрегатов в стационарном режиме;

  • работа двигателя без нагрузки.

Полный перечень норм расхода топлива представлен в приложении №7 к приказу МВД №549 от 20.12.93 г. Они являются базовыми, то есть используются в качестве основы при расчётах, но дополнительно к ним могут применяться и различные коэффициенты увеличения:

  • Наличие прицепа. Бензин — +2 л на 1 тонну веса прицепа, а дизель — +1.3 л.

  • Климатический регион. Южный – до 5%, средний – до 10%, северный – до 15%, крайний северный – до 20%.

  • Горная местность. Высота над уровнем моря 500-1500 м — +5%, 1501-2000 м — +10%, 2001-3000 м – 15%, 3000 м и более — +20%.

  • В пунктах с более 1 млн. жителей – до 10%.

  • Пробег 1 000 км после капитального ремонта – до 10%.

  • Полевые условия и лес – до 20%, в период снегов или при наличии песка – до 35%.

Существует коэффициент понижения, если ПА эксплуатируется за чертой города на дорогах с улучшенным покрытием – до 15%. В случае, если требуется применить несколько надбавок, то берётся их итоговая сумма. Расчёт расхода производится водителем каждый раз после выезда, с учётом конкретных условий, с которыми он столкнулся.

Параметры и оснастка

Полноприводный пикап родственен модели УАЗ «Патриот», но имеет удлиненную колесную базу. 

  • Для экипажа количеством 4 человека выделена четырехдверная сдвоенная кабина. 
  • Приводит машину в движение 2,7-литровый бензиновый двигатель ЗМЗ-409.10 мощностью 128 л.с., есть дизельная модификация с более скромными показателями – объемом 2,2 литра и мощностью 113,5 л.с.
  • Если специальный пожарный УАЗ и обладает цистерной для воды, то она невелика – от 200 до 300 литров, пенобак – 30 литров. 
  • Подача воды и пены осуществляется за счет установки высокого давления 30/150. 
  • Благодаря колесной формуле 4х4 авто превращается в настоящий вездеход и способно проехать по бездорожью. Этому способствует и скромная масса снаряженного автомобиля – 2860-3325 кг.
  • Кузовная надстройка может быть изготовлена как из алюминия, так и из модифицированного полипропилена. Некоторые модели оснащаются раскладной лестницей для достижения верхних этажей, в остальном пожарно-техническое вооружение является стандартным.

Преимущества специальной пожарной техники на шасси ГАЗ

Модификации «Газели» – не первая ассоциация с пожарным автомобилем, и все же они прекрасно подходят для таких нужд благодаря ряду характеристик:

  • Компактные размеры. Специальная техника должна иметь возможность максимально близко подобраться к источнику возгорания – «Газель» способна проехать по узким проселочным дорогам.
  • Отечественная специфика. Автомобиль приспособлен к российским условиям в плане климата и отсутствия адекватных дорог, его техническое обслуживание упрощается ввиду географической близости производителя.
  • Дешевизна. За счет отсутствия дорогостоящей логистики и таможенных сборов при доставке на переоборудование оснащенный агрегат обходится потребителю дешевле зарубежных аналогов.

Размеры и оснастка «Газелей» предполагают их первоочередный выезд к месту ДТП – их запасов воды хватит для гашения небольших возгораний, тот же экипаж может забрать с собой пострадавших.

Работа на пожарных автомобилях пенного тушения¶

магистральную линиюавтоцистерны«Дозирующую вставку в рукавную линию — ставь!»дозирующую вставку

  • допускать к работе с автомобилем посторонних лиц или лиц, не прошедших обучение по специальной программе;
  • работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;
  • работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
  • работать, не включив стояночную тормозную систему;
  • допускать попадание пенообразователя в водоисточник, из которого происходит забор воды.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения

Модель Запас пенообразователя Пожарный насос Боевой расчет Максимальная скорость Пеноподъемники Масса Лафетный ствол
АВ-6(130В1) 6000 ? 3 4
АВ-40(375)Ц-50 4000 ПН-40УВ 7
АПТ 4,0-40(5557) 4000 ПН-40УВ 3 2
АПТ 4,0-40(43101) 4000 ПН-40УВ 3 2
АПТ 5,0-70(43253) 420 НЦПН-70/100М 7 90 14710
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто 5300 НЦПН-40/100 6 80 2 17610 ?
АПТ 6,0-40(5557) СТ-Авто 5300 НЦПН-40/100 ? 90 17485 ?
АПТ-8,0-40(65111)063-ПВ 8000 НЦПН-40/100 7 80 2 ? ?
АПТ-8,0-40(65115)064ПВ 8000 НЦПН-40/100 7 ? 2 ? ?
АХ-6(130) 6000 ? 3 4

Источники

  1. ГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения»
  2. Моисеев Ю.Н., Теребнев В.В. Учебное пособие. Пожарная техника. Книга 2. Мобильные средства пожаротушения. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Калан», 2015.-184 с.
  3. ru.autowp.ru АВ-40(375)-Ц50 на шасси Урал 375 ‘1969–75

Вас так же могут заинтересовать

  1. Основные пожарные автомобили
  2. Специальные пожарные автомобили
  3. Маркировка пожарных автомобилей
  4. Классификация пожарной техники
  5. Цветографические схемы пожарных автомобилей

У данной страницы нет кураторов!

Автомобили на шасси УРАЛ

Преимуществом шасси этой марки считается высокая проходимость по бездорожью и возможность дополнения тяжелым оборудованием. Таким машинам под силу снежная целина и косогоры. Они без труда преодолевают вертикальные препятствия высотой до 55 см и заезжают на склоны до 20°. На базе УРАЛа производят основные виды ПА:

  • автоцистерны;
  • насосно-рукавные автомобили;
  • насосные станции;
  • автоподъемники.

Для новейших разработок конструкторами были выбраны три типа шасси:

  • 4320;
  • 43206;

УРАЛ-4320

Это длиннобазовое трехосное шасси было выбрано для производства ПА тяжелого класса с резервуаром до 8 м3. Преимущество этих машин – использование в любой местности без ограничения температуры. На шасси ставятся двойные кабины со спальным местом, хотя по количеству мест боевого расчета они все ограничены и предназначены для 6 человек.

Конструктивно ПА на базе УРАЛа-4320 – модульный кузов и двухрядная кабина. В кузовной части размещается отсек для ПТВ, цистерна и отделение для насоса. Машина работает на дизельном топливе и для обогрева всех рабочих систем использует независимый отопитель.

На базе УРАЛа-4320 производят:

  • АЦ-6.0-6000/300;
  • АЦ 7.0-7000/420;
  • АЦ 8.0 – 8000/480.

УРАЛ-43206

Это автомобили среднетяжелого класса с объемом цистерны до 4 м3. В отличие от УРАЛа-4320 у них короткая двухосевая база, что значительно снижает общий вес автомобиля. Именно поэтому чаще всего эту модификацию используют на пожарах в городской черте.

Кузов у УРАЛа-43206 двухмодульный, совмещающий в себе бак для воды и отсек для пены с насосом. Кабина также двухрядная на 6 мест, при этом спальное место отсутствует. Для обогрева рабочих систем используется автономный отопитель, работающий на дизеле.

На шасси УРАЛа-43206 производят:

  • АЦ 3.0-40;
  • АЦ 3.0-40/4
  • АЦ 4.0-40;
  • АЦ 4.0-40/4

УРАЛ-5557

Полноприводный автомобиль тяжелого класса, который в отличие от модели 4320 комплектуется низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой. Эта функция делает машину универсальной к условиям эксплуатации: транспортное средство преодолевает целину, песчаные местности, болота.

Кузовная часть в этой модели двухмодульная, состоящая из цистерны и пенобака, совмещенного с насосным отделением. А вот кабина, несмотря на тяжелый класс автомобиля, рассчитана всего на 4 человек. Вариантом считаются машины с индексом NEXT, предполагающие расширенные кабины до 6-7 человек.

На базе УРАЛ-5557 производят:

  • АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
  • АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

Двигатель Карбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с. 73/100
Колесная формула 4×4
Количество мест 1+5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Функциональность машины определена ее типом.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 110
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м.  За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 72
Колесная формула 4×2
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

Двигатель Инжекторный бензиновый
Мощность мотора, кВт/л.с. 94.1/128
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 2670
Габариты (д*ш*в), мм 4647*2080*2200

Основные параметры типажа

Итак, в конце 80-х годов закончился советский период развития пожарных автомобилей. К последнему десятилетию прошлого столетия пожарная охрана подошла с проблемным парком ПА, требующим восполнения, модернизации и структурной реконструкции производства ПА нового поколения.

Пожарная автоцистерна АЦ-7-40 (Урал-4320-1912)

Казалось бы, экономическая ситуации в стране в начале 90-х годов и состояние финансового обеспечения пожарной охраны не позволяли надеяться на успешное решение обозначенных проблем. Тем не менее, такие работы были начаты, причем начались они с пересмотра идеологии последнего советского типажа и разработки концепции принципиально нового типажа, адаптированного не только к условиям оперативного использования, но и к реальным финансовым ресурсам пожарной охраны в новых условиях: эпоха планового распределения ПА ушла в прошлое.

Уже в начале 90-х годов было принято решение о разработке нового типажа. Работы были начаты с разработки, апробации в региональных органах пожарной охраны и принятия новой концепции типажа.

Пожарный автомобиль целевого назначения АЦ-8,8-50 (КамАЗ-53229)

Типаж пожарных автомобилей устанавливает оптимальную по номенклатуре, параметрам и показателям совокупность составляющих типоразмерного ряда с указанием модификаций и производных моделей, объединенную общностью назначения, с показателями, учитывающими достигнутый уровень техники.

Основным принципом построения нового типажа явилось создание ряда ПА различного целевого назначения на основе использования, во-первых, параметрических рядов базовых шасси, во-вторых, параметрических рядов ПА.

Главным параметром базовых шасси, используемых для создания ПА, является величина их грузоподъемности.

Главным параметром ПА, на основе которого строятся их параметрические ряды, является один из основных параметров пожарного автомобиля, определяющий его наиболее характерные тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности.

Пожарная автоцистерна целевого назначения АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253), выпускаемая ОАО «Пожтехника»

В качестве главных параметров ПА различного назначения были использованы:

  • вместимость цистерны для воды (м3);
  • вместимость пенобака (м3);
  • масса возимого порошка (кг);
  • масса огнетушащего газа (кг);
  • подача насоса при номинальном числе оборотов (л/с);
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов, в т.ч.:
  • низкого давления (м вод. столба);
  • высокого давления (м вод. столба);
  • расход порошкового лафетного ствола (кг/с);
  • мощность стационарного электрогенератора (кВт);
  • длина рукавной линии (км);
  • высота подъема стрелы (м);
  • производительность вентиляторной установки (тыс. м3/ч);
  • число (количество) мест для боевого расчета, включая место водителя (ед.);
  • количество стационарных прожекторов (шт);
  • количество основных видов работ (шт);
  • количество измеряемых величин (шт):
  • грузовой момент (тм);
  • теплопроизводительность (Мкал/ч).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-15/60 (МЗКТ-790912)

Для каждого типа ПА, представленного в типаже (АЦ, АНР, АТП и пр.) указаны:

  • грузоподъемность базового шасси (минимально допустимая);
  • колесная формула базового шасси, характеризующая его проходимость;
  • удельная мощность ПА (отношение номинальной мощности двигателя к величине полной массы ПА);
  • число мест боевого расчета (включая водителя);
  • основные параметры, отличные для ПА различного типа и назначения (эти параметры входят в обозначение ПА).

Отдельно представлены также некоторые дополнительные сведения, характерные для каждой модели ПА:

  • рекомендуемый тип шасси с указанием модели;
  • наличие лафетного ствола и его параметры;
  • тип насоса;
  • параметры спасательной люльки;
  • другие сведения.

Этих сведений, представленных в типаже, оказалось вполне достаточно, чтобы адекватно охарактеризовать параметрический облик каждой модели ПА и области ее возможного оперативного использования.

Автомобили на базе IVECO-AMT

Машины производства совместного российско-итальянского предприятия IVECO-AMT – многофункциональные модели, совмещающие в себе несколько типов ПА или с расширенными тактико-техническими характеристиками. Все новые пожарные автомобили проходят обкатку, которую производит сам разработчик.

Среди новинок IVECO-AMT, пользующихся популярностью у отечественных спасателей – автоцистерна АЦ 3.2-40/4. В этой модели установлена цистерна и пенобак из полипропилена. Машина комплектуется дистанционно управляемым лафетным стволом «Ураган ЛСД-С-80У» с подачей ОТВ не менее 40 л/с.

Насосная установка также дистанционного типа. В базовую комплектацию вошел комбинированный пожарный насос «Ruberg E40» производства Швеции. Он имеет дополнительный контур, который обеспечивает охлаждение двигателя летом и подогрев ОТВ зимой.

Тактико-технические характеристики АЦ 3.2-40/4.

Шасси IVECO-AMT ML150E28W
Колесная формула 4*4
Габариты, д*ш*в, мм 8160*2500*3460
Дорожный просвет, см 200
Масса под нагрузкой, кг 14915
Двигатель

·         мощность кВт (л.с.)

·         тип

IVECO-Tector F4AE3681E

·         205 (279)

·         Дизель

Скорость, км/ч 90
Тип кабины двойная, раздельного типа
Кузов каркасный, цельнометаллический, закрытый
КОМ N200B одноступенчатая механическая
Емкость цистерны, л 3200
Объем пенобака, л 200

Насос

·         тип

·         расположение

Ruberg E40

·         центробежный двухступенчатый

·         заднее

Напор насоса при номинальной частоте вращения, м. вод. ст. 100±5
Номинальная подача насоса, л/с 40
Наибольшая геометрическая частота всасывания, м 7.5
Заполнение насоса, с 120
Переносной лафетный ствол ЛС-П-20У
Стационарный лафетный ствол Ураган ЛСД-С-80У
Электрогенератор TSS SGG 6000E, бензин
Рукавная катушка высокого давления

·         длина

·         расход СВД, л/с

СРВДК-3/400-60

·         60

·         не менее 3.0

Объем топливного бака, л 210

Из истории

История учит не только на положительных примерах. В начале 60-х годов на производство была поставлена новая модель пожарной автоцистерны АЦ 40 (130)-63 с цельнометаллическим кузовом. На этой машине, созданной уже на шасси нового поколения ЗИЛ-130, была проведена «ревизия» способа крепления надстройки на раме шасси: вместо хорошо зарекомендовавшей себя установки в ложементы (через деревянные проставки) применили жестокое крепление цистерны, объединенной в единый блок с кузовом и кабиной.

Это было полное «фиаско»: через короткое время все автомобили были выведены из боевого расчета из-за поломок кабины, кузова и течи цистерны. Производство было на грани остановки.

Потребовались годы, чтобы изменить силовую схему крепления и избавиться от этой явной конструкторской ошибки.

К числу наиболее технически сложных видов пожарных автомобилей всегда относились и относятся автолестницы. В 30-40-е годы отечественной промышленность они не выпускались.

Нужды пожарной охраны в этом виде техники удовлетворялись за счет закупок за рубежом автоматических лестниц германских фирм Магирус и Метц. Характерно, что уже в те годы был сформирован модельный ряд автолестниц, сохранившийся практически без изменений до начала 21 века.

Была попытка организовать производство отечественных автолестниц: в 30-е годы завод «Промет» спроектировал и построил несколько образцов 30-метровых электромеханических автолестниц ПЭЛ-30 на шасси ЗИС-6 (6х4).

Чертеж пожарной автолестницы ПЭЛ-30 на шасси ЗиС-6

Модельный ряд автомеханических лестниц, применявшихся пожарной охраной СССР в 30-40-е годы

Число колен Высота подъема, м
4 30
5 37
6 45
7 54

Привод рабочих органов автолестницы осуществлялся от электрогенератора мощностью 15 кВт, который, в свою очередь, приводился в действие от двигателя шасси через КОМ. Однако от серийного производства подобных лестниц дело не дошло.

Только в 1950 году в Торжке было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ-7), которое в числе первых проектов разработало автоматическую пожарную автолестницу с гидроприводом, а Новоторжский завод ППО освоил их производство.

Особой проблемой всегда была компоновка пожарных машин. На ранних этапах автомобилестроения форма машины менялась быстро, и эти изменения носили качественный характер, отражая кардинальные усовершенствования функции и конструкции изделия.

Одной из существенных вех в пожарном автомобилестроения стал переход от открытого кузова с продольными сиденьями к закрытому, с поперечным размещением личного состава.

Закрытый кузов композиционно преобразил форму и компоновку пожарного автомобиля. Начались поиски более органичной связи кабины водителя с салоном для личного состава, с объемом, выделявшим двигатель, а затем и с пожарной надстройкой – третьим из основных формообразующих элементов.

Период конца 30-х и начала 40-х годов прошедшего века можно считать окончательной фазой формирования компоновочной основы современных пожарных автомобилей: размещение личного состава в салоне, объединенном с кабиной водителя; трехобъемная форма кузова (а в последнее время – двухобъемная, так называемая “вагонная” компоновка); заднее размещение насосного агрегата.

Именно с такой компоновкой вошла отечественная промышленность во 2-ю половину ХХ века, когда окончательно сформировалась производственная база по выпуску пожарных автомобилей в Советском Союзе – отрасль пожарного машиностроения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector