Статус гражданина и человека в рф

Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача­ле XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вме­шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности…».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, кото­рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

Структура и виды правового статуса личности

Структура — это внутренне строение исследуемого предмета, характеризующее связь элементов его содержания. Рассмотрим вкратце структуру правового статуса как такового, вне его предметной, т.е. субъектной, «привязки».

Относительно структуры правового статуса в научной литературе имеются определенные разногласия (см. работы B.C. Нерсесянца, Н.В. Витрука, В.А. Кучинского, Л.Д. Воеводина и др.). Однако большинство ученых склонны включать в структуру правового статуса следующие элементы:

  • Правовые нормы (нормы действующего законодательства)
  • Юридические права и обязанности (основной элемент, смысловое и содержательное ядро правового статуса)
  • Гражданство
  • Правосубъектность данного субъекта правоотношений
  • Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей
  • Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией)
  • Юридическую ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии)
  • Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы

Названные элементы хорошо известны по курсам общей теории государства и права, конституционного права, гражданского права. Поэтому нет особой необходимости обращаться к ним подробно. Студенту достаточно будет вспомнить их, обратившись к соответствующим учебным пособиям, конспектам и, конечно же, к научной литературе по соответствующей проблематике

При этом особое внимание следует обратить на содержание понятий «субъективное право» и «юридическая обязанность», образующих смысловое ядро понятия правового статуса

Обратимся к видам правового статуса.

В научной литературе общепризнанным является следующая классификация видов правовых статусов:

Общий правовой статус — статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (скажем, студентов, военнослужащих, учителей, пенсионеров, рабочих, предпринимателей и т.д.).

Индивидуальный статус фиксирует конкретную «привязку» правового статуса к отдельной личности (лицу), учитывая пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу др.). Этот статус, в отличие от общего, подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни данной личности переменами различного характера.

Можно выделить и иные виды правовых статусов.

Международно-правовой статус (индивида или организации). Это статус, опосредованный нормами международного права. Субъектами здесь могут выступать отдельные физические лица (например, беженцы или вынужденные переселенцы, лица, находящиеся в международном розыске за совершение преступлений международного характера), государства, международные организации и т.д.

Отраслевой правовой статус: конституционный, административно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой статусы и др.

С временной точки зрения можно выделить постоянный, временный и разовый правовые статусы. Например, если депутата Государственной Думы включают в парламентскую комиссию по расследованию какого-то чрезвычайного события, то по окончании работы данной комиссии депутат лишается своего статуса члена данной комиссии. Сам же депутат избирается в Государственную Думу на 4 года. В течение этого времени данное лицо будет обладать статусом депутата ГД со всеми вытекающими последствиями. Но этот же гражданин будет обладать и постоянным правовым (конституционным) статусом до тех пор, пока он, например, не сменит гражданство.

Понятие и сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи­вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима­ния феномена правового государства.

Собственно в правового государства можно выделить два глав­ных элемента:

Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус­ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра­вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви­нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен­ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу­дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак­торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста­навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше­нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща­ются в формуле «права человека», которые являются фундамен­тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос­ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули­рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че­ловека выходят на международный, межгосударственный уро­вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь­ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характе­ризуются общими закономерностями возникновения и функцио­нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за­ключается сущность правового государства. Право здесь выступа­ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол­нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот­ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни­чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за­слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен­ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ­ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места­ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз­вышается над вторым.

Итак, правовое государство — это такая организация полити­ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового статуса человека и гражданина

В содержание основ правового статуса граждан входят также и принципы, на которых он строится. По ним можно судить о правовом статусе личности в целом. Они отражают коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в обществе. К числу основных принципов правового статуса личности можно отнести следующие:

  • неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина;
  • полнота прав и свобод;
  • равенство прав и обязанностей;
  • непосредственное действие прав и свобод;
  • сочетание общественных и личных интересов;
  • реальность и гарантированность прав и свобод;
  • динамизм правового статуса;
  • максимальное уравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами в правах и обязанностях.

Принцип полноты прав и свобод личности означает, что права и свободы гарантируются государством во всех областях жизнедеятельности человека: социально-экономической, духовной, политической и в сфере личной свободы. Этот принцип означает также, что государство закрепляет те права и свободы, которые с социальной точки зрения могут быть реализованы, соответствуют достигнутому уровню развития общества, отвечают положениям международно-правовых документов о правах человека.

Принцип юридического равенства есть не что иное, как равенство общественного положения людей по закону. Оно означает отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод граждан либо привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера знаний, места жительства и других обстоятельств.

Закрепленный Конституцией России (ст. 19) принцип равенства есть равенство граждан перед законом. Он включает в себя равенство прав и свобод, т.е. равноправие граждан, равенство обязанностей для всех граждан, равные основания их юридической ответственности, равенство перед судом и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В содержании конкретных видов прав, свобод и обязанностей граждан находит выражение различная степень сочетания общественных и личных интересов. Причем конечной целью развития общества является гармоническое развитие личности, наиболее полное удовлетворение индивидуальных интересов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства.

Реальность правового положения граждан обеспечивается материальными (экономическими), политическими, социальными и духовными общими гарантиями. Общие гарантии действуют в неразрывном единстве не только между собой, но и с юридическими (специальными) гарантиями.

Развитие правового статуса личности неразрывно связано с поступательным движением общества и государства, отражает основные исторические этапы этого процесса. Правовой статус в его развитии служит одним из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами, достижения наиболее рационального их сочетания в соответствии с достигнутыми возможностями общественного развития. В Конституции РФ закреплен принцип максимального уравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 3 ст. 62) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус и фактическое положение человека

В правовой статус входят:

    • ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

Социальный и правовой статус личности соотносятся как содержание и форма.

Подробнее

Определяя правовое положение человека, государству необходимо считается (в большей или меньшей степени) с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, должны так или иначе учесть потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является ведущей стороной этого взаимодействия, поскольку является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако всякое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон. Правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.

Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода.

Правовой статус личности по Н.В. Витруку

См. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

Н.В. Витрук, стремясь раскрыть правовое положение личности системно, не сводит его к совокупности юридических прав и обязанностей личности, а предлагает использовать два самостоятельных понятия:

  1. правовое положение (статус) личности в широком смысле — «правовое положение» и
  2. правовое положение (статус) в узком смысле — «правовой статус» как ядро правового положения личности.

Таким образом, «правовое положение» личности включает следующие структурные элементы:

  • «правовой статус» — признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности;

Если признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности являются центральным элементом «правового положения», то по отношению к правовому статусу личности (в широком смысле)  гражданство и правосубъектность выступают в ином качестве.

Онтологическая характеристика правового статуса и правового положения в целом будет не полной без обращения к их принципам. Принципы характеризуют правовое положение личности в аспекте скорее не его структуры, а его сущности и содержания. Правовые принципы — это основополагающие, исходные идеи, которые задают содержание и направленность деятельности по определению структурных элементов правового положения личности и их связей между собой, по их использованию и развитию в контексте общественного прогресса. Используемые в таком качестве принципы приобретают фактически (а в некоторых случаях и формально) нормативное значение.

Правовой статус личности – не простой набор механически соединенных правовых явлений, с той или иной стороны характеризующих положение лица в государстве. Это сложноорганизованное системное образование.

Правовые связи и отношения не выступают в качестве структурного элемента правового статуса, так как они существуют не в одном ряду с правами, обязанностями и законными интересами личности, а являются формой их существования (проявления).

Классификация основных прав человека и гражданина

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения:

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (ХVII–XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», то есть выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине ХХ столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, то есть его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т. п.);

третье поколение – права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

  • гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
  • политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
  • экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
  • социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
  • культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

• возникают и развиваются совместно;

• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­гии;

• выступают средствами управления, инструментами власти;

• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

• основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических госу­дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­телем (характерно для правовых государств).

Общая характеристика политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека

Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно – демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

  • они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т. п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
  • в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
  • самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
  • являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

  1. свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);
  2. право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
  3. право на объединение (ст. 30);
  4. право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
  5. право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
  6. право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить и победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод.

Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Система прав и свобод личности

Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. В то же время права и свободы индивида не даруются (не октроируются) государством. Они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены (хотя это так же необходимо), а в силу самой сущности человеческого общежития, складывающихся в нем системой общественных отношений и вытекающих из них социальных возможностей личности.

Права и свободы индивида представляют собой закрепленные в законе социальные возможности лица как индивида по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения личных интересов.

В силу нормативно-правовой регламентации юридические права личности имеют четко очерченные пределы, выход за которые будет уже неправомерным поведением для лица. Социальные возможности, закрепленные государством в конституции и законах, для личности становятся юридическими притязаниями, подлежащими обеспечению и защите со стороны общества и государства.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению:

    1. политические;
    2. личные;
    3. социально-экономические;
    4. культурные.

Подробнее

Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

К ним относятся:

    • право на объединение;
    • свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • право на равный доступ к любым государственным должностям;
    • право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др. 

Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека.

К ним относятся:

    • право на жизнь;
    • право на личную неприкосновенность;
    • право на уважение, защиту чести и достоинства;
    • свобода совести;
    • право на неприкосновенность жилища;
    • право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. 

Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

К числу социально-экономических прав и свобод относятся:

    • право на труд,
    • право на отдых,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,

Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями.

К числу таких прав относятся:

    • право на пользование достижениями культуры;
    • право на образование;
    • свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на

    1. конституционные или основные, т.е. установленные и гарантируемые основным законом страны, (так называемые естественные (неотъемлемые и неотчуждаемые) права человека и гражданина (равенство, свобода, безопасность, собственность и т.д.) и
    2. права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны.

Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

Общая характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах, когда они неразрывно связаны с обязанностями.

Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о якобы принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других лиц, совершение преступлений.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией Российской Федерации.

Признаки конституционных обязанностей:

  1. они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;
  2. способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
  3. имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности российских граждан:

  • соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны.

Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает в себя:

  • родительские обязанности (в частности, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях) (ст. 38);
  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • воинскую обязанность (защита Отечества, воинская или альтернативная служба) (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

В нормах Конституции РФ, закрепляющих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

показать содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector