Конституционный строй
Содержание:
Основы конституционного строя
Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.
Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.
Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.
Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
- гуманистические основы конституционного строя;
- основные характеристики Российского государства;
- экономические и политические основы конституционного строя;
- основы организации государственной власти.
Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.
Принципы конституционного строя РФ
1.Основы организации государственной власти
- Суверенитет народа — народ является единственным источником власти, осуществляя её непосредственно (путём выборов и референдумов) и через органы государственной власти и местного самоуправления (через своих представителей).(Статья 3)
- Федерализм – разграничение властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.(Статьи 1,5, 11, 12)
- Республиканская форма правления – высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок, существует разграничение полномочий между ними.
(Статья 1)
- Разделение властей – законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют относительно независимые друг от друга органы власти, строгое разграничение их полномочий, невмешательство. Все три ветви власти представлены разными людьми и органами власти.(Статья 10)
- Правовое государство — верховенство закона, равенство всех перед законом, наличие системы контроля за его исполнением, гарантия защищённости личности, использование ею конституционных прав и свобод. (Статья 1)
- Приоритет международного права – подписанные и утверждённые (ратифицированные) РФ международные договоры обладают высшей юридической силой, являются частью правовой системы РФ. (Статья 15)
3.Основы организации жизни гражданского общества
- РФ — социальное государство, то есть в нём создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, осуществляется поддержка социально неимущих групп населения.(Статья 7)
- РФ — светское государство, то есть в нём отсутствует государственная религия, ни одна религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Статья 14)
- Идеологический и политический плюрализм, многопартийность. Не существует официальная идеология, в стране- идеологическое многообразие, есть легальная возможность для создания партий.(Статья 13)
- Многообразие о равноправие форм собственности. В РФ равными признаются государственная, частная, муниципальная и другие виды собственности, все они имеют равную защиту со стороны государства.(Статья 8))
Таковы особенности Конституции, её основные принципы и основы конституционного строя в РФ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Независимость власти
Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.
Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.
КНИГИ
67.400
Е61
1479197
Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире : основные тенденции : / Р. В. Енгибарян ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России ; Междунар. ин-т управления. — Москва : Норма, 2010. — 495 с.
В монографии рассматриваются основные тенденции конституционного развития в современном мире. Анализируется российский и мировой опыт в данной сфере. В центре работы — теория и практика конституционных изменений в разных странах, права человека, политический режим и механизм разделения властей, проблемы судебной реформы.
67.400.5
П60
1468295
Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма : монография / А. И. Порфирьев. — Москва : Книгодел, 2009. — 294 с
: портр.
Особое внимание уделяется воздействию процессов глобализации и регионализации на содержание национального и государственного суверенитета. Анализируются проблемы регулирования реализации политического и этнокультурного самоопределения народов в Российской Федерации, а также рассматриваются пути совершенствования законодательства в целях повышения интеграционного потенциала Российской Федерации на постсоветском пространстве
66.3(2РОС)
П78
1461084
PRO суверенную демократию : [триада русских ценностей, мы и запад, новая российская элита, что такое суверенная демократия : сборник / сост. и авт. предисл. Л. В. Поляков. — Москва : Европа, 2007. — 627 с. : ил.
Круг авторов данного сборника весьма широк: ведущие российские политики, видные региональные лидеры, депутаты Госдумы, авторитетные политические эксперты и политические публицисты. Так что всех имеющих вкус к «политическому» ждет увлекательное чтение.
67.620
Р86
1414877
Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России : понятие, содержание, вопросы становления / О. Г. Румянцев, худож. О. В. Кулагин. — Москва : Юрист, 1994. — 285 с.
Монография О. Г. Румянцева — научное исследование, в котором комплексно, во взаимосвязи рассматриваются вопросы теории и практики российского конституционализма. Автор не уклоняется от обсуждения острых политических аспектов российскогоконституционализма, которые стали в последние годы причиной острой борьбы.
Исследование содержит множество отработанных моделей и развернутых норм, которые могут быть востребованы в ходе дальнейших, более взвешенных преобразований в России.
Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества
Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества. Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.
Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.
Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.
Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.
↑ Структура Конституции РФ
1. Преамбула;2. Первый раздел, состоящий из 9 глав и 137 статей:
- «Основы конституционного строя» — основополагающие начала — принципы положения личности, устройства общества и государства.
- «Права и свободы человека и гражданина» — закреплены основные права и свободы, соответствующие мировым стандартам.
- «Федеративное устройство» — особенности территориального устройства РФ, характер взаимоотношений РФ с субъектами, статус субъектов РФ.
- «Президент РФ» — условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.
- «Федеральное собрание» — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: Государственной думы и Совета Федерации.
- «Правительство РФ» — основы организации и деятельности главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной думой.
- «Судебная власть» — закрепление системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, деятельности Верховного и Конституционного судов.
- «Местное самоуправление» — основы осуществления местного самоуправления.
- «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — порядок внесения изменений и поправок в отдельные главы, пересмотр Конституции РФ;
3. Второй раздел«Заключительные и переходные положения» объединяет всего 9 пунктов.Действующая Конституция РФ была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, т. е. народом и от имени народа.
Понятие конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все право соответствует конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.
Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
II.Основы конституционного строя РФ.
Конституционное право РФ.
1. Понятие конституционного строя.
Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.
Основы Конституционного строя — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.
2. Основы конституционного строя РФ.
Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.
В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:
— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).
— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).
— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).
— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).
— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).
— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).
— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).
— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).
— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).
— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).
— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).
— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).
3. Принцип разделения властей в РФ.
Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:
— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.
— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Исполнительная ветвь власти в РФ представлена, прежде всего:
— Правительством РФ.
— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).
— Президент, правительство и министерства в республиках.
— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.
Судебная власть в РФ представлена:
— Конституционным Судом РФ.
— Верховным Судом РФ.
— Высшим Арбитражным Судом РФ.
— судами субъектов Федерации.
4. Понятие государственного суверенитета РФ.
Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.
5. Характеристики государственного суверенитета РФ.
Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:
— Верховенство РФ во внутриполитических делах.
— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.
— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.
— Самостоятельность во внешнеполитических делах.
6. Форма Российского государства.
Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.
Форма государства включает в себя следующие элементы:
— Форма правления.
— Политический режим.
— Форма государственного устройства.
6.1 Форма правление Российской Федерации.
Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.
Основные характеристики РФ как республики:
— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).
— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).
—
—
Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
- V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
- V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
- V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
- IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
- III.Общее понятие о форме российского государства.
Следующие статьи:
I. Конституция РФ.
Поправки к Конституции.
Субъекты, имеющие право предлагать изменения Конституции и внесение поправок:
- Президент.
- Совет Федерации.
- Государственная Дума.
- Правительство РФ.
- Законодательные органы субъектов РФ.
- Группа из не менее 20% членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Основные отличия от Конституции РСФСР:
- Ликвидация системы Советов.
- Изменение структуры понятия частной собственности на землю и недра.
- Ликвидация должности Вице-президента.
- Уравнение полномочий субъектов Федерации.
- Изменение срока полномочий президента с 5 до 4 лет (после 2012 года стало 6 лет).
- Ликвидация предела возраста кандидата в президенты (было 65 лет).
- Образование Федерального Собрания РФ.
- Изменение текста присяги президента.
- Изменения в названии, полномочиях и прочие перемены касательно некоторых субъектов федерации.
- Множество изменений в структуре законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.