Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. n 467-фз «о внесении изменений в закон российской федерации «о вынужденных переселенцах»

Статус беженца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Ввиду различия по гражданству, указанные категории не соотносят друг с другом, что приводит к отдельной регламентации статусов «беженец-переселенец», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженство, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах».

Кто такие беженцы и переселенцы? Согласно статье 1 ФЗ № 4528-1, беженцами признаются лица, нуждающиеся в убежище по причине наличия угрозы их преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам. Причем на родной территории такой человек не может или не хочет получить подобную поддержку, поэтому вынужден переселиться в Российскую Федерацию.

Как упоминалось выше, главное отличие беженцев от вынужденных переселенцев в отсутствии гражданства РФ. Это ключевое условие для оформления указанного статуса. Просить о предоставлении вида на жительство могут следующие лица:

  • иностранцы, которые только желают осуществить переселение на территорию России;
  • не имеющие гражданства, но желающие проживать в РФ;
  • иностранные граждане, у которых пребывание в России имеет законные основания.

Нелегальные мигранты, преступники, иные нарушители права на получение статуса переселенца иметь не будут.

ФЗ № 4528-1 также предусматривает права беженцев, поэтому гарантирует признание таких людей частью населения страны и предоставляет:

  • возможность использования услуг переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами нахождения в стране;
  • помощь при переезде, перевозке багажа;
  • одноразовую выплату беженцу, каждому члену его семьи не меньше ста рублей;
  • направление к местам временного пребывания;
  • обеспечение продуктами питания, коммунальными услугами;
  • помощь при получении медицинских услуг, лекарственных средств;
  • направление на обучение в центрах временного размещения;
  • возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.

Со своей стороны указанная категория лиц должна соблюдать положения законов России, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.

Особенности приобретения и утраты

Процесс предполагает следующие действия:

  • подача ходатайства и его предварительное рассмотрение;
  • выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу;
  • решение о признании беженцем или вынужденным переселенцем или отказ в присвоении статуса;
  • выдача удостоверения или письменное уведомление об отказе.

Если человек уже покинул место ПМЖ в связи с угрозой жизни и здоровья и хочет получить статус вынужденного переселенца, ему необходимо самостоятельно или через своего представителя подать об этом ходатайство в УФМ РФ по месту своего нового пребывания.

В случае, когда решение о переселении уже принято, но человек еще не покинул место своего пребывания, он может подать ходатайство в диппредставительство, консульство РФ в стране своего проживания для дальнейшего перенаправления его в ФМС или УФМС по месту предполагаемого дальнейшего пребывания.

После получения ходатайства миграционная служба в течение 3 дней принимает решение о его регистрации. Если поданы ходатайства от несовершеннолетних членов семьи, информация о них заносится в свидетельство одного из родителей. Решение о рассмотрении ходатайства выдается в письменном виде не более чем через 5 дней после его принятия. В это время он может находиться по месту своего ПМЖ, если подавал ходатайство, не выезжая. Или в специализированных центрах для беженцев и переселенцев.

Для приобретения статуса необходимо предоставить паспорт, заполнить специальную анкету и опросник, пройти индивидуальное собеседование с сотрудником миграционной службы. Выдача удостоверения происходит через 3 месяца. При этом свидетельство о ходатайстве забирают.

Продление и утрата статуса

Свой статус переселенец сохраняет в течение 5 лет. Далее этот срок может быть продлен, если имеются серьезные основания. Утрата статуса переселенца происходит по истечении срока его действия, при выезде на ПМЖ в другую страну. Утрата такого статуса одним членом семьи не влечет за собой утрату его всеми членами семьи. Переселенца могут лишить его статуса. Это происходит при выявлении факта подачи ложных документов или заведомо фальшивых сведений о себе.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Права переселенцев

Беженцам, зачастую, предоставляют равные права с иными иностранцами, их документируют особыми проездными документами и предоставляют гражданство в льготном порядке. Ряд стран предоставляет особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, которое предоставляется в случае массового исхода беженцев или лицам, не удовлетворяющим конвенционным критериям, но не имеющим возможности быть высланным из соображений гуманности. Беженцами не могут признаваться лица, которые совершают тяжкие преступления неполитического характера, в том числе акты терроризма. Беженца или лицо, которое ищет убежища, нельзя выслать обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец является лицом, которое не обладает гражданством Российской Федерации и которое в силу вполне реальных опасений стать жертвой из-за отличий в расе, вероисповедании, гражданстве, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политическим убеждениям находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не имеет желания воспользоваться такой защитой из-за таких опасений; или, не обладая определённым гражданством и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не имеет возможности или не желания вернуться в неё вследствие таких опасений.

Основными правовыми документами о статусе беженцев является Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, который занимается проблемами беженцев —  это Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощь беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также предоставляет Международный Комитет Красного Креста.

С 2001 года мировая общественность 20 июня отмечает Всемирный день беженцев.

Какими правами обладают переселенцы

Вообще правовой статус вынужденных переселенцев, равно как и беженцев, регулируется Женевской конвенцией, которую Российская Федерация подписала вместе с другими странами. Кроме того, российское законодательство в этом вопросе все время изменяется и совершенствуется, что выражается в упрощении процедуры легализации беженцев и всяческом содействии гражданам, вынужденным покинуть свою территорию.

Учитывая тот факт, что обозначенные лица уже являются гражданами РФ, они имеют право пользоваться всеми благами общества в другом регионе, и так же выполнять свои обязанности перед государством независимо от места их проживания.

Стоит отметить, что лица, которые покинули свой дом вынужденно, не могут быть в принудительном порядке возвращены на первоначальное место своего проживания. Точно так же они не могут быть насильно переселены в другой населенный пункт. Кроме того, все эти граждане получают возможность компенсации расходов, связанных с переселением, а также выплату пособия для обустройства на новом месте.

В процессе учебы переселенцы могут рассчитывать на получение стипендии, а вот о беженцах на этот счет в законе ничего не говорится.

Процедура получения переселенческого статуса

Удостоверение вынужденного переселенца выдается только в результате прохождения определенной процедуры:

  1. Подача прошения в уполномоченный орган.
  2. Прохождение проверки.
  3. Ожидание принятия решения.

Решение о признании заявителя переселенцем принимается на основании проведенной проверки обстоятельств, которые стали причиной его выезда из своего дома.

Кроме этого, кандидатам предстоит процедура идентификации личности, которая включает в себя дактилоскопию и проверку всех имеющихся документов.

При этом решение принимается относительно каждого члена семьи, которая ищет убежище. Если же в отношении хотя бы одного из них никаких обстоятельств, вынуждающих покинуть дом, не найдено, он все равно получит статус на основании принципа восстановления семьи.

Подается прошение лично претендентом на статус. Решение о регистрации ходатайства принимается в трехдневный период. С этого момента становится возможным получить одноразовую выплату, а также пособие вынужденным переселенцам. Кроме того, им предоставляется:

  • направление на размещение в центре для временно перемещенных лиц;
  • медицинская помощь;
  • лекарства.

Если родственников нет, тогда можно воспользоваться программой поселения вынужденных мигрантов на региональном или федеральном уровне. Но в этом случае место проживания уже будет строго привязано к тем населенным пунктам, в которых данная программа реализовывается.

Статус вынужденного переселенца предоставляется сроком максимум на 5 лет. По истечении указанного периода статус можно продлить еще на один год неограниченное количество раз.

Не стоит забывать – решение государственного органа может быть и отрицательным, то есть гражданин не будет признан переселенцем. Отрицательный вердикт всегда можно обжаловать в судебном порядке.

Примеры вынужденной миграции населения

С 1992 года началась регистрация беженцев и переселенцев. За весь период было зарегистрировано 1,4 млн человек. После того как граждане адаптируются в новом государстве с них снимается особый статус.

Интересно! В 1992 году в России начала свою деятельность ФМС.

Больше всего беженцев до 1995 года было из Таджикистана. Немного меньше из Грузии и Азербайджана.

Еще одна массовая группа эмигрантов — из Чеченской республики. С декабря 1994 года по январь 1995 ее покинули почти 260 000 человек. Впоследствии некоторая часть вернулась обратно.

Во время катастрофы на чернобыльской АЭС государство организовано проводило миграционные мероприятия и старалось максимально устроить жильцов на новых местах.

В 2020 году примером вынужденной миграции служит переселение народа из Восточной части Украины в Россию из-за военных действий.

Сейчас происходит спад миграции как в России, так и во всем мире. В связи с участившимися террористическими актами многие страны мир вынуждены ужесточить миграционный контроль. Беспрецедентные меры безопасности предпринимает и Россия.

Причины переселения

Итак, что же может вынудить законных граждан Российской Федерации искать приют вдали от своего основного места жительства? Причин тому может быть много. Назовем основные:

  • преследование на почве расизма;
  • религиозное преследование;
  • гендерная дискриминация;
  • притеснения на почве национальной и языковой принадлежности;
  • участие в определенной общественной группе;
  • преследование на основании политических убеждений.

А вот еще одно отличие от беженцев можно сформулировать так: переселенцы могут получить свой статус в силу массовых беспорядков, включая военные действия, на той территории, которую они вынуждены покинуть. Верным такое утверждение можно считать и по отношению к беженцам, но они, к сожалению, вынуждены бежать за пределы своего государства.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Масштабы ситуации в России

Но обострились межнациональные отношения, участились расовые конфликты. Это привело к увеличению числа не репрессивных миграций.

В связи с недавними событиями в Украине УФМС (Управление Федеральной Миграционной службы) приходится рассматривать большое количество заявок с прошением о принятии статуса беженца или предоставлении временного убежища.

В России растет количество эмигрантов (людей, покидающих страну). Граждане, не сумевшие принять нестабильную экономическую и политическую ситуацию, чаще всего выбирают такие страны для переезда как США, Германия, Израиль.

Наблюдается высокий уровень нелегальной иммиграции из ближнего зарубежья. Эти люди прибывают в РФ с целью заработка, нарушая закон уже при въезде через границу.

Во внутренней миграции очевиден большой приток в регионы с высокими заработными платами и уровнем жизни: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область. Не менее важным для россиян кажутся природные и климатические условия, поэтому популярными регионами для иммигрантов стали Краснодарский и Ставропольский край.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Источник

Пенсии переселенцев

Особенно тяжело дается переселение пожилым людям. Помимо проблем со здоровьем их интересует материальное обеспечение, которое полагалось им законодательно по месту проживания, а именно пенсия.

В России существуют нормативные акты, которые регулируют этот вопрос и закрепляют право получения пенсии на новом месте жительства в полном объеме. Для иностранцев, которые вернулись на свою историческую родину, размер пенсии должен соответствовать тому, который получал пенсионер по месту своего прежнего места жительства. Но при этом необходимо представить документы, подтверждающие прекращение таких выплат на прежнем месте жительства.

Следует получить документ, удостоверяющий статус переселенца, справку о прекращении начисления пенсии на прежнем месте жительства. С этими документами нужно обратиться в Пенсионный фонд.

Для внутренних переселенцев размер пенсии может изменяться в зависимости от бюджета региона, в который переехал человек. После оформления статуса переселенца и подачи всех документов, пенсионеру следует оформить банковскую карту, на которую будет зачисляться пенсия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector