Пути разрешения конфликтов

Правила поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.

Типы поведения:

  • Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;
  • Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;
  • Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;
  • Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;
  • Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;
  • Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.

Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.

Нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.

Конфликт — стресс несоответствия

И вот наше «высшее Я». Которое в нас постоянно проявлено. С этим его прекрасным знанием о том, какие мы на самом деле, вступает в диссонанс с нашим эго. А эго как раз ощущает себя прямо скажем вовсе не прекрасным. Не любимым, не хорошим, не ценным. Даже, напротив, подчас никчёмным, плохим. Несоответствующим каким-то усвоенным этим же эго убеждениям и так далее.

Как раз это несоответствие между Истиной и наносным ошибочным мнением о себе и жжёт калёным железом. Оно заставляет злиться, расстраиваться, психовать. Заставляет  доказывать другим то, что ты супер вообще-то. И пусть глаза свои разуют наконец-то уже.

Но источник неприятия не в других — они трансляторы, не больше. Источник принятия себя — в себе же. Только вернув мнение о себе как о любимой непререкаемой ценности, просто по факту своего рождения в этом мире. Человек перестаёт получать «сигналы несоответствия» от ретрансляторов. Он перестает испытывать душевную боль от конфликтных ситуаций.

Неправильные способы решения конфликтных ситуаций

Перед тем как рассмотреть правильные способы разрешения конфликтов, нужно обратить внимание на неверные, чтобы по возможности их избегать

  1. Поиск виновных в сложившейся ситуации. Не стоит выгораживать себя и делать невинной жертвой, а всех вокруг плохими. Скорее всего, такой человек сам провоцирует окружающих на конфликт, подогревая и подначивая их. Возможен вариант, что этот подстрекатель сам может не осознавать своей вины и искренне считать себя жертвой. И вместо того чтобы найти ответ на вопрос, что делать для решения разногласия, идет поиск ответа на вопрос, кто виноват.
  2. Если сторона конфликта ставит свои интересы выше остальных и не желает считаться с мнением и желанием других. В этом случае конфликт интересов неминуем.
  3. Молчание и отказ произнести свои требования и желания. Человек, который придерживается такого метода решения ссор, должен знать, что окружающие его люди не умеют читать мысли и угадывать его желания.

Что такое конфликтология?

Там, где встречается как минимум два человека, возникает конфликт. Он практически неизбежен в любых отношениях. Наука, изучающая причины развития, предупреждения конфликтов, называется конфликтологией. Она опирается на то, что люди не всегда руководствуются целесообразными причинами. Нередко конфликт разгорается на иррациональных эмоциях. Таким образом, спор возникает практически всегда в стрессовой ситуации или эмоционально напряженной обстановке.

Конфликт возникает в ситуации, когда ограничиваются или не удовлетворяются интересы конкретного индивида или группы. Вот почему многие психологи пытаются выявить основные причины, из-за которых возникают конфликты между людьми в той или иной ситуации. Если понимать, по каким причинам возникают споры между людьми, то можно проводить их профилактику, создавать условия, чтобы не возникал конфликт.

Способы предупреждения включают нейтрализацию или трансформацию агрессивных эмоций, намерений и установок. Способы разрешения конфликтов включают методы предотвращения развития и пути разрешения, которые осуществляются конкретно самими участниками спора.

Основными способами разрешения конфликтов можно назвать:

  1. Юмор. Смеяться нужно над тем, что возник конфликт, а не над личностью оппонента. Следует отличать юмор и сарказм.
  2. Психологическое «поглаживание». Нахождение в оппоненте положительных качеств.
  3. Компромисс – соглашение с позицией оппонента ради нахождения взаимно выгодного решения.
  4. Ультиматум – категорическое требование, в случае с отказом которым может наступить некое плохое действие.
  5. Третейский суд. Приглашается третье лицо, которое рассмотрит в ситуации то, что ранее не замечалось участниками.
  6. Подавление – разрыв связи с оппонентом. Считается самым неблагоприятным способом, поскольку участники просто уходят от проблемы, переставая общаться.

И в конфликте можно найти пути сотрудничества. Если их не находят, то это вовсе не значит, что их нет. А ведь многим людям кажется, что невозможно взаимодействовать с тем человеком, с которым они ссорятся. В момент конфликта хочется убежать от того человека, который раздражает и не соглашается с вами. Но ведь до этого он был приятным для вас собеседником, вы находили общий язык. А это значит, что вы общаетесь с человеком, с которым можно сотрудничать.

Нет тяжелых людей, есть только те, с кем вы не захотели найти общего языка. Все люди разные, соответственно, и желания, и мотивы поведения людей тоже разные. Есть люди, с которыми вы легко находите общий язык, а есть те, кто будто жил совершенно не такой жизнью, как вы. «Ну, нет ничего общего у меня с этим человеком», — говорите вы, называя кого-то «тяжелым» человеком. Но «тяжелых» и «легких» людей не бывает, есть просто те, с кем вы быстрее сходитесь по мировоззрению и образу жизни и с кем медленнее находите точки соприкосновения.

Выход из конфликта можно найти всегда, просто люди не всегда его ищут. Почему? Потому что выход из спорной ситуации они видят только в том, чтобы оппонент согласился с их условиями и отказался от своих. Но ведь точно так же думает и оппонент: «Мое мнение правильное, поэтому это он должен отказаться от той ерунды, которую мне рассказывает». Каждая из сторон считает свое мнение единственно правильным. И выход из конфликта не находится, поскольку никто не готов уступать или сотрудничать.

Уступки – это отказ от чего-то ради обретения соглашения. Сотрудничество – это объединение всех пожеланий. Пойти на уступки намного легче, поскольку людям сразу видно, от чего им нужно отказаться, чтобы спор завершился. А вот начать сотрудничать намного сложнее, поскольку объединить два противоположных друг другу мнения не всегда получается. Но лучше пойти на уступки, чем вообще ничего не сделать и оставить вопрос нерешенным. Главное – это желание самих оппонентов искать выход из ситуации, а не просто вести бесполезную ссору.

Стратегии поведения в конфликте

Конфликты в межличностных отношениях были, есть и будут. Но также существуют и способы их разрешения. Во-первых, следует осознать, что конфликт – есть. А далее – выбрать путь решения этой проблемы.

Стратегия поведения — это ориентация личности или группы людей по отношению к к., выбор определенной тактики поведения в сложившихся условиях.

К. Томас и Р. Килманн типизировали пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации, положив в основу классификации степень достижения цели и меру учета интересов противника:

1) Избегание/Уклонение — стремление не участвовать в решении к. и отстаивать собственные интересы, желание выйти из конфликтной среды.

2) Приспособление — старание смягчить к. и сохранить взаимоотношения, не сопротивляясь давлению другой стороны (особенно распространенно между подчиненными и руководителем).

3) Соперничество/конкуренция – достижение своих желаний в ущерб другому.

4) Компромисс — нахождение золотой середины благодаря взаимным уступкам.

5) Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

Некоторые психологи отдельно выделяют: подавление и переговоры, но такое дополнение не получило широкого распространения.

Стадии конфликтной ситуации

Стадии конфликтной ситуации можно условно поделить следующим образом:

  1. Латентная стадия. Она представляет собой предпосылки для возникновения разногласий, которые говорят о возникновении конфликта. К ним можно отнести проблемы с передачей информации, окружающую обстановку, особенности характера и мировоззрения. Эти факторы не являются поводом для развития конфликтной ситуации, но представляют собой отличную почву, на которой может разгореться спор.
  2. Непосредственно конфликт. Во время него две (или более) стороны желают доказать свою правоту и высказать мнение. На этой стадии разногласия становятся очевидными, а эмоции проявляются максимально активно. В каком русле будет развиваться ситуация зависит только от подготовленности сторон. Зачастую люди в это время руководствуются эмоциями, а здравомыслие и логика отступают на второй план.
  3. Разрешение проблемы. На этой стадии оппоненты понимают, что необходимо разрешить сложившуюся ситуацию, чтобы прекратить спор. Разрешить конфликт можно посредством сотрудничества, компромисса, насилия, конфронтации и избегания конфликта.
  4. Постконфликтная стадия. Данная стадия подразумевает окончание противоборства сторон, подведение итогов. Если во время конфликта удалось достичь согласия и понимания, то стороны могут сохранить доброжелательные отношения.

Пути разрешения социальных конфликтов

Общественные противоречия, в зависимости от вида, решаются в семье, коллективе или государстве. Особенно значимыми являются конфликты, касающиеся внутренней и внешней политики государства.

Правительство страны обязано создать такие условия, чтобы не было противоречий в обществе, приводящих к возмущению, забастовкам и революциям. А внешнюю политику строить таким образом, чтобы находиться в добрососедских отношениях с другими странами и образовывать с ними тесные связи.

Разрешать и предотвращать конфликты, не допуская усугубления и глобализации должна правильная социальная государственная политика, используя все возможные методы.

Способы разрешения социальных конфликтов:

  1. Создать условия для того, чтобы избежать спора. Для этого при нарастающем напряжении, необходим физический и психологический уход от конфликта. Здесь будет уместен способ разрядки излишне эмоциональной обстановки всеми доступными вариантами.
  2. Проведение переговоров. Стороны, используя попытки достичь компромисса, в соответствии с международным законодательством, пытаются договориться при участии наблюдателей и свидетелей, о волнующем вопросе. Конечным результатом любых переговоров является официальное заключение договора, который становится важным юридическим документом, предупреждающим или разрешающим конфликт.
  3. Приглашение посредников. Опытная сторона, обладающая правами и знаниями, помогает сторонам договориться и достичь консенсуса в споре.
  4. Сдача позиций. Одна из сторон конфликта временно устраняется от разрешения спорной ситуации, так как у нее иссякли силы, нет достаточно методов и закончились аргументы.
  5. Судебное разбирательство. Органы суда помогают в разрешении спора на основе действующего законодательства.
  6. Сближение позиций сторон. Необходимо обсуждение сложившейся ситуации и взаимный поиск выхода из тупика.
  7. Демонстрация силы перед противником. Здесь подразумевается использование силовых структур, а также вооруженное принуждение пойти на уступки.

Чтобы социальные противоречия не наносили обществу вред и не разрушали гармонию, желательно их предотвращать. Необходимо вовремя выявлять причину спора, цели, которые преследуют каждая из противоборствующих сторон.

Субъектам необходимо стремиться к преодолению разногласий, находить любые пути выхода из сложившихся конкретных условий, с учетом индивидуальных особенностей характера личностей противоборствующих сторон.

Пройди тест

Что такое пути разрешения конфликтов?

Нет ни одного человека, который хотя бы раз в своей жизни с кем-то не поспорил. Абсолютно все люди конфликтуют. Различается лишь количество подобных ситуаций. Однако абсолютно все периодически сталкиваются с необходимостью находить пути разрешения конфликтов, которые в их жизнях возникли. Что это такое? Это способы выхода из сложившейся ситуации наиболее благоприятным для себя способом.

Конфликты возникают в жизни каждого человека, что вполне естественно, поскольку у каждого индивида есть свои желания, интересы, потребности, чувства и т. д. Если действия или слова другого человека ограничивают или запрещают реализовываться потребностям и желаниям индивида, тогда он начинает сопротивляться, что также естественно. Никто не обязан жертвовать своими интересами, чтобы удовлетворялись чужие желания. И чем более категорична подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт.

Вполне нормально, что один человек не заметит, как своими словами или поступками ограничил свободу другой личности. В такой ситуации, если человек понимает некоторый вред своего действия, он может попросить прощения. Однако конфликт – это нежелание двух и более сторон уступать оппоненту, мириться с ограничениями и отсутствие желания идти на компромисс.

Поначалу люди всегда ссорятся, поскольку не желают в чем-то себя ограничивать и от чего-то отказываться. Чем более жесткой является подобная позиция, тем сильнее разгорается конфликт. Споры быстро разрешаются между людьми, которые понимают, что окружающие имеют право на реализацию своих интересов, поэтому следует согласовывать свои поступки с ними, чтобы им не мешать и при этом не получать сопротивления.

Однако есть люди, которые редко признают ошибочность своих действий и не желают слышать интересы и желания окружающих. В таких ситуациях конфликт не только разгорается, но и длительное время не проходит.

Конфликты вполне нормальны, поскольку поначалу люди могут не замечать, как своими желаниями заходят на территорию чужой свободы и личных интересов. Вот почему конфликтов не следует бояться. Проблема заключается в другом: как люди устраняют конфликты?

Конфликтов не следует избегать или игнорировать:

  1. В первом случае человек не сможет полностью избавить себя от споров. Можно таким образом лишь минимизировать количество конфликтов.
  2. Во втором случае игнорирование не позволяет человеку устранить ситуацию, которая может над ним нависнуть и длительное время не давать спокойно жить.

Конфликты будут возникать абсолютно у каждого человека

И здесь важно уметь их разрешать, то есть находить такие способы взаимодействия, когда люди не будут совершать деструктивные и противоправные поступки, а также сам предмет спора исчерпает себя, поскольку интересы всех сторон будут учтены и реализованы в той или иной степени

Разрешение конфликтной ситуации путём действенных практик

Конфликтные ситуации и способы их разрешения есть различные. Если уж совсем «клокочет» и вы не можете думать ни о чём другом, кроме как о жгучей обиде и обстоятельствах произошедшего, не держите в себе, выпишитесь. Лист бумаги, а то и целая пачка возьмут на себя роль вашего благодарного и молчаливого слушателя.

С ними можно не подбирать слова и не стесняться в выражениях. Вы же сможете снять статику и существенно облегчить своё состояние. После — измельчить свой гневный опус и спустить в унитаз. Потом бегом в душ. Представьте, как стекающая вода смывает с вас гнев и то, что уже осталось в прошлом.

Конфликтные ситуации и способы их разрешения обычно тяжелы для нас. Весомым подспорьем в создании благоприятной атмосферы является практика симорон. Суть её заключается в том, что человек-источник своей реальности, осознанно направляет свои мысли о ком-либо в лёгкое, позитивное, радостное, а подчас и смешное русло.

Смех и искренняя радость имеют наравне с благодарностью самые высокие частоты и способны напитать ситуацию позитивной энергией, давая ей импульс на выправление. Безусловно действенной в этом вопросе зарекомендовала себя практика «Декоратор», которая проста и приятна в исполнении.

Для этого нужно расслабиться. Несколько раз глубоко и легко вдохнуть-выдохнуть. Далее в спокойном равновесии с самим собой, в состоянии благодарности к человеку за урок и к жизни. За то хорошее, что уже в ней есть, начать фантазировать.

Станьте ребенком на миг

Ваша задача в своём внутреннем состоянии как можно ближе приблизиться к ощущениям маленького резвящегося ребёнка.  Который почти всегда искрит радостью и творит. Он раскрашивает свой Мир без ограничений. Опираясь только на своё видение. Чем больше в вас игривой непосредственности, тем больше живительной энергии. Она будет направлена вами подсознательно на гармонизацию.

Если вы хотели бы сменить на рабочем месте прохладную атмосферу взаимоотношений с коллегами на тёплую и дружественную, то представьте с чувством и в деталях, как вы, придя пораньше в офис, расставляете на столах букетики с прекрасными ароматными цветами.

Фантазируйте с пользой для дела

Как вы дарите уже пришедшим на работу коллегам подарки. Причём не абы что, а то, что, по вашему мнению, необходимо конкретному человеку

Для этого, кстати, неплохо бы в реальной жизни проявлять к коллегам внимание. Подмечать привычки, чаяния и желания каждого

Ничто так не настраивает на позитивный лад, как то, что ты интересен. Что о тебе проявляют заботу. Даже если процесс идёт на уровне мысли и пока не материализован. Он уже чувствуется людьми на уровне ощущений и расслабления. При этом в соображениях «что бы подарить» не зацикливайтесь на образе материальной вещи.

Если конкретного сотрудника по вашему мнению больше всего обрадовал бы отдых, «подарите» ему  отдых. Подарите путёвку в роскошный санаторий. Вместе с образом подписанного заявления на отпуск.

Плюс нафантазируйте официально оформленное дозволение на возможность ежедневно поспать. Выспаться часок-другой в специально отведённой комфортной «релакс»-комнате. Чтоб прямо посреди рабочего дня. Нету такой комнаты? Создайте!

Если другого тяготит однообразие и рутина, вообразите в офисе расслабляющую и настраивающую на позитив музыку. Смените интерьер, раскрасьте его новыми красками.

Третьему, кто, может быть, недоволен своим рабочим местом, поставьте шикарный мебельный гарнитур с ортопедическим креслом и передовой техникой

Да пусть хоть пилинг пяток тайскими рыбками будет под столом — не важно. Важно то, чтобы вам было смешно

Было радостно от того, что вы видите в своём воображении, как светлеют лица. Теплеет взгляд и расцветают улыбки.

Если в состоянии дисбаланса отношения с каким-то конкретным человеком, то помимо выше обозначенных действий, попробуйте сделать следующее. Вообразите человека в том образе, который вас смешит. Или вызывает желание улыбнуться и расслабиться. Это может быть клоунский нос, нелепая одежда. Или простое осознание того, что перед вами человек, который в детстве, сидел на горшке. А то и песок ел. Он обычный, как все дети.

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Методы решения конфликтов

Психологи выделяют пять основных способов выхода их конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество и уход. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, и в разных ситуациях человек может выбирать различные варианты поведения.

Соперничество. Этот способ предполагает борьбу между оппонентами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику ни при каких обстоятельствах. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга.

Такой способ можно применять человеку, который имеет возможность заставить соперника принять свою точку зрения (например, начальник или человек, который физически сильнее своего оппонента). Также этот способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя.

Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия.

Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации. В некоторых случаях приспособление является самым разумным решением.

Сотрудничество. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон.

Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все они готовы работать над результатом, а также когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов. Уход. В этом случае человек просто уходит от конфликта без попытки решить его

Этот способ можно применять, когда нет никаких аргументов для спора, нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений

Уход. В этом случае человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет никаких аргументов для спора, нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.

Причины возникновение конфликтных ситуаций самое главное!

В этой статье вы узнаете:

Главное и основное, что нужно знать не только о теме конфликтных ситуаций, но и о механизме возникновения жизненной реальности в целом, это то, что всё проявленное в окружающей действительности есть отражение вашего же внутреннего состояния. Получается, что межличностные конфликтные ситуации представляют сбой отражение нас сами же. И их разрешение в наших руках!

Вы сами создатель своей реальности. Без вас ни листик с дерева не опадёт, ни кошечка в кустах не пробежит. Тем более это касается моментов, когда вам либо хорошо от какого-либо взаимодействия, либо явно плохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector